Скрыть
Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть

Посему особенно надлежит нам быть внимательными к словам, кои мы слышали от Сына, дабы не отпасть и нам, как прежний народ.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-3 Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем. Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание, праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим о толицем нерадивше спасении; еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися

Посему, так как глубоко и важно все относящееся к воплощению, должно нам «лишше внимати», чем, говорит, мы внимали закону. «Да не когда отпадем», то есть отпадем должнаго и спасительнаго пути. - «Глаголанное Ангелы слово». Или относительно закона говорит, что он дан был через Ангелов, как и в послании к Галатам говорит: «преподан через Ангелов» (Гал. 3:19), именно при их участии, или относительно глаголаннаго от Ангелов другим, как, например, о содомлянах, на месте плача при Судиях, когда явился Ангел Господень к Израильтянам и обличил беззакония их. Ибо должно, говорит, всех истребить, а вы даже и союз заключили с ними. Посему не истребит Бог оставшиеся народы. Услыхав это, они восплакали единодушно. Отсюда и «плачем» названо место то. Он же говорит следующее: ибо если «глаголанное Ангелы» сбылось и имело исполнение, то насколько более сбудется глаголанное Сыном Божиим? - «Праведное мздовоздаяние», то есть наказание. Вот что говорит он: если глаголанное Ангелы в Ветхом Завете исполнилось и прегрешившие все получили (возмездие), то какое будем иметь прощение мы, видя тех, получивших возмездие, и нерадя? - «О толицем нерадивше спасении». Не блага земли обетованной как Ветхий Завет (даруются), но Царство Небесное и сыновство. О «спасении» же, говорит, показанном и открытом Христом, то есть о вере в Него. «Толицем» же, сказал, «спасении», показывая, что в Ветхом Завете не таково было спасение. - «Глаголатися от Господа». Затем показывает истинность его (спасения). Ибо не кто другой, говорит, послужил ему, как например Моисей в Ветхом Завете, но Сам Христос. - «Слышавшими». Слышавшими принесенное нам упрочилось и принято с верою. Кто же это «слышавшие»? Божественные, очевидно, ученики. Чтобы не смутить, не говорит, что и он сам слышал от Христа, хотя и слышал.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному

Так как, говорит, настолько велико превосходство говорившего нам Сына пред пророками и ангелами, служителями Ветхого Завета, то сказанному Им должно внимать больше, чем закону. Но прямо он не сказал этого, чтобы не поразить их в начале; он предоставил им делать заключение об этом из последующего. Говорит это, не сравнивая Ветхий Завет с Новым, - нет, но против мнения тех, которые с большой славой отзываются о Ветхом Завете и пренебрегают Новым.

Чтобы не отпасть

То есть, чтобы нам не погибнуть. Выражение заимствовал из Притчей: сын мой, говорит Премудрый, не упускай (Притч. 3:21), выражая и легкость отпадения, и тяжесть погибели. Ибо отпадшее трудно восстановить.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем

Так как то, что относится до вочеловечения (Христа) заключает в себе глубокий и тонкий смысл; то мы должны быть гораздо боле к этому внимательны, нежели как были внимательны к (ветхому) закону, «чтобы не отпасть», то есть не уклониться от своего долга и от пути, ведущаго к спасению.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть

«Посему…» - увещание к вниманию относительно слышанного выводится как практическое заключение для читателей из вышесказанного о превосходстве Иисуса Христа пред Ангелами по власти и достоинству. - «К слышанному» - не только в I главе, но вообще в проповеди евангельской о спасении. - «Чтобы не отпасть…» mh pote parapuwmen… - слав. да не когда отпадем..., чтобы не пройти мимо совершающегося дела спасения, не лишиться участия в этом спасительном течении, не удалиться от него и не погибнуть.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? 

Высказывая в 1–4 стихах увещание к читателям о внимательном отношении их к Евангельской проповеди, Апостол совершает это с полнотой словесного воздействия, влияя на все чувства и способы восприятия их. Прежде всего, это внимание представляется как необходимое следствие величайшего достоинства и значения Посредника этого учения, несравненно высшего, нежели ангелы; далее идёт устрашение наказанием, убеждение очевидной силой этого учения и его проповедников.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла


Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. (Евр.2:1)

В 1 стихе особенно характерно выражение: μὴ ποτέ παραῤῥυῶμεν (да не когда отпадём). Глагол παραῤῥέω собственно значит течь мимо. Поэтому в отношении к спасению – это значит, чтобы не пройти мимо совершающегося дела спасения, не лишиться участия в этом важном течении спасительном, не удалиться от него и не погибнуть.

священник Николай Рудинский (†1937)

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
Так как Христос выше ангелов, то наша нравственная обязанность, говорит святой Павел, быть особенно внимательным к Его учению, слышимому из уст Его благовестников - Апостолов, чтобы в противном случае, при невнимании к нему, не отпасть от веры и не погибнуть.
Далее святой Павел указывает основание к такому увещанию
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible