Скрыть
И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4, 17-18, 27, 31, 35 После искушения в Мерре пришли Евреи в Елим, а из Елима в пустыню синайскую. Народ возроптал, желая мяс. Тогда Бог дал им хлеб с небесе, и повелел собирать только довольное дню, и не заботиться о дне завтрашнем. Поелику же собирали одни по алчности много, а другие по лености мало; то сосуд, служивший мерою, сам собою восполнял недостаток и уничтожал излишек. Как труд собирать манну возложен был на Евреев для того, чтобы не повредила им праздность; так суббота дана была им для рабов и наемников, а также для волов и всякого скота. Но некоторые не соблюли субботнего покоя, вышли собирать манну в субботу, и не нашли ее. Сказанное же, что манна по виду уподоблялась семени кориандрову, а по вкусу сотам, дает разуметь, что манна была приноровлена ко всякому вкусу. Манною наполнили стамну для сохранения ее в роды. Та манна, которую Евреи оставляли у себя до следующего дня, воскипала червями, но манна в стамне в течение многих родов не повредилась. Ядоша же манну лет четыредесять, дондеже приидоша к пределам земли обетованной.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Вопрос 27. Как должно разуметь сказанное апостолом: «вси в Моисея крестишася во облаце и в мори; и вси тожде брашно духовное ядоша; и вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от духовного последующего камене; камень же бе Христос» (1Кор.10:2-4)?


Ветхозаветное было образом новозаветного; закон Моисеев – тень, а благодать – тело. Итак, пoелику египтяне преследовали евреев, перешедши же чрез Чермное море, евреи освободились от горького владычества египтян, то море прообразует купель Крещения, а облако – Духа, Моисей же – Спасителя Христа, жезл есть образ Креста, фараон – диавола, египтяне – демонов, манна – Божественной Пищи, а вода из камня – спасительной Крови. Ибо как евреи по переходе чрез Чермное море вкусили необычайной пищи и чудного питья, так и мы по спасительном Крещении приобщаемся Божественных Таин.

Толкование на книгу Исход


И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.

Вопрос 30. Почему названа манной?


Увидевшие ее в первый раз спрашивали друг друга: что это такое? И сей вопрос - «что это такое?» - обратили они в название, потому что так переводится слово манна. То же показывает и история. Ибо сказано: «узревше сынове Израилевы, реша друг ко другу: что есть сие? Не ведяху бо, что бяше» (Исх.16:15). Посему вопрос сделался именем. Слова же: «аки мука с медом» (Исх.16:31) Симмах перевел: «как печеное с медом». «Гомор» (Исх.16:16) была еврейская мера; законодатель же извещает, что это «десятая доля трех мер бяше» (Исх.16:36), а Иосиф сказал, что содержит в себе три с половиною аттической котилы.

Толкование на книгу Исход


Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей

Вопрос 31. Почему остававшаяся до другого дня манна портилась?


Потому что оставлять ее было нарушением закона. Ибо, научая израильтян жизни, свободной от забот, Бог обещал каждый день снабжать необходимою пищею, но они, не поверив, некоторую часть собранного сберегли на следующий день, почему сбереженное «воссмердеся». А что произошло сие не от свойства манны, свидетельствует о сем суббота, в которую собранное в пяток соблюдалось невредимым; о том же свидетельствует манна, чрез многие роды сохранявшаяся в ковчеге.

Толкование на книгу Исход

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом

Что означает манна, когда о ней толкуют? Если само значение слова не вызывает у тебя понимания, то смотри, когда услышишь, что слово Божие читается в церкви, всегда над этим задумывайся и спрашивай учителей: что это значит? Вот что значит манна: когда ты хочешь вкусить манны, то есть если желаешь принять слово Божие, то оно, разумеется, однородно и весьма тонко, подобно семени кориандра.

Проповеди

Георгий Константинович Властов (†1899)

И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; Она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.
Ст. 31 В Чис. 11:8 сказано, что манна походила вкусом на «лепешку с елеем». Еврейское предание говорило, что манна принимала тот вкус, который был приятен человеку, евшему ее. В Пс. 72, она названа хлебом небесным и хлебом ангельским; в книге премудрости Соломона сказано: «Ангельскою пищею питал еси люди Твоя, и готовый хлеб с небесе послал еси им без труда, всякое услаждение в себе имеющий и ко всякому сличный вкушению». Последние слова значат: подобный всякому вкусу.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-31 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом

Имевшее место на первый раз непослушание некоторых из народа было устранено впоследствии вторичным повторением закона о субботе (28–30).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible