Скрыть
и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 3-4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним

Одна из голов была смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. Речь идет о Нероне. Ведь известно, что когда за ним гнались всадники, посланные сенатом, то он сам себе перерезал горло. Следовательно, Бог посылает этого воскресшего царя, достойного тех, кто достойны его - иудеи и гонители Христа; и он в той мере помазанник, в какой этого заслужили гонители и иудеи. Посколь­ку же он собирается носить другое имя, то также собирается учредить и другую жизнь, чтобы они приняли его как Христа. Ибо говорит Даниил: ни желания жен не помыслит - поскольку сам омерзительнейший - и о богах своих отцов не помыслит (Дан. 11:37). Ведь он не сможет обольстить народ к обрезанию, если сам не является охранителем закона. Наконец, он соберет святых не для чего иного, как для принятия обрезания, если сможет тех обольстить. В итоге он создаст веру в себя, так что они будут имено­вать его «христом». Что он поднялся из ада, мы говорили выше словами Исайи: воды, - говорит тот, - растили его, бездна поднимала его (Иез. 31:4. Викторин ошибочно ссылается на Исаию).

Толкование на Апокалипсис

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 3-4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним

Говоря: как бы смертельно была ранена, Иоанн [имеет в виду] еретиков, притворяющихся, что исповедуют Христа. И поскольку они не веруют так, как требует того кафолическая вера, то богохульствуют, когда провозглашают, что он, будучи раненным, восстал: ибо сам сатана принимает вид ангела света (2Кор 11:14).

Или иначе можно толковать. Кафолическими верующими наносятся раны ересям, поскольку последние подавляются свидетельствами Писаний. Но они, тем не менее, будто воскреснув из раны сатаны, исполняют дела его и не перестают богохульствовать и склонять к своим учениям тех, кого могут. И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?. Это потому, что еретики тешат себя пустой надеждой, будто никто не верует лучше них и что никто не победит их народ, обозначенный именем животного. Их народу дано самим дьяволом и разрешено Богом говорить много дурного и богохульствовать, как и речет апостол: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1Кор 11:19).

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена; но эта смертельная рана исцелела

Словами «видех едину от глав его заколену в смерть» указывается или на то, что кто-нибудь из князей его, будучи умерщвлен, посредством чарований антихриста и ослепления, ложно показан будет воскрешенным, как сделал Симон волхв и был обличен верховным Апостолом Петром, - или что царство Римское, потерпев от разделения как бы некоторое умерщвление, от единовластия (антихристова), на подобие кесаря Августа, окажется возставшим.

Ст. 3-4 И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю. И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним

И чудися вся земля. - Явленное ложно антихристом чудо будет приписано действующему в нем диаволу, чрез него и змею будут покланяться; чрез него же для ослепленных умственными очами он окажется воскрешающим мертвых и совершающих чудеса.

Толкование на Апокалипсис 555

Тиконий, (†IVв.)

Ст. 3-4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним

Иоанн говорит, что одна из голов - антихрист, поскольку семь - не число, но обозначение вселенского земного царства, противного Агнцу. Несом­ненно, что ему отдаст дракон, то есть дьявол, власть свою и престол. Подоб­но тому, как в положительном смысле душа праведника - седалище мудрос­ти, так в противном значении гово­рится, что недруг дарует свой престол тем, кто в наибольшей степени у него в подчинении и кого он использует для совращения других, показывая часто через их посредство с Божьего дозволения чудеса, до того в безрас­судстве доходя, что дерзает заявлять для заблудших душ малых сих, будто одна из семи голов, подделываясь под истинную Главу, воскресла по при­творной своей смерти и будто его необходимо принять вместо Христа, Который совершил это подлинным образом.

И поклонились народы, населяющие землю, зверю. <…> Ибо землю он упоминает в смысле людей, привязан­ных к земному, каковые с большей охотой и следуют за зверем, и почита­ют его; иными словами - своих [для него], о которых, почитающих дьявола в антихристе, будто в идоле, сказано так: и поклонились дракону.

Фрагменты

Экумений (†VIв.)

Ст. 3-4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним

Этот смысл вкладывал, пожалуй, сам духоносный евангелист. Мне же кажется, здесь вот что изображается. Та смертоносная рана, которую одной из голов нанесло богопочитание Израиля, была исцелена возвращени­ем иудеев к идолопоклонству. И дивилась вся земля, следя за зверем. Ибо почему этого не будет, если и богобо­язненный израильский народ поклонился ему? И об этом говорил Исайя от лица Бога к Израилю: Из-за вас имя мое постоянно бесславится у народов (Ис 52:5). Но вместе со зверем они покло­нились начальнику зла - дракону, который есть зачинатель столь великого обмана и коварных козней <…> Плененные им, из тех израиль­тян, которых он победил хитростью, слагают ему славословие, говоря: Кто подобен зверю сему? и кто может сразить­ся с ним?

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца

Люди поклонятся зверю не только так, как кланяются иногда перед людьми достойными уважения и удивления, но поклонятся как богу. Они поставят его выше всякого сомнения, а несравнимость, полнейшее совершенство есть свойство божественное (ср. 2Сол 2:4). Дальнейшие черты описания зверя еще более приближают его к тому антихристу, о котором говорят Ап. Павел (2Сол 2:4, 8) и прор. Даниил (7:8) и который будет послушным орудием в руках диавола, духа гордости и злобы. Гордость антихриста, по слову Спасителя, выразится в том, что он не признает себя чьим-либо посланником, но придет от себя (Ин 5:43). Деятельность антихриста-зверя будет лишь попущением и даже прямым воздействием Божиим («ему будут даны… »). Поэтому и это господство в мире богохульства и богопротивления продолжится 42 месяца. Срок этот нужно отожествлять с сорока двумя месяцами попирания народами Иерусалима (XI:2) и с 3 1/2 годами укрывательства жены от дракона в пустыне (XII:6, 14). И св. отцы, и учители Церкви (св. Ириней, Кирилл Иерус., Иоанн Злат., Блаж. Иероним и др.) о продолжении царства антихриста определенно утверждали, что антихрист будет царствовать три с половиною года. Но и в этот краткий период антихрист при содействии диавола успеет совершить свое дело, а мир достаточно обнаружит свою зрелость для суда, так как к тому времени дойдет до крайнего развития своего нечестия, и сам встретит антихриста как выразителя и представителя своего нечестия.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-4: И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?

До сих пор, кончая 12-й главой, в видениях Иоанну являлся по преимуществу горний мир – Небо, и в нем Господь и Агнец, ангелы и святые, и наконец, жена – Церковь Христова; даже дракон, и тот отражался все на том же небесном своде. Теперь же видение переносится к нам, на землю. И сам Иоанн стоит на берегу моря – у вод, означающих, по 15-му стиху 17-й главы, людей и народы, и племена, и языки (ср.: Ис.8:7–8; 17:12; Иер.46:7–8). Там он увидел выходящего из вод морских зверя. Уже самое наименование его зверем указывало на его жестокость и кровожадность, именно на зверство его. Еще больше символизировалось это в подробностях внешнего вида его, ибо в нем сочетались вид барса, ноги медведя и пасть льва. «Барс, по объяснению Мейера, напоминает лукавство и неверность, смелость и свирепость; твердые лапы медведя указывают на хладнокровие и осторожность, упорство и бесстыдство; пасть льва говорит о высокомерии и алчном властолюбии, а все в совокупности свидетельствует о коварстве и жестокости» (Виноградов). Дракон-диавол дал ему и свою силу, и свою власть с престолом своим; это символизируется и в самом начале – тем, что у зверя, вышедшего из моря, имеется голов и рогов столько же, как и у самого дракона. В образе необъятных вод морских символизируется в Писании «множество народов» неспокойных, мятущихся и враждебно настроенных «к Царству Божию – к народу Божию» (Орлов), так что зверь этот вышел «из среды грешного, боговраждебного человеческого мира».

Таким образом, совершенно несомненно, что под этим, вышедшим из моря зверем разумеется антихрист как порождение, совмещающее в себе и богопротивную сатанинскую силу, и человеческое происхождение, и образ. И дальнейшая деятельность антихриста вполне соответствует этому. Символические черты зверя, указанные тайновидцем в приведенных стихах 13-й главы, имеют свой прототип в пророческих видениях Даниила (7-я гл.), с которыми их в этом случае и сопоставляют. Однако у Даниила звери эти – четыре особых существа; здесь же, как мы видели, они все сливаются в одном объединенном звере. Отсюда искать совпадений исторических указаний ветхозаветного пророка, определенно писавшего о смене близких к нему по времени языческих царств, с чертами деятельности апокалиптического зверя 13-й главы, конечно, не следует. В них можно усматривать лишь общие прообразы его, подобно тем антихристам в широком смысле, о коих говорит в посланиях своих тот же Иоанн (см.: 1Ин.2:18, 22; 4:3; 2Ин.1:7) сопоставительно с собственно антихристом. То, что в этих царствах пророка Даниила (ибо зверь в этих случаях всегда обозначает земные царства) изображалось по частям и в отдельных сторонах, – все это сосредоточится и, так сказать, сольется, конденсируется в усиленной степени в этом последнем сатанински противящемся Богу звере-царе. «И все зло, которое по частям обнаруживалось в мире в лице тех или других царств и государей, враждовавших в свои дни против Царства Божия на земле, обнаружится в своей совокупности и в полной и совершенной мере в лице царя последнего царства, в лице антихриста – зверя о семи головах...». Диадемы над рогами зверя, как царское головное украшение, также говорят о царской власти зверя-антихриста, об его праве обладать миром, каковое он получит от диавола-дракона, а округленность цифры «десять диадем» (как и округленность десяти рогов, а также и семи его глав) говорит о полноте и организованной завершенности этого блестяще-господственного положения его и нарочитой продуманности всех начинаний и мероприятий его.

И в то же время на головах его – имена богохульные. Это указывает на коренное и безусловно во всем преобладающее направление всей государственной деятельности антихриста. «Смысл этого тот, что зверь как орудие деятельности диавола столь проникается боговраждебными стремлениями, что у него, как бы на его лбу, будет отражаться его внутреннее существо, которым будет самопревозношение и богохульство» (Клифот)». Таким же, мы знаем, изображает антихриста и ап. Павел в Послании к солунянам (см.: 2Фес.2:4; ср.: Дан.7:8, 25). Власть антихриста будет простираться над всем миром, и Господь попустит это, и именно потому, что люди сами захотят этого.

Третье. В описании зверя Иоанном указывается еще одна подробность, которая имеет, несомненно, определенное историческое значение, но значение это пока представляется для нас загадочным. Именно: одна из голов его (антихриста-зверя), как читали мы, как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. Что это значит? В достаточной мере обоснованным и правдоподобным представляется нам в этом случае то мнение, которое приводит прот. Орлов и по которому «рана эта была нанесена диаволу христианством, оградившим христиан от диавольской прелести и давшим им силу противостоять против его козней именем Иисуса Христа и силою Животворящего Креста Его». При таком понимании это ранение зверя, а в нем диавола можно отнести и к тому связанию сатаны на тысячу лет, о котором говорится в 20-й главе, а равно и к сказанному в 17-й главе, что зверь был, и нет его, и явится (см.: Откр.17:8, п). И вот, действительно, когда в мире христианском исполнятся предсказания эсхатологической речи Спасителя и нарочитого указания ап. Павла о грядущем «отступлении» и неверие не только у атеистов, но и у именуемых христиан заменит место веры, «тогда и диавол получит свою прежнюю свободу». Его голова исцелеет, и он проявит свою деятельность в такой же степени, в которой проявилась она некогда в идолопоклонстве и гонении на христиан от язычников. И конечно, такое «исцеление», «такое возвращение прежней диавольской силы и влияния, как и прежних форм этого влияния, будет поистине удивительно» (Орлов). И тогда, несомненно, истолковано будет все это тогдашним поколением (и в особенности теми, кто, как и теперь, говоря комплименты учению христианства и Основателю его – хотя бы по типу Ренана, в душе и по правде будет прямо не любить их) как победа антихриста над христианством и провозглашено будет открыто и публично, и с особенною помпой и торжеством. Отсюда и сказано: И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?


  Тайновидец заметил, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелилась, и это привело в удивление всю землю, следившую за зверем, и заставило подчиниться устрашенных людей, как дракону, давшему власть зверю, таки самому зверю. Все поклонились ему, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? Все это означает, что нелегко достанется антихристу власть над всем человечеством, что сначала придется вести ему жестокие войны и даже испытать сильное поражение, но потом последуют изумительные победы его и воцарение над миром. «Словами  – „видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена“ указывеатся или на то, что кто-нибудь из князей его, будучи умерщвленным, посредством чарований антихриста и ослепления, ложно показан будет воскрешенным, как сделал Симон волхв и был обличен верховным апостолом Петром, или что царство Римское, потерпев от разделения, как бы некоторое умерщвление, от единовластия (антихристова), наподобие кесаря Августа, окажется восставшим» (св. Андрей, гл. 36).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible