Скрыть
Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-18, 22-23 Бысть слово Господне, глаголя: восплачися о крепости египетстей. И сведут людей его в глубину земную с нисходящими в пропасть. Тамо Ассур и весь сонм его, окрест гроба его

И, желая показать, что такие жестокие бедствия постигли Египтян за сынов Израилевых, Пророк присовокупляет: иже даша страх свой на земли живых, т.е. в Иерусалиме, который называется землею живых, потому что в нем возвещен закон, который проповедует о горней жизни в Бозе, и научает ей.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

32:22 Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от меча.
32:23 Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых.

32:22 Тамо Ассур и весь сонм его, вси язвении тамо дашася: и гроб их во глубине пропасти, и бысть сонм его окрест гроба его, вси язвении падшии мечем,
32:23 иже даша гробы их в стегнех рва, и бысть сонм его окрест гроба его, еси тии язвении падающии мечем, иже даша страх свой на земли живых.

         То есть кто был пресловутее царя ассирийского? Однако же и он приял конец жизни, и все его воинство участвовало в его кончине.
        «иже даша гробы их в стегнех рва» - так наименовал вид их гробниц, потому что они продолговаты и походят на бедра.
        «и бысть сонм его окрест гроба его, еси тии язвении падающии мечем». Ибо подобно царю своему и они подверглись избиению и умерщвлены при его гробнице. «И сие,- говорит Бог, - потерпели мужи, видевшие страх свой на земли живых». Однако же все они – и устрашавшие, и устрашаемые – примут, как сказано, посрамление свое с низводимыми в пропасть, потому что лишившись прежней славы, со стыдом кончат жизнь, быв умерщвлены подобно тем, которых умерщвляли сами. Потом перечисляет памятники понародно (Иез. 32:24, 26, 29, 30).

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-23 Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых

Начинается исчисление народов, находящихся уже в преисподней, конечно неполное; выбраны недавно сошедшие или только сходящие со всемирной сцены; взято священное число 7. Порядок исчисления не следует ни времени гибели, ни степени значения, а скорее географический; сначала северные: Ассур, Елам, Мешех и Фувал (мидяне); затем южные (Енот), наконец западные и крайний север (ст. 30). - “Ассур” погиб в 608-607 г. до Р. Х. со взятием Ниневии Набополассаром вавилонским и Киаксаром мидийским (Соф II:13; Наум II:3), назвав первым, может быть, как самый значительный враг Израиля. - “Полчища его” евр. кагал, тогда как о других народах (Еламе и т. д.) гамон множество, может быть в знак особой многочисленности подчиненных Ассуру народов. - Гроб, могилу мы представляем себе как место на земле; для еврея представления о могиле и шеоле; (аде, подземном мире) часто почти совпадают (ср. напр. Ис XIV:11). Шеол, как показывает настоящее место, - большая могила, в которой соединено множество могил; представляется дело так, что в аде все гробы мира соединены. Но хотя шеол мыслится приблизительно, как большое кладбище, души и вне своих могил имеют обращение. Представление, приятно поражающее своею непосредственностью, конкретностью, живою связью с действительностью, отсутствием какого-либо умствования о том, о чем бесполезны умствования (о загробной жизни, которую никакие усилия земного ума представить не могут, потому что она происходит не в условиях земного существования). - Гроб царя или господствующего народа окружен (“вокруг него”) гробами его воинов и подданных. Замечательно, что по взгляду пророка и в загробном мире каждый народ живет вместе сам по себе, толпясь множеством своих гробов около одного гроба своего царя или вождя. - “В самой глубине преисподней” - или по древности этого народа, по давности сошествия в ад, или потому что глубина падения соответствует высоте, с которой падают. - “Те, которые распространяли ужас на землю живых”. Это указывает не столько в качестве причины загробного осуждения (ср. ст. 32.; XXVI:17), сколько для усиления мысли о жалкой бедственности теперешнего положения Ассура - на дне ада. - Ст. 23 заключает в себе много повторений (дуплетов) из ст. 22, почему с правом большинство кодексов LXX читают в нем только последнее предложение, а выражение “в глубине преисподней” переносят в середину 22 ст. и ставят пред словами: “вокруг него гробы их”.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible