Скрыть
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 11-13 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков

Он говорит не о [Христе] Боге, в Котором сокрыты все сокровища премудрости (Кол 2:3), что Он Сам принимает эту мудрость, но о воспринятом Им человеке и Его теле, которое есть Церковь, или о ее мучениках, пострадавших во имя Его. Потому что в Главе своей Церковь принимает все, как написано: как с Ним не дарует нам и всего? (Рим 8:32). Ведь сам Агнец принимает, который говорит в Евангелии: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф 28:18), - то есть принимает согласно человечности, а не Божественности.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 11-13 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы темь, и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу, и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава, во веки веков

И слышах глас Ангелов многих окрест престола и животных и старец, так как от всего - духовного и чувственного, живого и просто существующего Бог естественными хвалами прославляется как бытия всего начало, как единородный и единосущный Сын Божий и как даровавший человеку обновление и происшедшее чрез него восстановление, хотя и писано, что власть над земным и небесным Он получил как человек.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков

Под небесными созданиями нужно разуметь всех остальных Ангелов, которые не были подразумеваемы ев. Иоанном в 11 ст. Под созданиями, пребывающими на земле, нужно разуметь как людей, так и других обитателей земной поверхности (Рим 8:19-22). Под подземными тварями нельзя разуметь демонов и осужденных людей, потому что Свящ. Писание вообще не допускает прославления Всесвятого Бога со стороны демонов и грешников (Деян 16:17-18). Естественнее - подземные создания те, которые имеют место своего обитания ниже земной поверхности. Все создания воздают сидящему на престоле и Агнцу благословение, и славу, и честь, и державу (I:6; IV:9; V:12).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 11-14: И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

Совершение спасения рода человеческого есть дело, относящееся не только к земному миру – людям, коих представляли председящие Престолу Божию двадцать четыре старца, но и дело в полном смысле вселенское и всемирное. Совершитель спасения, Христос Господь, должен возглавить Собой и ввести в Церковь спасаемых, в состав этого Тела Своего, все существующее – не только земное, но и небесное, не только видимое, но и невидимое (см.: Ефес. 1-я гл.). И потому песнь славословия Искупителю на небе усиливается и расширяется. В ней принимают участие не только находящиеся у Престола старцы и животные, но и множество ангелов (причем вместе с этими представителями – двадцатью четырьмя старцами и четырьмя животными, нужно думать, участвуют и сами те, кого они представляют, ибо было число всех их – миллионы и миллиарды и более). За ними сливаются в песни восхваления и те, кто не был указан в стихе 11-м: всякое создание на небе, не названное там, и на земле (видимо, кроме людей, еще и вся совоздыхающая им бессловесная тварь. – См.: Рим.8:19–23), и под землею (т. е. не только те, кто, как говорит прот. Орлов, «имеет место обитания ниже земной поверхности»), но и сущие «в преисподней», т. е. во аде держимые, о коих возносит в день Пятидесятницы моление свое Святая Церковь, чье «колено преклоняется о имени Иисусове» (см.: Флп.2:10), и таким образом, все, все не лишившиеся жизни создания прославляют Сидящего на Престоле и Агнца, воздавая Им благословение, и славу, и честь, и державу, и крепость, и силу, а также и богатство и премудрость – во веки веков. И от Престола четыре животных возгласили аминь, а двадцать четыре старца, завершив славословие, пали и поклонились Живущему во веки веков.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
 

 И воспели они Сыну Божию, Искупителю человечества подлинно  «новую песнь», не слыханную от создания мира, о которой предрекал еще псалмопевец Царь Давид (Пс. 97:1).

 «Новая песнь – та, воспевать которую научены Святым Духом освободившиеся от ветхости буквы и просвещенные из всех племен и народов; про них и говорит, что воцарятся в той земле, которую обещал Господь кротким (Мф. 5:5)» (св. Андрей, гл.12).

 В этой песне прославляется новое Царство Сына Божия, в котором Он воцарился, как Богочеловек, купивший это Царство высокою ценою Своей Крови. Искупление человечества, хотя и относилось собственно только к человечеству, но оно было так удивительно, так величественно, трогательно и священно, что возбудило живейшее участие во всем небесном сонме, так что все вкупе, и Ангелы и люди, прославили за это дело Бога «и поклонились Живущему во веки веков».

 «Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединенное и разрушившего преграды средостения. – И вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божие песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых. - Да сподобимся сего и мы в Самом Христе, подателе мира и Боге нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава и честь ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь» (св. Андрей, гл.12).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible