Скрыть
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 2-7 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

В первом обращении Он говорит: знаю дела твои, и труд твой и терпение твое - знаю, что ты и работаешь, и трудишься, и вижу, что терпишь, - чтобы ты не считал, что я слишком долго нахожусь без тебя, - и то, что ты не можешь сносить развратных и тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы… и имеешь терпение для имени Моего. Все это относится к похвале, и похвале неумеренной. Но необходимо всячески напоминать о таких мужах и таком разряде [людей], и об избранных людях, чтобы от них не отнимались причитающиеся им блага. Сказал, что немногое имеет против них: ты оставил, - говорит, - первую любовь твою: вспомни, откуда ты ниспал. Кто ниспал - ниспал сверху. И потому Он сказал: откуда, что всячески - вплоть до последних времен - необходимо осуществлять дела любви, что является изначальным предписанием [Божиим]. Если же будет иначе, то Господь грозит сдвинуть светильник с места его, то есть рассеять народ. А то, что Он ненавидит дела николаитов, потому что и Сам [Господь] ненавидит, - это относится к похвале. Дела же николаитов [означают, что] до этого времени деятельные и опасные люди, служители имени Николая, создали себе ересь, чтобы жертвенное, после изгнания дьявола, могло быть съедено и чтобы всякий, предающийся греху, на восьмой день обрел бы покой. Поэтому Он восхваляет тех, кому написал, и этим столь достойным мужам Он обещал древо жизни, которое посреди рая Божия.

Толкование на Апокалипсис

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный

Престолы, животные, старцы - это Церковь. Агнец как бы закланный - это Церковь со Своим Главой, которая умирает за Христа, чтобы со Христом жить. И мученики в Церкви могут быть поняты как Агнец как бы закланный.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Рогов седмь и очес седмь Агнчих знаменует семь Христовых духов, о которых говорили пророки Исаия (11:2) и Захария (4 гл.). - Словами «яко заколен» указывается на ту, по заклании, жизнь Его, во время которой по воскресении из мертвых Он, как истинно закланный, показал знаки Своих страданий.

Тиконий, (†IVв.)

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Престол, животные и старцы - это Церковь. Ибо посередине находится Церковь, о чем он продолжает повествовать и описывать, говоря: стоял Агнец как бы закланный. Ибо сколь часто в среде Церкви проповедуется об убиенном Христе, столько же можно наблюдать того Агнца, как бы принесенного в жертву за злодеяния мира. Поскольку и несведущим становится известным то, что было неведомо, и благочестивым почитателем запечатлевается память о верных. Воистину так же, когда Церковь, в которую облекся Христос, умерщвляла себя по отношению к миру, чтобы жить для Бога, необходимо говорить, что Агнец принесен в жертву, словно голова за тело.

Наконец, дальше следует: имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Различные слова свидетельствуют здесь об одном понимании, обозначающем под рогами высочайшие милости Святого Духа, через которые по всей земле правит Христос в Своей Церкви.

Затем следует: которые суть семь духов Божиих. Ибо никто не главенствует по всей земле в праведном превосходстве, а также распространенной милостью Духа Святого не прославляется особенно, кроме Церкви Христовой. Помним мы изречение о том, что разумно считать семь числом вселенной. Это истинно, поскольку рога над головой, и по справедливости величие единственной Церкви положено на Христе, так как Он сказал: на сем камне Я создам Церковь (Мф. 16:18), как бы говоря: на Себе создам тебя.

Комментарий на Апокалипсис

Экумений (†VIв.)

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Иоанн называет Господа Агнцем по причине Его невинности и благодетельности. Ибо как агнец ежегодным приношением руна доставляет благо, так и Господь открывает руку Свою и насыщает все живущее по благоволению (Пс. 144:16). Так же называет Его и пророчество, гласящее устами Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен (Ис. 53:7), и Иеремии: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, [что они составляют замыслы против меня] (Иер. 11:19). Был же Он Агнцем не закланным, но как бы закланным. Ведь Христос воскрес, поправ смерть и опустошив ад от удерживавшихся в нем душ, поскольку Его смерть не была смертью по твердой неотменимости, но смертью, тотчас же усеченной благодаря воскресению. Затем, после воскресения, Господь явил знаки смерти: отпечатки гвоздей, животворящее Свое тело, обагренное кровью, согласно тому, что говорил Исаия от лица святых ангелов: Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в полном точиле? (Ис. 63:2). Поэтому как бы закланным Он предстал в видении.

А семь рогов знаменуют великую Его силу, поскольку семь, будучи совершенным числом, являет собой множество, как говорилось выше; а рога суть символ мощи по пророку, который сказал: все роги нечестивых сломлю, и вознесутсяроги праведника (Пс. 74:11), и согласно Аввакуму: рога в руках Его.

Что есть семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю, растолковывает нам, конечно же, Исаия: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2-3).

Комментарий на Откровение

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

В Книге Бытия, глава 18. Явился Господь Аврааму. Он возвел очи свои и взглянул. И вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (...) и поклонился до земли (Быт. 18:2). Эти три мужа были образом триипостасного Бога нашего, по общему разумению и толкованию всех святых Отцов, и об этом же говорится в дальнейшем в этой же главе Священного Писания, а также в начале этой главы, где написано: И явился ему Господь (Быт. 18:1).

Исходя из этого, СПРАШИВАЮ: Естество ли Божие Само по Себе видел Авраам, или он видел Бога в ином образе? Не можете утверждать первое, потому что невидимого, непостижимого и неописуемого Бога никто не видел. Поистине, он в ином образе видел триипостасного Бога, то есть в образе троих мужей. Если же он этому образу поклонился до земли, то кто нам запретит поклоняться образу Христа Бога нашего и прочих святых другое Божиих?

Вспомним же здесь и столб облачный, о котором так пишется: Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой (Исх. 33:9-10). 

Если же эти люди поклонялись Богу в столбе облачном, то что возбраняет нам этому же Богу поклоняться в иконе; не явственнее ли образ Христов образует Христа, нежели облако Бога?

В Книге Иисуса Навина, глава 5, явился Ангел Иисусу Навину, говоря: Я вождь воинства Господня (Нав. 5:14). Иисус же пал ниц на землю, поклонившись ему. Отсюда также можете видеть, что Ангельскому невидимому естеству воздается поклонение во образе видимом.

Так же поступил по отношению к Ангелу и Пророк Даниил (Дан. 10:9).

ГОВОРИТЕ: И мы таковым явлениям поклонимся, если они будут, но мы не поклоняемся тому, что сделано человеческими руками.

ОТВЕЧАЮ: Если вы поклоняетесь таким явлениям, следует поклоняться и явлениям изображенным, т. к. поклоняясь живым явлениям, вы поклоняетесь не явлению как таковому, а явлению восходительному и предпоказательному, поскольку данное видимое явление образует невидимое. Так и поклоняющиеся явлению, изображенному с помощью рук человеческих, поклоняются не самому изображению как таковому, но поклоняются изображению восходительному и предпоказательному, поскольку этот видимый образ являет то, что невидимо.

Поскольку угодники Божии Авраам, Иисус Навин, Пророк Даниил поклонялись Богу невидимому в образе видимом и Ангелам невидимым в образе видимом, то почему бы и нам Христа, по Человечеству видимого, в образе видимом не почитать и не поклоняться Ему. Почему бы не почитать и образы друзей Божиих, не как Бога, так не поступайте, но как образы Божиих угодников и другое, о которых говорит Псалмопевец: А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их (Пс. 138:17).

В Апокалипсисе в главе 5 пишется так: И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих. Посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем (Откр. 5:6-8). В этих Апокалипсических словах не явственно ли видим поклонение образу Христову? Что есть Агнец, который стоит, как бы закланный, и которому кланяются старцы: не Христов ли это образ? Слышим еще, что там же (ст. 9) поют эти старцы: Достоин ты взять книгу и снять с нее печати. Ибо ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас (Откр. 5, 9). Поскольку этот Агнец был образом Христа, которому поклонялись граждане небесные, не явственно ли отсюда следует, что и нам, земнородным, должно поклоняться образу Христа.

Если не были идолопоклонниками Израильтяне, кланявшиеся скинии, ковчегу и херувимам, осенявшим ковчег; если не был идолопоклонником Авраам, кланявшийся Пресвятой Троице в образе троих мужей; если не были идолопоклонниками старцы из Апокалипсиса, кланявшиеся агнцу семиглазому и семирожному (Откр. 5:6-8); если не были идолопоклонниками те, кто кланялись Богу, явившемуся в столбе облачном (Исх. 33:10); если не были идолопоклонниками Иисус Навин и Пророк Даниил, кланявшиеся невидимым ангелам в видимом образе; если не был идолопоклонником Иаков, кланявшийся Богу, давшему царскую власть Иосифу и его племени, от Манассии происшедшему, во образе жезла Иосифова, то никто и нас не может назвать идолопоклонниками, кланяющимися Богу и святым Его в их изображениях, разве только кто безумен и беснуется от ненависти.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Образ закланного Агнца указывает на победу Иисуса Христа, которая именно дала Ему право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира, выражение же «как бы закланный» означает то, что Иисус Христос явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т.е. с раною заклания. Семь рогов Агнца, как число священное и число полноты (Пс. 18:3, Иез. 29:21; Дан. 7:8), означают полноту могущества Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя. Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божьими, то лучше согласиться с тем мнением, что здесь, как и в 1:15 и 4:1, под семью духами нужно разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на Иисусе Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 5-7: И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

Стих 5: «Наименование льва, употребленное старцем, взято из Бытия (пророчество Иакова Иуде. – См.: Быт. 49:9) и в приложении к Иисусу Христу, Которого изображает здесь Агнец, обозначает сильного Победителя, Царя по Своему Богочеловечеству» (прот. Орлов). Корнем Давидовым назван Он, как прямой потомок этого лучшего царя Израильского – и по крови, и еще более как идеальное осуществление тех начал верности и преданности воле Божией, какие отличали и Давида, делая его «рабом Божиим» и «отроком Божиим». Он победил и совершил: и потому полнота содеянного принадлежит Ему, а значит – и то, чтобы раскрыть эту книгу и снять семь печатей ее («семь» и здесь обозначает законченность и полноту: в такой мере недоведомы, именно за семью печатями сокрыты от тварного мира тайны судеб Божиих).

Стих 6. Агнец стоящ яко заколен – так назвал Господа Иисуса Христа Предтеча Его: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29). «Дивный этот Агнец имеет семь рогов. Рог иносказательно употребляется в Писании как выражение силы, власти, славы, высоты сана и других преимуществ. И потому семь рогов Агнца были как бы венец из семи сил всесокрушающих, которым никто противиться не может» (Яковлев). Посланные во всю землю семь духов Божиих изображаются здесь как семь очей Агнца. Это потому, что созидание спасения людей как благодатно-возрождающая и побеждающая деятельность Святой Церкви, Христом основанной и Духом Утешителем просвещаемой и живущей, есть общее дело и Второй и Третьей Ипостаси Св. Троицы, как это точно и ясно засвидетельствовал Господь в Своей Прощальной беседе с учениками. И в этих всепроницающих и всеоживляющих лучах благодати Св. Духа, в коих сказывается спасительное воздействие Церкви Христовой на род человеческий, и Сам Он озирает, освещает, а затем и Духом Истины целит и врачует наш земной мир, как, в открытых на него Своих Божественных очах.

Агнец стоял посреди престола: как же это могло быть? Престол был занят «Сидящим на нем», «Господом Богом Вседержителем». Но спрашивается: где же и быть Сыну Божию, как не там, где Отец Его?! Тот же Престол Отца и Сына Божия, а потому то же Царство, та же власть и могущество – истинный Престол Сына Божия был, есть и будет вечное недро Господа Бога Вседержителя. Агнец стоял, то есть находился в положении бодрствования и деятельности как Мироправитель, как Попечитель всего человечества. «Около Него, как около Бога, те же серафимы и святые старцы. И вот один только Он, Сын Божий, как Агнец, как Искупитель возмог принять таинственную книгу, из десницы Бога Вседержителя Он и принял ее» (Яковлев).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
 

 Тайновидец много скорбел об этом, но был утешен одним из старцев, который сказал: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». «Лев» здесь означает «сильного», «героя». Этим указывается на пророчество патриарха Иакова о «Льве из колена Иудина», под которым разумелся Мессия-Христос (Быт. 49:9-10).

 Взглянув, Тайновидец увидел «Агнца, как бы закланнаго, имеющего семь рогов и семь очей». Этот Агнец, носивший на Себе следы того, что Он был принесен в жертву, есть, конечно, «Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29), то есть Господь наш Иисус Христос Единственно Он оказался достоин раскрыть книгу судеб Божиих, ибо Он, как принесший Себя в жертву за грехи людей, Сам явился исполнителем определений Божиих о спасении человеческого рода. Дальнейшее вскрытие Им семи печатей книги и обозначает самое исполнение Божественных определений Единородным Сыном Божиим, как Спасителем человечества. Семь рогов – это символы Его крепости (Пс. 74:11), а семь очей означают, как тут же объяснено, «семь духов Божиих, посланных во всю землю», то есть семь даров Святого Духа, почивающих во Христе как Помазаннике Божием, о чем говорили еще св. пророк Ис. 11:2 и св. пророк Захария 4 гл.. Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Агнец стоял  «посреди престола», то есть там, где и надлежало быть Сыну Божию - одесную Бога Отца.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible