Скрыть
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 29-30 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так

Обрати внимание, возлюбленный, на точность выражений и неизреченное человеколюбие Божие, и не пропусти ни одного слова без рассмотрения. «И рече, – говорит, – Бог: се дах вам всякую траву семенную», – как будто речь обращена к двоим, и это тогда, как жена еще не была создана. Потом, чтобы понять тебе безмерную благость Господа, смотри, как Он являет свое милосердие и преизобильную щедрость не только относительно мужа и жены, которая еще не была создана, но и самых бессловесных. Сказав: вам «будет в снедь», прибавил: «и всем зверем земным». А вот еще и другая бездна милосердия: Он позаботился не только о бессловесных кротких и годных нам в пищу и на службу, но и о зверях. Но кто в состоянии вполне постигнуть эту беспредельную благость? «Вам, – говорит, – будет в снедь: и всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зеленую в снедь». Велико промышление Господа о созданном им человеке! Когда Он создал его и дал ему всю власть над тварями, то чтобы, видя такое множество бессловесных, тотчас же и в самом начале не стал тяготиться тем, что он не в состоянии продовольствовать пищею столько животных, – благий Владыка, прежде чем человек еще пришел к такой мысли, желая, так сказать, утешить его и показать, что как он сам, так и все бессловесные будут иметь полное довольство, потому что земля, по повелению Господню, будет служить к пропитанию их, к словам: «вам да будет в снедь», тотчас присовокупил: «и всем зверем земным и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зеленую в снедь: и бысть тако». Все, то есть, что ни повелел Создатель, осуществилось, все пришло в надлежащий порядок.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 10

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 29-30 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так

…И эти слова они понимают так, будто первые люди разных полов телесно вкушали ту же пищу, какой питались и прочие живые существа, и обретали в ней соответствующее пропитание. Оно было необходимо их телам (хотя некоторым образом и бессмертным, однако обладавшим животными потребностями), чтобы от недостатка пищи не ослабеть; а плоды дерева жизни были нужны им для того, чтобы не умереть от старости. Однако я не думаю, что в столь счастливом месте плоть могла враждовать с духом или дух - с плотью, и что они жили в таком противостоянии, не зная внутреннего мира… Следовательно, остается заключить, что либо тогда вовсе не было плотского вожделения, либо существовал такой образ жизни, при котором все необходимое совершалось надлежащим употреблением членов без порывов вожделения.

Против Юлиана-пелагианина

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так

В особенности человеку назначаются древесные плоды, а прочим животным трава, дабы совершеннейшему принадлежало совершеннейшее. Но исключается ли чрез сие для бессловесных употребление в пищу древесных плодов и разнородных животных? Некоторые утверждают и то и другое. Если животные сотворены в малом числе, то, по крайней мере, вначале не долженствовали они быть плотоядны. Предание о золотом веке с сим согласуется.

Толкование на Книгу Бытия

Новациан (†258)

Ст. 29-30 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так

Если обратиться, как должно, к началу вещей, окажется, что первой пищей для людей были только древесные семена и плоды. Хлеб вошел в употребление только после грехопадения, причем само расположение человеческого тела указывало на состояние совести. Ибо если невинность людей, собиравших себе пищу с деревьев, побуждала их, еще имевших чистую совесть, тянуться ввысь, то после грехопадения люди добывали себе пищу, только склонясь к земле. Еще позднее вошло в обыкновение есть мясо, ибо благодать Божия в надлежащее время доставляла человеческим потребностям соответствующий род пищи.

О еврейской пище.

Георгий Константинович Властов (†1899)

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так

Животным вначале также была предназначена пища растительная. И будет время, говорит пророк Исайя, когда и вол и медведь вкупе пастися будут… и лев аки вол ясти будет плевы (Ис. 11:7). Заметим ещё, что с словами Библии связуются и предания всех народов, что мы будем иметь случай встречать постоянно. Предание о золотом веке (сохранившееся у всех народов под формою сказания о богах и полубогах, с чудовищною хронологиею), помнит о том, что животные довольствовались растительною пищею. Вергилий говорит, что уже Юпитер, овладев миром, «praedarique lupos jussit pontumque moveri» – «велел волкам терзать и морю волноваться».

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 29-30 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так

Вот древнейшее известие о первобытной пище человека и животных: для человека ею служили различные травы с их кореньями и деревья с их плодами, для животных же – травная зелень. Основываясь на умолчании бытописателя о мясе как предмете пищи, большинство комментаторов полагает, что оно в первое время до потопа или, по крайней мере, грехопадения, не было в употреблении не только у людей, но даже и у животных, среди которых, следовательно, не было хищных птиц и зверей. Первое известие о введении мяса и вина в пищу человека относится к эпохе после потопа (Быт 9.3). Нельзя не усмотреть также в этом особенного божественного помышления о всех вновь сотворенных существах, выразившееся в заботе об их хранении и поддержании их жизни (Иов 39.6; Пс 103.14-15, 27; Пс 135.25; Пс 43.15-16; Деян 14.14 и др.).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

И всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всякую траву зелену в снедь. И бысть тако

Пища растительная назначается и бессловесным, как человеку, с тем различием, что им не дано права на древес­ные плоды, а только на зелень травную. На сем основании можно предполагать, что в первобытном состоянии живот­ные не были плотоядными и жили не только в полном подчинении человеку, но и в полном согласии между собою. О сем можно также заключить из пророчества Исаии о временах Мессии, как временах всеобщего мира. Тогда, по слову пророка, «волк будет жить вместе с агнцем, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и бык будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет питаться соломою. И будет играть младенец над норою аспида, и дитя направит руку свою на гнездо змей» (Ис. 11:6-8, слич. Ис. 65:25). Все это, конечно, образы: под образом мирных отношений диких животных к домашним и к людям пред­ставляются мирные отношения между людьми: в среде их уже не будут попадаться люди с зверскими свойствами, – все сделаются кроткими, миролюбивыми и доброжелатель­ными. Но образные черты, которыми пророк описывает нравственное состояние будущего христианского общест­ва, взяты из того блаженного времени, когда на земле еще не было греха и разрушительных его последствий в чело­веке и в окружающей его природе, когда не только человек жил в мире с животными, но когда и между животными господствовал мир. Все это тем более вероятно, что и впоследствии бывали случаи, когда враждебные челове­ку животные являлись кроткими в отношении к тем, в которых сила греха ослаблена благодатию. Вспомним при­меры праведников: Ноя, безопасно жившего в ковчеге среди всех родов животного царства; Даниила, «заградив­шего уста львам» (Дан. 6:22); апостола Павла, не потерпев­шего уязвления от ехидны, обвившейся вокруг руки его (Деян. 28:5); некоторых мучеников, брошенных на растер­зание зверям и не тронутых ими, и преподобных, пользо­вавшихся служением диких зверей (например, Герасима на Иордане).

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible