Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 5:24
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
Святые отцы
- Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Итак, мы узнаём, что и Енох, угодный Богу, был взят Им, как о том свидетельствует Книга Бытия и говорит Божественное Писание: и угодил Енох Богу, и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5:24).
Это и означало быть угодным в глазах Бога: заслужить быть взятым от скверны мира.
Но и через Соломона Святой Дух учит, что угодные Богу быстрее уходят и скорее освобождаются, чтобы не оставаться долее в этом мире и не скверниться прикосновениями мира. Он был взят, чтобы нечестие не переменило его разума.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог
Сказав о том, что Адам родил Сифа, Сиф - Еноса, Енос - Каинана, Каинан - Малелеила, Малелеил - Иареда, Иаред - Еноха, Писание говорит: И угоди Енох Богу, и не обреташеся. Иные толкуют, что Енох в виду (на глазах) Адама был преселен в рай: как для того, чтобы не подумал Адам, будто бы Енох убит, подобно Авелю, и не скорбел, так и для того, чтобы утешился он о своем праведном сыне Авеле и уразумел, что все ему подобные или до смерти еще, или по воскресении вземлются в рай.
Григорий Богослов, свт. (†389)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Енос надеялся призывать Господа, и заслугу его составляло упование, причем упование не относительно ведения, но призывания. Енох же был взят [Богом], но постиг ли естество Божие или еще постигнет - это неизвестно.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Дух Святой сошел и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные (Деян. 2:2-3). Благи истинные крылья, крылья любви, говорившей устами апостолов, и благи крылья огня, изрекавшего чистую речь. На этих крыльях был восхищен Енох на небо; на этих крыльях вознесся Илия на огненной колеснице, запряженной огненными конями (4Цар. 2:11). На этих крыльях Господь Бог спустился в виде огненного столба и вел народ праотцев (Исх. 14:24). Эти крылья были у серафима, когда взял он горящий уголь с жертвенника, и прижег уста пророка, и очистил его от грехов и нечестия (Ис. 6:6). Этими же крыльями огня были… крещены народы, как о том свидетельствует Иоанн, говоря о Господе Иисусе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3:11).
…Енох верил и надеялся, призывая Бога, и потому считают, что Бог взял его. Итак, человеком может быть лишь тот, кто уповает на Бога. Явное и верное толкование говорит о том, что уповающий на Бога не остается в земле, но как бы возносится и соединяется с Богом.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Не говори и ты: я облечен плотью, не в силах одержать победу и трудиться ради добродетели. Не осуждай Творца. Ведь если бы плоть делала невозможной добродетель, мы не были бы к ней призваны. А то, что плоть не делает добродетель невозможной, являет нам сонм святых. Вот и Павлу плотская природа не помешала стать тем, кем он стал; и Петру - получить ключи от небес. И Еноха, облеченного плотью, Бог взял, и не стало его.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Затем Писание сообщает, что спустя какое-то время жил праведный Енох. Он был настолько праведным, что не познал нынешней смерти, но был особо восхищен в бессмертие из среды всех смертных. Этим примером явлено, что один праведник дороже Богу, чем сонм грешников.
Нил Синайский, прп. (†430)
И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог
Спрашиваешь меня, как можно телу тленному воскреснуть нетленным? И я тебя спрошу: как тающая и тленная манна, заключенная Моисеем в золотую стамну, пребывала нетленною? Явно, что было сие по Божию изволению и силою Божиею. Сею же силою и Енох, будучи смертным, «преложен» (Быт. 5:24) и доныне сохранен бессмертным.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 17-19, 23-24, 26; 5:8-9, 11-12, 14-15, 17-18, 24 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Енос жил девяносто лет и родил Каинана. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Достойно того, чтобы мы занялись исследованием и о роде, происшедшем от того и другого, то есть от Каина и от Сифа: потому что и отсюда может выйти нечто служащее нам на пользу. Написано же так: И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. В этих словах ты имеешь ясное повествование о потомстве Каиновом. Посмотрим теперь, какое потомство происходило от Сифа. Написано же опять так: Сиф жил сто пять лет и родил Еноса (5, 6), о котором Священное Писание говорит: тогда начали призывать имя Господа. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Енос жил девяносто лет и родил Каинана. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха (5, 8-9, 11-12, 14-15 и 17-18). Затем сказано: И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (ст. 24). Итак, обрати внимание и прежде всего прочего на то, как именуются происшедшие от Каина, и как идет повествование о преемстве родов его: здесь не указывается ясно, на какое число лет простиралось время жизни каждого, как это сделано в отношении к происшедшим от Сифа. В отношении к последним точно указывается время жизни каждого, сколько он жил как прежде рождения детей, так и после того, о чем всякий обстоятельно и точно может узнать из Священных Писаний. Итак, это также может служить ясным для решившихся вообще правильно судить о сем указанием на то, что Бог не терпит того, чтобы знать жизнь любителей греха. Они услышат Христа, говорящего с Божественного судилища: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25, 12; 7, 23), хотя ничто, подлежащее ведению, не проходит мимо Бога всяческих. Но ведая, Он не ведает любителей греха по причине чрезмерного отвращения к ним. Поэтому-то и умолчано время жизни потомства Каинова: потому что они не сделали ничего достойного памяти; но, по всей вероятности, сделали то, что могло бы служить во вред для тех, которые стали бы читать сведения о них. Таким образом весьма справедливо, что они не удержались в памяти у Бога. И напротив, Он за важное считает знать точно жизнь святых, и ничто, думаю, из относящегося к ним, не может ускользнуть от чистого ума Божественного. А удостоверит нас в этом Господь наш Иисус Христос, говорящий: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 29-30). Если же Бог обращает внимание и на число волос наших, так как ясно знает все, касающееся нас, и заботится о нас, то каким образом Ему могло бы быть неизвестным время самой жизни? Ибо очи, сказано, Господни [обращены] на праведников (Пс. 33, 16). И второй прямо после Каина Енох имел на земле город соименный себе, тогда как святые считали как бы за похвалу думать и говорить: ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего, которого художник и строитель Бог (Евр. 13, 14; 11, 10). Жизнь в этом мире они считали и называли пресельничеством. Так божественный Давид поет в одном месте: Отступи от меня, ибо странник я у Тебя [и] пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38, 14-13). А о тех, которые помышляют земное, он в 48 псалме говорит: называют своими именами в родах своих (ст. 12). От Сифа произошел божественный Енос, о котором написано: тогда начали призывать имя Господа своего (Быт. 4, 26), ибо род во Христе свят и священен и живет в уповании славы, которая превыше человека. Хотя мы и от земли, однако призваны к сыноположению у Владыки всех и к тому, чтобы быть братьями Христа, Который ради нас соделался подобен нам, дабы и мы ради Его находились в лучшем положении и приобрели славу, превысшую человека, то есть именовались бы богами, очевидно по благодати и человеколюбию. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего — все вы (Пс. 81, 6; Ин. 10, 34). Так и Енос «упова» быть названным от других по имени Господа Бога своего, то есть богом. Поскольку он заслуживал удивление, отличаясь славою святости, то и наименовали его богом некоторые из наиболее благорасположенных, желавшие увенчать его высшею почестью. Так речь наша пусть приближается к своей цели. Что иудеи, представляющие собою образ потомства Каинова, существуют, это известно всех Богу, а что они не написаны в книге животной, это может быть ясно из умолчания о жизни потомства Каинова. Что, напротив, род во Христе написан и находится в памяти у Бога, это, как я думаю, ясно может быть доказано написанием жизни праведных, разумею потомков Сифа. И второй прямо после Каина Енох имел город, названный по его имени: ибо только об одном земном помышляют несчастные иудеи, не знающие Церкви первородных и не стремящиеся к вышнему граду. Напротив, очень великую стяжал славу происшедший от Сифа, то есть Енос: ибо именуется даже и богом. Такою же славою обогатились и мы, с верою прибегающие ко Христу и твердо держащиеся упования на Него. К сказанному я присоединил бы еще и другое необходимое замечание. Если бы кто захотел вести родословие потомства Каинова и Сифова, предположив Адама как бы некоторым корнем того и другого, то нашел бы Ламеха седмым в числе происшедших от Каина, а Еноха седмым в числе рожденных от Сифа. Исчисление рожденных от того и другого имеет такой порядок: Адам, Каин, Енох, Гаидад, Мавиаел, Мафусал, Ламех. А с другой стороны: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох. Итак, мы видим, каким является каждый из них. Ламех имел общение с женами своими, говоря: послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Быт. 4, 23-24). Праведный Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу (Евр. 11, 5). То есть в последние времена, в которые явилось субботство во Христе, Израиль оказывается полным страха и боязни наказания, как убивший мужа и судимый за кровь святую; притом даже гораздо более, нежели сам Каин. Ибо этот, согрешивший против одного из подобных нам, соделался повинным семикратному отмщению; а тот, нечествовавший против самого Еммануила, гораздо большему подлежит наказанию. От Каина отмстится седмицею, а от Израиля семьдесят седмицею: потому что нечестию соответствует и наказание. Стяжавшие же славу во Христе чрез веру во время пришествия Его уже не обретутся, когда их будет искать сатана. Ибо они преложены будут от Бога к несравненно лучшей и славнейшей жизни, от смерти и тления к долговечной жизни, от помышления о плотском к желанию делать угодное Богу, от бесчестия к славе, от немощи к силе, во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Куда Бог всяческих взял Еноха?
Не нужно доискиваться того, о чем умолчано, надлежит же довольствоваться написанным. Но думаю, что Бог всяческих сделал это в ободрение подвижникам добродетели. Поскольку Авель, первый сделавшись плодом правды, преждевременно посечен и с корнем исторгнут, надежда же воскресения не ободряла еще людей, то Бог всяческих преложил благоугодившего Еноха, и отлучил от жития смертных, чтобы каждый из вознамерившихся жить благочестно, как одаренный разумом, рассуждал, что Почтивший Еноха, как правдивый и всем управляющий правдиво, не оставит без награды и Авеля.
Посему-то одному попустил быть умерщвленным, а другого преложил, чтобы возвещением об Енохе провозвестить будущее воскресение. Ибо кто в этой жизни не получил воздаяний за добродетель, тот, очевидно, приимет их в другой жизни.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
И не стало его, потому что Бог взял его. Некоторые иудеи, принимая сии слова так, как бы они значили то же, что Бог взял душу его (3Цар. 19:4), приписывают Еноху смерть естественную, но притом внезапную и несчастную. Филон (L. de Abraham) иносказательно излагает оные о нравственном обращении Еноха к Богу и удалении от общества человеческого. Но дабы иметь лучшее понятие о кончине Еноха, обратиться должно к кончине Илии, которого также взял Господь (4Цар. 2:5). Должно думать, что и в первом по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста смертное поглощено было жизнью (2Кор. 5:4), некоторым благороднейшим образом, нежели тем, который мы называем смертию телесного.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Значит, постоянное место пребывания человека не на земле, а в другом месте; значит, надобно только угодить Богу – и мы оставим мрачную землю, рано или поздно. А где будут люди, прогневляющие Бога своими беззакониями? В преисподних земли.
Георгий Константинович Властов (†1899)
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
Многие мыслители указывают на тот важный факт, что Енох имел, при краткости жизни своей, детей, и видят в этом особое благоволение Божие к брачной жизни, сохраняемой в целомудрии и чистоте. «Дабы иметь лучшее понятие о кончине Еноха, – говорит м. Филарет, – обратиться должно к кончине Илии, которого тоже взял Иегова (4Цар. 2:11). Должно думать, что и в Енохе по достижении внутреннего человека его в предопределённую меру благодатного возраста смертное поглощено было жизнию (2Кор. 5:4) некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертию телесною» (стр. 172). Взятие Еноха на небо по весьма кратковременной относительно жизни за то, что угодил Богу, было в высшей степени знаменательное для древнего мира явление, в котором ему осязательно давалось понятие о блаженной жизни за гробом, и сама жизнь, считавшаяся столь драгоценною праотцами, что долгие дни считались благословением, отодвигалась на второй план.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала
«Енох… родил Мафусала…» В дословном переводе с еврейского это имя, по мнению авторитетных гебраистов, значит: «муж стрелы, человек оружия». Так как, по более вероятному вычислению, Мафусал погиб в самый год потопа, то и находят возможным видеть в его имени символическое предуказание его смерти от этой стрелы божественного гнева, т. е. от потопа. И это тем более вероятно, что отец Мафусала - праведный Енох, по словам Апостола Иуды (Иуд. 1:14-15), пророчествовал о потопе и, следовательно, в духе этого прозрения легко мог дать соответствующее имя и своему сыну.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ст. 4-24 Быша же дние Адамовы, яже поживе, по еже родити ему Сифа, лет седмь сот, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Адамовы, яже поживе, лет девять сот и тридесят: и умре. Поживе же Сиф лет двесте пять и роди Еноса. И поживе Сиф, по еже родити ему Еноса, лет седмь сот и седмь, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Сифовы лет девять сот и дванадесят: и умре. И поживе Енос лет сто девятьдесят и роди Каинана. И поживе Енос, по еже родити ему Каинана, лет седмь сот и пятьнадесят, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Еносовы лет девять сот и пять: и умре. И поживе Каинан лет сто седмьдесят и роди Малелеила. И поживе Каинан, по еже родити ему Малелеила, лет седмь сот и четыредесят, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Каинановы лет девять сот и десять: и умре. И поживе Малелеил лет сто шестьдесят и роди Иареда. И поживе Малелеил, по еже родити ему Иареда, лет седмь сот и тридесят, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Малелеиловы лет осмь сот и девятьдесят пять: и умре. И поживе Иаред лет сто шестьдесят два и роди Еноха. И поживе Иаред, по еже родити ему Еноха, лет осмь сот, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Иаредовы лет девять сот и шестьдесят два: и умре. И поживе Енох лет сто шестьдесят пять и роди Мафусала. Угоди же Енох Богу, и поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двесте, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Еноховы лет триста шестьдесят пять. И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог
При рассмотрении сего родословия должно обратить внимание: 1) на значение его для летосчисления допотопного времени, 2) на долговечность патриархов и 3) на недолговечного в сравнении с ними, но особенно угодившего Богу Еноха.
1) Числовыми указаниями лет жизни от появления на свет одного патриарха до рождения от него другого определяется продолжение времени от сотворения мира до потопа. В рассматриваемой паремии обнимается время от Адама до седьмого патриарха – Еноха. Адам родил Сифа через 230 лет по своем сотворении. Сифу было 205 лет до рождения от него Еноса; Еносу – 190 лет до рождения от него Каинана; Каинану – 170 до рождения Малелеила; Малелеилу –165 лет до рождения Иареда; Иареду 162 года до рождения Еноха; Еноху 165 до рождения Мафусала. Сложение сих чисел дает 1287 лет. Далее, за пределами рассматриваемой нами паремии, к сей сумме счисление прибавляет до потопа 969 лет (Быт. 5:26-32; 7:6). Следственно от сотворения мира до потопа протекло 2256 лет. Это по летосчислению в греческом и церковно-славянском тексте Библии, проверенному с древним самаритянским и Иосифом Флавием (Библ. Ист. изд. 1852 гстр. 24–25). Текст греческий в летосчислении допотопного мира дает около 600 лет более, нежели еврейский, в котором каждый из первых шести патриархов является отцом на сто лет раньше, чем по счету еврейской Библии. «Трудность изъяснить удовлетворительно происхождение сей разности не препятствует чистому учению спасительного учения в Св. Писании» (Зап. на кн. Бытия). 2) Долголетие патриархов, живших до потопа и после потопа до Авраама, когда жизнь человеческая начала, впрочем, постепенно сокращаться, – подвергаемо было некоторыми сомнению. Почитая невероятным, чтобы человек мог прожить 900, 800, 700, 600, 500, 400, 300 и 200 лет, они полагали, что Моисей, по примеру древних египтян, сокращавших год в месяц, разумеет месячные годы, когда считает годы патриархов. Но к такому предположению не дает ни малейшего основания повествование Моисея. Напротив, в его повествовании о потопе год ясно отличается от месяца в 30 дней. Он говорит: «в шестисотом году жизни Ноевой,.. в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники бездны» (Быт. 7:11). Нельзя также год Моисеев сокращать в три месяца до потопа и в восемь после потопа. Повествуя о потопе, Моисей ясно полагает около 12 месяцев в году потопном. Так, потоп начался в 17-й день второго месяца (по-нашему – ноября) на 600-м году жизни Ноевой и кончился в 27-й день второго же месяца на 601-м году жизни Ноевой (Быт. 8:13-14). В промежутке между началом потопа и концом его, Моисей считает 150 дней (т. е 5 месяцев) усиления потопа, потом говорит о постепенной убыли воды в 17-й день седьмого месяца [апреля], в 1-й день десятого месяца [июля], по прошествии 40 дней, через три недели, и об освобождении земли от воды в первый день первого месяца. Если б допустить предположение, будто годы патриархов равняются нашим месяцам, то выходило бы, что некоторые патриархи делались отцами слишком рано, что например Арфаксад, живший 500 лет, родил Салу, будучи сам 12 лет (в Бытии сказано, что он родил на 135 году (Быт. 11:12-13), а Фарра, отец Авраама, живший 205 лет, имел сына на 6-м году жизни (Быт. 11:26-32). – Еще несообразность: стотридцатилетний Иаков жалуется пред фараоном на краткость своей жизни, говоря, что дни жизни его не достигли до лет жизни отцов его, т. е. предков его (Быт. 47:9). Какой смысл имела бы эта жалоба, если бы жизнь отцов продолжалась не 500, 300, 200 лет, а только 500, 300, 200 месяцев? Долголетием своим он превзошел бы тогда не только ближайших отцов, но и допотопных патриархов. В долголетии патриархов нельзя не признать особенного действия промысла Божия: чем долее на свете жили патриархи, тем быстрее размножался род человеческий, тем богаче становились они опытами жизни и благоразумением и, следственно, тем способнее являлись к тому, чтобы быть руководителями молодых поколений, что особенно нужно было в детском, первобытном состоянии человечества, – тем благонадежнее сохранялось божественное откровение и благочестивые предания между чтителями истинного Бога. В то время, когда не было писанного слова Божия, патриархи были живою, самою верною книгою откровений Божиих. Один и тот же человек, об одних и тех же богооткровенных истинах и правилах мог слышать сам и рассказывать другим целые сотни лет. Так, например, Ной, живший до потопа около 600 лет, мог беседовать с Малелеилом, а Малелил с Адамом. Мафусал, умерший в год потопа, мог передавать современникам, что сам слышал от Еноса, сына Сифова. Вследствие сего не только позднейшие откровения Божии, но и самые первоначальные, бывшие Адаму в раю, могли перейти в мир послепотопный в первобытной свежести и неповрежденности. Кроме особенного Промышления Божия долголетию патриархов способствовали естественные причины. Избыток сил природы, еще не в такой степени, как впоследствии, растленной грехом, простой, близкий к природе образ жизни, самое состояние человеческого тела, сохранившего довольно первобытных совершенств, – ибо чем меньше было предков, тем меньше наследственной порчи могло перейти к потомкам, – все это такие обстоятельства, которые составляют преимущество времен первобытных пред позднейшими. 3) Бытописатель, исчисляя допотопных патриархов, замечает время рождения каждого, продолжение его жизни до рождения сына, которому суждено продлить благословенное племя, продолжение всей жизни каждого патриарха, и, наконец, о каждом повторяет: «и умре» Таков непреложный закон! Человечество не вымирает, жизнь его постоянно обновляется чрез нарождение новых поколений. Не вымирало и то племя, в котором уготовлялось святое семя для духовного обновления всего человеческого рода. Но над отдельными лицами должен был исполниться приговор, произнесенный Адаму: земля еси, и в землю отъидеши, – хотя они «не согрешили по подобию преступления Адамова» (Рим. 5:14). Во всем патриархальном мире был один человек, который был изъят из общего закона. Это Енох. О нем сказано: «И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог» (Быт. 5:24).
«И угоди Енох Богу». Точнее с еврейского текста: «и ходил Енох с Богом», т. е. находился в близком духовном общении с Богом, приближаясь к Нему верою и любовию, и привлекая Его особенное благоволение, так что, может быть, сподоблялся и явлений Его в чувственном виде, подобных тем, каких удостаивался Адам в раю.
«И не обреташеся», т. е. не стало его, «зане преложи его Бог». О сем преложении Апостол говорит: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог преселил его» (Евр. 11:5) в жилище блаженных. С Енохом случилось то же, что впоследствии случилось с пророком Илиею, который взят был живой от земли (4Цар. 2:10), и что некогда, во второе пришествие Христово, совершится с теми, которых оно застанет в живых: они не умрут, а вместе с воскресшими из мертвых изменятся вдруг, в мгновение ока, при последней трубе и соделаются нетленными (1Кор. 15:21-22). Енох восхищен был прямо в состояние славы по самому телу, не испытав смерти и даже болезни. Для чего сие чудо? Для того, чтобы среди всеобщего господства смерти и тления в одних возбудить, в других утвердить веру в вечную жизнь и упование бессмертия. Кроме того, сын Сирахов говорит: «Енох… был взят, как образец покаяния для современников» (Сир. 44:15). Это значит, что современники, видя в лице Еноха, какой высокой награды может быть удостоена жизнь, проводимая в духе покаяния, в борьбе со грехом, могли и сами научиться покаянию. Енох учил современников покаянию не только примером своим и судьбою своею, но и проповедью: он был пророком. Апостол Иуда приводит его пророческие слова: «се идет Господь со тмами святых ангелов Своих, сотворит суд над всеми, и обличит всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 1:14-15).
Встречается подобное пророчество в апокрифической книге, приписываемой Еноху и наполненной заблуждениями, нелепыми рассуждениями о звездах, о браках ангелов с дщерями человеческими и т. п. Но приводимые ап. Иудою пророческие слова Еноха, без сомнения, дошли до него по преданию, а не заимствованы из этой книги, где часть истины смешана со всякою ложью