Скрыть
И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 5-6 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе

Под этими сорока двумя месяцами мы понимаем время последних гонений. И отверз он уста свои для хулы на Бога. Очевидно, что это обозначает тех, которые ушли из кафолической Церкви: хотя казалось, что они прежде скрыто внутри Церкви придерживались будто бы правильной веры, но теперь при гонении отверстыми устами произносят хулу на Бога. И жилище Его, и живущих на небе -то есть это хула на святых, содержащихся в Церкви, которые названы небом, ибо они суть жилище Бога.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 5-6 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе

Сорок два месяца показывают, что, попущением Божиим, три с половиною года будет иметь власть хулить Бога и озлоблять Святых. - Селение Божие есть пребывание Бога Слова во плоти, т. е. воплощение и покой во святых, на которых, равно и на Ангелов, он обратит свое хуление.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Ст. 5-6 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе

Эти месяцы составляют три года и шесть месяцев, которые выше обозна­чали свойство настоящего времени, а здесь предвещают суровость после­днего гонения. Ибо, если ты помно­жишь четыре известных стороны света на десять заповедей закона, которые обозначают совершенство, получишь сорок. А если прибавишь к этому исполнение двойной заповеди любви, то должно получиться сорок два. Ибо нисколько не помогают произнесенные слова, не подтверж­денные делами. И о Церкви говорит­ся, что она была на время защищена как бы крыльями орла, убежав от козней дракона в пустыню, чтобы питаться тысячу двести шестьдесят дней, кото­рые составляют сорок два месяца. Так что то же самое высчитанное число необязательно не имеет нового значения <…>

Он хулил Бога и Церковь, которая обитает на небесах, поскольку: Наше же жительство - на небесах (Флп 3:20), и ныне вы не по плоти живете (Рим 8:9). Я полагаю, что храм здесь еще обозна­чает прославленную победу тела Христова, которую, как сказано, потом хулил антихрист, когда честь, которой особо был удостоен Христос, он дерзнул присвоить себе. Поэтому Господь сказал в Евангелии, что они прельщают, если возможно, и избранных (Мф 24:24), и сразу, однако, продол­жил: но ради избранных сократятся те дни (Мф 24:22).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 5-6 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе

Когда все покорились и пали под его ноги, и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно. Даны кем? Людьми, обманутыми и поклонившимися ему. Ибо хвастовство - от высокомерия. Что хуже этого? Что хуже слов: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (Ис 14:13)? И немного ниже: буду подобен Всевышнему (Ис 14:14). Исайя осмеивает его, поскольку эти слова суть хула на Бога.

И дана ему власть действовать сорок два месяца. Мы ранее приняли, что сорок два месяца обозначают краткое время. Ибо всякое время кратко в сравнении с бесконечными веками, даже если оно кажется весьма большим.

И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Эти богохульства изрекаются отступником. Жилищем Бога Иоанн называет святых ангелов из-за того, что Бог обитает среди них. Ибо если относительно людей говорится: вселюсь в них и буду ходить (2Кор 6:1б), - что можно сказать о небесных силах, как не то, что среди них обитает Бог?

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца

Люди поклонятся зверю не только так, как кланяются иногда перед людьми достойными уважения и удивления, но поклонятся как богу. Они поставят его выше всякого сомнения, а несравнимость, полнейшее совершенство есть свойство божественное (ср. 2Сол 2:4). Дальнейшие черты описания зверя еще более приближают его к тому антихристу, о котором говорят Ап. Павел (2Сол 2:4, 8) и прор. Даниил (7:8) и который будет послушным орудием в руках диавола, духа гордости и злобы. Гордость антихриста, по слову Спасителя, выразится в том, что он не признает себя чьим-либо посланником, но придет от себя (Ин 5:43). Деятельность антихриста-зверя будет лишь попущением и даже прямым воздействием Божиим («ему будут даны… »). Поэтому и это господство в мире богохульства и богопротивления продолжится 42 месяца. Срок этот нужно отожествлять с сорока двумя месяцами попирания народами Иерусалима (XI:2) и с 3 1/2 годами укрывательства жены от дракона в пустыне (XII:6, 14). И св. отцы, и учители Церкви (св. Ириней, Кирилл Иерус., Иоанн Злат., Блаж. Иероним и др.) о продолжении царства антихриста определенно утверждали, что антихрист будет царствовать три с половиною года. Но и в этот краткий период антихрист при содействии диавола успеет совершить свое дело, а мир достаточно обнаружит свою зрелость для суда, так как к тому времени дойдет до крайнего развития своего нечестия, и сам встретит антихриста как выразителя и представителя своего нечестия.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 5-10: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано ему было вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому належит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

Простого человеческого поклонения и прославления антихристу покажется мало. Павел, апостол, называет его противящимся и превозносящимся выше всего, называемого Богом или святынею (чтилищем: по-славянски точнее; предметом богопочитания), так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес.2:4). Эта его непомерная гордыня оттеняется в данных стихах Апокалипсиса главным образом со стороны обнаружения словесного. Даны ему уста, говорящие гордо и богохульно. Видимо, это явится в нем и особенною одаренностью в области слова, такою, в которой, так сказать, могла излиться высокомерная душа его, ибо от избытка сердца глаголют уста человека (Мф.12:34). Богопротивной гордостью, таким образом, переполнено будет сердце его. И тогда великий и коренной соблазн сатаны – гордыня – всецело овладеет и им. И при этом его гордое самопревозношение также направлено будет больше всего в сторону отрицания величия Божия и всего, что близко Ему, угодно Ему. Он, таким образом, прежде и сильнее всего выявит себя именно богохульником. И не в том лишь смысле богохульником, что и ему свойственны будут кощунственные выходки и разглагольствования богохульствующих людей (хотя и это будет в нем). Нет, его богохульство явится каким-то нарочито злостным и дерзким вызовом против Бога и всего небесного мира, и чем явнее будут ему, при великом его уме и знаниях, правда, и сила, и все величие Божии, тем неистовее будет его восстание и всемерное противление по отношению к ним. «Он будет хулить Бога, Иисуса Христа и Его дело искупления, будет хулить небо – жилище Божие, место Божественного престола, будет хулить и живущих на небе – святых ангелов, и прославленных святых» (Орлов).

Но эта его деятельность, собственно противорелигиозная, свяжется у антихриста и с соответствующею деятельностью политико-административною и будет опираться на нее, к той же цели направлять и все функции исключительно могущественного государственного аппарата. Ведь ему дана власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем, и всю эту власть свою он применит к тому, чтобы изничтожить до конца ненавистный ему весь строй христианский – и внешний, и внутренний. Насильник и ненавистник по своей духовной природе, он откроет систематический и явный поход против Церкви и христиан, и естественно, что поход этот перейдет и в прямую войну против них. И дано было ему вести войну со святыми, ибо для полноты самоотрицания лжи и зла, ему во всем то и давалось, чего он хотел, – и не только воевать, но и победить их. В эту-то, конечно, пору умертвит он и величайших из духовных вождей христианских – обоих (или троих) пророков – обличителей своих (11-й главы). И конечно, всего более именно им в эту пору будет пролито то море крови, о котором говорится потом в 17-й главе (стих 6-й).

И будет момент, когда он еще больше будет торжествовать, ибо поклонятся ему все живущие на земле. Террор и насилие всегда дают свои результаты, и всегда же найдутся малодушные, которые поддадутся им. И наверно, множество великое – не только миллионы, но и сотни миллионов обратятся тогда в «веру его». Как будто мечта его исполнится: во всем мире будет единая вера, как и единая власть. Однако успех этот будет не только непрочный и краткосрочный, но и самый поверхностный. Отпадут от Церкви те, кто к ней и не принадлежал, ибо поклонятся-то из живущих на земле лишь те, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца (ср.: Откр.21:27). И наоборот, совершенно несомненно, что все истинно верующие в книгу эту записаны, и останутся так, и антихристу-зверю поклонения они не дадут.

Агнец здесь назван закланным от сложения мира. В этом ясно формулируется та высокая догматическая истина, что дело искупления, дело голгофских мук и смерти – дело изначальное, предшествовавшее не только падению, но и самому созданию человека. Еще не был сотворен человек, а в Божественном совете Святой Троицы уже было положено спасти падшего человека, и именно спасти его Богочеловеческой жертвой любви.

«После подробного описания зверя-антихриста и тех страшных и печальных последствий, причиною которых будет его царствование, Откровение обращается с призывом к внимательности. Для людей благочестивых в этом воззвании заключается утешение и ободрение, и вместе призыв к терпению, к усилению подвигов бодрствования и благочестия; по отношению же к нечестивым в этом воззвании заключается угроза Божественным возмездием, которое рано или поздно, но всегда верно и непреложно вступает в свои права». Дальнейшие слова: кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен – еще более явно выделяют в деятельности антихриста тот элемент насильственного приневоления и принуждения, который, значит, опять-таки является типичным во всем тоне действий антихриста. Принцип дисциплины, начало подчинения и послушания не только приемлемы для христианства и допустимы, по нему, во взаимных отношениях человека к человеку, а затем – к обществу, а с ними и к государству. Больше того, все это и нарочито рекомендуется каждому из истинных христиан, а в монашестве культивируется настолько, что оно, можно сказать, от начала и до конца насыщено атмосферою послушания. И тем не менее антихристу, как мы видим, ставится в особую вину как будто нечто подобное. Но в том-то и дело, что есть подчинение и подчинение. Как в коммунизме, при известном видимом сходстве, дается, по существу, прямая противоположность общению христианскому чрез замену слова «давай» словом «бери» – и словом «грабь» братского «поделись», так и здесь. Христианство – религия сыновней любви и свободы – призывает всех нас к свободному подчинению, к идейному послушанию на основе отречения от присущего всем нам эгоизма, а с другой стороны – призывает действовать по духу руководства со стороны лиц более опытных и старших на основе и в направлении присущего им чувства любви и заботы о малоопытном и немощном брате своем. И, таким образом, оно зовет нас: слушайся и подчиняйся, веря началам связующей нас христианской любви. Антихрист же, добившись насильственно того, чтобы поклонились и предали себя именно ему, в своем самообожении эгоизма и в целях только личного возвышения себя, себе же и для себя заставит их служить во всем, и заставит именно силою, абсолютно не терпя ничьей иной воли и принципиально применяя меч как орудие такого подчинения в террористической практике своей. И потому-то и сказывается затем ему: кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Так во всем выявляется принципиальная противоположность между христианством и антихристианством, как и ведущим к нему коммунизмом, применяющим уже и теперь все те же его начала. И именно как носители своих типичных противоположных начал – доброжелательства, покорности властям и кротости, христиане окажутся тогда в особенности стороной теснимой, преследуемой и гонимой; а потому, далее, и добавлено о них: здесь терпение и вера святых, ибо, очевидно, они и покажут тогда как то, так и другое – как терпение свое, так и непоколебимую веру свою.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
 

  Таким образом, непродолжительна будет власть его, так как иначе, по слову Спасителя, не спаслась бы никакая плоть (Мф. 24:22).

  «Селение Божие есть пребывание Бога Слова во плоти, то есть воплощение и покой во святых, на которых, равно и на Ангелов, он обратит свое хуление» (св. Андрей, гл. 36).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible