Скрыть
Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть

И видел я зверя, исходящего из моря, подобно­го барсу: это значит, что царство того времени, царство антихриста соединено с разнообразием племен и народов. Ноги у него - как у медведя - то есть как у сильного и самого нечистого животно­го. Ими он назвал вождей его [царства]. Пасть у него - как пасть у льва, то есть вооруженная [зубами] со струящейся кровью. Ведь пасть - его приказания и его язык, которые ни к чему другому не стремятся, кроме как к пролитию крови.

Комментарий на Откровение

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть

Уподобляет [зверя] барсу из-за разнообразия родов человеческих, медведю - из-за злобности и безумия, льву - из-за силы тела и гордости языка. Потому что во времена антихриста его царство будет смешано с разнообразием родов и народов. Ноги у него - как у медведя, то есть предводители его. Пасть его - приказание его.

И дал ему дракон силу свою. Подобно тому, как мы видим, что еретики, обладающие силой дьявола, являются могущественными лишь в этом мире. Как некогда язычники, так теперь они опустошают Церковь.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него, как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва

Рысью - означается царство Греческое, медведем - Персидское, а львом - Вавилонское, над ними будет владычествовать антихрист, который, придя, как Римский царь, разрушит их владычество, когда увидит глиняные персты их, коими знаменуется слабое и удоборазрушаемое деление одного царства на десять частей.

И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть

Ибо сатана, сей мысленный змей, для погубления неутвержденных даст антихристу всякую силу в ложных знамениях и чудесах.

Толкование на Апокалипсис 555

Экумений (†VIв.)

Зверь, которого я видел, был подобен барсу, думаю из-за его неуемности и быстро­ты в злоумышлениях. Ноги у него - как у медведя, то есть крепкие и выносли­вые, чтобы ходить по земле и строить людям козни. А пасть у него - как пасть у льва, потому что противник ваш дьявол ходит, как <… > лев, ища, кого поглотить (1Пет 5:8), по написанному. И дал ему дракон силу свою. Очевидно, что сила дракона-отступника состоит в тех самых обманах и каверзах, а он стал зачинателем и учителем для дьявола.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть

Первый стих нужно принимать как указание на новую сцену зрения, как на новое явление пред очами тайнозрителя, при совершенно новой обстановке. Иоанн видит зверя, выходящего из моря, а не из бездны, как в XI:7. Очевидно здесь речь о другом существе. Зверь XIII-й главы совершенно самостоятельный символический образ (ср. Дан. 7:27; 10:14). Самое наименование «зверя» употреблено здесь в смысле такого животного, у которого особенно выступают свойства жестокости и кровожадности. Он выходит из моря, которое на языке Свящ. Писания весьма часто употребляется в смысле множества народов, притом народов неспокойных, метущихся и враждебно относящихся к Царству Божию, к народу Божию (Пс. 93:3; Ис. 8:7, 8; 17:12; Иер. 46:7). На этом основании и символ зверя, выходящего из моря, нужно понимать как изображение существа, которое выходит из среды грешного, боговраждебного человеческого мира. Таким образом зверь XIII гл. есть антихрист, который, по верованию Православной Церкви, будет последним представителем и выразителем боговраждебной диавольской силы, царем антихристианского царства. Дальнейшие признаки описываемого зверя символически изображают пред нами, как и чрез кого действовал диавол в прежнее время, и как и чрез кого будет он действовать в последнее время. - Зверь в Свящ. Писании служит обыкновенно символом царства, а голова зверя - указанием на царя, стоящего во главе царства. Поэтому, и сообразно с 17:10, изображение зверя с семью головами есть только прием апокалиптического раскрытия истины, и под головами нужно разуметь царей и царства в их последовательности. Царства, представляемые семью головами зверя, суть, очевидно, те царства и народы, которые были враждебны установлению Божьего Царства на земле и опасны для народа Божия. Сам тайнозритель не дает никакого решения вопроса об этих царствах. Очевидно, как для него, так и в существе дела важно не то, в каких определенных царствах обнаруживалась боговраждебная сила диавола. Более важно, что эта диавольская сила, сила князя мира сего, обнаружится таковою и в последнее время, и притом так, что предшествующие ее обнаружения как бы войдут в общий состав; и все зло, которое по частям обнаруживалось в мире в лице тех или других царств и государей, враждовавших против Царства Божия на земле, обнаружится во всей своей совокупности в лице царя последнего царства, в лице антихриста, зверя о семи головах. - Говоря о десяти рогах зверя, ев. Иоанн не указывает, как были размещены они. Он как бы хочет показать, что рога зверя принадлежали не какой-либо одной голове, но всему зверю, всем головам вместе и каждой в отдельности. Рог есть общеизвестный в Свящ. Писании символ могущества власти, и десять рогов, как число полноты, говорит, таким образом, о высшей силе и могуществе зверя антихриста. И если когда-либо эти десять рогов будут означать нечто определенное, т.е. десять царей с их царствами, то только в последнее время, в дни антихриста. Диадемы над рогами зверя, как царское головное украшение, также говорит о царской власти зверя-антихриста, о его праве обладать миром, каковое право он получит от диавола-дракона (ст. 2). Такое происхождение власти зверя естественно отразится на его отношении к Богу: мы видим на головах зверя имена богохульные, которых было, очевидно, несколько. Смысл этого тот, что зверь, как орудие деятельности диавола, столь проникается боговраждебными стремлениями, что у него, как бы на его лбу, будет отражаться то внутреннее существо, которым будет самопроизношение и богохульство [Kliefoth]. Об этом предсказано и Ап. Павлом в послании к Солунянам (2Сол. 2:4; ср. Дан. 7:8, 25). Для указания на губительность и зловредность деятельности зверя ему приписываются свойства не одного, а трех зверей: барса (лукавство), медведя (упорство) и льва (высокомерие и алчное властолюбие); все это вместе говорит о коварстве и жестокости. Дракон, т.е. диавол, дает этому зверю свою силу, свой престол и великую власть. Сила диавола - это те его природные силы и способности, которые принадлежат ему как духу и черному и высшему божественному созданию. Трон диавола есть весь мир, князем которого называет его Свящ. Писание. Господь попускает диаволу пользоваться властью над миром, хотя лишь постольку, поскольку сам мир, как лежащий во зле, позволяет диаволу властвовать над собою (1Ин. 5:19).

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-4: И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?

До сих пор, кончая 12-й главой, в видениях Иоанну являлся по преимуществу горний мир – Небо, и в нем Господь и Агнец, ангелы и святые, и наконец, жена – Церковь Христова; даже дракон, и тот отражался все на том же небесном своде. Теперь же видение переносится к нам, на землю. И сам Иоанн стоит на берегу моря – у вод, означающих, по 15-му стиху 17-й главы, людей и народы, и племена, и языки (ср.: Ис.8:7–8; 17:12; Иер.46:7–8). Там он увидел выходящего из вод морских зверя. Уже самое наименование его зверем указывало на его жестокость и кровожадность, именно на зверство его. Еще больше символизировалось это в подробностях внешнего вида его, ибо в нем сочетались вид барса, ноги медведя и пасть льва. «Барс, по объяснению Мейера, напоминает лукавство и неверность, смелость и свирепость; твердые лапы медведя указывают на хладнокровие и осторожность, упорство и бесстыдство; пасть льва говорит о высокомерии и алчном властолюбии, а все в совокупности свидетельствует о коварстве и жестокости» (Виноградов). Дракон-диавол дал ему и свою силу, и свою власть с престолом своим; это символизируется и в самом начале – тем, что у зверя, вышедшего из моря, имеется голов и рогов столько же, как и у самого дракона. В образе необъятных вод морских символизируется в Писании «множество народов» неспокойных, мятущихся и враждебно настроенных «к Царству Божию – к народу Божию» (Орлов), так что зверь этот вышел «из среды грешного, боговраждебного человеческого мира».

Таким образом, совершенно несомненно, что под этим, вышедшим из моря зверем разумеется антихрист как порождение, совмещающее в себе и богопротивную сатанинскую силу, и человеческое происхождение, и образ. И дальнейшая деятельность антихриста вполне соответствует этому. Символические черты зверя, указанные тайновидцем в приведенных стихах 13-й главы, имеют свой прототип в пророческих видениях Даниила (7-я гл.), с которыми их в этом случае и сопоставляют. Однако у Даниила звери эти – четыре особых существа; здесь же, как мы видели, они все сливаются в одном объединенном звере. Отсюда искать совпадений исторических указаний ветхозаветного пророка, определенно писавшего о смене близких к нему по времени языческих царств, с чертами деятельности апокалиптического зверя 13-й главы, конечно, не следует. В них можно усматривать лишь общие прообразы его, подобно тем антихристам в широком смысле, о коих говорит в посланиях своих тот же Иоанн (см.: 1Ин.2:18, 22; 4:3; 2Ин.1:7) сопоставительно с собственно антихристом. То, что в этих царствах пророка Даниила (ибо зверь в этих случаях всегда обозначает земные царства) изображалось по частям и в отдельных сторонах, – все это сосредоточится и, так сказать, сольется, конденсируется в усиленной степени в этом последнем сатанински противящемся Богу звере-царе. «И все зло, которое по частям обнаруживалось в мире в лице тех или других царств и государей, враждовавших в свои дни против Царства Божия на земле, обнаружится в своей совокупности и в полной и совершенной мере в лице царя последнего царства, в лице антихриста – зверя о семи головах...». Диадемы над рогами зверя, как царское головное украшение, также говорят о царской власти зверя-антихриста, об его праве обладать миром, каковое он получит от диавола-дракона, а округленность цифры «десять диадем» (как и округленность десяти рогов, а также и семи его глав) говорит о полноте и организованной завершенности этого блестяще-господственного положения его и нарочитой продуманности всех начинаний и мероприятий его.

И в то же время на головах его – имена богохульные. Это указывает на коренное и безусловно во всем преобладающее направление всей государственной деятельности антихриста. «Смысл этого тот, что зверь как орудие деятельности диавола столь проникается боговраждебными стремлениями, что у него, как бы на его лбу, будет отражаться его внутреннее существо, которым будет самопревозношение и богохульство» (Клифот)». Таким же, мы знаем, изображает антихриста и ап. Павел в Послании к солунянам (см.: 2Фес.2:4; ср.: Дан.7:8, 25). Власть антихриста будет простираться над всем миром, и Господь попустит это, и именно потому, что люди сами захотят этого.

Третье. В описании зверя Иоанном указывается еще одна подробность, которая имеет, несомненно, определенное историческое значение, но значение это пока представляется для нас загадочным. Именно: одна из голов его (антихриста-зверя), как читали мы, как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. Что это значит? В достаточной мере обоснованным и правдоподобным представляется нам в этом случае то мнение, которое приводит прот. Орлов и по которому «рана эта была нанесена диаволу христианством, оградившим христиан от диавольской прелести и давшим им силу противостоять против его козней именем Иисуса Христа и силою Животворящего Креста Его». При таком понимании это ранение зверя, а в нем диавола можно отнести и к тому связанию сатаны на тысячу лет, о котором говорится в 20-й главе, а равно и к сказанному в 17-й главе, что зверь был, и нет его, и явится (см.: Откр.17:8, п). И вот, действительно, когда в мире христианском исполнятся предсказания эсхатологической речи Спасителя и нарочитого указания ап. Павла о грядущем «отступлении» и неверие не только у атеистов, но и у именуемых христиан заменит место веры, «тогда и диавол получит свою прежнюю свободу». Его голова исцелеет, и он проявит свою деятельность в такой же степени, в которой проявилась она некогда в идолопоклонстве и гонении на христиан от язычников. И конечно, такое «исцеление», «такое возвращение прежней диавольской силы и влияния, как и прежних форм этого влияния, будет поистине удивительно» (Орлов). И тогда, несомненно, истолковано будет все это тогдашним поколением (и в особенности теми, кто, как и теперь, говоря комплименты учению христианства и Основателю его – хотя бы по типу Ренана, в душе и по правде будет прямо не любить их) как победа антихриста над христианством и провозглашено будет открыто и публично, и с особенною помпой и торжеством. Отсюда и сказано: И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. 

  Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из среды волнующегося подобно морю, рода людского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся диавол, как думали некоторые, а человек Некоторые под этим «зверем» понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста. Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви. Это – зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него так же семь, как и у самого диавола-дракона, причем головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или диавола, который отдаст ему свой престол (ср.: Дан.7:2-6). 

 

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible