Скрыть
И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд , и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд, и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши

«И сказал Моисей к Аарону: возьми сосуд золотой один и вложи в него полный гомор (меру) Манны, и отложишь это пред Богом на хранение». Вполне благовременно теперь и об этом с удивлением говорить: «О глубина богатства и премудрости и знания Божия!» (Рим.11:33). Поистине недоступна сокровенная в богодухновенных писаниях премудрость, «и глубокую глубину, – по написанному, – кто обретет ее?» (Еккл. 7:24). Видишь поэтому, как заканчивается у нас последнее слово об этом. Поелику истинной манной явился для нас Сам Христос, посредством типа как в образе указывавшийся древним, то в приведенных словах, необходимо думать, научает тому, какого рода и в каком количестве наполняется добродетелью и славой собирающий в себе самом манну духовную и во внутренности сердца своего вносящий Иисуса посредством как правой веры в Него, так и всецелой любви. Ведь слышишь, как в золотом сосуде полный гомор (мера) манны вложен рукой Аарона на хранение пред Богом. И действительно, праведная и истинно боголюбивая душа, свято храня в себе слово о Христе и получив все небесное сокровище, будет драгоценным сосудом как бы из золота, и принесется посредством Архиерея всех Богу и Отцу, и вознесется на хранение пред взор все Содержащего и Спасающего и Недопускающего тленному по своей природе подвергаться истлению. Так описывается праведник, имеющий как бы в золотом сосуде духовную манну, то есть Христа, восходящий в нетление, как бы в призрении Божием, и остающийся на хранение, очевидно, в вековечное житие и жизнь бесконечную.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей

Вопрос 31. Почему остававшаяся до другого дня манна портилась?


Потому что оставлять ее было нарушением закона. Ибо, научая израильтян жизни, свободной от забот, Бог обещал каждый день снабжать необходимою пищею, но они, не поверив, некоторую часть собранного сберегли на следующий день, почему сбереженное «воссмердеся». А что произошло сие не от свойства манны, свидетельствует о сем суббота, в которую собранное в пяток соблюдалось невредимым; о том же свидетельствует манна, чрез многие роды сохранявшаяся в ковчеге.

Толкование на книгу Исход

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Таинство Святейшей Евхаристии имеет много прообразов в Ветхом Завете.

ВО-ПЕРВЫХ: Хлеб и вино Мелхиседека (Быт.14).

ВО-ВТОРЫХ: Овца, или Агнец пасхальный (Исх.12).

В-ТРЕТЬИХ: Манна (Исх.16).

В-ЧЕТВЕРТЫХ: Кровь Завета и Ветхозаветные жертвы, тельцы, волы, овцы, козлы, птицы (Исх.24).

В-ПЯТЫХ: Предложение хлебов (Исх.25).

В-ШЕСТЫХ: Камень, источающий воду (Исх.17).

Эти и другие подобные им образы были прообразами Таинства Святой Евхаристии, то есть Тела и Крови, по общему толкованию святых Отцов. Этими прообразованиями Господь Бог хотел предызобразить Таинство Евхаристии, чтобы люди, созерцая истину в образах, лучше поверили этому непостижимому Таинству.

Так, например, некий царь, желая представить своим подданным своего сына в качестве царя, посылает им образ своего сына, чтобы, глядя на образ, они стали надеяться на появление будущего царя и лучше его восприняли. Это согласуется с нашим доказательством.

В Ветхом Завете Евхаристию предваряли различные образы, раскрывающие ее Таинство. Ибо Евхаристия не только образ Тела и Крови Христовых, но и содержит в себе истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо образ есть образ истины, а не образ образа. Поэтому и Ветхозаветные образы Евхаристии были образами истинных Тела и Крови Христовых, а не образных. Так, Ветхозаветные Патриархи Моисей, Исаак, Иосиф были образами истинного Мессии Христа, а не образами образа.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд (золотой), и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши.
Ст. 33 Кук замечает, что слово «сосуд», здесь употребленное, не встречается более нигде в другом тексте и имеет происхождение Египетское. Оно имеет, по указанию Брюгша, значение жертвенного сосуда или (металлической) корзины.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 32-34 И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд, и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею

(Очень интересное замечание. Гомор – совершенно фиксированная мера объема. Прим. Ред.)

Так как устройство скинии собрания и ее принадлежностей, в частности ковчега завета, относится к позднейшему времени, то, по мнению одних экзегетов, события данных стихов имели место гораздо позднее пребывания евреев в пустыне Син. Другие же на основании 7 и дальнейших стихов 33 гл. Исх предполагают, что до построения скинии у евреев существовало особое святилище, в котором и был поставлен сосуд с манной.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible