Скрыть
Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь,

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь,

Вопрос 19. Почему первая казнь состояла в преложении воды в кровь?


Во-первых, потому, что египтяне высоко думали о реке и, как заменявшую им облака, называли богом. Потом и за вверженных в нее иудейских младенцев, потому что, преложенная в кровь, обвиняла в совершенном детоубийстве. Потому-то воды воскипели и жабами в воздаяние за потопленных в них детей. Ибо дети, ползая, уподобляются несколько жабам: будучи еще не в состоянии держаться на одних ногах, слабости ног помогают руками. «Воссмердеся же земля» от жаб (Исх.8:14) потому, что воссмерделись и согнили у египтян струпы от чрезмерного лукавства.

Толкование на книгу Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь;
Ст. 17 Некоторые комментаторы Библии, желая низвесть это чудо до простого-естественного явления, которое всегда бывает в Египте в июне месяце – при возвышении вод реки Нила и в октябре – при убыли их, утверждают, что ежегодное окрашивание вод Нила происходит частию от багряности эфиопской почвы, по которой течет Нил, частию от яркой краски песков, приносимых южными ветрами, а еще более от особенной породы инфузорий красного цвета. Во времена полноводия в Ниле (говорит Кук с ссылкой на Еренберга), развивается большая масса красных инфузорий, отцвечивающих воду ярко-красной краской. Количество их не одинаково в разные годы, точно так и появление их бывает ранее и позднее. Но при обыкновенном явлении инфузорий, рыбы не умирают в Ниле. Чудо произведенное Моисеем, заключалось: 1) во внезапном, по слову его, изменении вод Нила, который до селе был чист; 2) в необычайно значительном изменении вкуса и цвета воды, которая сделалась даже негодною для питья; 3) в небывалом доселе явлении погибели рыб. Странно было б, Моисей угрожал Фараону таким явлением, которое было обыкновенно в Египте и следовательно не могло быть страшным ни для кого; Моисей обратил в кровь не только воду, находившуюся в реке, но и в деревянных и каменных сосудах.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-18 И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался. Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки

Непослушание фараона, проистекающее из того, что он не хочет признать над собой власти Всевышнего, Его могущества, силы (5:2), приводит к целому ряду знамений, казней, доказывающих превосходство Господа над богами египетскими (17; 18:11). Первой из них является превращение нильской воды в кровь. Предсказание о ней дается фараону в то время, когда он шел «к воде» или для омовения, или для поклонения Нилу, как божеству. Превращение нильской воды в кровь, сопровождавшееся невозможностью пить ее и вымиранием рыбы (18), должно было убедить фараона в том, что Сущий — Господь (17).

Как известно, Нил был одним из главных божеств, почитавшихся по всему Египту (Плутарх), считался эманацией Озириса и обоготворялся под различными именами, между прочим, именем Гаии. В честь его, «отца-животворителя всего существующего, отца богов», устроялись храмы (напр., в Никополисе), приносились жертвы (в капище Джебель-Семелеха изображен Рамсес II, приносящий жертву Нилу), учреждались праздники и т. п. В первой же казни это популярное божество утрачивает свои благодетельные свойства (порча воды в соединении с вымиранием рыб) в зависимости от действий Аарона и Моисея (17, 20), — подчиняется, говоря другими словами, воле Того Бога, представителями Которого они являются. Прежде священный, Нил делается теперь предметом отвращения, оскверняется, так как кровь, символ Тифона, делала, по воззрениям египтян, нечистым всякого, кто прикасался к ней. Все это вместе взятое служило очевидным доказательством ничтожества бога Нила по сравнению с Богом еврейским. Такой смысл усвояет первой казни еще блаженный Феодорит. На вопрос: «почему первая казнь состояла в превращении воды в кровь?» — он отвечает: «потому, что египтяне высоко думали о реке и, как заменявшую им облака, называли богом».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible