Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Даниила 8:24
и держа́вна крѣ́пость его́, не въ крѣ́пости же свое́й, и чуде́сно растли́тъ и упра́витъ и сотвори́тъ, и разсы́плетъ крѣ́пкiя и лю́ди свя́ты,
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И державна крепость его, не в крепости же своей. Сим показывается, что Антиох не собственною силою приобретет славу и не по заслугам возвеличится, но, по причине умножения грехов народа Божия, Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукою Антиоха вразумить их. И чудесно растлит и успеет; растлит чудесно, т.е. растлит все, что достойно удивления в доме Божием. И разсыплет крепкия, то есть мужей сильных и святых в народе твоем немилосердо избиет мечом, и тела их повергнет окрест Иерусалима, как духом свидетельствует о сем Давид (Пс.78:3).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 24-25 и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен - не рукою
«И укрепится сила его», т.е., Бог мог остановить его, но попустил за грехи иудеев, и не просто за грехи, но за то, что исполнилась мера. Разве есть какая-нибудь мера грехов? «Ибо мера беззаконий, – говорит Бог, – Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16). И заметь: предсказывается уже не сожжение, но отдельные случаи убийств. Так как некоторые будут добрее и лучше отцов, то и наказание положено меньшее. Это говорится для того, чтобы они, возгордившись победами, бывшими при Зоровавеле, не сделались беспечными. И посмотри, как он не указывает ничего светлого после времен Антиоха, но говорит только о прекращении бедствий и о времени, их обнимающем. Что же? Разве он не предсказал об этом плене? Предсказал, но весьма не ясно. Потому и Христос сказал: «когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» (Мф.24:15). Бедствия придут, говорит, но так, как будто он не предсказывал.
Впрочем некоторые говорят, что справедливо не предсказано об этом, так как этот плен не имел определенного времени. «Ему назначали, – говорит пророк, – гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис.53:9).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.24 и державна крепость его, не в крепости же своей, и чудесно растлит и управит и сотворит, и разсыплет крепкия и люди святы
Пророк сим дает разуметь хитрость Антиоха, сверх же хитрости и силу им приобретенную. Потом научая, что Антиох сделает это не иначе, как по Божию попущению, по необходимости присовокупил: – «и не в крепости своей». И царю ассирийскому говорит Бог чрез Пророка Исаию: «егда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю» (Ис.10:15)? Так и здесь говорит, что Антиох отважится на сие, не потому что силен, но потому что попустит Бог.
И чудесно растлит, и управит, и сотворит, и разсыплет крепкия, и люди святы.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-26 и сказал: вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою. Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам
Видение об утре и вечере должно быть «сокрыто,» — т.е. должно быть сохраняемо и сберегаемо во всей целости и неповрежденности.