Скрыть
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их

Словами же: мужа и жену сотвори их, - Моисей дает знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы, то справедливо сказано: мужа и жену сотвори их.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Василий Великий, свт. (†379)

И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их

И сотвори Бог человека. Не — сотворили. Здесь Моисей избежал множественности лиц. Первым вразумляя иудея, а последним исключая язычество, он безопасно возвратился к единству, чтобы ты вместе с Отцем разумел и Сына и избег опасности многобожия.

Во образе Божии сотвори его. Опять вводит лице Содейственника. Ибо не сказал: во образе Своем, но во образе Божием. В чем же человек имеет образ Божий и как участвует в подобии, о сем, если даст Бог, будет сказано в следующих беседах. Теперь же скажем только: если образ один, откуда пришла тебе мысль так нестерпимо нечествовать и говорить, что Сын не подобен Отцу? Какая неблагодарность! Сам ты сделался причастником подобия и сего-то подобия не приписываешь Благодетелю! Данное тебе по милости почитаешь собственно себе и навсегда принадлежащим, а Сыну не позволяешь иметь естественно Ему принадлежащего подобия с Родившим!

Беседы на Шестоднев. Беседа 9


«И сотворил Бог человека». Так что же такое человек? Сделаем заключение на основании того, что узнали и услышали. У нас нет нужды заимствовать чуждые определения и к рассуждению об истине примешивать нечто суетное.

Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу его Творца. Если что в этом рассуждении упущено, то те, кто потратил (силы) на постижение преходящей мудрости, пусть займется исследованием. Человек создан по образу Бога.

«И создал Бог человека; по образу Божиему создал его». Не заметил ли ты, что это свидетельство неполное? [Т. е. в этом свидетельстве о чем-то не сказано] «Создадим человека по образу Нашему и по подобию». Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент. Решив, одно, не изменил ли Господь Свой замысел? Не возникло ли у Него в ходе творения раскаяние? Не проявляется ли в этом немощь Творца, раз Он замышляет одно, а делает другое? — Или это суесловие? Может быть, это то же самое, что и: «Создадим человека по образу и по подобию»; ведь здесь Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию». Какое бы объяснение мы ни выбрали, наше толкование написанного было бы неверным. Если речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же.

Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, — опасное богохульство. Да и на самом деле (Писание) никогда не говорит (ничего) пустого.

Итак, неоспоримо, Что человек создан по образу и по подобию.

Почему не сказано: «И создал Бог человека по образу Божиему и по подобию». Что же, Создающий бессилен? — Нечестивая мысль! Что же, Устроитель раскаялся? Рассуждение еще более нечестивое! Или Он сначала сказал, а потом переменил мнение? — Нет! Писание не говорит этого; Творец не бессилен и решение не было пустым. Так какой же смысл в умолчании?

«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, «по образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином.

«Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Понял теперь, в чем состоит дарование нам Господом (бытия) по подобию? «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных». Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу. Таким образом, ты обладаешь тем, что «по образу», будучи (существом) разумным, «по подобию» же становишься, стяжевая благость. «Облекись в милосердие и благость, дабы облечься во Христа». Делами, которыми ты облекаешься в милосердие, ты облекаешься во Христа и благодаря близости к Нему становишься близким Богу. Таким образом, история (творения) есть воспитание жизни человеческой. «Сотворим человека по образу». Пусть он с момента создания владеет тем, что «по образу», и пусть (сам) становится тем, что «по подобию». Бог дал ему для этого силу. Если бы Он создал тебя и «по подобию», то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? Если бы Создатель все тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния.

— Каким же образом мы достигаем того, что «по подобию»?

— Через Евангелие.

— Что такое христианство?

— Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа. Но как ты облечешься, не будучи отмечен печатью? Как ты облечешься, не восприняв крещение? Не надев одежду нетления? Или ты отказываешься от подобия Божиего? Если бы я сказал тебе: «Давай, стань подобным царю», не счел ли бы ты меня благодетелем? Теперь же, когда я предлагаю тебе стать подобным Богу, неужели ты побежишь от слова, которое тебя обожает, неужели ты заткнешь уши, чтобы не слышать спасительных слов?

«И сотворил Бог человека по образу Своему». «Человека, — говорит жена, — но какое это имеет отношение ко мне? Сотворен был муж, — продолжает она, — ведь не сказал Бог: «Та, которая есть человек», но определением «человек» Он показал, что речь идет о мужском существе. — Далеко не так! Чтобы никто по незнанию не подумал, что определением «человек» обозначается только мужской пол, (Писание) добавляет: «мужчину и женщину сотворил их». Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворенной по образу Божиему. Природа того и другого равночестна, равны их добродетели, равны награды, одинаково и возмездие. Пусть (женщина) не говорит: «Я бессильна». Бессилие ведь присуще плоти, а сила — в душе. Поскольку образ Божий, конечно, почитается в них одинаково, пусть будут равночестными и добродетели их обоих и проявление благих дел. Нет никакого оправдания тому, кто ссылается на телесную слабость. Но разве тело такое уж слабое? Напротив, при сострадании оно проявляет выносливость в лишениях, бодрость в бессоннице. Как может мужская природа состязаться с женской, проводящей жизнь в лишениях? Как может мужчина подражать выносливости женщины во время поста, ее упорству в молитве, обилию ее слез, прилежанию в добрых делах?

Я сам видел, как женщина тайком совершала с благими целями воровство: без ведома мужа она оказывала благодеяния ради мужа, ради блага дома, ради счастья детей. Не ставя в известность мужа, она творила милостыню, расходуя средства ради его блага втайне от него. Но она творила это на глазах Того, Кто видит тайное, и не разглашала своего благодеяния.

Добродетельная женщина обладает тем, что «по образу». Не обращай внимания на внешнего человека: это только видимость. Душа находится как бы под покровом слабого тела. Все дело в душе, а душа равночестна; разница лишь в покрове.

И вот ты стал подобный Богу своей добротою, терпением, послушанием, любовью к брату и ближним; ты ненавидишь зло и подавляешь греховные страсти, дабы приобрести право владычествовать.

Беседа первая о сотворении человека по образу

Григорий Нисский, свт. (†394)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

Мы должны обратиться к исследованию следующего вопроса: почему, в то время как Божественное естество блаженно, а человеческое находится в бедственном состоянии, в Писании последнее именуется подобным первому? Следует внимательно изучить соответствующие высказывания, и тогда мы обнаружим, что созданное по образу отличается от того, что ныне пребывает в бедственном положении. Сотворил Бог, говорит [Писание], человека, по образу Божию сотворил его. Творение созданного по образу обретает конец. Затем повторяется слово об устроении, и оно говорит: мужчину и женщину сотворил их. Думаю, всякому видно, что это сказано не по отношению к архетипу: во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал 3:28). Но слово [Писания] говорит, что человек разделен на мужской пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием. Ведь на нечто такое намекает слово [Писания] самим порядком того, что написано: сначала - Сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его, потом же добавляет к сказанному - мужчину и женщину сотворил их, что отлично от известного о Боге.

…Я думаю, что в словах Божественного Писания преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга: природой Божественной и бесплотной - и жизнью неразумной и животной. Ведь в человеческом составе можно усматривать и то и другое из названного: от Божественного - словесное и мыслительное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от неразумного [животного] - телесное устроение и расположение, расчлененное на мужское и женское. Ведь то и другое из этого обязательно есть во всем, причастном человеческой жизни. Но, как мы узнали от рассказавшего по порядку о происхождении человека, первенствует в нем умное, а вместе с ним прирождено человеку общение и сродство с неразумными животными…

Приведший все в бытие и собственною волею сформировавший всего человека по Своему образу… предвидел провидческою силою, что по своему произволению человеческая природа не пойдет прямой дорогой к прекрасному и поэтому отпадет от ангельской жизни. Тогда, чтобы множество душ человеческих не сократилось при утрате того способа, которым ангелы размножаются до множества, Он устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует соскользнувшим в грех, вместо ангельского благорождения насадив в человечестве животный и неразумный способ взаимного преемства.

Об устроении человека

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

Смотри, какую употребляет он, тщательность, и неоднократно повторяет одно и то же, чтобы слова его укоренились в уме слушателей. Если бы не это было у него в виду, то довольно было бы сказать: «и сотвори Бог человека». Но он еще прибавляет: «по образу Божию сотвори его». Уже и прежде он показал нам, что значит: «по образу», так вот и теперь повторяет то же слово, и говорит: «по образу Божию сотвори его». Чтобы не оставить и самого ничтожного предлога к оправданию тем, которые захотели бы противоречить церковным догматам, он, простершись несколько далее, опять учит тому же, т. е. что выражение: «по образу» употреблено им для означения власти и господства (человека) над всеми тварями. Теперь посмотрим, что он говорит: «и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их». На что выше намекнул словами: «и да обладают», о том здесь говорит яснее. Впрочем и это открыл нам еще не вполне, потому что еще не сказал нам о создании (мужа и жены), еще не показал, откуда произошла жена, а уже говорит: «мужа и жену сотвори их». Видишь, как о небывшем еще он повествует как о совершившемся? Таковы-то духовные очи! Не столько могут эти телесные глаза видеть видимое, сколько духовные (видят) невидимое и несуществующее.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 10


После преслушания, после изгнания из рая - тогда начинается супружеское житие. До преслушания первые люди жили, как ангелы, и не было речи о сожитии. И как это могло быть, когда они свободны были от телесных потребностей? Итак, вначале жизнь была девственная; когда же по беспечности первых людей явилось преслушание и вошел в мир грех, девство отлетело от них, так как они сделались недостойными столь великого блага, а вместо того вступил в силу закон супружества.

Гомилии на Бытие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 26-27 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

Почему [Бог говорит]: по образу нашему, хотя Сын есть образ единого Отца? Как мы говорили, из-за неравного подобия сказано, что человек создан по образу, а нашему - потому, что человек есть образ Троицы. Он не равен Троице, как Сын равен Отцу, но, как было сказано, сближается с Нею в силу некоего сходства, подобно тому как в отстоящих друг от друга вещах обнаруживается близость, но не по месту, а в силу некоего подобия.

…Не все то, что в творении некоторым образом подобно Богу, следует так же называть “Его образом”, но лишь то творение, выше которого один лишь Бог. Поэтому сказанное непосредственно относится только к тому творению, для которого между ним и Богом нет никакой промежуточной природы.

…Бог сказал: Сотворим человека по образу нашему, по подобию Нашему; а ниже сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему. В отношении к Нашему множественное число было бы употреблено неверно, если бы человек был сотворен по образу одного Лица: Отца, либо Сына, либо Святого Духа. Но так как он был сотворен по образу Троицы, сказано: по образу Нашему.

С другой стороны, мы не должны считать, что в Троице три Бога, ибо Троица есть единый Бог: И сотворил Бог человека по образу Бога, то есть по образу Своему.

О Троице

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Что значит: «по образу»? 
 
Иные невидимость души называли образом Божиим, но говорили несправедливо. Если невидимость души есть образ Божий, то Божиим образом в большей мере назывались бы ангелы, архангелы и все безплотные и святые природы, как совершенно свободные от тел, чисто невидимые. Иные же по великой простоте утверждают, что тело человеческое сотворено по образу Божию, ибо слышат Божие слово, которое говорит: «отверзи... очи Твои, и виждь: приклони... ухо Твое, ​услыши и услыши» (4Цар.19:16); и: «обоня Господь воню благоухания» (Быт.8:21); и: «уста... Господня, глаголаша сия» (Ис.1:20); и: «в руце Его... концы земли» (Пс.94:4) и подобное сему.

Но эти крайне малосмысленные не поняли, что Владыка Бог, говоря с людьми через людей, слова Свои соразмеряет с немощью слушающих. И поскольку мы видим посредством очей, то Его зрительную силу Писание именует очами; а также и силу слышания называет ушами, потому что мы слышим посредством этих частей тела; и повеление называет устами. Но им нужно было слышать в Писании не только эти выражения, но и те, которые открывают нам, неописуемость Божию. Ибо сказано: «камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще спиду во ад, тамо еси» и так далее (Пс.138:7-8). И самарянке Господь сказал: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин.4:24). Если же «Дух есть Бог»; то прост, несложен, неописуем образом.

Так и неограниченность в подлинном и собственном смысле принадлежит Богу всяческих; несколько же уподобляется Ему и в этом человеческий ум, потому что в одно мгновение обтекает и восток, и запад, и север, и юг, и небесное и преисподнее, но не сущностью, а только одним умопредставлением. А Бог и в сущности, и в премудрости, и в силе неограничен. Иной же найдет в человеческой душе и другое еще более точное подобие, потому что имеет она в себе и разумную и жизненную силу. Ум рождает слово, с словом же исходить дух, не рождаемый, подобно слову, но всегда сопровождающий слово, исходящий вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только как в образе, а потому и слово и дух не самодеятельны. Во Святой же Троице разумеем три Ипостаси, и неслитно соединенные, и самостоятельные. Ибо прежде веков рожден от Отца Бог Слово, и Он неразделен с Родившим. От Бога и Отца исходит и Святой Дух, и Он умопредставляется в собственной Своей Ипостаси. Ибо сказано: «вся... действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет» (1Кор.12:11). Но об этом не нужно продолжать слово, потому что в Божественном Писании можно найти этому тысячи доказательств.

Толкование на книгу Бытия

Максим Исповедник, прп. (†662)

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле

Бог, приводя в бытие разумное и умное существо по высочайшей благости Своей, сообщил сим тварям четыре Божественные свойства, их содержащие, охраняющие и спасающие: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Из них два первые даровал существу, а два последние нравственной способности: существу – бытие и приснобытие, а нравственной способности – благость и премудрость, дабы тварь соделывалась тем по причастию, что Он Сам есть по существу. Посему и сказано, что человек сотворен по образу и по подобию Божию: сотворен по образу, – яко сущий – сущего, яко присносущий – присносущего, хотя и не безначально, впрочем, бесконечно; сотворен по подобию, яко благий – благого, яко премудрый – премудрого, тем бывая по благодати, чем Бог есть по естеству. По образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же одни добрые и мудрые.

Главы о любви

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. О муже и жене говорится не потому, что Ева была уже произведена, но [говорится о ней] как о сущей в ребре Адама и со-присутствующей ему

Слова нравственные. Слово первое

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Ибо Адам назван по четырем странам света: «Α» — восток, «Δ» — запад, «Α» — север и «Μ» — юг. И опять, человек на тогдашнем языке, то есть сирийском, называется огнем, сходно с природою. Ибо от одного человека произошел весь мир, как от одной свечи можно зажечь сколько угодно других, и та первая от этого не оскудеет. По смешению же языков иной (язык) производит слово «человек» от забвения, которое свойственно человеку, другой — от других его свойств, а эллинский — производит слово «человек» от взирания вверх. Но естество его есть собственно слово, потому и называется он словесным, ибо один только человек обладает этим свойством; по иным же своим названиям он имеет себе соименников между другими творениями.

Творения. Книга вторая

Тихон Задонский, свт. (†1783)

И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их

Красота и достоинство души человеческой познается из того, что в ней образ Свой Божественный напечатал Бог и Создатель наш. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». О, сколь дивна и великолепна красота и достоинство души! Образом Божиим почтена и украшена душа человеческая! Все вещи созданные дивны, и суть свидетельства всемогущества и премудрости Божией, но человек образ и подобие Создателя своего в душе своей имеет! В создании всех прочих вещей всемогущество и премудрость Божия показалась, но в душе человеческой, кроме того, подобие и образ Божий написан явился. Какое может быть большее украшение и преимущество созданию, как образ Создателя своего в себе иметь? Кто может эту красоту и преимущество понять и словом изобразить? Образ подобен должен быть первообразному, как образ смотрящего в зеркало подобен тому, кто смотрит в зеркало; таковой и образ является в зеркале, каково есть лицо, которое смотрит в зеркало. Рассуди, какую красоту и великолепие имеет несозданное Естество – Бог, тогда и созданного от Него естества, по образу Его сотворенного, красоту и доброту несколько познаешь. Бог есть Красота бесконечная, Которой Ангелы святые от начала насытиться и похвалить не могут. И избранных Божиих в том наипаче вечное блаженство состоит, что эту бесконечную доброту лицем к лицу без конца и ненасытно будут видеть и наслаждаться (1Кор.13:12; 1Ин.3:2). «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься светом, как ризою», – поет Ему Давид святой (Пс.103:1–2). «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5). Когда рассудишь о красоте и благолепии бесконечном величества Божия, тогда познаешь, сколь велика дивная красота и благолепие души человеческой, в которой образ и подобие Божие имеется.

Об истинном христианстве. Книга II

Гавриил (Ургебадзе), прп. (†1995)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

- Бог есть смирение, любовь и терпение… Знаете, почему спустился святой Шио в пещеру?.. Из-за большой любви к людям… Сам Бог есть любовь. Как Отец любит Сына и Духа Святого, так Сын любит Отца и Духа Святого и также Дух Святой любит Отца и Сына. Поскольку знал Бог, как велика радость этой любви, потому и создал существа и все вокруг них, чтобы и они радовались.

Малхаз Джинория: Ваша жизнь - это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе) и воспоминания о нем.

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Ст. 26-27 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

Итак, будем считать Отца и Сына и Святого Духа по природе единым Богом; однако не станем думать, что Отец - то же, что и Сын, Сын - то же, что и Отец, а Дух Святой - то же, что Отец и Сын. Ибо у Отца, Сына и Святого Духа одна сущность, которую греки называют «усия» (греч. - ουσια), и в ней Отец, Сын и Святой Дух не различаются между собой; но как Лица Отец, Сын и Святой Дух различны.

Об этом совершенно ясно свидетельствует начало Священного Писания, где Бог говорит: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. Ибо, произнося слово образ в единственном числе, Он являет единство природы, по образу которой сотворен человек; когда же Он говорит: по образу Нашему во множественном числе, тем самым Он свидетельствует, что один и тот же Бог, по образу Которого был создан человек, не есть одно Лицо. Ведь если бы в этой единой сущности Отца, и Сына, и Святого Духа пребывало одно Лицо, в Писании не было бы сказано: По образу Нашему, но: «По образу Моему»; и Бог не сказал бы: Сотворим, но: «Сотворю». А если бы в этих трех Лицах следовало разуметь или принимать на веру три субстанции, не было бы сказано: По образу Нашему, но: «По образам нашим», ибо у трех разных природ не может быть одного образа. Но так как человек называется сотворенным по единому образу единого Бога, в Святой Троице заключена одна Божественная сущность.

И как ранее было сказано в Писании: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, так далее, чуть ниже, об уже сотворенном человеке сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.

О вере

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;


Здесь повторяется главная мысль этого откровения, чтобы резче напечатлеть её в уме человека и заставить его с ужасом оглянуться на своё грехопадение.

мужчину и женщину сотворил их
 

В Книге Бытия весьма часто событие рассказывается вкратце, а более подробный рассказ относится в другой отдел. Так и в этой главе изображена целая картина творения, но ни о подробностях сотворения человека, ни о древнейшем завете Бога людям здесь ещё не сказано ни слова. Бог является здесь Творцом мира; Богом же откровения в отеческом союзе с людьми является Он лишь во 2-й главе, когда Он открывает Себя человеку и даёт ему закон.

Не лишним считаем упомянуть, что между иудеями ходило баснословное предание, будто вначале создан человек – муж и жена вместе, и что только впоследствии оба пола разделены. Это же верование находим и в учении Зороастра, по крайней мере, в позднейшем его развитии (Boundehesh cb. XV). Нет нужды, кажется, говорить, что надо беречься этих нелепых басней, тем более, что христианское учение не делает различия в образе Божием по различию полов, и в самом тексте говорится: мужчину и женщину сотворил их.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» В самом повторении параллельных понятий - «по образу Своему», «по образу Божию» нельзя не видеть некоторого намека на участие различных Лиц Святой Троицы в акте творения человека, главным образом на Бога-Сына, бывшего Его непосредственным совершителем (по образу Своему). Но, в силу того, что Сын является сиянием славы Божьей и образом Ипостаси Его, творение по Его образу было вместе с Тем и творением по образу Бога-Отца (по образу Божию). Обращает здесь на себя внимание также и то, что человек сотворен лишь «по образу» Божию, а не добавлено и «по подобию», чем окончательно утверждается правильность вышеуказанного нами мнения, что только один образ Божий составляет врожденное свойство его природы, богоподобие же - нечто отличное от сего и состоит в той или другой степени свободного, личного человеком развития свойств этого божественного образа по пути их приближения к Первообразу.

«человека…, мужа и жену сотворил их». Ошибочно толкуя данное место, некоторые (особенно раввины) хотят видеть в нем основания для теории андрогинства первого человека (т. е. совмещения в одном лице мужского и женского пола). Но это заблуждение всего лучше опровергается стоящим здесь же местоимением «их», которое в том случае, если бы речь шла об одном лице, должно было бы иметь форму единственного числа - «его», а не «их» - множественное число.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их

Обстоятельное описание того, как сотворены первые люди, сообщено во второй главе книги Бытия; здесь же только кратко упоминается о происхождении их от Бога, именно говорится вообще о сотворении человека, как су­щества богоподобного, и сим богоподобием превознесен­ного над животными, прежде него сотворенными; потом присовокуплено, что сие существо сотворено не в одной особи, но и в двух: «мужа и жену сотвори их».

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible