Скрыть
И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен

[Авраам] ожидал обещанного Богом и не желал показаться принимающим от людей то, что обещал дать ему Бог, Который говорил так: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата (Быт. 15:18). Итак, если Бог обещал ему в наследие землю, а он не получил ее в течение всей своей жизни, то надлежит ему с семенем своим, то есть боящимися Бога и верующими в Него, получить наследие в воскресение праведных (Лк. 14:14). Ибо его семя есть Церковь, которая получает усыновление Богу через Господа, как говорил Иоанн Креститель: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Авраама (Мф. 3:9).

Против ересей

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя

Господь, со свойственным Ему человеколюбием, желая укрепить союз их единодушия, говорит Аврааму: «да не будет жестоко пред тобою о отроце и о рабыни: вся, елика аще речет тебе Сарра, слушай гласа ее». Не принимай, говорит, с скорбию слов ее; но во всем, что ни скажет тебе Сарра, слушай ее.

Все то, говорит Бог, что ныне высказывает тебе Сарра касательно Измаила и Агари, прими и послушайся слов ее. Не желай оскорбить ту, которая во все время (сожительства с тобою) показывала столь великую любовь к тебе, которая не один раз, но дважды, чтобы избавить тебя от смерти, жертвовала собою для твоего спасения и стала для тебя виновницею такой славы: и во-первых, сделала то, что ты с таким богатством вышел из Египта; а потом была причиною, что ты удостоился такой чести от Авимелеха. Итак, не позволяй себе предпринимать что-либо вопреки словам ее. Да не иначе и будет впоследствии. «Яко во Исааце, рожденном от нее, наречется тебе семя», и он будет твоим наследником.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 46

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-7 Рече же архиерей: аще убо сия тако суть? Он же рече: мужие братие и отцы, послушайте. Бог славы явися отцу нашему Аврааму сущу в Месопотамии, прежде даже не вселитися ему в Харрань: И рече к нему: изыди от земли твоея и от рода твоего, и от дому отца твоего, и прииди в землю, юже аще ти покажу. Тогда изшед от земли халдейския, вселися в Харрань: и оттуду, по умертвии отца его, пресели его в землю сию, на нейже вы ныне живете. И не даде ему наследия в ней, ниже стопы ногу: и обеща дати ему ю во одержание, и семени его по нем, не сущу ему чаду. Глагола же сице Бог, яко будет семя его пришелцы в земли чуждей, и поработят е и озлобят лет четыреста. И языку, емуже поработают, сужду аз, рече Бог

Сами они и не думали о том, что позволяли себе богохульные действия, а его обвиняют в богохульстве за слова; и на уме у них всегда Моисей; они не столько заботились о делах Божиих, сколько о постановлениях Моисея. Но он Стефан в самом начале речи опровергает их мнение и доказывает, что ни храм ни обряды не имеют значения, и что они не превозмогут проповеди евангельской, - что Бог трудное и невозможное делает легким и возможным. Замечай: речь к ним из того именно и состоит, что, пользуясь постоянно Божиим человеколюбием, они заплатили своему Благодетелю противным и домогаются невозможного. Показывает также, что обетование было дано прежде, чем эта земля, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма, - что они получили эту землю, равно как и обрезание и закон, не по заслугам, но земля была наградою за послушание, - что, когда дано было обрезание, обетование еще не было приведено в исполнение, и что все это были прообразы. Прекрасно именует в начале речи Бога Богом славы; потому что Он соделал славными тех, кого поносили. Говорит также, что еще не было храма, а Авраам удостоился видеть Бога, что он своими предками имел персов и жил в чужой земле. Замечай, как он Стефан отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте. Если же Бог есть Бог славы, то Он не нуждается в том, чтобы иметь славу от вас посредством вашего храма; потому что Он сам источник всякой славы и всякого добра. Изыди от земли твоея и от рода твоего. Как же Писание говорит, что пожелал выйти отец Авраама (Быт. 11:31), а здесь говорится, что Аврааму было сказано: изыди от земли твоея? Отсюда мы заключаем, что явление Бога Аврааму подействовало на отца его и он пожелал выйти из земли халдейской. Но этим самым он Стефан показывает, что они иудеи не дети Авраамовы; потому что тот, покинув и отечество и родных, явил послушание, а они непослушны. И не даде ему наследия в ней, ниже стопы ногу. Наблюдай, как беседою об обетованной земле наводит их на истину. Почему не дал Господь наследия Аврааму? Потому, что земля эта была прообразом другой земли. И обеща дати ему. Замечаешь ли, что не без причины снова повторяет: не даде, говорит, но обеща дати. Если он Авраам был чужеземцем и пришельцем, и чрез несколько времени должен был переселиться; то как мог он иметь эту землю во одержании? Итак наследие его Авраама сохраняется чрез семя его, которое есть Христос; так как с Ним со Христом будут царствовать и святые, по слову Писания: егда приидет во славе Отца своего царствуяй над всеми языки (Мф. 16:27; 25:31). И семени его по нем, не сущу ему чаду. Снова указывает, что Бог из невозможного силен сделать возможное; потому что сказано, что Он сделает господином Палестины того, кто был в Персии и находился на таком далеком расстоянии. Но тут же заключается указание и на великое человеколюбие Божие и на великую веру Авраама; потому что выражение: не сущу ему семени, показывает повиновение его Авраама и веру, хотя то, что с ним было тогда, склоняло его к противоположному мнению; так как после того, как пришел, не имел стопы ногу, да и потом не имел. Глагола же ему Бог, яко будет семя его пришелцы в земли чуждей. Смотри, за сколько лет дано обетование и существовал его образ, и никогда не было образа жертвы, никогда образа обрезания. Но этим показывает также, как Бог попускал израильтянам переносить несчастия, хотя не было ничего такого, в чем бы они были виновны. И поработят е и озлобят лет четыреста. Написанное в книге Исход не противоречит этому месту. Там сказано: и бысть по четырех стех и тридесяти летех, изыде вся сила Господня от земли египетския (Исх. 12:14); а здесь говорится: «после четырех сот лет». Но нужно помнить, что не сказано: вышли, когда исполнилось четыреста лет; сказано приблизительно: после четырех сот лет, чем не исключаются и остальные 30 лет. Двадцать пять лет - от семьдесят пятого года до сотого - Авраамовых, шестьдесят лет Исааковых, девяносто один год Иакова, сто десять лет Иосифовых, сто сорок четыре года в Египте, - всего вместе - четыреста тридцать лет. Но говорится: и озлобят е лет четыреста, и по сих изыдут, и послужат ми на месте сем. В выражении: по сих, можно видеть указание и на эти тридцать лет. И языку, емуже поработают, сужду Аз, рече Бог. И те, которые озлобляли их, делали это не безнаказанно; потому что иудеи переносили горькое и тяжкое рабство, так как египтяне смотрели на них не как на рабов, а как на врагов и противников.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

И по сих изыдут, и послужат ми на месте сем

См. Толкование на Деян. 7:8

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Глава 7: 1–53. В речи, которую Стефан произнес в зале синедриона в ответ на допрос первосвященника, он воспоминает пред судьями историю народа Божия, начиная от его праотца Авраама и кончая Соломоном (ст. 1–50), а в заключение делает обличение гонителей христиан в их противлении Духу Святому, призывающему их ко спасению (ст. 51–53). Эта речь Стефана есть столько же защитительная, сколько и обличительная. Обвинение доносило, что он произносил хульные слова против закона Моисея и храма Иерусалимского, против Моисея и Бога. Основанием к этому обвинению послужило то, что Стефан в состязаниях с иудеями выражал мысль об отменении в Новом Завете закона Моисеева со всеми его многоразличными постановлениями и учреждениями, не исключая и храма Иерусалимского, который теперь уже не есть единственное место истинного богослужения (Ин. 4, 21 и далее).

Теперь Стефан кратко передает историю Божия домостроительства о спасении Израиля. Уже простым изложением этой истории он защищается против обвинения в богохульстве, ибо чрез это ясно дает понять, какого Бога и как он исповедует. С этою целью, между прочим, начиная свою речь, он называет Бога Богом славы (ст. 2), давая этим понять, с каким благоговением он относится к этому святому имени. Указывая потом в истории израильского народа мироправящую десницу Божию, он еще яснее исповедует все величие Бога. Чтобы потом защитить себя от нарекания в оскорблении Моисея и его закона, он долго останавливается на этой великой ветхозаветной личности (ст. 20–43), стараясь изобразить все свое уважение как к Моисею, так и к данному чрез него закону.

В особом смотрительстве Божием о спасении и судьбе Моисея уже высказывается его особенное предназначение (ст. 20–22). Стефан указывает, что Моисей, еще будучи при дворе Фараона, уже предугадывает, – конечно, размышляя о чрезвычайных обстоятельствах своей жизни, – это свое назначение – быть избавителем своего народа от египетского ига (ст. 25). Затем личность Моисея вполне оценивается по своему достоинству и значению, когда начинается изображение его призвания Богом к делу избавления Израиля (ст. 30–35) и самое избавление и ведение им Израиля в землю обетованную со многими знамениями и чудесами (ст. 36). Чтобы еще более выразить достоинство Моисея, Стефан указывает в нем прообраз Мессии, собеседника ангелов и посредника между Богом и Израилем (ст. 37–38). Уже этим вполне высказывается все уважение Стефана к закону Моисееву. Но еще более высказывается оно в названии этого закона живыми словами (ст. 38).

Наконец, Стефан защищает себя и от обвинения в оскорблении храма. В этом случае он старается показать, что из самой истории водительства Божия израильским народом видно, что храм не должен иметь вечное значение единственного места истинного богопочтения. Бог принимал поклонение от отцов израильского народа и в Месопотамии, и в Египте, и в пустыне Аравийской; и здесь, в земле обетованной, сначала не было не только храма, но и скинии. Потом Бог повелел Моисею устроить скинию. Этим же святой Стефан высказывает свое святое уважение к богоучрежденному месту ветхозаветного богослужения: скиния устроена Моисеем не только по повелению Божию, но и по образу, указанному Богом (ст. 44). Такое же уважение Стефан высказывает и ко храму: последний создан был по особенному благоволению Божию к Давиду, хоть совершение самого дела принадлежит Соломону (ст. 46–47). Однако же, указывая, что и в земле обетованной у израильтян до Давида была только скиния (ст. 45), Стефан хочет показать этим несущественное значение храма в деле богослужения. Но он и прямо высказывает эту мысль далее и подтверждает ее словом пророка Исаии (ст. 48–50).

Но эта речь есть в то же время и обличительная. Нельзя не заметить при чтении ее, что Стефан старается где только можно противопоставить благодеяния спасающего Бога и неблагодарность, неверие израильтян. Так, еще в жизни патриархов он указывает на терпение Иосифа от зависти своих братьев, праотцев израильского народа (ст. 9). В Египте потомки этих сынов Иакова отвергают спасающую их руку Моисея (ст. 25–28, 35). В пустыне они отвергаются от Моисея и Бога (ст. 39–43). Жестоковыйные! – говорит теперь Стефан, обращаясь к собранию, – люди с необрезанным сердцем и ушами! Как те убили предвозвестивших Христа, так вы убили Самого Христа. Это противление Христу вы делаете во имя закона. Но это ложно: вы его не сохранили (ст. 51–53).

 
 

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Не дал ему в ней наследства: т.е. наследственной поземельной собственности, которой бы он владел как хозяин и мог передать в наследство своему потомству. С этим указанием не стоит в противоречии сказание книги Бытия, что Авраам купил себе в собственность у Ефрона Хеттеянина поле и пещеру (Быт.23): именно это обстоятельство, что Авраам должен был купить поле и пещеру у туземцев (для погребения Сарры) показывает, что Бог не дал ему собственности земельной в этой стране, иначе ему не для чего было покупать. Притом здесь речь идет еще только о первом времени пребывания Авраама в этой стране до времени его обрезания (ст. 8), когда у Авраама там действительно не было земли своей ни на стопу ноги.

Обещал: это раскрывается далее в ст. 6 и 7.

Ему и потомству его: ему в лице его потомства.

Когда еще был бездетен: указание, что как дарование наследственной собственности потомству, так и дарование самого потомства Аврааму зависит всецело и единственно от свободной воли Божией и есть собственно дар Божий. Сим же выражением – обещал и пр., «Стефан указывает на то, что обетование дано было прежде места, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма» (Злат.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен

И не дал ему на ней наследства, - слав. : наследия - klhronomian, не сделал ее наследием его, собственностью - в том смысле, в каком она стала после для его потомков. И не только в этом широком смысле, но и более узком - ниже стопы ногу - не получил Авраам в обетованной его потомству земле, т. е. и малого участка ее Господь не дал ему пока. Этому не противоречит сказание кн. Бытия, что Авраам купил себе в собственность у Ефрона Хеттеянина поле и пещеру (Быт. гл. 23). Напротив, это-то обстоятельство, что Авраам должен был купить землю у туземцев, и показывает, что Бог не дал ему собственности земельной в этой стране, иначе ему не для чего было бы и покупать. К этому же здесь речь идет еще о первом времени пребывания Авраама в этой стране до времени его обрезания (ст. 8), когда у Авраама там действительно не было земли своей ни на стопу ноги.

Ему и потомству его, - ему в лице его потомства.

Когда еще был бездетен - дается понять, что как дарование земли обетованной в наследие потомству, так и дарование самого этого потомства зависело всецело и единственно от свободной воли Божией, и есть собственно дар Божий.

Здесь опять многознаменательно указывается на то, что «обетование было дано прежде места, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма» (Злат. ).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О праздновании Воскресного дня.

Мк.1:35. Здесь Господь показывает нам, что и Сам Он любил молиться на другой день субботы (по нашему Воскресный), так как Христос по субботам учил в синагогах: Мк.1:21, а утром... на другой день удалился в пустыню (35). По воскресении Его, апостолы окончательно предпочли воскресный день субботе: Деян.7; 1Кор.16:1-2; Откр.1:10.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible