Скрыть
Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 31-32 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные

Тело едино, велие. Глава его от злата чиста.

Златая глава есть царство вавилонское. Это согласно с сказанным: чаша златая Вавилон в руце Господни (Иер.51:7). Перси и мышцы сребряны - это есть царство Мидян. Чрево и стегна медяны - это есть царство персидское.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-33, 35 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные

Посмотри, какого видения удостоился Навуходоносор. Так как проповедь (евангельская) должна была впоследствии распростра­ниться между язычниками, то она заранее вводится в языче­ское предание, и в языческой земле является подобное виде­ние, когда уже был разрушен храм и прекращены уста­новления закона. Но изъясняется оно чрез евреев,— потому что, хотя проповедь должна была распространиться среди язычни­ков, но чрез еврейских мужей — апостолов. Так было и с Корнелием. Язычники идут впереди, а не позади. Так и здесь, Навуходоносор первый увидел видение, но значение его первый узнал Даниил. Видишь, что иудеи являются и первыми и по­следними: они первые получили блага, но не поняли того, что получили, чтобы равенство было (у них с язычниками). Так и тогда (верующие) удостаивались Духа прежде крещения. И при Аврааме сначала дано обетование о множестве народов, а по­том обрезание; но спасение — чрез обрезание. Об этом много­кратно говорили иудеям пророки, и если бы не велика была ле­ность ваша, то я раскрыл бы, где и когда. А так как иудеи не внимали, то проповедь переходит потом к язычникам. Иудеи, слушая такие слова, показывали презрение; а язычник, услышав, поклонился. Заметь, что это прообразует то, что случилось при Христе. Хананеянка поклоняется Ему; а они не только не делают этого, но изгоняют Его. Так и здесь, иудеи заключили Иеремию в узы, а язычник поклонился Даниилу. Также иудеи изгоняют апостолов, а язычники говорят: боги в образе человеческом сошли к нам (Деян.14:11). Когда суждение произносится без пристрастия, то оно бывает безукоризненно и чисто. Ви­дишь ли, как ярки здесь образы? В Вавилоне слышится весть о Христе, и слушателем является варвар, дабы ты узнал, что не только язычники, но и варвары услышат об этом, как говорит Павел: должен благовестить и Еллинам и варварам (Рим.1:14). И чтобы ты не отчаивался, подается надежда. И действительно, как все неблагоприятно! Царская гордость, вар­варская природа, незначительность говорящего, — ведь он был пленником, — возраст его, — ведь он был юношей, — иная вера. Царь не сказал: тебе нужно было предвидеть свои дела, пле­нение города; тогда ты не знал, а теперь предсказываешь? Так впоследствии говорили глупцы: Христу надлежало бы воскре­сить Себя Самого. Самым предметом речи Даниила было разру­шение царства Навуходоносора и конец всей вселенной, — и, однако Навуходоносор поверил; если бы он не поверил, то не принес бы жертвы Даниилу. Навуходоносор верит, а некоторые не верят этому. Потому и дано много пророчеств. Если бы те не сбылись, то не верь и этим. Впрочем, чтобы не затемнить речи, будем толковать вам это пророчество. Навуходоносор видел пять ве­ществ: золото, серебро, медь, железо, глину. Весь образ озна­чает время и последовательность времени. Хорошо он назвал его образом, потому что все наши дела подобны образу, неоду­шевленному образу. И хорошо сказано: образ золота, потому что как золото, хотя оно и блестит, происходит от земли, так и наше естество и дела. И посмотри: оно обращается в прах, каким было прежде. Между тем камень не мог сделать этого. Камень может разбить, но сущности изменить не может; а здесь было так. Видишь таинство воскресения. Дей­ствительно, когда тела наши разлагаются на стихии и возвращаются в прежнее естество, т.е. в землю, тогда происходит тление. А все это совершает камень. Итак, когда ты предста­вляешь этот образ состоящим из различных веществ, го­лову его блестящею, грудь менее красивою, чрево еще более простым, а ноги еще худшими, то считай это различием только по виду, — потому что все это одной природы, как доказы­вает конец, обращающий все в прах. Здесь не мало пре­мудрости. Можно применить эту премудрость и к настоящим обстоятельствам, переходя от тогдашнего властителя к ныне царствующему, потом к начальнику, который за ним сле­дует и соответствует меди, затем низшим — железным и глиняным. Но если ты войдешь в гробницу, то, хотя бы они употребляли тысячи усилий, устраивая себе и там золотой гроб, увидишь одно и тоже естество. Вспомни затем того богатого, который был узником (т.е. Павла), или того богатого, который стал бедным подобно глине (т.е. Иова), и увидишь, что все — прах. Но заметь: все превратилось в прах не прежде, чем упал камень.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 2

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его

Вместо истукана, то есть ἀνδριαντι, как перевел один Симмах, прочие перевели imaginеm (образ), желая таким именем указать на подобие будущего. Мы последуем за пророческим толкованием и, изъясняя слова Даниила, изложим более подробно то, что им сказано кратко.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.31-33 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

     
В приведенных словах Пророк дал видеть четыре вещества: золото, серебро, медь, железо, о глине же сказал, не как об отдельном веществе, но как о смешанном с железом, означает же сими веществами самые великие и всемирные царства, которые одно за другим обладали большею частью вселенной. Ибо явно, что были и другие царства, как видим и в настоящее время, но не видно, чтобы преобладали они над всеми или над большею частью царств, напротив того обладают одними или двумя народами.
     Итак Пророк сказует, что первое из всех владычество принадлежало Ассириянам, или, что тоже, Вавилонянам, потому что те и другие – Ассирияне, но сперва имели столицу в Нине – город у Евреев называемом Ниневиею, а потом в Вавилоне. И что царство тех и других одно и тоже, о сем свидетельствует сам Пророк, ибо, толкуя сон, говорит: «глава златая ты еси, царю» (Дан.2:38). И блаженный Пророк Иеремия говорит: «чаша златая Вавилон в руце Господни, напояющи всю землю, от вина его пиша язы́цы, сего ради потрясошася» и «внезапу паде Вавилон, и сокрушися» (Иер.51:7,8). А если бы кроме сего было другое царство Ассирийское, древнейшее его, то каким бы веществом наименовал оное Пророк? Но и божественный Моисей свидетельствует, что сие действительно так. Ибо в Бытописании, сказав о Нимвроде, что был он «исполин ловец, пред Господем»,
присовокупил: «и бысть начало царства его Вавилон, Орех и Халани» (Быт.10:9,10). И языческие писатели Вавилонян называют Ассириянами, до настоящего времени Персы царство сие именуют Ассириею. Посему первое вещество, именно золото, означает царство Ассириян и Вавилонян, главою же именует его Пророк, как бывшее первым. А второе, то есть серебро, есть царство Персов и Мидян, потому что Кир, происходя от тех и других, по матери от Мидян, по отцу же от Персов, сокрушил царство Ассириян и Вавилонян, и перенес царскую власть к Персам. Пророк назвал его персями и мышцами, чтобы показать родство с двумя народами, потому что правою рукою означает род отцов, а левою – род матерний, и взаимная связь рук вверена персям, в которых заключено сердце, таибница помыслов, помыслом же совершаются и брачные договоры. Медью нарек Пророк царство Македонское, явившееся после Персидского, и также овладевшее всем. Уделил же ему чрево и стегна, означая чревом Александрову Монархию, а стегнами – по кончине его бывшее разделение царства. И железом нарек царство Римское, а оно преемственно следовало за Македонским. Пророк уделил ему голени, как части тела, находящиеся при конце всего тела, и способный носить на себе целое тело. А ступни ног назвал железными, самые же ноги вместе железными и скудельными, и дает сим разуметь, что не другое царство наступит, а тоже самое сделается слабее себя самого и примешается к нему скудельная нетвердость.
     Применяет же к царствам различные вещества, означая различие не в чести, но в силе, потому что серебро связнее золота, медь тверже серебра, а железо в большей мере плотнее и самой меди. Поэтому разность не в чести, но в крепости и силе. Необходимо же исследовать, почему Пророк видел в теле соединение сих веществ, ибо ничто не открывается Богом всяческих без цели и напрасно. Образ тела имеет только наружный вид, но не действительность. А такова настоящая жизнь, она не имеет ничего прочного и постоянного. Потому и блаженный Павел взывал: «преходит образ мира сего» (1Кор.7:3), и в другом месте предлагает совет, говоря: «не сообразуйтесь веку сему» (Рим.12:2). И блаженный Давид, изобличая суетность человеческого благоденствия, говорит: «обаче всяческая суета всяк человек живый. Убо образом ходит человек: сокровиществует, и не весть, кому соберет я» (Псал. 38:6,7).
     Итак, поскольку и настоящая жизнь имеет быстрые перемены, потому что все видимое смертно, и временно, и скоротечно, и образ не имеет силы действительных вещей, но показывает один наружные облики царей, князей и подданных, сверх же сего и вид имеет удоборазрушимый, то Бог всяческих, вознамерившись горделивого оного царя научить суетности человеческого высокомерия и вразумить, что все человеческое удобоизменяемо, весьма кстати представляет ему во сне образ тела и части его разделяет по веществам, изображая тем частые одного за другим преемства царей, и всех удостоверяя, что Он един имеет державу непрекращающуюся, безначальную и бесконечную, одним словом: вечное царство. К сему блаженный Даниил, открывая остальную часть сна, присовокупляет: (Дан.2:34).

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-36 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его

Согласно вопросу Навуходоносора (ст. 26), Даниил сперва излагает содержание сна, а затем (ст. 36) переходит к его объяснению. В качестве ответа на думы царя о том, что будет после него (от. 29), т.е. останется ли созданная им монархия вершительницею судеб мира или же уступит место другим империям, сновидение излагает историю смены четырех земных монархий и водворения на земле Царства Божия.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible