Скрыть
Приложи́въ же Авраа́мъ, поя́ жену́, е́йже и́мя Хетту́ра:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои

Ст. 21-23 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему

Ст. 31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство

Ст. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство

Поскольку не было еще дано закона о девстве и целомудрии, чтобы вожделение не полагало какого-либо пятна на душу праведника, и поскольку Аврааму сказано было, что произойдут от него цари и народы, о чем засвидетельствовал и Бог, что Он знает, как Авраам сынам своим и сынам сынов своих заповедует хранить Его заповеди, - то по смерти Сарры Авраам взял наложницу с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование единого Бога. И, действительно, у Авраама были дети и от Хеттуры; дав им дары, он отпустил их на восток и умер в возрасте ста семидесяти пяти лет, и погребен с женой своей Саррой.

И благослови Бог Исаака. И моляшеся… Господеви о Ревекце… яко неплоды бяше. И после двадцати лет послуша же его Бог, и зачат во утробе Ревекка. Играста же младенца в ней… и иде вопрошати Господа. И рече ей Господь: два языка в утробе твоей суть, то есть народ Идумейский и народ Еврейский. Кого же ходила вопрошать она, о том сказано нами выше, ибо, говоря о Мелхиседеке, сказали уже мы, что его ходила вопрошать Ревекка. Но она скоро возвратилась в дом, потому что приближались уже болезни рождения, и родила Ревекка Исава и Иакова.

И увидел Иаков, что Исав пренебрегает своим первородством, и начал ухищряться, чтобы присвоить его себе, уповая на Бога, Который сказал: болший поработает меншему. И вот однажды Иаков варил чечевицу, Исав же приходит с ловли утомленный и говорит Иакову: «Дай мне вкусить сего из красных краснаго», то есть дай сколько-нибудь вкусить чечевицы. И рече ему Иаков… отдаждь ми… первенство свое, и возьми себе все. Поклялся Исав и продал первенство свое, а Иаков отдал ему варение, и тот ел. И Писание, показывая, что Исав продал свое первородство не по причине голода, присовокупляет, что после того, как поел, востав отыде: и нивочтоже вмени себе… первенство. Итак, не от голода продал он первородство свое, но из пренебрежения; продал, как ничего не стоящее, отдал за ничто.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-6 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан родил Шеву и Дедана. Сыны Дедана были: Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную

Хеттура в переводе с еврейского языка означает «связанная» или «соединённая». По этой причине евреи делают предложение, что Хеттура ­- это та же самая Агарь, изменившая своё имя. После смерти Сарры она стала из наложницы женой. И, пожалуй, возраст уже одряхлевшего Авраама снимает со старца подозрение в том, что он после смерти своей ветхой жены решил доставить себе развлечение новым супружеством. Но, оставив неопределённое, скажу лишь то, что сыновья Авраама, рождённые от Хеттуры, согласно писателям истории евреев, заняли Τρωγλοδύτην и Аравию, которая теперь называется Εὐδαίμων, вплоть до пределов Красного моря. Более того, говорят, что один из потомков Авраама, которого звали Афер, повёл войско против Ливии и поселился там после победы над врагами. А его потомки дали название Африке по имени своего предка. Свидетелями этому являются Александр, называемый Полихистором, и Клеодем, по прозвищу Малх, которые пересказали историю варваров на греческом языке. А по поводу слов Писания: «Сыновьями Дадана были Асурим, Латусим и Лаомим», есть мнение, что Асурим переводится как «торговцы», Латусим – «ковачи металлов меди и железа», а Лаомим – ϕύλαρχοι, то есть «родоначальники многих племён и народов». Другие на основании этого стиха утверждают, что имя Асурим принадлежит сирийцам, а большинство сыновей Авраама от Хеттуры заселили области Индии.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Августин Аврелий, блж. (†430)

И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру

Что значит, что, по смерти Сарры, Авраам взял себе в жены Хеттуру? Мы ни в коем случае не должны предполагать здесь невоздержания, тем более в таком возрасте и при такой святости веры. Но неужели требовалось еще рождать сыновей, когда и без того с верой, вполне испытанной, ожидалось от Исаака размножение сыновей в количестве звезд небесных и песка земного? (Быт. 22:17) Но поскольку, по учению апостола, Агарь и Измаил знаменовали собой плотских людей Ветхого Завета (см. Гал. 4:24, 29), то почему бы Хеттуре и ее сыновьям не означать тех плотских, которые думают, будто они принадлежат к Завету Новому? Ведь они обе названы и женами, и наложницами Авраама, тогда как Сарра ни разу не была названа наложницей. Так, когда Агарь была дана Аврааму, написано: И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену (Быт. 16:3). И о Хеттуре, взятой им по кончине Сарры, читаем: И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Здесь обе они называются женами. А далее обе оказываются наложницами.

О граде Божьем

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру

Историю Авраама Моисей оканчивает такими сказаниями, которые бы, доставляя ей последнюю полноту, в то же время служили введением в историю Исаака и обращали бы на него все внимание читателя. Для сего сказуется о многих сынах Авраама, но так, что Исаак поставляется высшим всех и единственным его наследником; показывается преимущество Измаила, который участвовал с Исааком в священном труде погребения родительского, который соответственно с обетованием произвел двенадцать сынов родоначальников; но между тем примечается, что благословение Божие пребывало на бездетном в течение двадцати лет супружества Исааке. Таков общий дух трех кратких сказаний: о супружестве Авраама с Хеттурою (Быт. 25:1-6), кончине Авраама (Быт. 25:7-11), о жизни Измаила (Быт. 25:12-18).

Если порядок повествования Моисеева и в сем месте, как в других, следует порядку происшествий, то странным показаться может, что Авраам, еще на сотом году своей жизни не надеявшийся естественно иметь детей (Быт. 17:17) и, по словам Апостола, имевший плоть уже умерщвленную (Рим. 4:19), не менее как во сто сорок лет от рождения (Быт. 25:20) вступает в новое супружество. Толкователи стараются из сего затруднения выйти различными путями.

Толковники халдейские и многие раввины полагают, что Хеттура есть одно лицо с Агарью. Но догадка сия опровергается тем, что Моисей о наложницах Авраама говорит множественно (Быт. 25:6), и в первой книге Паралипоменон (1Пар. 1:28, 32) сыны Хеттуры отделяются от Измаила, сына Агари. Иные полагают, что супружество с Хеттурою совершено прежде смерти Сарры. Но, кроме того, что сие мнение никакого не имеет основания в истории, оно, разрушая одно, вводит в другое недоумение: как мог Авраам решиться на такое супружество? Супружество с Агарью по воле Сарры, кончившееся разводом также по воле Сарры, не только не может здесь служить примером, но и совершенно исключает всякое иное супружество при жизни Сарры.

Мысль Блаженного Августина (Contra Julian. L. Ill), что, может быть, дар чадородия, ниспосланный от Бога Аврааму, сохранялся в нем долгое время, совершенно изъясняет событие, повествуемое Моисеем. Ничто не препятствует думать, когда то показывает опыт, что Авраам к рождению Исаака получил не единократное и мгновенное возбуждение жизненных сил, но всецелое и постоянное, по выражению Пророка (Пс. 102:5), обновление юности своей, яко орлей; и что, исполнив священные обязанности закона и веры в отношении к Сарре и Исааку, решился воспользоваться еще ощущаемым в себе избытком Божия благословения, дабы сколько можно более прославлять Бога своим потомством.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

25:1-11. И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои.

Позднейшие из таргумов и некоторые комментаторы (Раши, равви Елиезер и др.) полагали, что Хеттура – то же, что и Агарь, но митрополит Филарет указывает, что в (Быт. 25) о наложницах Авраама говорится во множественном числе, а в (1Пар. 1:28–32) сыновья Хеттуры отделяются от сыновей Измаила (т. е. от потомства Агари). Хотя Хеттура называется в 1 стихе женою, но в 6 стихе она явно подразумевается в числе наложниц. В истории Авраама, несмотря на связь его с Агарью и Хеттурою, ярко выступает принцип единоженства. Слабостям человеческим даётся место, но они не могут затемнить принципа, который сохраняется и в самовластии Сарры, и в изгнании Агари, и в признании единым наследником Исаака, и в ведении Ревекки в шатёр Сарры, несмотря на то, что Авраам был жив и жил, как с женой, с Хеттурой. Возбуждён был ещё вопрос, когда взята Хеттура в наложницы: при Сарре или после смерти её. Высказаны были многие разноречивые мнения, но вопрос остался нерешённым. Яшар положительно говорит, что Авраам женился после смерти Сарры, и называет Хеттуру хананеянкой. Быт. 25:2.  Весьма трудно, говорит Англ. Библия, указать на остатки племён, происшедших от детей Хеттуры. Флавий Иосиф говорит, что дети Хеттуры занимали страну троглодитов (т. е., вероятно, окрестности Петры в горах Сеира) и счастливую Аравию. Зимран думали видеть в Забраме Птолемея (VI, 7, 5), т. е. в столице кинедолкопитов на запад от Мекки на Чермном море. Иокшан отождествляли с кассанитами также на берегу Чермного моря (Птолемей, VI, 7, 6), Ишбака – с Шабеком в Идумее. По (Быт. 37:28–36) Мадиам и мадианитяне употребляются как название одного и того же племени. Мадианитяне жили частию за Иорданом, близ моавитян. Они были по преимуществу купцы (см. историю Иосифа в XXXVII главе); к ним бежал на Синайский полуостров и Моисей из Египта (Исх. 2:15); стада их паслись близ горы Хорива (Исх. 3:1). Позже мы находим их совместно с моавитянами (Чис. 22:4; 25:6–18). Потом мы видим их врагами Израиля (Суд. 6–8). Думали видеть племя мадиан в названии Птолемеева города Мадиана, лежавшего на восточном берегу Еланитского залива (т. е. залива Акабы). Племя шуахи находим у Иова: Вилдад, один из друзей (Иов. 2:11), принадлежал к этому племени. «У Птолемея, – говорит митрополит Филарет, – есть город Саака в стране дарров, неподалёку от страны Мадиамской». Быт. 25:3. Шева и Дедан, сыновья Раамы, внуки Хуша или Куфа, значатся в родословной таблице Х главы (Быт. 10:7). Полагают, что между семитами и хамитами произошло смешение, и потому племена по происхождению хамитские дали имена свои родам семитским. «Жилище Шевы (говорит митрополит Филарет) должно было быть неподалёку от наватеев (Страбон, L, 16). От этого, по догадке Бохарта, савеи – хищники стад Иова (Иов. 1:15)». Наватеи, по Ленорману (Atlas d’histoire ancienne), было племя, происходившее от Амалика и кочевавшее к северу от Ецион-Гавера, или залива Еланитского (восточного залива Синайского полуострова). Остальные имена этого стиха совершенно неизвестны и, по всей вероятности, смешались с другими племенами Аравии. Попытки отождествить их с именами, упомянутыми у позднейших географов, были сделаны Кнобелем, Кнейлем и др. Быт. 25:4. То же самое надобно сказать и о сыновьях Мадиана. Ефа – в нашем славянском переводе Гефа или Гефар – упомянут у пророка Исайи (Ис. 60:6) вместе с Мадианом: эти два племени изображены как везущие в Иерусалим золото и благовонные смолы из царства Шевы или Саабы (откуда приходила царица «южская» к Соломону). У Ленормана в его Manuel d’histoire ancienne (T. III, p. 244 Arabes) есть интересные указания об Амалика, египетских шазу, одною ветвию которых арабские предания считают Кетура – родовое название всех происшедших от Хеттуры. Быт. 25:6.  «Отослал сыновей наложниц от Исаака». Одарив их, Авраам отделил их от того, который был представителем избранного семени и который должен был наследовать один не только наследство отца, но и землю обетованную. Под именем земли восточной обыкновенно понимают Аравию, жители которой все вообще назывались Бене-Кедем – «сыновья востока» (Англ. Библия); так их называют (Суд. 6:3; 3Цар. 4:30; Иов. 1:3). Они впоследствии назывались по-арабски Шаркиин, т. е. восточными, из чего составилось слово Сарацины (митрополит Филарет). Быт. 25:8.  Выражение скончался митрополит Филарет переводит «наконец Авррам изнемог» (так переводит и Остервальд); Англ. Библия переводит «испустил дух». В еврейском тексте этого стиха стоит только насыщен, но семьдесят толковников прибавили слово жизнию, и совершенно правильно, потому что в (Быт. 35) еврейский текст сам прибавляет это слово, говоря о кончине Исаака. Такое же выражение употреблено о Давиде в (1Пар. 29:28). «Насыщен жизнию» есть одно из тех сильных прекрасных выражений, которыми обилует язык еврейский, столь образный для выражения внутренней духовной жизни. Не с горем оставляет землю пресыщенный жизнию, а с сознанием, что он должен уйти. Присовокупим, что хотя здесь жизнь Авраама доведена до конца, но в хронологическом порядке кончину его надобно отнести после рождения Исава и Иакова, как оказывается из сопоставления цифр. В (Быт. 25) сказано, что Исааку было шестьдесят лет, когда родились Исав и Иаков, Исаак же родился, когда Аврааму было сто лет, умер Авраам 175 лет, стало быть, Исаву и Иакову было по 15 лет, когда умер Авраам. Чрезвычайно важное выражение «приложился к народу своему» – в нём выражается понятие о жизни за гробом, между тем как некоторые критики утверждали, что в книгах Ветхого Завета нет указания на вечную жизнь души. Авраам не мог быть погребён с родом своим и отцами своими, которые были похоронены в Месопотамии и Харране: он же после столетней жизни в Палестине (Ханаане) погребён в пещере Махпеле (Быт. 25:9–10). Ясно, что здесь разумеется таинственное жилище отшедших из земной жизни, точно так, как мы встречаем в (Быт. 37) выражение Иакова «с печалью сойду к сыну моему (Иосифу) в преисподнюю». Преисподняя, или Шеол, о которой говорит Иаков, никак не могла означать гроб или гробницу, ибо Иаков думал, что сын его растерзан дикими зверями. Как в этом, так и в выражении «приложился к народу своему» ясно усматривается догмат жизни за гробом (сравни Втор. 32 и 3Цар. 2:10). Быт. 25:9. Как видно, Измаил не питал вражды к Исааку, который назван здесь первым и, по праву признания его отцом, единственным наследником; соединение Исаака и Измаила для исполнения сыновнего долга очень замечательно.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру

«И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру…» Этот новый брак, по-видимому, состоялся уже после смерти Сарры; хотя, впрочем, он мог быть заключен и при ее жизни, так как Хеттура и ее потомство, так же, как и Агарь с ее потомством, не имели всей полноты прав законного супружества, с каковою единственно оставались супружество с Саррой и потомство от нее.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible