Скрыть
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-6 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Твердо да стоим во Христе, и опять игу рабства закона да не подвергаемся. Вот я Павел, который более вас знаю это, говорю вам, что если будете обрезываться, как говорят вам, то в этом и ради этого Христос вам ничем не будет полезен. Притом, ведь всякий, кто допускает обрезание, должен потом исполнять он и весь закон; то есть хранить субботы его, совершать праздники его, вкушать опресноки его и агнца и горькие травы. А если это вы будете делать, то вы остались без Христа, кои этим законом хотите оправдаться. Если хотите получить оправдание своими делами по закону, то от благодати, которая совершена у вас, как и у всех язычников, вы отпали. Но (ибо) мы духом веры, которую приняли, надежду оправдания, которое дается этою верою, ожидаем: ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет никакой силы, ни необрезание, но вера, чрез любовь превозмогающая, чрез веру, очевидно, нашу в Господа нашего и нашу взаимную любовь друг к другу.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Видишь ли, как он обращается к ним уже с большим дерзновением? «Облекшийся во Христа, – говорит, – пусть не заботится об обрезании». Однако, он не сказал, что обрезание вредно; как же, в таком случае, он считает его безразличным? Оно безразлично для тех, которые были обрезаны прежде принятия веры, но не для тех, которые обрезывались уже после принятия веры. Смотри же, как он отверг обрезание, поставив его наряду с необрезанием. Ведь различие делает вера. Так, если кто набирает борцов, то будут ли они кривоносые или курносые, черные или белые, это нисколько не важно в деле выбора, но надобно искать в них только того, чтобы они были сильны и опытны в своем деле. Точно так же и желающему вступить в новый завет нисколько не повредит то, что он не соблюл всех этих телесных обрядов, равно как не принесет никакой пользы и то, если он соблюдет их. Что же значит – «действующая любовью»? Этими словами (апостол) сильно уязвляет их, показывая, что это уклонение их от истины произошло оттого, что они не утвердились еще в любви ко Христу, так как здесь потребна не только вера, но и пребывание в любви. Как бы так он сказал: «Если бы вы любили Христа как должно, то вы не уклонились бы к рабству, не оставили бы вашего Искупителя и не оскорбили бы Освободителя». Он указывает здесь вместе и на тех, которые злоумышляли против них, давая понять, что если бы и они имели любовь к ним, то не решились бы сделать этого. Кроме того, этими словами он желает исправить и жизнь их.

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Если мы обратим внимание на то, что весьма многие из христиан (т.е. из наших, которые от дикой маслины были привиты к маслине доброй (Рим. 11:17-24)) выступают против отламывающихся ветвей народа иудейского и говорят: необрезание имеет большую силу, чем обрезание, потому что Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15:6), а обрезание было дано только как знак веры и не помогло оно имеющему его Израилю, - то мы увидим, что даже и это притязание некоторых теперь весьма осторожно устранено [апостолом].

Комментарий на Послание к Галатам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Такова вера, которая отделяет верующих от нечистых бесов, ибо они тоже, как говорит апостол Иаков, веруют и трепещут (Иак. 2:19); но действуют они не на благо.

И нет в них той веры, которою праведник жив будет (Гал. 3:11), т.е. той, которая действует через любовь, дабы Бог ей воздал жизнь вечную по делам ее.

О благодати и свободном решении

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Прежде он сказал, что обрезание пагубно, как же он теперь считает его безразличным? По нашему мнению, он говорит здесь об обрезании, которое предшествовало вере; он как бы так сказал: для вступивших в Новый Завет нет пользы, если они обрезаны, и нет вреда, если они не обрезаны. Ибо все заключается в вере, действующей любовью, то есть в вере, которая должна всегда являться деятельной и живой в любви ко Христу. Этим также указывает, что они хотя и уверовали, но не окрепли в любви ко Христу и вследствие этого снова уклонились к закону, или же наставляет их в любви к ближнему. А вместе с тем показывает, что и обольстители их, если бы имели любовь к ним, не дерзнули бы делать этого. Итак, научись, что вера становится деятельной посредством любви, то есть является живой, а не имеющая любви бездейственна, - подобно сказанному: вера без дел мертва (Иак. 2:17).

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Вера обновляет человека, делает его расположенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели. Ибо вера – это Божественное семя, от которого духовно рождаются христиане, и потому приносят такие плоды, каково семя. Ибо не может дерево доброе приносить плоды худые, – говорит Христос (Мф. 7:18). Каково семя, таковы и плоды его. Ибо у злого семени змеиного, которое он посеял на сердце прародителя нашего, – злые плоды: ненависть, злоба, вражда и прочие грехи. А у семени Христова, которое есть вера святая, добрые плоды: любовь, милость, кротость, благость, милосердие, воздержание, и прочее (см. Гал. 5:22). Поэтому апостол говорит: Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6). Поэтому святые апостолы везде в своих посланиях увещевают к познанию плодов веры, то есть к добрым делам.

Об истинном христианстве. Книга II

Феофан Затворник, свт. (†1894)

О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию споспешествуема

Продолжение предыдущей мысли и точнейшее определение сущности христианства. Будто слышит святой Павел ищущий вразумления вопрос галатов, в чем же состоит это духовное Богу служение, противоположное стихийному служению подзаконному, или в чем состоит то внутреннее настроение, которое ради веры благодатию Святаго Духа созидается в духе христианина. И отвечает: в вере, любовию споспешествуемой. Имей это, и ты спасен. Ни о чем другом не заботься: не думай, что ты ближе ко Христу Господу, будучи обрезан (прежде, то есть, веры); и не смущайся, будто недостает тебе чего, потому что ты необрезан был. И то, и другое пред лицем Господа не имеет никакого значения, никакой цены и никакого веса не дает Он ни тому, ни другому. Не благоволительнее приближается Он к обрезанному, поколику он обрезан, и не отвращает лица Своего от необрезанного, поколику он необрезан. У Него все решает вера в связи с любовию. Вы приступили к Господу, просветились святым крещением, приняли залог Духа, вас созидающего: храните теперь веру и живите в любви,- вот и все, что от вас требуется. Этим путем достигнете благополучно конца жизни и перейдете к Господу, чтоб, вселясь в обителях Его, вечно с Ним блаженствовать. Зачем вам вязать себя этими уставами подзаконной жизни? Всё прочь. Духом служите Богу и духовно угождайте Ему, не опутываясь ничем внешним. В христианине, Духом Божиим созидаемом, все исходит из сердца, полного веры, дышащего любовию. Внутреннее сие необходимо выражается и вовне; но это внешнее само по себе ничто пред Богом. Цена его от того духа, с каким совершается; так что если взять всю жизнь в совокупности, то, имей ты одно внутреннее, при невозможности соответственно ему действовать и вовне, ты все имеешь; имей ты одно внешнее, по обычаю или подражанию, без внутреннего, ты ничего не имеешь. Все твое внешнее, как бы оно на вид ни было взрачно (благолепно), ничтоже может во Христе Иисусе.

Так вот кто избранник Христов, вот кто Божий угодник во Христе Иисусе: кто полон веры и дышит любовию. А обрезание и необрезание тут ничто. Святой Златоуст говорит: «смотри, как он отверг обрезание, поставив его наряду с необрезанием. Ибо различие делает только вера. Если кто набирает борцов, то, будут ли они черные или белые, все это не делает никакого различия при выборе; но надобно искать в них того, чтобы они были сильны и опытны в своем деле. Так и желающему вступить в Новый Завет нисколько не вредит то, что он не соблюл всех оных телесных обрядов; равно не принесет никакой пользы и то, если соблюл оные. Здесь все решает вера с любовию».

Вера любовию споспешествуема,- ενεργουμενη. Это слово может значить: действующая и воздействуемая. Первое значение дает ту мысль, что вера приводит к любви, возбуждает и оживляет ее; второе - ту, что вера возбуждается и оживотворяется любовию. То и другое показывает, что вера и любовь в жизни христианина неразлучны. Любовь в вере, вера в любви находят оживительные начала. Слыша Евангелие, веруют в Господа; уверовав, возлюбляют Его и всех ради Него; возлюбивши же, паче веруют и утверждаются в вере; вера усиленная в свою очередь возвышает любовь. Так и спеется жизнь христианина. С момента разделения их начнет угасать истинная жизнь; а с совершенным разделением и жизнь совсем замирает. Христианин остается только именем христианин и внешними некоторыми делами; на деле же он стал иудей, чающий оправдитися внешним принадлежанием к Церкви Божией.

Экумений пишет: «не довольно только веровать во Христа, но необходимо , чтобы вера сия была воздействуема, хранима и как бы возгреваема любовию ко Христу. Которые веруют во Христа, но не исполнены любви к Нему, те переходят к закону» (можно и так: становятся в чин подзаконников)»

К кому любовь здесь разумеется? Как не прибавлено - к кому, то надо разуметь любовь и к Господу, и к собратиям христианам Духом благодати по вере сочетаваясь с Господом, христианин почерпает из Него полноту любви, которая, по природе своей требуя излияния, вся исходит на сочленов единого во Христе тела, братского общества христианского, с самозабвением, или отвержением себя. Все тут само собою созидается и сочетавается. Не предписания внешние заставляют, а дух жизни о Христе Иисусе таков.

Святой Златоуст говорит только о любви ко Христу «что значит любовию споспешествуема? Сими словами Апостол сильно уязвляет их, показывая, что сие уклонение их от истины произошло от того, что они не утвердились еще в любви ко Христу. Ибо здесь не вера только требуется, но и пребывание в любви. Как бы так он сказал если бы вы любили Христа как должно, то не уклонились бы к рабству, не оставили бы Искупителя, не поругались бы Освободителю». Блаженный Феофилакт указывает и на любовь к ближним. «Или Апостол внушает им и любовь к ближним, говоря как бы познайте, что вера действуется любовию, то есть оказывается живою чрез любовь. Вера же, не имеющая любви, без действенна есть. Одинаково это с словами: вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). А блаженный Иероним под любовию разумеет всю совокупность добродетелей. «Хотящие во Христе жить должны взыскать все добродетели и бегать всех пороков. Апостол Павел в другом месте говорит: еже бо не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидетелъствуеши, не похощеши и аще кая ина заповедь, в сем словеси совершается, во еже возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (ср. Рим. 13:9). Итак, если все заповеди совмещаются в одной: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе,- то, вставив это понятие в слова: вера любовию споспешествуема,- ясно увидим, что это споспешествование вере любовию обнимает полноту всех заповедей. И наоборот, как, по апостолу Иакову, вера без дел мертва есть, так и добрые дела без веры должны быть почитаемы мертвыми. Не верующие во Христа, но добрые по нравам что имеют, кроме дел добродетелей (то есть следовательно, они ничто пред Господом, яко неверующие)? Пример веры, действующей любовию, представляет Евангельская блудница, о которой, когда она в доме фарисея слезами омыла ноги Господа и, отерши власами, помазала миром, Господь сказал: оставляются греси ея мнози, яко возлюби много. Ей же самой приговорил: вера твоя спасе тя, иди в мире (ср.: Лк. 7:47, 50). Очевидно, этим показывается, что жена та имела веру, любовию споспешествуемую: что только и имеет цену во Христе Иисусе».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Везде Павел говорит о том, что для веры в Евангелие Христово не имеют силы никакие условия: ни пол, ни нечто, совершаемое над телом, или телом, или ради тела, вроде обрезания, добрых дел и прочего подобного. Ничто из этого, говорит Павел, во Христе Иисусе не имеет силы. Стало быть, и обрезание совершают напрасно, и от сохранения крайней плоти мы не обретем силы во Христе.

Так как мы уверовали в Него, и верим в Его обетования, и от Его воскресения мы тоже воскреснем, и претерпели все вместе с Ним, и вместе с Ним же, но только через Него воскреснем к жизни, - вера наша несомненна. Через эту веру совершается дело спасения, и эту веру нам надлежит принять через любовь, которою любим Христа и Бога, а чрез это - и всех людей. Ибо две вещи вернее всего исправляют всякую жизнь, и исполняют всякий закон, и содержат в себе все то, что предписано в десяти заповедях: кто хранит веру, тот непременно хранит и любовь. Эти две вещи [вера и любовь] исполняют все, что предписывает закон Христов.

Комментарий на Послание Галатам

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Итак, если кто-то, держась веры, действующей через любовь, раскается в своем прежнем грехе, так что этот грех уже не будет удерживать его и спадут оковы смертоносного отчаяния, то он освободится от хулы на Святого Духа, которая не прощается ни в веке сем, ни в грядущем (Мф. 12:31).

К Евфимию о прощении грехов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Само по себе обрезание имело значение, но это было в Ветхом Завете, до Христа (Рим. 2:25; 3:1; 9:31). Теперь же, для христианина, оно бесполезно, и если человек поступил в Церковь обрезанным, ему нечего гордиться пред христианином необрезанным. Также и необрезанный не может гордиться своим необрезанием. Для спасения нужна только вера, действующая через любовь. Последнее выражение Ап. прибавляет для того, чтобы показать, что и сама вера не послужит к оправданию человека на последнем суде, если она в этой жизни не обнаружила себя в соответствующих добрых делах (ср.: Рим. 2:7).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 5:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5. а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Указывая положительное средство ко спасению, Апостол говорит, что «вера достаточна для того, чтобы сообщить нам Духа, а чрез него оправдание и другие многие и великие блага» (Златоуст). Блаж. Августин пишет: «на духовном служении опираются надежды наши, а не на плотском». А служение это состоит в вере, любовью споспешествуемой, причем обрезание не имеет никакого значения, равно как и необрезанность. «Смотри, говорит св. Иоанн Златоуст, как он отверг обрезание, поставив его на ряду с необрезанием. Если кто набирает борцов, то будут ли они черные, или белые, все это не делает различия. Так и желающему вступить в Новый Завет нисколько не вредит то, что он не соблюл всех оных телесных обрядов, равно как не принесет никакой пользы и то, если он соблюл оные. Здесь все решает вера с любовию». Преосвящ. Феофан, изъясняя слово «споспешествуема», говорит: «это слово может значить: действующая и воздействующая. Первое значение дает ту мысль, что вера приводить к любви, возбуждает и оживляет ее; а второе – ту, что вера возбуждается и оживотворяется любовию. То и другое показывает, что вера и любовь в жизни Христианина неразлучны. С момента разделения их начнет угасать истинная жизнь». И блаж. Иероним говорит: «если все заповеди совмещаются в одной: возлюбиши искреннего твоего, то, вставив это понятие в слова «вера любовию споспешествуема», ясно увидим, что это споспешествование вере любовию обнимает полноту всех заповедей». Вот почему усматривается здесь точнейшее определение сущности Христианства» (Преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

      В христианине, созидаемом Духом Божиим, все исходит из сердца, полного веры, дышащего любовью. Внутреннее настроение необходимо, выражается и вовне, но внешнее, обрезание ли или необрезание, само по себе ничто пред Богом. Оно ценно только от того духа, с каким совершается, так что, если взять всю жизнь в совокупности, то имей ты одно внутреннее без внешнего, ты все имеешь, имей же ты одно внешнее без внутреннего, ты ничего не имеешь. Все твое внешнее без внутреннего ничего не значит во Христе Иисусе. Тот только и есть избранник Христов, кто полон веры и дышит любовью. Что значит  вера, действующая любовью (в слав. споспешествует)? Значит то, что в христианской жизни вера и любовь неразлучны. Любовь в вере, вера в любви находят оживляющие их начала. С момента разделения их начнет угасать истинная христианская жизнь. Христианин при одной вере или любви только по имени будет христианином. Так не должно быть. Слившись Духом благодати по вере с Господом, христианин почерпает из Него полноту любви, которая по природе своей требуя выражения, вся, до самоотвержения, изливается на сочленов единого во Христе тела – братского общества христианского. Таков дух жизни о Христе Иисусе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible