Скрыть
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

Вопрос. Но почему сначала нам велено владеть рыбами и птицами, а потом скотами, зверями и пресмыкающимися?

Ответ. Сначала дается дерзновение на более слабое. А потом, тем кто дерзнул владеть, тем дается дерзновение обладать более мощными зверями. Или же: раньше произошел из воды род плавающих и пернатых. А потом на поверхности земли появились звери и скоты, и пресмыкающиеся. Подобающим образом рожденные прежде, и были: даны прежде человеку в рабство.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 182

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господ­ст­вуйте ею, и обладайте рыбами морскими, [и зверьми] и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли

И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами… и всеми гадами пресмыкающимися по земли. Бог благословил прародителей на земле, потому что еще прежде, нежели согрешили они, уготовлял им землю в жилище, - ибо прежде, нежели согрешили, Бог знал, что согрешат.

Раститеся и множитеся, и наполните, - не сказано рай, но - землю… и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами. Но как прародители могли обладать рыбами морскими, когда не было вблизи моря? Как могли бы обладать птицами, летавшими по всем концам вселенной, если бы потомство прародителей не населило впоследствии концы вселенной? И как могли бы обладать всеми зверями земными, если бы род их не должен был впоследствии жить по всей земле?

Хотя Адам сотворен и получил благословение, чтобы обладать землей и всем, что на ней, но Бог поселил его в раю. Так Бог, изрекая прародителю благословение, показал Свое предведение, а поселив его в раю, явил Свою благость. Чтобы не сказали: «Рай сотворен не для человека», - Бог поселил его в раю; а чтобы не сказали: «Бог не знал, что человек согрешит», - Он благословил человека на земле. И сверх того, Бог благословил человека до преступления им заповеди, чтобы преступление приемлющего благословение не удержало благословения Благословляющего, чтобы мир не возвращен был в ничтожество безрассудством того, ради кого все сотворено. Бог не в раю благословил человека, ибо и рай, и все, что в нем, благословенны. Благословил же до вселения в рай, на земле, чтобы благословением, которое предварила благость, ослабить силу проклятия, поразившего вскоре правдой (Божией) землю. Благословение было только в обетовании, ибо исполнилось уже после изгнания человека из рая. Благодать же явилась в самой действительности, потому что в тот же день поселила человека в раю, украсила славой и передала ему во власть все древа райские.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Василий Великий, свт. (†379)

И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господ­ст­вуйте ею, и обладайте рыбами морскими, [и зверьми] и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли

И благословил Бог человека, и сказал: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю». Таким же было и благословение рыбам: «И сказал Бог: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и стало так». А затем Бог сказал: «Растите, размножайтесь и заполните землю». Так что же больше? Безусловно, благословение это охватывает то, что у тебя общее (с тварями), и то, что остается как твое собственное. Ты ведь растешь, как остальные живые существа, и, будучи сначала маленьким, постепенно прибавляя в росте, достигаешь его полноты. То же (происходит) с лошадьми, собаками, орлами, лебедями и со всеми, кого бы ты ни назвал: будучи крохотными в начале беременности, они, постепенно прибавляя в росте, достигают его предела; затем рост идет на спад и они становятся меньше. Именно в этом (у нас с ними) природная общность, которой (Бог) нас одарил.

«Растите», т. е. набирайте рост (τρεφεσθε). Родившись маленькими, делайтесь большими и достигайте предельного роста. Ведь если мы возрастаем в первом семилетии, растем и во втором, то это вовсе не значит, что мы должны одинаковым образом изменяться каждое семилетие на протяжении всей нашей жизни.

Первое семилетие охватывает детский возраст. Граница детского возраста ясна: это — смена зубов. Одни выпали, другие выросли взамен. Подростковый возраст — это второе семилетие, тянущееся до исполнения 14 лет: сначала ребенок, потом подросток. Далее, отсчитывая от 14 лет, юноша, затем муж. Таковы границы роста. Итак, «растите». Ты можешь достигнуть ста лет, но рост не будет продолжаться с первого года до сотого. Однако это мудро сказанное слово содержит промысл о нашем устроении. «Растите!» Но до каких пор? Нет меры роста. Одновременно с образованием плода в утробе матери, в нем оказываются заложенными и принципы возрастания. Каждый возраст после того уже не несет в себе чего-то нового. В материнском чреве зародыши получают все необходимые для возрастания элементы. Выпали зубы — и мы узнали, что рост достиг известного предела. Отец измеряет своего трехлетнего ребенка, зная, что рост его к концу этого периода удвоится. Ведь он будет вдвое выше по сравнению с тем, каким был в 3 года. Завершится этот период возрастания, снова удвоится его рост. Таково измерение человеческой природы до конца ее развития, до перехода от первого семилетия ко второму. В это время (телесное) тепло увеличивается, фигура делается стройнее, размягченность исчезает, члены становятся сильнее. Люди находятся в начале сильной юности, но еще не достигли ее полноты. Тело их еще не совсем окрепло и не приспособлено к тяжелому труду. В это время человек обладает легкостью и подвижностью. В третьем семилетии оно достигает предельного роста; тело еще вытягивается в длину.

После третьего семилетия, когда природа, устав от роста вверх, приходит в себя, начинается увеличение (тела) вширь, и то, что вытянулось вверх, как бы получает поддержку с боков, утучняется, и все части тела делаются сильными. Так поступает природа согласно своему расположению (ακολουθια). Произошло же это с самого начала по воле Господней, и то, что было некогда положено в основание, пронизывает все творение до самого конца.

«Растите и размножайтесь». «Растите», чтобы творение не было ограничено каким-либо одним состоянием. «Размножайтесь», — поскольку творение направлено не на одного человека, а на многих людей. «И наполните землю». «Наполните» не значит просто «населите», ибо мы жили бы в тесноте, раз земля, составляющая пределы нашего обитания, имеет такие (ограниченные) размеры; но (имеется в виду) наполните своим могуществом, которое Он даровал нам для господства над землею.

«Наполните землю»; конечно, не землю выжженную, необработанную, замерзшую, непроходимую. Разумеется, не такую землю люди вынуждены наполнять, но Он сделал так, что мы наполняем ее как повелители и наполняем ее по (определенному) замыслу. Но, изучая пространства выжженной и ненаселенной земли, протяжность северной страны, которая из-за чрезмерного холода не поддается обработке и бесполезна, разве мы тем самым не наполняем землю? Выбрав себе то, что полезно, не отбрасываем ли мы то, что людям в жизни бесполезно? Поэтому (выражение) наполните землю сделало нас повелителями. И дело совсем не обстоит так, что, раз мы не извлекаем пользы со всей (земли), то, значит, и не властвуем над всей (землей). Купив хлеб, не являешься ли ты владельцем всего этого хлеба, даже если часть его съедобна, а часть в пищу не годится? Не выбрасываешь ли ты камни, так как от них нет пользы? И если к пище примешается еще что-нибудь негодное, то не отвеешь ли ты мякину, не удалишь ли плевелы, не отберешь ли то, что по своему качеству годится для поддержания жизни? Так же и с землей: одна, лучшая, считается благоприятной для заселения, другая признается подходящей для обработки, остальную отводят для прокорма четвероногих.

Скажи мне, могу ли я устроить (все) по своему желанию, раз по дару создавшего меня Господа я родился властелином?

«И наполните, и да владычествуйте над рыбами морскими, птицами небесными, зверями земными». Вот благословение, вот законодательство, вот достоинство, данное нам от Бога.

Беседа первая о сотворении человека по образу


«И благословил их Бог, и сказал: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю». Есть два вида возрастания: одно — тела, другое — души. Возрастание души — это восхождение через знания к совершенству, а возрастание тела — это развитие от малого роста до нормального.

В самом деле, «возрастайте» сказано бессловесным животным в смысле телесного развития, в смысле совершенствования их природы. Когда же нам сказано «возрастайте», то подразумевался человек внутренний и его возрастание в Боге. Таков был Павел, устремленный вперед, предающий забвению (достигнутое) в прошлом. Это — совершенствование мировоззрения, укрепление благочестия, устремленность к лучшему, дабы мы всегда держались истинного бытия, к забвению достигнутого, чтобы стремиться к тому, чего недостает для благочестия. Так же поступал Исаак, о котором в Писании содержится такое свидетельство: «И возвеличивался человек сей и стал весьма великим» (Быт. 26, 13). Ибо он не отступал (от пути своего) и не останавливался, достигнув небольшого успеха, но большими шагами постоянно шел вперед, восходил делами добродетели: быстрой поступью прошел он через воздержание, достиг справедливости, а от нее поднялся к мужеству. Вот как, целеустремленно двигаясь, праведник достигает наивысшей точки добра. Итак, «возрастайте» возрастанием по Богу и совершенствованием по внутреннему человеку.

«Размножайтесь»: это (обращено) и к Церкви. Да не будет богословие для одного, но да будет проповедано Евангелие спасения по всей земле.

«Размножайтесь!» К кому это относится? К тем, кто родились согласно Евангелию.

«Наполняйте землю». Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука дополнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует [Вариант: будут скоры на исполнение долга]. Пусть будут все наши члены в их совокупности полностью заняты заповеданными нам делами. Вот что значит «наполняйте землю».

Таким образом, эти слова относятся и к бессловесным, но они приобретают особый смысл для нас, обладающих образом, которого удостоены. Ибо они растут телесно, мы же — духовно; и одни наполняют землю своим множеством, а мы добрыми делами наполняем сопряженную с нами землю, то есть (осуществляем) телесное служение.

Беседа вторая о человеке

Григорий Нисский, свт. (†394)

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

Существует два вида возрастания: одно - тела, другое - души. Но возрастание души протекает через обучение к совершенству, а возрастание тела - через увеличение от малого размера к большему. И потому неразумным животным Бог говорит возрастать согласно телесному совершенству; нам же сказал: возрастайте согласно внутреннему человеку, двигаясь по пути, ведущему к Богу. Так делал и Павел, забывая заднее и простираясь вперед (Флп 3:13).

И владычествуйте над дикими животными. Управляй всяким животным. Как же, спросишь, ведь я внутри себя самого имею животное? А точнее, в тебе мириады животных. Не принимай эти слова за оскорбление. Гнев есть малое животное, но, когда он восстает в сердце, не становится ли свирепее любой собаки? Не походит ли лукавая душа на свежую приманку у берлоги медведя? Не является ли диким зверем лицемер?.. Управляй мыслями в себе, чтобы стать тебе правителем всех вещей. Итак, Тот, Кто дал нам власть над живыми существами, даст нам власть и собой управлять.

О творении человека.

Поскольку сначала вошла в этот мир жизнь бессловесных животных, а человек… из естества бессловесных заимствовал нечто (я имею в виду способ рождения), то чрез это он заимствовал и другие свойства, наблюдаемые в этом естестве. Ибо не в раздражительности человека подобие Божие, и не удовольствием характеризуется высшее естество. И боязливость, и дерзость, и желание большего, и отвращение от скудости, и все тому подобное далеко от признаков боголепия. Потому естество человеческое извлекло это из бессловесной в себе части.

Об устроении человека


Из сказанного нами никто не должен заключать, будто мы отвергаем установление брака, ибо нам небезызвестно, что и он не лишен благословения Божиего. Но поскольку в защиту его достаточно говорит общая человеческая природа, вложившая самопроизвольное стремление к нему во всех, которые путем брака рождают детей, а девство как бы противоречит природе, то излишен был бы труд писать советы и увещания относительно брака, когда само удовольствие служит неодолимым его защитником. …Поскольку на всякую добродетель должно смотреть как на середину (между крайностями), то уклонение в ту или другую от нее сторону есть порок. …Целомудрие и есть середина, и кто удалился от него на ту или другую сторону, очевидно уклоняется к пороку. Ибо кто по недостатку душевной твердости легко побеждается страстью похоти и не вступил еще на путь добродетельной и воздержной жизни, тот впадает в бесчестные страсти. А кто переступает границы того, что доступно целомудрию, и отдаляется от середины - добродетели - на другую сторону, тот, как в стремнину бесовскую, впадает в учение демонов, сжигая свою совесть, как говорит апостол. Ибо, считая брак делом гнусным, такой человек своими поношениями клеймит самого себя… Мы же относительно брака думаем, что должно предпочитать ему заботу и попечение о божественном, но и не презирать того, кто может воздержно и умеренно пользоваться учреждением брака.

О девстве

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

Итак, сказав: мужчину и женщину сотворил их, Моисей к обоим уже относит Божие благословение и говорит: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими. Какое высокое благословение! Слова: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, обращены, как всякий знает, и к бессловесным животным, и к пресмыкающимся; а слова: обладайте ею и владычествуйте - только к мужчине и женщине. Примечай человеколюбие Божие: еще прежде создания жены Бог делает ее участницею владычества над созданиями и удостаивает благословения. И владычествуйте, говорит, над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Видишь власть несказанную? Видишь начальство великое? Видишь, что все твари подчинены человеку? Не думай же низко об этом разумном животном, но помысли о величии его чести.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 10

Августин Аврелий, блж. (†430)

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

Написано: мужчину и женщину сотворил их; и благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Об этих словах с полным правом можно спросить: каким образом надлежит понимать соединение мужчины и женщины до грехопадения и это благословение: плодитесь и размножайтесь? Как это надо разуметь - телесно или духовно? Мы можем понять это как духовную плодовитость и считать, что после грехопадения она обратилась в плодовитость телесную. Ибо сначала соединение мужчины и женщины было чистым и сообразным тому, чтобы ему править, а ей - покорствовать; а духовный плод умопостигаемых и бессмертных радостей наполнял землю, животворя тело и господствуя над ним - иначе говоря, так подчиняя его себе, что из этого не происходило никакой вражды и никакой досады. Верить в это надлежит потому, что прежде грехопадения не существовало сынов века сего. Ибо сыны века сего рождают и рождаются, как говорит Господь, показывая, что в сравнении с обетованием будущей жизни это плотское поколение заслуживает нашего презрения.

…Иногда задают вопрос: разве владычествует человек над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми травоядными и хищными животными, коль скоро мы видим, что многие звери убивают людей и многие птицы причиняют вред людям, которые и хотели бы от них избавиться или поймать их, но никак не могут? Так каким же образом мы владычествуем над ними?

Таким людям прежде всего надлежит ответить следующее: многие совершают ту ошибку, что рассматривают человека уже после грехопадения, ибо в этой жизни человек осужден быть смертным и утратил то совершенство, в котором был сотворен по образу Божию.

Но хотя человек и осужден, он еще сохраняет власть над множеством животных. Ибо хотя многие звери, по причине телесной слабости человека, способны убить его, однако ни один не способен укротить его; сам же он укрощает многих, почти что всех. Итак, если даже в осуждении человек сохраняет такую силу, что же следует думать о том владычестве, которое обещано от Бога обновленному и освобожденному человеку?

О книге Бытия против манихеев.


Если же мы спросим, для чего должна была явиться эта помощница, то какой еще другой вероятный ответ может нам представляться, как не тот, что [она явилась] ради рождения детей, подобно тому, например, как земля служит помощницей семени, чтобы от обоих их вместе рождался кустарник? Об этом сказано и при первоначальном сотворении вещей в словах: мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1:27-28). Эта идея сотворения и соединения мужчины и женщины, а также благословение остались и после греха человека и наказания. Благодаря им земля в настоящее время полна людьми, обладающими ею.

Ибо хотя и делается замечание, что они вступили в соитие и начали рождать уже после изгнания из рая, я все-таки не вижу основания, которое бы могло удерживать нас от мысли, что еще в раю у них был брак честен и ложе непорочно (Евр 13:4). Если бы они жили верно и праведно и послушно и свято служили Богу, от семени их, по изволению Божиему, могло бы рождаться потомство без всякого страстного волнения похоти и без всякой трудности и болезни чадорождения. Причем дети не сменяли бы умирающих родителей: в то время как рождающие оставались бы еще в расцвете сил, вкушая от произраставшего в раю древа жизни телесную силу, в такое же состояние приходили бы и рождающиеся, доколе, по исполнении установленного числа людей, не совершилась бы с ними (если бы все они жили праведно и послушно) такая перемена, что животные тела их, обратившись помимо смерти в другое качество, стали бы называться духовными, благодаря тому что служили бы духу и жили духом, который оживлял бы их без всякой поддержки телесного питания. Все это могло бы произойти, если бы преступлением заповеди они не заслужили наказания смерти.

О книге Бытия буквально.


Мы далеки от того, чтобы думать, будто эти помещенные в рай супруги должны были через посредство вожделения, стыдясь которого они прикрыли свои члены, исполнить сказанное им Богом в благословение: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Ибо это вожделение возникло после греха; после греха естество, не ставшее бесстыдным, но утратившее власть, которой тело служило каждой своей частью, ощутило и заметило это вожделение, устыдилось и прикрыло его. И хотя данное супругам благословение брака - плодиться и размножаться, и наполнять землю - остается и в преступивших, оно было дано еще до преступления, дабы явить, что рождение детей - к славе брака, а не в наказание за грех.

О граде Божьем

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 28 И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Слова: «сотворим, человека по oбразу Нашему и по подобию» (Быт.1:26) некоторые учители понимали так: Бог всяческих, сотворив чувственную и разумную тварь, напоследок создал человека, поставив его как некий Свой образ среди неодушевленных и одушевленных, чувственных и разумных тварей, чтобы неодушевленные и одушевленные твари, как некую дань, приносили Ему пользу, а природы разумные попечительностью о человеке доказывали приверженность к Сотворшему. Это сказал и божественный апостол: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаемии за хотящих наследовати спасение» (Евр.1.14)? И Господь говорит в Евангелии: «блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам: яко ангели их на небесех ежедневно видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф.18.10). Иные же говорили, что человек сотворен по образу Божию в означение его обладания, представляя на это как самое ясное доказательство, слова, присовокупляемые Творцом: «и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли» (Быт.1.26). Бог, как Сам имеет владычество над всем, так и человеку дал власть над безсловесными животными.

Но можно найти и другие черты, показывающие подобие первообразу. Ибо и человек, по подобию Бога Творца, строит дома, стены, города, пристани, корабли, верфи, колесницы и весьма многое другое, как например изображения неба, солнца, луны и звезд, изваяния людей и подобия бессловесных животных. Но бесконечна разность в созидании. Бог всяческих созидает и из сущего и из несущего, притом без труда и без продолжения времени, только восхочет, и производит уже, что Ему угодно; а человеку для уготовления производимого нужно вещество, нужны орудия, и совет, и размышление, и время, и труд и другие искусства. Строитель дома имеет нужду в кузнеце, кузнец в рудокопе и обжигателе углей, всем им нужны дровосеки, и дровосекам лесоводы и земледельцы; а таким образом каждое искусство заимствует нужное для себя у других искусств. Но и так созидая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу. Ибо и всякий образ имеет сходство с первообразом, но, имея вид его частей, не имеет деятельности, потому что лишен души, которой приводится в движение тело. Так опять человек и царствует, и производит суд, подобно Богу всяческих. Но когда Бог судит, не имеет нужды ни в обвинителях, ни в свидетелях. Так осудил он Каина, как самовидец преступления. Человек же, когда судит, имеет нужду в свидетелях и обвинителях, потому что не знает, как что сделалось. Таким образом человек наименован и Богом, потому что назван образом Божиим. Ибо сказано: «муж... не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый» (1Кор.11.7). Но опять Бог всяческих имеет Божеское естество, а не одно наименование; человек же, как образ, имеет только имя, лишен же самой вещи.

Толкование на книгу Бытия

Максим Исповедник, прп. (†662)

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

Христос, будучи универсальным соединением всего, начинает с нашего разделения и становится совершенным человеком. От нас и через нас Он воспринял все, что присуще нам, кроме греха; и для этого Ему не понадобилось естественное брачное слияние. Думаю, тем самым Он также показал, что был, наверное, и другой предузнанный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами. Христос же упразднил разделение и расчленение естества на мужское и женское, которое, как говорят, не было необходимым для деторождения, по всей вероятности, возможного и без него.

О различных трудных местах (апориях), 103-я апория

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

И (уже) после преступления, когда Адам услышал: Прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3:19), и когда через это преступление смерть вошла в мир, тогда (лишь) Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила (Быт. 4:1). Следовательно, брак был установлен для того, чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертью, но чтобы сохранялся через деторождение.

Но, быть может, скажут: на что же хотят [указать] изречения: мужчину и женщину (Быт. 1:27); плодитесь и размножайтесь (Быт. 1:28)? На это мы скажем, что изречение: плодитесь и размножайтесь, не означает непременно размножения через брачное соединение. Ибо Бог мог размножить род человеческий и другим способом, если бы люди до конца сохранили заповедь ненарушенною. Но Бог, по предведению Своему ведущий вся прежде бытия их (Дан. 13:42), зная, что люди имеют (в будущем) преступить Его заповедь и быть (за это) осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел: плодитесь и размножайтесь.

Изложение веры

Димитрий Ростовский, свт. (†1709)

Создав таким образом в шестой день мужа и жену для пребывания в раю, вручив им владычество над всем дольним созданием, повелев им пользоваться всеми райскими сладостями, кроме плодов от заповедного древа, и благословив их супружество, имевшее потом быть соединением плотским, ибо сказал: «Раститеся и множитеся», Господь Бог почил от всех дел своих в день седьмой. Но Он почил не как уставший, ибо Бог есть Дух, и как Он может уставать?

Келейный летописец

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

В благословении, данном человеку, заключаются размножение рода, владычество над тварями и назначение пищи. Обетованием умножения рода Бог дает человеку силу производить подобных себе, почему не нужно искать иного источника человеческих душ, кроме души первого человека. Но чрез то же обетование Бог есть Творец отдаленнейших потомков Адама, равно как и его самого. И поелику каждый рождается со способностью рождать, то нет сомнения, что в Адаме получил сие благословение весь род человеческий. Оно сохранилось и среди всеобщего проклятия, ибо глубоко насаждено в природе человека. Впрочем, те, которые рождают чада в нечистоте побуждений, смешивают свое проклятие с источником Божия благословения. Злоупотребление тем достойнейшее гнева Божия, чем святее дар Божий. Обетования многочадия не должно принимать за повеление, налагающее необходимую обязанность рождать детей. Подобное благословение дано и бессловесным (Быт. 1:22), для которых оно, конечно, уже не есть обязанность. Но Бог изрекает и обетования Свои так, как повеления, ибо властью призывает и поставляет пред очи события оных (Пс. 132:3). Будучи сотворен для обладания, человек из самых способностей и сил своих мог познать свое назначение. Но сверх сего Бог торжественно вручает ему право владычества, то есть великое наставление, показывающее, что истинный Владыка тварей есть Бог и что человек должен пользоваться даруемым ему владычеством в совершенном послушании и преданности воле Божией.

…В отношении к миру Адам поставлен владыкою вселенной; Сын Божий назначен наследником всего (Евр. 1:2).

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю,


«Обетованием умножения рода Бог даёт человеку силу производить подобных себе, почему не нужно искать иного источника человеческих душ, кроме души первого человека. Но чрез то же обетование Бог есть Творец отдалённейших потомков Адама, равно как и его самого», – говорит митрополит Филарет (Запис., стр. 39–40). Благословение Божие, изречённое в этом тексте, ясно указывает на святость брака и на рождение детей, как на дело богоугодное, посему обязательное безбрачие, вменяемое некоторыми церквами служителям алтаря, есть насилие человеческой натуры.

и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

Выражение и обладайте ею при сравнении его с Быт. 2:15, по мнению некоторых мыслителей, указывает на постоянное овладение силами природы посредством изучения её законов. В этом выражении таится указание науки как той силы нравственной, которою человек будет властвовать над стихиями. Первые люди были сотворены взрослыми, в них были силы, которые предоставлялось им самим развить. Если бы они не согрешили гордостью, желанием знания помимо Источника всякой премудрости, то развитие их совершилось бы в полном блаженстве и покое, но, нарушив закон, они предоставлены были самим себе и должны были развиваться посредством горького опыта и несчастия. Тогда только, когда человек почувствовал бессилие своего разума, тогда явился в мир Свет истинный, с появлением которого человек быстро пошёл к нравственному и умственному развитию.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

И благословил Господь людей и отдал им всю власть над всем сущим.

Сила творческого благословения, однажды уже преподанного раньше низшим животным, относилась лишь к их размножению; человеку же даруется не только способность размножения на земле, но и право обладания ею. Последнее является следствием того высокого положения, которое человек, будучи образом Бога на земле, должен был занять в мире.

Творец, по словам Псалмопевца, что повторяет и апостол, «славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8.6-9; Евр 2.7-9). Это одно из лучших выражений мысли о величии и красоте первозданного Адама (т. е. человека), восстановленного в своем, утраченном через грехопадение, первобытном достоинстве, вторым Адамом – Господом вашим Иисусом Христом (Евр 2.9-10).

Самое господство человека над природой должно понимать и в смысле употребления человеком на пользу свою различных естественных сил природы и ее богатств, и в смысле прямого служения ему со стороны различных видов животных, исчисляющихся здесь лишь в порядке их последовательного происхождения и по самым общим их группам.

Прекрасно выражена эта мысль в следующих вдохновенных строках И. Златоуста: «Как велико достоинство души! Через ее силы строятся города, переплываются моря, обрабатываются поля, открываются бесчисленные искусства, укрощаются дикие звери! Но что важнее всего – душа знает Бога, Который сотворил ее и различает добро от зла. Один только человек из всего видимого мира воссылает молитвы к Богу, получает откровения, изучает природу небесных вещей и проникает даже в божественные тайны! Для него существует вся земля, солнце и звезды, для него отворены небеса, для него посылались апостолы и пророки, и даже сами Ангелы; для его спасения, наконец, Отец ниспослал и своего Единородного Сына!»

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, [и зверьми] и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли

«Раститеся [плодитесь] и множитеся». Нет сомнения, что в лице первых людей получил сие благословение и весь род человеческий. Оно сохранилось посреди всеобщего проклятия, ибо глубоко насаждено в природе человечес­кой. Нет также сомнения, что сего благословения, данного первой чете, достаточно, чтобы от нее одной произошел весь род человеческий. «От одной крови Бог произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). В слове Божием нет ни одного твердого основания к тому, чтобы предполагать многих родоначальников че­ловечества. А резкие различия между племенами рода че­ловеческого по цвету кожи, по строению черепа, по языкам, по образованию легко объясняются различием климатов, различием в пище, в образе жизни, в обычаях, наследствен­ными болезнями, рассеянием племен и смешением языков.

«И наполните землю». Вследствие сего благословения Божия человек не только может обитать во всех углах твердой земли, но и на воде устрояет себе подвижные жилища, и в них двигается по всем направлениям океана.

«И господствуйте ею [землею] и обладайте рыбами..». Грех ослабил и ограничил власть человека над подчинен­ною ему тварию, но не мог совершенно отнять ее у чело­века. Доныне разум человеческий порабощает и покоряет себе то ту, то другую силу природы. «Всякое естество зверей, – говорит ап. Иаков, – и птиц, пресмыкающихся , и морских животных, укрощается и укрощено естеством человеческим» (Иак. 3:7). Доныне неодушевленная приро­да служит разнообразным потребностям человека: возде­ланная им земля доставляет ему плоды; вода, огонь, воздух обращаются им в послушные орудия для достижения многоразличных целей, духовных и житейских.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible