Скрыть
ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16-26 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать

Но говорю: духом, делами именно духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: ибо плоть вожделевает того, что не есть воля (желание) духа, - а дух желает того, что служит к обузданию плоти. Поелику же две эти стороны человеческого существа друг другу противоположны (противятся), то не только не творите (всего) того, что ни пожелаете, но делайте то, чего желает дух, живущий в вас. Если же духом водитесь, то вы (есте) не под законом. Известны дела плоти, когда господствует закон ее, каковы суть: блудодеяния, нечистоты и прочие, - о коих я говорил, пока находился у вас, - и теперь в отсутствии пишу вам, что таковыя (дела) совершающие царства Божия не наследуют. Плод же духа есть любовь и мир и прочее. На таковыя (дела) нет закона, так как не написано в законе - совершать их, но по нашей свободной воле мы охотно решаемся делать это. Кои же суть Христовы, те плоть свою распяли со всеми похотями плоти, мною указанными. Станем жить по духу и последуем ему чрез добрые дела наши. Да не будем тщеславны, друг друга вызывая к соблюдению закона ветхозаветного.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы

Тело принадлежит к числу вещей не движущих, а движимых, не действующих, а которыми действуют; так как же, в таком случае, оно желает? Желание, без сомнения, принадлежит душе, а не телу… Как же Павел говорит: плоть желает противного духу? Плотью он обыкновенно называет не природу телесную, а злую волю; например, когда говорит: вы не по плоти живете, а по духу (Рим. 8:9); и еще: живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8:8). Итак, что же? Следует убивать плоть? Но сам сказавший это разве не был облечен плотью? Такие внушения - дело не плоти, а диавола, так как он был человекоубийца от начала (Ин. 8:44).

О чем же, в таком случае, говорит апостол? Плотью он называет здесь помысел земной, легкомысленный и нерадивый, а в помысле виновато не тело, но беспечная душа. Ведь тело есть только орудие; от орудия же никто не отвращается и не ненавидит его; а отвращаются от того, кто употребляет это орудие во зло. Мы ненавидим и наказываем не меч, а человекоубийцу.

Но, скажет кто-нибудь, называть грехи души именем плоти именно и значит обвинять тело. Я же признаю, что хотя плоть и ниже души, но и она прекрасна. В самом деле, то, что ниже хорошего, и само хорошо, тогда как худое не ниже хорошего, но совершенно противоположно ему… С другой стороны, именем плоти Писание называет обыкновенно и таинства, и всю Церковь, называя ее телом Христовым (Кол. 1:18)… Если же апостол говорит: плоть желает противного духу, то говорит о двух противоположных видах помыслов - о добродетели и пороке, так как именно они противятся друг другу, а не душа и тело. Если бы эти последние находились во взаимной вражде, то они истребили бы друг друга, как вода истребляет огонь, как тьма - свет. Если же душа заботится о теле и проявляет по отношению к нему великое попечение, и весьма многое претерпевает, чтобы только не расстаться с ним, и сопротивляется, когда ее хотят с ним разлучить; если, в свою очередь, и тело служит ей, и доставляет ей много познаний, и само приспособлено к ее деятельности, - то как они могут быть противными и враждебными друг другу?

Гомилии на Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 5:16

Иероним Стридонский, блж. (†420)

ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы

Плоть обнаруживает похоть вопреки духу, т.е. события прежней жизни и плотское разумение Писания восстают против таинственного смысла и духовного учения. А дух - против плоти, т.е. более возвышенное сопротивляется низверженному, вечное - кратковременному, а истина - тайне. И плотской смысл Писания, который не может быть исполнен (ибо мы не в силах выполнить все то, что написано), показывает нам, что мы не способны исполнить закон, так как, даже если бы и хотели следовать букве, нам это не дано по невозможности [исполнения его].

Комментарий на Послание к Галатам

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы

Итак, из этих двух [души и тела] и то и другое - благо: дух есть благо, и плоть - благо. И человек, состоящий из обоих благ, одно из которых повелевает, а другое подчиняется, также есть благо, но благо изменчивое. Это может происходить только по причине неизменного блага, от которого произошло всякое благо - и большое, и малое. Благо, пусть сколь угодно малое, все равно происходит от большого; а сколь угодно большое благо ни в коем случае не сравнимо с величием Создателя. В данном случае в этой благой и с помощью блага хорошо созданной и устроенной человеческой природе - происходит война, поскольку еще не время спасению.

—-

Понятно, что это относится к плоти, ибо закон плоти противится закону ума (Рим. 7:25): плоть желает противного духу, хотя ум себе и не подчиняет, потому что и дух противится плоти. И хотя этот закон греха удерживает часть плоти, как пленника, и противостоит закону ума, он все же не царствует в нашем, пусть и смертном, теле, если тело не подчиняется своим вожделениям.

О воздержании


Из этого явствует, что он обращается к христианам, которым Бог дал Духа, а значит - к крещеным. Что же, и крещеным свойственна природа греха, и нет в них той способности [безгрешия], которая, как говорит [ Пелагий ] будто бы неотъемлемо вложена в их природу.

О природе и благодати


Здесь, как думают люди, апостол отрицает, что мы обладаем свободой воли. Но они не понимают, что апостол им говорит: если не захотят удержать полученную благодать веры, через которую только и возможно ходить в духе и не следовать вожделениям плоти, то не смогут сделать то, что хотят. А они хотят делать дела добрые по закону, однако их связывают вожделения плоти, следуя которым они теряют благодать веры. Потому и римлянам Павел говорит: Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:7).

Любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10) (ср.: Рим. 13:8; Гал. 5:14), но благоразумие плоти, ищущее временной выгоды, противостоит любви духовной. Тогда как же плоть может быть подчинена закону Божию (т.е. свободно и покорно исполнять праведность и не противодействовать ей), когда она, если даже и пытается, должна быть преодолена? Ведь она обнаруживает, что большее временное удобство ей дает неправедность, а если последует праведности, получит меньшее.

Итак, первая жизнь человека - до закона, когда никакое злодеяние ничем не ограничивается и желаниям ничто не противостоит, потому что нет того, кто бы ограничивал. Вторая ступень - под законом до благодати, когда человек ограничивается и пытается воздерживаться от греха, но он связан, потому что он еще не любит праведность ради Бога и ради нее самой, но желает ее себе ради снискания земных благ. И вот, видя с одной стороны праведность, а с другой - благо земное, он вынужден взвешивать желания и отказывается от праведности: он стремился к ней, чтобы иметь то, что теперь, как он видит, потеряет, если последует за праведностью. Третья жизнь - под благодатью, когда ничто временное не возвышается над праведностью, и такое не может происходить вне духовной любви, которой Господь научил Своим примером, даровав милостью. Ведь в теперешней жизни, пусть и остаются желания плоти в силу бренности тела, они все-таки не подчиняют разум к согласию на грех.

Изложение Послания к Галатам

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы

Вожделения плоти и духа находятся в одном и том же человеке, и каждый день внутри нас идет война, когда вожделения плоти, стремительно неся нас к порокам, наслаждаются радостями, дающими сиюминутный покой. В противоположность этому, устремления духа направлены исключительно на духовное, так что хотят исключить даже необходимые потребности плоти. Желая неразрывно связать себя с духовным, человек отказывается заботиться о собственной телесной хрупкости.

Собеседования

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы

На основании этих слов манихеи и все подобного рода еретики говорят, что человек состоит из двух противоположных сущностей и что апостол подтверждает это настоящими словами. Но нет: он рассуждает не о сущности, но плотью называет земные помыслы, беспечные и беззаботные, а не тело, и духом называет духовные помыслы, а не душу. Земные помыслы, говорит он, противятся духовным, а духовные - земным. Итак, он признает борьбу злых и добрых помыслов, но не тела и души. Ибо желать и не желать есть дело рассуждающей души. Прибавляет же: не то делаете, что хотели бы, потому что и тело содействует душе, а не противится, и душа держится тела и все терпит, чтобы не оставить его, и оторванная от него, скорбит. Какие же они после этого противники, когда имеют такую связь друг с другом?

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Тихон Задонский, свт. (†1783)

плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите

Эти два закона, закон плоти и закон ума, или плоть и дух, всегда между собою брань имеют. Что один хочет, от того другой отвращается. Что один повелевает, другой запрещает. Что один созидает, другой то разоряет. Что плоть избирает, от того дух отворачивается, и что хочет дух, того не хочет плоть.

Плоть хочет гордиться, величаться, дух же хочет смиренномудрствовать.

Плоть хочет в славе и чести быть, дух же все это считает сором.

Плоть хочет в богатстве быть, дух же в нищете.

Плоть хочет успокаиваться, а дух – бодрствовать, трудиться.

Плоть хочет праздновать, пьянствовать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, о грехах сетовать.

Плоть хочет врагу своему мстить, а дух – любить врагов, делать добро ненавидящим, благословлять проклинающих.

Плоть хочет самой себе угождать, а дух – ближнему во благо.

Плоть хочет чужое похищать, а дух и свое раздавать.

Плоть хочет во всем воле своей следовать, а дух воле Божией.

Итак, между плотью и духом – непрестанная брань. А от этих желаний противоположных двоякое восстает мудрование, или действие, плотское и духовное. Плотское мудрование – это когда мудрствуется или делается то, что плоть хочет. А духовное мудрование – когда мудрствуется то, что дух хочет. А кто что мудрствует, таковым и человеком называется. Кто по-плотски мудрствует, плотским человеком называется и таковой и есть, кто по-духовному – духовным. Или, проще сказать, кто плоть слушает и ей повинуется, тот плотской человек, а кто духу следует, и плоть покоряет духу, тот духовный.

Слово на Воздвижение честнаго Креста


Всякий христианин имеет два рождения: ветхое, то есть плотское, и духовное, новое; и они, одно другому, во всем противоположны. Плотское рождение есть плоть, духовное же есть дух. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). А поскольку оба эти рождения друг другу противоположны, то отсюда восстает вражда и борьба между плотью и духом в христианине: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти».

Плоть хочет умертвить дух, дух же хочет умертвить плоть.

Плоть хочет покорить дух, дух же хочет покорить плоть.

Плоть хочет обладать духом, дух же – плотью.

Плоть хочет гордиться, величаться, возноситься; дух же не хочет, но хочет смиренномудрствовать.

Плоть хочет гневаться, злиться, ссориться, мстить делом или словом; дух же этого не хочет, но хочет все с кротостью прощать.

Плоть хочет блудодействовать и прелюбодействовать, но дух от этого отвращается и хочет целомудрия.

Плоть хочет чужое похищать, красть, грабить всяческим образом, но дух от этого отвращается, и хочет от своего подавать.

Плоть хочет лукавить, льстить, лгать, хитрить, обманывать и лицемерить, но дух все это ненавидит и хочет пребывать в истине и поступать просто.

Плоть хочет человека ненавидеть, а дух хочет его любить.

Плоть хочет в праздности жить, лениться, но дух от этого отвращается и хочет в благословенных трудах упражняться.

Плоть хочет гулять, пьянствовать, банкеты и пиршества устраивать, но дух от этого отвращается и хочет или умеренно жить, или поститься.

Плоть хочет славы, чести, богатства в мире этом искать, но дух все это презирает и только к одним вечным благам стремится, и прочее. Так, «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти».

Христианину, как обновленному, не по плоти, но по духу должно жить и плоть духу покорять по апостольскому увещанию: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). А это значит «распять плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24), «попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим. 13:14), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет. 2:11), «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4), не позволять греху над собою царствовать (Рим. 6:12), «жить для Христа, умершего за нас и воскресшего» (2Кор. 5:15).

Краткие нравоучительные слова. Слово 6

Феофан Затворник, свт. (†1894)

плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите

Что это - естественную психологию пишет Апостол или изображает состояние подблагодатное? Подблагодатное; ибо в естественном - падшем - состоянии дух хотя не уничтожается, но никакой власти не имеет над самолюбием со страстьми. Иногда страх Божий, иногда совесть, иногда воспоминание о загробной жизни говорят что-нибудь против них, но этот голос хоть слышится, потому что нельзя его не слышать, но оставляется в невнимании, пренебрегается, попирается, иногда с враждебным против него ожесточением Потому тут нет собственно брани. Брань начинается, когда дух наш оживает и силу получает от Духа Божия. После сего дух стоит на одной стороне, а самость со страстьми и похотьми на другой. Последняя силится возвратить отнятую добычу, а первый силится удержать ее за собою. Вот и брань. Самолюбие со страстьми возбуждает греховные помыслы, влечения, сочувствия; а дух, со страхом Божиим и ревностию в богоугождении, отражает их силою благодати Святаго Духа. Плоть похотствует на духа - можно переложить или так: плоть, то есть самость со страстьми, порождает противные духу пожелания, или так: плоть враждебно восстает против духа; равно и: дух похотствует на плоть - значит: или: дух порождает противные самоугодию пожелания, или: дух враждебно к ним относится. В отношении к последней мысли замечательно правило святых подвижников: когда подходит искушение от самости и страстей, спеши возбудить против него неприязнь и гнев, и оно отбежит во мгновение ока.

Сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите. Апостол говорит как бы: вот что происходит внутри вас, если вы стоите как должно в духе! Брань совершается. Когда самоугодие задумает что противное Богу, дух не допускает тебя исполнить его внушение и желание; когда же дух требует чего наперекор самости, сия последняя вяжет тебе руки и ноги, чтоб ты не делал того, что требует дух. Ни одна сторона не хочет допустить тебя сделать что-нибудь наперекор ей, в угодность стороне противоположной. В этом цель брани, цель каждой из воюющих сторон. Но что же далее? И стой посреде, ни туда, ни сюда! Что делать стоящему посреде, влекомому то туда, то сюда, Апостол не сказывает; потому что это само собою очевидно; да к тому же это указано уже выше: духом ходите, и похоти плотским не совершайте. Здесь же, указавши на происходящую борьбу внутри, он не говорит, куда склоняться; но очевидно желает, чтоб не плоти, а духа слушали. Он внушает как бы: а вы сами смотрите, куда следует вам склониться. Если вы должны духом ходить и похоти плотской не совершать, то очевидно, что всегда должны идти наперекор самости в угодность требованиям и влечениям духа, не останавливаясь ни пред какими жертвами самоотвержения.

Наши толковники, все,- слова: да не яже хощете, сия творите - прямо так и разумеют, как внушение, чтоб верующие не исполняли пожеланий похоти и строго противились им. Святой Златоуст говорит: «Апостол указал здесь на борьбу злых и добрых помыслов. Но хотеть и не хотеть - есть дело души. Потому он и говорит: сия же друг другу противятся, - чтобы ты не дозволял душе ходить в злых ее пожеланиях. Он сказал сие как наставник и учитель, возбуждая страх». Блаженный Феодорит пишет: «плотию называет Апостол наклонность воли к худшему; духом же - обитающую благодать; потому что она руководствует душу к лучшему. Как же возможно препобедить плотские страсти? Да не яже хощете, сия творите. Не следуйте неуместным помыслам, то есть преодолевайте их, имея содействующую благодать Духа».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы

Для того чтобы в Галатах ожила любовь, Ап. советует им ходить по духу, т. е. отдаться руководству высшей стороны человеческого существа; тогда они не будут совершать похоти плоти, т. е. будут иметь силу их всячески ограничивать, потому совсем подавить их человек, конечно, не может. - Ибо плоть желает противного духу… см. посл. к Рим. 7:15, 19 и сл.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 5:13

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

16. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

17. ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом

Приступая к указанию разных нравственных правил, Апостол сначала устанавливает общие основы, а именно: он поучает совершать дела духа и избегать дел плоти, причем указывает на их резкую противоположность и силу плоти, всегда противодействующую духу. Но пребывание в духе освобождает от соблюдения закона Моисеева. Далее Апостол указывает дела плоти и дела духа. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, учение Апостола о жизни по духу тесно связывается с учением о любви. Он говорит: «ничто не делает нас так любвеобильными, как жизнь по духу, и ничто так не убеждает духа обитать в нас, как сила любви». «Апостол указал на борьбу злых и добрых помыслов. Но хотеть и не хотеть – есть дело души. Потому он и говорит: сия же друг другу противятся, чтобы ты не дозволял душе ходить в злых ее пожеланиях». «Кто имеет духа, тот при помощи его угашает в себе всякое злое пожелание. А кто освободился от злых пожеланий, тот уже не имеет нужды в помощи закона, став много выше его учения». Если закон до пришествия духа заменял, сколько мог, духа, то и посему нет нужды теперь оставаться под пестуном. Кто сам по себе делает больше, тому на что пестун? Итак, для чего вы так унижаете себя? Первоначально изъявили готовность служить духу, а теперь опять слушаете закона». Блаж. Феодорит пишет: «плотию называет Апостол наклонность воли к худшему, духом же – обитающую благодать, потому что она руководствует к лучшему».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

17. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

      Эта борьба плоти и духа возникает не в естественном, а в подблагодатном состоянии. В естественном греховном состоянии, хотя дух наш иногда как бы пробуждается, слышатся в сознании страх Божий, голос совести, мысли о загробной жизни, но это глас вопиющего в пустыне, на него мало или и совсем не обращается внимания, им пренебрегают. При таком состоянии духа какая же с ним борьба, его голос есть вопль побежденного! Нет, борьба между самоугодливой плотью и духом возникает тогда только, когда дух возбужден благодатью Святого Духа, когда самоугодие задумает что-нибудь противное Богу. Дух не допускает исполнить это внушение или желание. Когда же дух требует чего противного самолюбию, последнее разными способами противится этому. Так они и сражаются друг с другом. Кто живет по духу, тот, очевидно, не только не должен уступать плоти, но должен всегда делать противное ей, делать не то, что внушает нашей воле плоть – да не яже хощете творите. «Как же возможно препобедить плотские страсти? Не следуйте неуместным помыслам, то есть преодолевайте их, имея содействующую благодать Духа» (Феодорит).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible