Скрыть
не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-9 а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

Теперь же отложите вы ветхое человечество с делами его.

Толкование на послание к Колоссянам

Василий Великий, свт. (†379)

Ст.9-10,12 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его… итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение

Ничего не ищи в наружном злате или в телесном украшении, но представь себе одеяние, достойное украшать созданного по образу Творца, как говорит апостол: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. И кто облекся в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, тот облечен внутренне, украшен по внутреннему человеку.

Гомилии на Псалмы

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

Итак, не медля по входе вашем [в церковь], вы сложили с себя ризу, и сие значило: совлекшись ветхого человекам с делами его. По сложении ризы вы были наги, подражая и в оном Христу, на кресте обнаженному, через обнажение это отнявшему силы у начальств и властей и с дерзновением на кресте восторжествовавшему над ними (Кол 2:14 - 15).

Тайноводственные поучения

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

Когда Апостол говорит: совлекитесь «ветхаго человека», тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове — своя голова, ушам — свои уши, рукам — свои руки, и ногам — свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, — в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое. Поэтому, будем и мы умолять Бога, чтобы совлек с нас ветхого человека; потому что один Бог может отъять от нас грех. Крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование — избавить нас от рабства сего. Когда светит солнце, и дует какой-нибудь ветер; и у солнца — свое тело и своя природа, и у ветра — своя же природа и свое тело, и никто не может отделить ветер от солнца, если единый Бог не прекратит ветра, чтобы не дул он более. Так и грех примешался к душе; но и у греха, и у души — своя особенная природа.

Собрание рукописей типа II. Беседа 2

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст.9-10 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

Мы говорим, что душа человеческая есть душа истинная и совершенная, дающая познавать себя всякой деятельностью. Если же что иное причастно жизни, то называем это одушевленным по привычке выражаться неточно, не потому, что в этом есть совершенная душа, но потому, что заметны некоторые части душевной деятельности… Поэтому-то и Павел, советуя желающим слушать достигать совершенства, предлагает и способ, как получить желаемое, говоря, что подобает совлечься ветхого человека и облечься в нового, который обновляется… по образу Создавшего его. Но да возвратимся и все к той же боговидной благодати, в которой в начале сотворил Бог человека, сказав: сотворим по образу нашему и по подобию Нашему (Быт 1:26).

Об устроении человека

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 8-10 а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

Подобно тому, как крест претерпела не полнота Божества, но наша немощь, так позднее Сын покорится Отцу (1Кор 15:28) в причастности нашей природы, чтобы были укрощены соблазны плоти, и всем для нас и нашего сердца были бы не богатство, не честолюбие, не похоть, но - Бог, если во всем, насколько мы можем вместить, живем по Его образу и подобию. Следовательно, этот дар переходит от частного ко всеобщему, ибо в Своей плоти Он приручил природу всей человеческой плоти. И, таким образом, согласно апостолу, как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1Кор 15:49). Ведь это может произойти только через внутреннего человека. Итак, отложив все, то есть то, о чем мы читали: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших, - как сказано ниже: совлечемся ветхого человека с делами его и облечемся в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.

Пять книг о вере (к Грациану Августу)

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-10 а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

«А теперь вы отложите все». Он всегда говорит и вообще и в частности; это происходит от расположенности: «Гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу». Выразительно говорит: «Сквернословие уст ваших», потому что оно грязнит (уста). «Совлекшись ветхого человека с делами его облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (ст. 9 и 10). Здесь уместно спросить: почему он, назвав члены, и человека и тело, растленною жизнью, опять то же самое называет добродетельною? И, если грехи и человек – одно и то же, то как говорит он: «С делами его»? Он сказал однажды о ветхом человеке и показал, что не это человек, но другое, потому что свобода (в человеке) важнее сущности; первая более человек, нежели последняя. Не сущность ввергает в геенну, не она вводит в царство (Божье), но одна свобода. И мы любим, или ненавидим кого-нибудь не за то, что он человек, но за то, что он такой-то человек. Итак, если тело есть сущность, а сущность ни в том, ни в другом случае не подлежит ответственности, то как он тело называет злом?

О чем же он говорит: «с делами»? О свободе с делами. Ветхим же называет его, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. «В нового», – как бы так говорит: не ожидайте, чтобы и с этим случилось то же; напротив, чем более он живет, тем более приближается не к старости, а к юности, которая лучше прежней. Чем больше он приобретает звания, тем большего удостаивается, и более цветет, и более имеет силы, не от юности только, но и от образа, к которому приближается. Потому-то наилучшая жизнь называется тварью – по образу Христа; это и значит «по образу Создавшего его», так как и Христос умер не в старости, а Он имел тогда такую красоту, что и выразить нельзя.

Толкование на послание к Колоссянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 1-2, 9-10 итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном… не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

Внутренний человек, особенно если он со дня на день обновляется (2Кор 4:16), конечно, остается ветхим, прежде чем обновится. Ибо на самом деле внутри совершается то, о чем говорит тот же апостол: совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового. Это он соответственно излагает таким образом: поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину (Еф 4:25). Но где же отвергается ложь, если не внутри человека, чтобы мог пребывать на святой горе Божией (Пс 14:1) тот, кто говорит истину в сердце своем (Пс 14:2)? Воскресение же телесное Господа содействует таинству нашего внутреннего воскресения, что обнаруживается, когда после Своего воскресения Он говорит жене: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему (Ин 20:17). Этой тайны касается апостол, когда говорит: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте.

О Троице

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Ст.9-10 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

Блаженный Павел, когда узнал об учениках, которые пренебрегали заповедями и не препобедили страстей, но вожделевали блаженства в созерцании тайн, возможном по очищении, сказал им: совлекитесь сначала ветхого человека страстей и тогда вожделевайте облечься в человека нового, обновляемого познанием тайн по подобию Творца и не вожделевайте того моего и прочих апостолов видения, действенно совершенного благодатью.

Слова подвижнические

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не говорите лжи друг другу

Вы облеклись во Христа, сказавшего: Я есмь истина (Ин. 14:6). Как же теперь облачать вам себя другой формой одежды, формой лжи? Тогда явно будет, что вы скидываете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертой истины.

Совлекшись ветхого человека с делами его

Почему он, назвав члены, тело и человека, растленной жизнью, опять то же самое называет добродетельным? Чтобы показать, что свобода в человеке важнее сущности, что мы называемся скорее по ней, а не по сущности. Ибо Писание называет лошадьми, собаками и лисицами тех, которые по своей воле уподобились этого рода животным. И в геенну или Царствие Божие вводит нас свобода, а не сущность. Итак, ветхим человеком называет развращенное произволение. Посему и добавил: с делами, разумея свободу и ее дела. Назвал ветхим, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. Смотри, как он составил члены ветхого человека: мысль его состоит из лжи, сердце - из ярости, уста - из лжи и злословия, глаза и прикрытые члены - из блуда, печень - из худого пожелания, руки - из любостяжания.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Ст. 9-10 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

В человеке, христианскую веру воспринявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: ветхий и новый. Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные, с нами родившиеся и ко греху нас склоняющие, как-то: нечистота плотская, неправда, ложь, лукавство, гордость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребролюбие, славолюбие и прочее. Новый же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся против ветхого человека, в страстях и похотях тлеющего, и этого подвига от всякого христианина вера христианская требует. И в ком такого подвига нет, в том только один ветхий человек имеется, следовательно, и веры нет, которая обновляет человека и подвизается против греха. Если же хотим Христу последовать, должно нам от ветхого человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гнева, злобы, мщения и прочего отречься и возлюбить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш человек ужасается бесчестия, поношения, поругания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, когда Христовыми быть, Христу последовать, не должно нам в том ветхого человека слушать, но ради Христа бесчестие и прочее противное, нам приключающееся, презирать, взирая на Него, как Он ради нас не устыдился быть поруганным и прочие страсти претерпеть. Ветхий наш человек ужасается смерти, но и в том вера наша нас да укрепит, и жизни нашей не щадит, где нужда есть, Христа ради, Который «положил за нас душу Свою» (1Ин.3:16). Он нам предшел смирением, терпением, кротостью, злостраданием и показал путь от земли на небо. Поэтому должно на Него взирать, за Ним идти, и тем путем за Ним следовать, и от ветхого человека, который нас от того пути отвлекает, отрицаясь и оставляя позади, последовать Начальнику веры и Совершителю (Евр.12:2).

Об истинном христианстве. Книга II

Феофан Затворник, свт. (†1894)

не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его

Первое: не лжите — есть продолжение указания того, что должно отложить; а второе: совлекшеся — вместе с тем, что говорится в следующем стихе, представляет побуждение к исполнению предложенных заповедей.

Не лжите друг на друга, εις αλληλους, — понимать можно: друг перед другом, не говорите лжи друг другу; подобно тому, как в Послании к Ефесеям: отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему (Еф. 4, 25), где сия заповедь выводится, как и здесь, из совлечения ветхого и облечения в нового человека. Блаженный Феофилакт пишет: «вы облеклись во Христа, рекшего: Аз есмь истина (Ин. 14, 6). Как же теперь облачать вам себя другою формою (одежды), формою лжи? Тогда явно будет, что вы скидаете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертою истины». — Но можно и так: не говорите лжи друг на друга, не возводите ложных обвинений, не клевещите друг на друга, как у апостола Иакова: не оклеветайте друг друга (Иак. 4, 11). Последнее ближе к течению речи; потому что Апостол здесь запрещает чувства и дела, порождаемые раздражительностию и взаимною неприязнию, в числе которых клевета не последнее занимает место.

Перечислив, что следует отложить, Апостол предлагает теперь побуждения к тому. Первое есть: совлекшеся ветхаго человека с деяньми его. Все это дела ветхого человека, которого вы совлеклись. Потому вам не следует касаться ничего такого. «Ветхим человеком называет развращенное произволение, выражающееся и в соответственных ему делах» (блаженный Феофилакт). «Ветхим же называет его, желая показать его срамоту, безобразие и немощность» (святой Златоуст). «Это жизнь во грехах, одряхлевшая, растлившаяся, истощенная, прежде и обновления в крещении верою во Христа Господа» (Экумений). Человек, каким он стал по падении, есть ветхий человек. В нем качествует самоугодие, заставляющее его все усилия употреблять на устроение земного благобытия, в чувственных удовольствиях полагаемого, все прочее обращая в средства к сему. Вследствие сего прямые страсти его суть страсти похоти, о коих выше поминал Апостол. Страсти же раздражительности привходят будто совне или условливаются внешними случайностями. Живут вместе люди с характером ветхого человека, и каждый свое только благобытие устроить желает и ищет. Почему неизбежны столкновения, от коих раздражение и все порождаемые им страсти и дела неприязни между людьми. Основа их лежит в самости; но пробуждение, обнаружение, и разноображение, и устарение зависит от внешних столкновений. Не будь этого, ветхий человек только бы самоугодничал, валяясь в похотях и живя по своей воле без всяких раздражений.

Но как же Апостол совлечение ветхого человека, то есть отвержение самоугодия, выставляет в побуждение к отложению не прямых страстей самоугодия, а случайных? Тут нет ничего несообразного. Ибо после того, как самость и самоугодие с обращением ко Христу отвергнуты и отвержение сие закреплено и облечено силою в таинствах, отвергнуты вместе с тем все страсти, как те, кои прямо порождаются самоугодием, то есть страсти похоти, так и те, кои порождаются из самости вследствие случайных столкновений и сопротивлений, то есть страсти раздражительности. Почему из совлечения ветхого человека прямо следует, что для христиан обязательно отлагать и эти страсти, и с делами, в каких они выражаются.

Принимая, однако ж, это в соображение, можем признать, что Апостол продолжает здесь изложение побуждений к удалению от страстей, начатое выше (см. стихи 6 — 7) и будто не конченное. Там сказал: в нихже и вы ходисте иногда (3, 7), то есть в делах и страстях похоти, когда жили по духу ветхого человека. Здесь, по перечислении дел и страстей раздражения, прилагает: совлекшеся ветхаго человека. Ходили в тех страстях похоти, но теперь перестали ходить. Почему? Потому что совлеклись ветхого человека, из которого они прямо рождались. Таким образом, это побуждение — совлекшеся, как и следующее — облекшеся (3, 10), направленное прямо против страстей раздражения, состоя в связи с прежними, направленными против страстей похоти, направляется и против сих последних, как и само существо дела совлечения ветхого человека того требует. Отсюда следует заключить, что, наоборот, и прежде указанные побуждения против страстей похоти (см. стихи 6 — 7) идут так же против страстей раздражения, кои здесь прямо имеются в виду. Что же есть в сих побуждениях преимущественно направляемое против тех или других страстей? Против страстей похоти преимущественно идет: грядет гнев Божий (3, 6),— как уже замечено в своем месте; а против страстей раздражения: по образу Создавшаго (3, 10), — как объяснено будет сейчас.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

Не говорите лжи - см. Еф 4:25. - Совлекшись… См. Еф 4:22.

См. также Толкование на Кол. 3:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.8-11 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос

Убеждая чуждаться вражды и ненависти, Апостол поставляет Христианам на вид то, что они с одной стороны отреклись от вражды, а с другой – обязались жить братьями во Христе любовию, чем не только решительно устраняются все существенные основания жить в неприязни, но и дарованы силы побеждать самые сильнейшие природные чувства, наприм., национальную гордость, совершенно потерявшую свой прежний смысл и значение, с призванием к Богу Отцу чрез Христа всех людей, без различия их народности и положения.
Гнев есть первое движение раздражения; ярость – вспышка гнева; злоба – злопамятство.
Все это внутренние состояния, побуждающие человека к хулению, сквернословию и лжи, которые уже многоразлично выражаются и во-вне, причем обыкновенно, когда один злоречит пред кем-либо на другого, то слушающий как бы в доказательство своей веры злоречию, и сам начинает говорить об осуждаемом так же злоречиво. И таким образом создаются всякие клеветы (сравн. Иак.4:11).

По изъяснению блаж. Феофилакта, Апостол говорит как бы так: «вы облеклись во Христа, рекшего: Аз есмь истина (Ин.14:6).

Как же вам теперь облачать себя другою формою (одежды), формою лжи?» «Новый человек есть произволение, еже к Богу». «Он не стареется, но все больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и тем более является крепнущим, чем полнейшее стяжевает ведение». «Христос не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать всякое греховное растление и старение. Создание разумеет Апостол и то, которое бывает чрез крещение, и то, которое бывает чрез прекрасный образ жизни». «Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но Христос есть черта отличия его, характер его». «Показав, как все и все объединяются во Христе благодатию, Апостол как бы говорит: пристало ли вам, так глубоко объединенным во Христе, допускать в себе движение страстей, производящих разделение и нарушающих взаимное единение ваше, производимое в вас тем, что в вас все – Христос?» (преосв. Феофан).

священник Николай Рудинский (†1937)

9. не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

К раздражительной страсти также относится ложь друг на друга или клевета (ср. Иак.4:11). От всего этого Апостол заповедует отречься христианам по двум побуждениям. Во-первых, потому что они совлеклись ветхого человека с делами его. Ветхий человек – падший, самоугодливый, полагающий свою цель в земном – чувственном благосостоянии. Христиане в крещении отрекаются от самоугодия и страстей его, как бы совлекают с себя, как одежду, самоугодливого ветхого человека и все деяния его. Во-вторых, потому, что они облеклись в нового по образу Создавшего их. Отрекшись от ветхого, христиане решаются жить самоотверженно для одного угождения Богу. Эта решимость жить новою жизнью закрепляется благодатью Святого Духа, которая ощутительно дает Себя чувствовать в таинствах. А кто хотя раз вкусит благодати, тот уже не захочет вкушать греховной сладости. Но это только начало новой жизни во Христе. С этого времени она будет раскрываться все полнее и полнее, доколе не достигнет своего первообраза, сокрытого в Создавшем. С возрастанием этой жизни сознание (познание) христианина обогащается и знаниями духовными, открываемыми ему непосредственно Духом Святым для новой жизни, по образу воссоздавшего нас Иисуса Христа (см. Рим.8:29), Который есть образ Бога Невидимого. В этом царстве новой жизни не должно быть раздоров и места раздражительной страсти, потому что в нем нет никакого различия между христианами ни по национальности их – иудей и эллин, ни по религиозности – обрезание и необрезание, ни по образованию – варвар и скиф, ни по гражданскому состоянию – раб и свободный. Чем бы кто ни был, но уверовал, прилепился к Господу Иисусу и спасен. Благодать Божья всех объединяет, и из всех составляет единое тело. И здесь – всяческая и во всех Христос. Не то или другое – Христос, но все, и не в том или другом Он, но во всех. Таким образом, в крещении мы облекаемся во Христа, и черты образа Христова переносятся потом в нас на соответствующие части нашего существа, и все это совершает Христос. А если все и во всех Христос, то уместно ли в нас раздражение на других?

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible