Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И поя́тъ Авра́мъ Са́ру жену́ свою́, и Ло́та сы́на бра́та своего́, и вся́ имѣ́нiя своя́, ели́ка стяжа́ша, и вся́кую ду́шу, ю́же стяжа́ша въ Харра́нѣ: и изыдо́ша поити́ въ зе́млю Ханаа́ню.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую
Замечай обстоятельность Писания, с какою оно рассказывает нам обо всем, чтобы мы из всего узнали благочестие праведника. «И поят, – говорит, – Сару, жену свою, и Лота, сына брата своего, и вся, елика стяжаша в Харране». Не без причины сказано: «вся, елика стяжаша в Харране», – чтобы знали, что патриарх ничего не взял с собою из Халдеи, но все это отцовское имение оставив брату, вышел с тем только, что мог приобрести в Харране. Да и это взял с собою чудный этот муж не потому, чтобы дорожил имением, или был любостяжателен, но для того, чтобы можно ему было своею собственностию доказать всем Божие о нем попечение. Тот, Кто извел его из земли халдейской и потом повелел переселиться и оттуда, Сам и умножал с каждым днем имение его и устранял всякую неприятность. Таким образом и то самое, что Авраам взял с собою это имущество и нес во всю дорогу, служило доказательством его душевного благочестия. Всякий, кто только видел его, вероятно желал знать причину такого путешествия праведника. Потом, узнав, что он переселялся в чужую землю, оставив свою собственность (на родине), по повелению Божию, самым делом удостоверялся и в том, как было благочестиво послушание праведника, и в том, как велико Божие о нем промышление. «И изыде, – сказано, – поити в землю Ханааню». Откуда он узнал, что его странствование кончится в земле ханаанской, когда повеление говорило: «иди в землю, юже ти покажу?» Может быть Бог открыл ему и это, показав духу его землю, в которой хотел поселить его. В самом деле, Бог, когда давал ему повеление, сказал так неопределенно: «иди в землю, юже ти покажу», для того, чтобы открыть нам добродетель праведника. Потом, так как Авраам с полною готовностию сделал все, что от него требовалось, тотчас и Бог сообщил ему сведение о той земле, в которой хотел устроить ему жилище. Предвидя величие добродетели праведника, Бог потому и вызвал его из дома (отеческого) и не повелел взять с собою даже брата, что хотел сделать его учителем теперь для всех жителей Палестины, а вскоре потом – и для египтян.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую
И всех людей, которых они имели в Харране. Халдейские толкователи в изъяснении сих слов полагают, что Аврам вывел из Харрана некоторых людей, которых он обратил от заблуждений к истинной вере, но проще разуметь оныя о рабах, приобретенных Аврамом в Харране. В первый раз в Священной истории находим здесь рабов, и притом в доме благочестивом. Какое бы, впрочем, ни было начало рабства, война или бедность, право господина непоколебимо с тех пор, как единожды утверждено согласием уступившего свободу за сохранение жизни.
Пошли в землю Ханаанскую. Поелику намерение дать землю сию Авраму Бог утаил от него до вступления в нее, то надобно, чтобы он имел прежде, по крайней мере, некоторые знамения, по которым бы мог давать направление своему пути. Какие они были, неизвестно.
Георгий Константинович Властов (†1899)
The new Bible commentary of the Anglican church указывает, что в переложении Онкелоса место это передаётся так: «И все души, которых они обратили к закону в Харране». Точно так же иерусалимские таргумы (перифразы Библии) читают это место: «Все души, которым они проповедовали в Харране». Об этом мнении упоминает и митрополит Филарет, но присовокупляет, что проще разуметь это место, что оно упоминает о рабах, приобретённых в Харране.
и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
Митрополит Филарет говорит: «Поскольку намерение дать землю сию Авраму Бог утаил от него до вступления в неё, то надобно, чтобы он имел некоторые знамения… какие они были – неизвестно».
Чтобы ясно представить себе путешествие семейства Фарры, а потом Аврама, надо помнить, что Харран лежит в северо-западной части Месопотамии приблизительно под 37о северной широты, а Ур – под 31о той же широты. Чтоб идти в Харран, семейство Фарры должно было идти прямо на север до окрестностей нынешней Урфы. Харран упоминается у Роулинсона и означен на его карте Ассирии и Халдеи в числе городов северной части Ассирийской монархии. От Харрана движение Аврама началось переправой чрез Евфрат, и потом он должен был идти почти прямо на юг – мимо Ливана по направлению к Дамаску. Флавий Иосиф упоминает о предании, по которому Авраам был царём Дамасским, это же предание сохранилось и у арабов. Из Дамаска Аврам уже перешёл впоследствии в землю Ханаанскую – нынешнюю Палестину.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую
«И взял Аврам с собою Сару… и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране…» На основании этих слов можно думать, что остановка Аврама в Харране была довольно продолжительна, так как он успел уже приобрести здесь и имение, и рабов. Златоуст особенно подчеркивает то, что все это заведено было Аврамом в Харране и составляло его благоприобретенное имущество, а все отцовское наследство было оставлено еще в Халдее, согласно божественному повелению об этом.
«и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую…» Хотя, испытывая веру и послушание Аврама, Господь и скрывал от него до времени конечную цель его путешествия, однако, очевидно, самое направление этого пути было так или иначе внушено Богом Авраму или открыто какими-либо особыми знамениями.
«и пришли в землю Ханаанскую…», т. е. в плодородную палестинскую страну, где обитали потомки Ханаана. Границами ее на Севере служили горы Ливанские, на юге - Аравийские степи, с востока - пустыня Сирийская и с запада - Средиземное море. «Окруженная таким образом горами, степями и морями, эта страна, предназначенная в наследие избранному народу, больше, чем всякая другая, благоприятна была для воспитания его вдали от языческого влияния. С другой стороны, находясь в средоточии известного тогда мира, на перепутье между Европой (со стороны моря), большей частью стран Азийских и Африкой, эта страна представляла весьма много удобств для распространения повсюду евангельской проповеди» (Виссарион).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток четвертой седмицы Великого поста (Быт. 12:1–7). В сей паремии содержится повествование о переселении Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.
И поят Аврам Сару, жену свою, и Лота, сына брата своего, и вся имения своя, елика стяжаша, и всякую душу, южу стяжаша в Харране: и изыдоша пойти в землю Ханааню
Лот, племянник Аврама, сын брата его Арана, умершего в Уре, последовал за Аврамом не столько, конечно, по естественной привязанности к нему, как своему ближайшему родственнику и покровителю, сколько потому, что дорожил обществом его, как избранника Божия, следственно, по любви к благочестию, – иначе едва ли бы взял его с собой тот, кто должен был по слову Божию оставить сродство. – Сара, «жена» Аврама, была сестрой его по отцу, но от другой матери (Быт. 20:12). - «Имения», приобретенные Аврамом и Лотом в Харране, состояли преимущественно из домашнего скота, который составляет главное богатство людей, ведущих пастушескую жизнь, каковую вели и будут вести эти патриархи. – «Всякая душа», которую они стяжали в Харране и взяли с собой в путь, – это рабы, или купленные ими в Харране, или народившиеся здесь от прежних их рабов. – «И изыдоша в землю Ханааню», – т. е. отправились в путь, который привел их в эту землю. Ханаанскою она названа потому, что уже тогда заселена была народами, произшедшими от 11 сыновей Ханаана, сына Хамова. Границы ее с севера – горы Ливанские, с юга – Аравийская пустыня, с востока – пустыня Сирийская, с запада – Средиземное море. Окруженная таким образом горами, степями и морями, эта страна, предназначенная в наследие избранному народу, больше, чем всякая другая, благоприятна была для воспитания его вдали от языческого влияния. С другой стороны, находясь в средоточии известного тогда мира, на перепутье между Европой [со стороны моря], большей частью стран азиатских и Африкой, эта страна представляла весьма много удобств для распространения повсюду евангельской проповеди.