Скрыть
И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9, 11-12. И рече Господь к Моисею: если Фараон будет просить знамения, повергни жезл пред ним, и будет змий. Созва же Фараон волхвы, и сотвориша чарованиями своими такожде, то есть сделали нечто подобное. А если сказано, что соделали сие чарованиями своими: то не значит сие, что сделано было нечто необычайное; потому что употребили они, по обыкновенно, собственное свое искусство. Если же думали, что победили Моисея, сделав нечто подобное совершенному им, то впали в непростительную вину. И пожре жезл Моисеев оных жезлы. Думавшие о себе, что изменяют природу вещей, не могли даже и жезлов своих спасти от жезла Моисеева. Жезл пожрал жезлы, чтобы смерть не пожрала египетских первенцев. Пожранные жезлы вразумляли Египтян, что если не покаются, то истреблены будут их первенцы. Потому и сказано было им о сем предварительно, чтобы они покаялись, и не постигло их бедствие. Потому и казни сей, как тягчайшей, назначено быть последнею, чтобы, если вразумятся первыми казнями, избавиться им от истребления первенцев, что было тягостнее всех прочих наказаний.

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 10-12 Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы

Фараон (так было имя мучителю египетскому) тем знамениям, какие Моисей совершал Божией силой, предприемлет ухищренно противопоставить чародеяния волхвов, и, когда Моисей в глазах египтян снова превратил жезл свой в зверя, чародейство думало совершить равное чудо и над жезлом волхвов. Это ухищрение обличено тем, что совершилось: змий из превращенного Моисеева жезла пожрал посохи у волхвов, т.е. их змеев, и тем показал, что жезлы волхвов не имели никакой - ни оборонительной, ни даже жизненной силы, кроме одного вида, какой ухищренное чародейство показывало глазам легко обольщаемых.

…И превращение жезла в змия да не смущает христолюбцев тем, что понятие о таинстве приспособляем к животному противного вида, ибо Сама Истина не отвергает этого изображения, когда говорит в Евангелии: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни: тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14). Слово это ясно, так как если отец греха в Божественном Писании наименован змием и рожденное змием, без сомнения, есть змий, то следует, что грех соименен с породившим его. Апостольское же слово свидетельствует, что Господь ради нас соделался грехом (2Кор. 5:21), восприяв на Себя греховное наше естество. Следовательно, образ этот справедливо прилагается к Господу. Ибо если грех есть змий и Господь соделался грехом, то тот, кто есть грех, соделывается для нас змием, чтобы поглощать и истреблять египетских змиев, оживотворяемых волхвами, а по совершении этого снова обращаться в жезл, которым уцеломудриваются согрешающие и упокоеваются восходящие крутым и неудобопроходимым путем добродетели, в добром уповании опираясь на жезл веры, потому что есть вера уповаемых извещение (Евр. 11:1). Поэтому, кто уразумел это, тот прямо делается Богом воспротивившихся истине и приводимых в изумление этой вещественной и неосуществимой прелестью, которыми, как нечто суетное, пренебрегается то, чтобы послушать Сущего, ибо говорит Фараон: Кто есть, его же послушаю гласа? Не вем Господа (Исх. 5:2). Одно же только, именно вещественное и плотское, признают достойным уважения преданные скотской чувственности. Поэтому если кто укреплен будет озарением света и приобретет столько силы и власти над сопротивниками, то, как некий борец, достаточно обучившийся у наставника подвижническому мужеству, смело и с уверенностью приготовится к борьбе с врагами, имея в руке этот жезл, т.е. слово веры, которым будет поборать египетских змиев.

О жизни Моисея законодателя

Августин Аврелий, блж. (†430)

И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами

Святые служители Божии, если полезно, чтобы они имели этот дар, в соответствии с общественным и как бы царским законом, то есть по власти Вышнего Бога, побуждают низшие власти сотворить некое видимое чудо. Ведь в них повелевает Сам Бог, поскольку они - храм Его и, презрев свою личную власть, пламенно любят Его. А в колдовских повелениях злые духи, чтобы подчинить себе тех, кому дают таковое с целью обольщения, предоставляют успех их молитвам и мистериям, даруя в соответствии с личным правом то, что позволено им дать хвалящим их, служащим им и соблюдающим некое соглашение с ними в таинствах. И если кажется, что чародеи повелевают, то в действительности они устрашают низших духов именами более высоких, чтобы явить удивляющимся нечто видимое, что по немощи плоти кажется великим тем из людей, кто не способен созерцать вечное, являемое любящим Его Самим истинным Богом. А допускает успех чародеев Бог, все справедливо устроивший, чтобы сообразно страстям и желаниям распределить их служения и свободы, и если когда-либо призыванием Вышнего Бога они добиваются чего-либо по своим злым стремлениям, то это кара, а не благодать. Ведь не зря сказал апостол: Предал их Бог в похоти сердца их (Рим. 1:24). Ибо склонность к совершению некоторых грехов - это наказание за другие, предшествующие.

А что касается сказанного Господом: Невозможно, чтобы сатана изгонял сатану (Мк. 3:23), то, чтобы кто-либо не счел, если изгонит он демонов, пользуясь именами неких низших властей, что это изречение Господа ложно, пусть поймет, что это сказано в том смысле, что в подобном случае сатана, даже если щадит тело или телесные чувства, то для того щадит, чтобы господствовать с большим торжеством посредством заблуждения нечестия в самой воле человека. И таким образом не исходит сатана, но, скорее, проникает еще глубже, чтобы действовать так, как говорит апостол: Сообразно князю господства этого воздуха, действующего ныне в сынах противления (Еф. 2:2). Ибо не станет он смущать или истязать их телесные чувства или же угнетать их тела, но будет царствовать в их воле или, скорее, страстном желании.

А когда говорит Господь, что лжепророки сотворят многие знамения и чудеса, чтобы, если это возможно, прельстить даже и избранных, то этим Он, разумеется, дает нам понять, что даже грешные люди творят некие чудеса, которых не могут сделать святые. Однако не следует из-за этого считать, что их положение перед Богом лучше. Ведь чародеи египетские не были более приятны Богу, чем народ израильский на том основании, что не мог этот народ сделать совершенного ими, хотя Моисей силой Божией смог больше. Но с этой целью не всем святым эти чудеса даруются, чтобы немощные не впали в весьма губительное заблуждение, полагая, что в подобных деяниях заключаются большие дары, чем в делах праведности, которыми приобретается вечная жизнь. Поэтому Господь запрещает ученикам радоваться в подобных случаях, говоря: Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10:20).

Поэтому, когда чародеи делают то, что иногда совершают и святые, то внешне это кажется одинаковым, но совершается с разной целью и по разному праву. Ведь первые совершают, ища своей славы, а вторые - славы Божией, первые творят благодаря тому, что позволено властям в частном порядке, подобно частной торговле и благотворению, а вторые - в порядке общественного управления и по приказу Того, Кому подчинено все творение. Ведь одно дело, когда владелец вынужден дать коня воину, а другое, когда он продает его купцу либо кому-нибудь дарит или одалживает. И как многие дурные воины, которых осуждает императорский порядок, при помощи знаков императорской власти для своей выгоды запугивают некоторых владельцев и вымогают у них то, что не приказано им общественным правом, так точно иногда и дурные христиане, раскольники или еретики именем Христовым или же при помощи христианских слов и таинств требуют чего-либо от властей, обязанных повиноваться достоинству Христа. И когда те подчиняются воле дурных повелителей, то подчиняются, чтобы совратить людей, заблуждению которых радуются. Поэтому по-разному творят чудеса чародеи, хорошие христиане и христиане дурные: чародеи - при помощи частных соглашений, добрые христиане - благодаря общественной справедливости, дурные христиане - при помощи знаков общественной справедливости.

О различных вопросах

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:

Вопрос 18. Почему Бог попустил волхвам делать то же, что делал Моисей?


Есть и ныне живущие в нечестии, которые говорят, что Моисей творил чудеса волшебством. Посему-то Бог дал волхвам совершить некие знамения, чтобы показать разность. Ибо и они превратили жезлы в змиев, но жезл Моисеев пожрал их жезлы. И они преложили воду в кровь, но не возмогли возвратить воду в первоначальное ее естество. Извели и жаб, но не могли освободить от них египетские дома. Бог дал силу волхвам наказывать египтян, но не дал силы прекращать казни. Пoелику царь Египетский, казнимый Богом, не довольствовался ниспосылаемыми от Бога ударами, но и волхвам повелевал увеличивать казнь, то Бог казнил его и чрез волхвов, как бы говоря: «Пoелику приятно тебе нести на себе казни, то и чрез Моих рабов вразумляю, и чрез твоих наказываю тебя». Но, видя, что более ожесточается он, воспретил действовать волхвам. И, изведши большое животное - жабу, не возмогли извести малейшего - скнипа, но наименовали казнь сию перстом Божиим. Гнойные же струпы наложил Господь и на тела волхвов, чтобы и они, и неразумный их царь дознали, что не только не могут остановить ниспосланных от Бога казней, но и сами вместе с другими терпят наказание. Посему бесстыдно говорить, будто бы Моисей творил чудеса чародейством, когда сами волхвы вопияли, что это были знамения Божественной силы. Ибо если бы совершаемое Моисеем было призрак, то и им должно было бы произвести призрак и обличить подобного им искусника, теперь же решительно взывают: «перст Божий есть сие» (Исх.8:19).

Толкование на книгу Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

И призвал Фараон мудрецов (Египетских) и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами.
Ст. 11 Название «волхвов Египта» и «мудрецов Египта» мы встречали уже в Быт. 42:8. На основании авторитета м. Филарета и Англ. комм. Библии, говорили, что слово волхв «хартуммим» может быть передано словами «священные писцы» или толкователи священных письмен или иероглифов. Под именем мудрецов, по-видимому, надобно разуметь жрецов высшей степени. В древнем Египетском наречии чародеи назывались Рехиу Хету (знающие, знахари, шаманы). Едва ли ошибаемся, если скажем, что, по всей вероятности знахарство и колдовство внесено в Египет племенами, владевшими Египтом и поклонявшимся Сутеху-змию, который связывает верования Кхетов с змием Афрозиабом; Мидийских Туранцев. По форме Еврейского слова «Чары» каноник Кук думает что Египетские волхвы могли произвести только обман воображения, или бросили живых прирученных змей, которые посредством известных им манипуляций в руках их вытягивались и находились в состоянии окостенения и оцепенения, представляя подобие жезла. Отто Герлах (Einleitung in das VIII С. d. Exodus) думает, что независимо от звания некоторых сил природы, шаманы и чародеи пользовались помощью духов тьмы. Ссылаясь на Кранца (Crantz. Geschichte f. Groenland I, 273), он указывает, что обращенные искренно в христианство некоторые шаманы Гренландии признавались, что не все сверхъестественные явления, ими производимые, были одним обманом, но что они чувствовали помощь и присутствие какой-то неведомой им силы, которой они боялись, и которую они описать не могут.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы

Противопоставляя божественной силе, органом которой был Моисей, знание и искусство своих магов, фараон приглашает мудрецов и чародеев. Термин «мудрецы», евр. «хакамим», буквально — опытные в искусствах, означает представителей одного из классов жреческой касты, а «чародей», евр. «мекашефим» (говорящие тихо, шепотом), указывает на лиц, совершающих чародейство, в частности, заклинание вредных животных посредством неясного бормотания магической формулы. Эти лица, названные еще волхвами (евр. «харгумим»), а Апостолом Павлом и по имени — Ианний и Иамврий (2Тим. 3:8, — имена их с некоторыми вариантами сохранились в Тарг. Ионаф., в Талмуде и др.) сделали своими чарами — тайным волшебным искусством то же самое, что и Аарон, т. е. превратили свои жезлы в змеев. Как совершили они это, текст не указывает.

Новейшие экзегеты объясняют превращение жезлов в змеев через аналогию с известным в древнем Египте и упоминаемым в Библии (Еккл. 10:11) искусством заговаривания змей, приведения их в состояние оцепенения, в котором они становились как бы палками. Отцы же Церкви приписывают искусство магов силе диавола. Если превращение магами своих жезлов в змеев служило для фараона наглядным доказательством того, что на стороне Моисея нет никакого превосходства, то следующий момент первого знамения — поглощение жезлом Моисея жезлов магов должен был убедить его в большей силе посланника Божия и самого Всевышнего, от имени Которого он действует. Как видно из египетских памятников, жезл и змеи были символами, эмблемами божества и атрибутами царской власти. И если жезл Моисея пожирает жезлы магов, символы божества, то это несомненное доказательство того, что власть и сила Господа, от лица Которого он является, выше власти египетских богов. Фараон, считавший Господа бессильнее своих богов и потому не находивший нужным подчиниться Его требованию — отпустить евреев, теперь должен выполнить это повеление, как исходящее от имени всемогущего Бога.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible