Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 5:23
И бы́ша вси́ дні́е Ено́ховы лѣ́тъ три́ста шестьдеся́тъ пя́ть.
Святые отцы
- Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
Прочие
Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Итак, мы узнаём, что и Енох, угодный Богу, был взят Им, как о том свидетельствует Книга Бытия и говорит Божественное Писание: и угодил Енох Богу, и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5:24).
Это и означало быть угодным в глазах Бога: заслужить быть взятым от скверны мира.
Но и через Соломона Святой Дух учит, что угодные Богу быстрее уходят и скорее освобождаются, чтобы не оставаться долее в этом мире и не скверниться прикосновениями мира. Он был взят, чтобы нечестие не переменило его разума.
Григорий Богослов, свт. (†389)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Енос надеялся призывать Господа, и заслугу его составляло упование, причем упование не относительно ведения, но призывания. Енох же был взят [Богом], но постиг ли естество Божие или еще постигнет - это неизвестно.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Дух Святой сошел и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные (Деян. 2:2-3). Благи истинные крылья, крылья любви, говорившей устами апостолов, и благи крылья огня, изрекавшего чистую речь. На этих крыльях был восхищен Енох на небо; на этих крыльях вознесся Илия на огненной колеснице, запряженной огненными конями (4Цар. 2:11). На этих крыльях Господь Бог спустился в виде огненного столба и вел народ праотцев (Исх. 14:24). Эти крылья были у серафима, когда взял он горящий уголь с жертвенника, и прижег уста пророка, и очистил его от грехов и нечестия (Ис. 6:6). Этими же крыльями огня были… крещены народы, как о том свидетельствует Иоанн, говоря о Господе Иисусе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3:11).
…Енох верил и надеялся, призывая Бога, и потому считают, что Бог взял его. Итак, человеком может быть лишь тот, кто уповает на Бога. Явное и верное толкование говорит о том, что уповающий на Бога не остается в земле, но как бы возносится и соединяется с Богом.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Не говори и ты: я облечен плотью, не в силах одержать победу и трудиться ради добродетели. Не осуждай Творца. Ведь если бы плоть делала невозможной добродетель, мы не были бы к ней призваны. А то, что плоть не делает добродетель невозможной, являет нам сонм святых. Вот и Павлу плотская природа не помешала стать тем, кем он стал; и Петру - получить ключи от небес. И Еноха, облеченного плотью, Бог взял, и не стало его.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 21-24 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Затем Писание сообщает, что спустя какое-то время жил праведный Енох. Он был настолько праведным, что не познал нынешней смерти, но был особо восхищен в бессмертие из среды всех смертных. Этим примером явлено, что один праведник дороже Богу, чем сонм грешников.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 23-24 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Благочестие Еноха и взятие его живым на небо.
«и не стало его, потому что Бог взял его…» «И не обреташеся» (LXX, славян.) - Енох, т. е. он не абсолютно уничтожился, а таинственно исчез из среды людей. Уже это одно отступление библейского автора от обычного у него образа выражения о смерти патриархов показывает, что конец земной жизни Еноха не походил на смерть остальных патриархов, не был, следовательно, обычным. Дальнейшие слова текста «потому что Бог взял его» и раскрывают именно эту самую мысль, хотя быть может тоже недостаточно подробно и ясно, обращаясь за выяснением этой фразы к библейским параллелям, мы находим, что они буквально повторены еще раз относительно пророка Илии (4Цар. 2 гл.), из истории которого положительно известно, что он чудесным образом был взят живым на небо. То же самое, по толкованию Апостола Павла, произошло еще раньше с Енохом (Евр. 11:5; ср. Сир. 49:16).
Посему-то, вероятно, и в Священном Писании Илия и Енох выставляются вместе, в качестве предтеч страшного второго пришествия Господа на землю (Откр. 11:5, ср. Мф. 17:11; Мк. 9:.12; Лк. 9:8). Такое понимание кончины Еноха вполне, наконец, отвечает и контексту, где эта кончина выставляется наградой праведнику за его благочестие; так как смерть есть «оброк греха» (Рим. 6:23), а Енох своим «хождением пред Богом» достаточно искупил свою вину, то он и переселяется в загробную жизнь, не видя истления плоти (Пс. 15:10), которая подверглась мгновенному преобразованию по подобию того, что ожидает, согласно обетованию апостола, и тела верующих - современников второго славного пришествия Господня (1Кор. 15:20-23; 2Кор. 5:4; 1Сол. 4:17).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ст. 4-24 Быша же дние Адамовы, яже поживе, по еже родити ему Сифа, лет седмь сот, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Адамовы, яже поживе, лет девять сот и тридесят: и умре. Поживе же Сиф лет двесте пять и роди Еноса. И поживе Сиф, по еже родити ему Еноса, лет седмь сот и седмь, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Сифовы лет девять сот и дванадесят: и умре. И поживе Енос лет сто девятьдесят и роди Каинана. И поживе Енос, по еже родити ему Каинана, лет седмь сот и пятьнадесят, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Еносовы лет девять сот и пять: и умре. И поживе Каинан лет сто седмьдесят и роди Малелеила. И поживе Каинан, по еже родити ему Малелеила, лет седмь сот и четыредесят, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Каинановы лет девять сот и десять: и умре. И поживе Малелеил лет сто шестьдесят и роди Иареда. И поживе Малелеил, по еже родити ему Иареда, лет седмь сот и тридесят, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Малелеиловы лет осмь сот и девятьдесят пять: и умре. И поживе Иаред лет сто шестьдесят два и роди Еноха. И поживе Иаред, по еже родити ему Еноха, лет осмь сот, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Иаредовы лет девять сот и шестьдесят два: и умре. И поживе Енох лет сто шестьдесят пять и роди Мафусала. Угоди же Енох Богу, и поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двесте, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Еноховы лет триста шестьдесят пять. И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог
При рассмотрении сего родословия должно обратить внимание: 1) на значение его для летосчисления допотопного времени, 2) на долговечность патриархов и 3) на недолговечного в сравнении с ними, но особенно угодившего Богу Еноха.
1) Числовыми указаниями лет жизни от появления на свет одного патриарха до рождения от него другого определяется продолжение времени от сотворения мира до потопа. В рассматриваемой паремии обнимается время от Адама до седьмого патриарха – Еноха. Адам родил Сифа через 230 лет по своем сотворении. Сифу было 205 лет до рождения от него Еноса; Еносу – 190 лет до рождения от него Каинана; Каинану – 170 до рождения Малелеила; Малелеилу –165 лет до рождения Иареда; Иареду 162 года до рождения Еноха; Еноху 165 до рождения Мафусала. Сложение сих чисел дает 1287 лет. Далее, за пределами рассматриваемой нами паремии, к сей сумме счисление прибавляет до потопа 969 лет (Быт. 5:26-32; 7:6). Следственно от сотворения мира до потопа протекло 2256 лет. Это по летосчислению в греческом и церковно-славянском тексте Библии, проверенному с древним самаритянским и Иосифом Флавием (Библ. Ист. изд. 1852 гстр. 24–25). Текст греческий в летосчислении допотопного мира дает около 600 лет более, нежели еврейский, в котором каждый из первых шести патриархов является отцом на сто лет раньше, чем по счету еврейской Библии. «Трудность изъяснить удовлетворительно происхождение сей разности не препятствует чистому учению спасительного учения в Св. Писании» (Зап. на кн. Бытия). 2) Долголетие патриархов, живших до потопа и после потопа до Авраама, когда жизнь человеческая начала, впрочем, постепенно сокращаться, – подвергаемо было некоторыми сомнению. Почитая невероятным, чтобы человек мог прожить 900, 800, 700, 600, 500, 400, 300 и 200 лет, они полагали, что Моисей, по примеру древних египтян, сокращавших год в месяц, разумеет месячные годы, когда считает годы патриархов. Но к такому предположению не дает ни малейшего основания повествование Моисея. Напротив, в его повествовании о потопе год ясно отличается от месяца в 30 дней. Он говорит: «в шестисотом году жизни Ноевой,.. в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники бездны» (Быт. 7:11). Нельзя также год Моисеев сокращать в три месяца до потопа и в восемь после потопа. Повествуя о потопе, Моисей ясно полагает около 12 месяцев в году потопном. Так, потоп начался в 17-й день второго месяца (по-нашему – ноября) на 600-м году жизни Ноевой и кончился в 27-й день второго же месяца на 601-м году жизни Ноевой (Быт. 8:13-14). В промежутке между началом потопа и концом его, Моисей считает 150 дней (т. е 5 месяцев) усиления потопа, потом говорит о постепенной убыли воды в 17-й день седьмого месяца [апреля], в 1-й день десятого месяца [июля], по прошествии 40 дней, через три недели, и об освобождении земли от воды в первый день первого месяца. Если б допустить предположение, будто годы патриархов равняются нашим месяцам, то выходило бы, что некоторые патриархи делались отцами слишком рано, что например Арфаксад, живший 500 лет, родил Салу, будучи сам 12 лет (в Бытии сказано, что он родил на 135 году (Быт. 11:12-13), а Фарра, отец Авраама, живший 205 лет, имел сына на 6-м году жизни (Быт. 11:26-32). – Еще несообразность: стотридцатилетний Иаков жалуется пред фараоном на краткость своей жизни, говоря, что дни жизни его не достигли до лет жизни отцов его, т. е. предков его (Быт. 47:9). Какой смысл имела бы эта жалоба, если бы жизнь отцов продолжалась не 500, 300, 200 лет, а только 500, 300, 200 месяцев? Долголетием своим он превзошел бы тогда не только ближайших отцов, но и допотопных патриархов. В долголетии патриархов нельзя не признать особенного действия промысла Божия: чем долее на свете жили патриархи, тем быстрее размножался род человеческий, тем богаче становились они опытами жизни и благоразумением и, следственно, тем способнее являлись к тому, чтобы быть руководителями молодых поколений, что особенно нужно было в детском, первобытном состоянии человечества, – тем благонадежнее сохранялось божественное откровение и благочестивые предания между чтителями истинного Бога. В то время, когда не было писанного слова Божия, патриархи были живою, самою верною книгою откровений Божиих. Один и тот же человек, об одних и тех же богооткровенных истинах и правилах мог слышать сам и рассказывать другим целые сотни лет. Так, например, Ной, живший до потопа около 600 лет, мог беседовать с Малелеилом, а Малелил с Адамом. Мафусал, умерший в год потопа, мог передавать современникам, что сам слышал от Еноса, сына Сифова. Вследствие сего не только позднейшие откровения Божии, но и самые первоначальные, бывшие Адаму в раю, могли перейти в мир послепотопный в первобытной свежести и неповрежденности. Кроме особенного Промышления Божия долголетию патриархов способствовали естественные причины. Избыток сил природы, еще не в такой степени, как впоследствии, растленной грехом, простой, близкий к природе образ жизни, самое состояние человеческого тела, сохранившего довольно первобытных совершенств, – ибо чем меньше было предков, тем меньше наследственной порчи могло перейти к потомкам, – все это такие обстоятельства, которые составляют преимущество времен первобытных пред позднейшими. 3) Бытописатель, исчисляя допотопных патриархов, замечает время рождения каждого, продолжение его жизни до рождения сына, которому суждено продлить благословенное племя, продолжение всей жизни каждого патриарха, и, наконец, о каждом повторяет: «и умре» Таков непреложный закон! Человечество не вымирает, жизнь его постоянно обновляется чрез нарождение новых поколений. Не вымирало и то племя, в котором уготовлялось святое семя для духовного обновления всего человеческого рода. Но над отдельными лицами должен был исполниться приговор, произнесенный Адаму: земля еси, и в землю отъидеши, – хотя они «не согрешили по подобию преступления Адамова» (Рим. 5:14). Во всем патриархальном мире был один человек, который был изъят из общего закона. Это Енох. О нем сказано: «И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог» (Быт. 5:24).
«И угоди Енох Богу». Точнее с еврейского текста: «и ходил Енох с Богом», т. е. находился в близком духовном общении с Богом, приближаясь к Нему верою и любовию, и привлекая Его особенное благоволение, так что, может быть, сподоблялся и явлений Его в чувственном виде, подобных тем, каких удостаивался Адам в раю.
«И не обреташеся», т. е. не стало его, «зане преложи его Бог». О сем преложении Апостол говорит: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог преселил его» (Евр. 11:5) в жилище блаженных. С Енохом случилось то же, что впоследствии случилось с пророком Илиею, который взят был живой от земли (4Цар. 2:10), и что некогда, во второе пришествие Христово, совершится с теми, которых оно застанет в живых: они не умрут, а вместе с воскресшими из мертвых изменятся вдруг, в мгновение ока, при последней трубе и соделаются нетленными (1Кор. 15:21-22). Енох восхищен был прямо в состояние славы по самому телу, не испытав смерти и даже болезни. Для чего сие чудо? Для того, чтобы среди всеобщего господства смерти и тления в одних возбудить, в других утвердить веру в вечную жизнь и упование бессмертия. Кроме того, сын Сирахов говорит: «Енох… был взят, как образец покаяния для современников» (Сир. 44:15). Это значит, что современники, видя в лице Еноха, какой высокой награды может быть удостоена жизнь, проводимая в духе покаяния, в борьбе со грехом, могли и сами научиться покаянию. Енох учил современников покаянию не только примером своим и судьбою своею, но и проповедью: он был пророком. Апостол Иуда приводит его пророческие слова: «се идет Господь со тмами святых ангелов Своих, сотворит суд над всеми, и обличит всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 1:14-15).
Встречается подобное пророчество в апокрифической книге, приписываемой Еноху и наполненной заблуждениями, нелепыми рассуждениями о звездах, о браках ангелов с дщерями человеческими и т. п. Но приводимые ап. Иудою пророческие слова Еноха, без сомнения, дошли до него по преданию, а не заимствованы из этой книги, где часть истины смешана со всякою ложью