Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 25:19
да сотворя́тся херуви́ми, еди́нъ от страны́ сея́ и другі́й от страны́ другі́я очисти́лища, и сотвори́ши два́ херуви́ма на обои́хъ страна́хъ:
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Исх.20:4-5: Кумиры запрещены – значит, и иконы запрещены.
Православный ответ: Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх.25:8-10,17-21;26:1,31 и др.
Сектанты говорят: Иер.10:3-15.
Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх.25:8-10,17-21.
Георгий Константинович Властов (†1899)
И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.
Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее.
И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов.
Ст. 18–20 Мы уже говорили свое мнение о виде Херувимов, опирающееся на авторитеты Dom Calmet и Кука, ссылающихся ва раввиническое предание; мы думаем, что это были вполне красивые человеческие фигуры с двумя, четырьмя или шестью крыльями. Но многие комментаторы, в том числе Отто Герлах, такого мнения, что мир восточный в своих образах, полных глубокой мысли, не искал столько красоты, сколько полноты выражения мысли, и что везде, начиная с Иезекииля, таинственные формы, сочетавшие человека, льва, орла и быка, считались лучшим и высшим выражением служителей Божества, исполняющих Его повеления посреди земного мира и потому обладающих разумностию, как человек; силою, как лев; орлиным далеким всепроницающим взором, и плодотворною силою быка. (Ассирийские крылатые львы, Египетские сфинксы и пр.). Эти комментаторы указывают, что пророки употребляли эти формы в своих пророчествах как символы, повсеместо известные и принятые всеми народами древности. Только Греки, прибавляет О. Герлах, никогда не жертвовали человеческой формой мысли, и только в этой форме искали разрешения высшего выражения всех способностей. Потому многие полагают, что херувимы на крыше ковчега могли быть тою четверообразною формою, которая рисуется пророком Иезекиилем и которая есть форма чисто символическая, ибо явление ангелов, описанное в Св. Писании, всегда бывает в человеческой форме. Мы приводим это мнение только для полноты, хотя наше убеждение склоняется к тому, что Херувимы были изображения с человеческим образом.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-19 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее
Образ библейских херувимов скинии с точностью неизвестен. Их можно считать тождественными с херувимами видения пророка Иезекииля (Иез 10:21). Херувимы были «чеканной работы», т. е. изображения их были выбиты из золота. Местом их помещения на крышке служили оба конца ее.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мф.22:19-21. Изображение и смертного кесаря было в почете на монетах, как и у нас в почете деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23-29; Исх.25:18-21; ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Числ.10:35; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к первообразу, который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14; да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5; Дан.7:13. Сказано, что антихрист в храме сядет как Бог; конечно, он не сам одновременно сядет во всех храмах, а будет его изображение, как это делается теперь с изображениями истинного Бога: 2Фес.2:4; Числ.10:35.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими