Скрыть
сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый

Христос не нуждался в крещении, ни в этом, ни в каком-либо другом, а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христа. Ведь главнейшим из всех благ оставалось то, чтобы крещаемый удостаивался Духа. Потому Христос, когда пришел, приложил это дарование Духа.

Гомилии на Евангелие от Иоанна.

См. также Толкование на Деян. 19:1

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый

Приняли ли вы Святаго Духа? То есть, возложили ли на вас руки после крещения, как обычно подается Святой Дух?

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-5 Бысть же внегда быти Аполлосу в Коринфе, Павел прошед вышния страны, прииде во Ефес: и обрет некия ученики, Рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса

Но ниже аще Дух Святый есть. Эти, не знавшие даже того, что есть Дух Святый, много отличались от прочих учеников; потому что из следующих слов: да во грядущаго по нем веруют, видно, что они не веровали и во Христа. Не сказал, что крещение Иоанново − ничто, но что оно несовершенно. Как же они, будучи в Ефесе, приняли крещение Иоанново? Быть может, они путешествовали в то время в Иерусалим и возвратились оттуда, не получив даже сведений о Христе. Не говорит им: веруете вы во Иисуса? Но что же говорит: аще Дух Свят прияли есте веровавше? Павел знал, что они не имели Духа Святого; но у него является желание сказать так, чтобы узнав, чего они лишаются, они сами потребовали этого.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. 3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. 
 

Еще до второго посещения апостола Павла в Ефесе уже было небольшое число учеников Господних (Act. 18, 23). К ним еще принадлежало некоторое число таких верующих учеников, которые приняли только Иоанново крещение, потому что, подобно Аполлосу (Act. 18, 25), еще не вполне научены были пути Господню. Они еще не понимали, что крещение Иоанново было только крещением водою, таким образом подготовлявшим людей чрез покаяние к вере во Христа, что оно, следовательно, недостаточно для спасения и что для этого нужно креститься крещением Христовым. Апостол Павел, придя в Ефес и войдя в общение с ними, скоро заметил неполноту их христианского просвещения и спросил их: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? (то есть в Иисуса Христа). Они же отвечали: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Тогда апостол, раскрыв пред ними лишь подготовительное ко Христу значение крещения Иоаннова, указал им на необходимость для получения спасения креститься крещением Христовым.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошедши верхние страны, прибыл в Ефес, и, нашедши там некоторых учеников,
2. Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.
3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: в Иоанново крещение.
4. Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, во Иисуса Христа.
5. Услышав сие, они крестились во имя Господа Иисуса.
6. И когда Павел возложил руки на них, низшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7. Всех их было человек около двенадцати.

 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе
: в Ахаии (Деян.18:27); следовательно, он в Эфесе не дождался апостола Павла по какой-то причине, может быть потому, что в Эфесе не имелось сведений о времени прибытия сюда апостола.
– Прошедши верхние страны: сравнительно с низменным морским берегом, на котором стоял Эфес, верхние страны суть страны нагорные, лежавшие вне Эфеса. Это – внутренние провинции Малой Азии, между прочими Фригия и Галатия, которые посещал Павел в продолжении этого путешествия (Деян.18:23). Во время второго своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в Проконсульской Азии (Деян.16:6 и д. и прим.) и только на обратном пути он побыл недолго в Эфесе (Деян.18:19 и д.); теперь же прямо из Фригии, пройдя с проповедью Проконсульскую Азию, он прибыл в Эфес и оставался здесь долго (ст. 10).
 Нашедши там некоторых учеников: именем учеников дееписатель называет, обыкновенно, учеников Христовых – христиан; судя по всему, и эти ученики принадлежали к числу христиан, но из дальнейшего видно, что эти ученики были крещены только в Иоанново крещение, и, следовательно, дееписатель называет их учениками, т.е. христианами, только в обширном смысле. Они были, вероятно, из иудеев (ибо ниоткуда не видно, чтобы и между язычниками были ученики Иоанна) и, вероятно, пришельцы, и притом недавние, в Эфес; по прибытии сюда они примкнули к небольшому еще тогда христианскому обществу в Эфесе, ибо веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос до времени, и не успели еще или не могли быть точнее наставленными пути Господню (Деян.18:25-26). Где и кем они крещены были в Иоанново крещение и как стали учениками Иоанна – неизвестно, но в Эфесе они держались христианского общества, так что сам Павел счел их сначала за христиан (ст. 2: уверовав) и лишь из обращения с ними узнал, что они только ученики Иоанна. Из разговора и обращения с ними Павел заметил в них недостаток чистого христианского духа в жизни и неполноту ведения ими пути Господня (ср. Деян.18:26) и как видно – удивился сему и недоумевал, что это значит; отсюда такой именно вопрос его к ним.
– Приняли ли вы Святого Духа: особые дарования Святого Духа, какие принимали все верующие и крестившиеся, через возложение на них рук?
– Уверовав: Павел не считает их иудеями и полагает, что они уверовали, т.е. в Господа Иисуса Христа, обратились из иудейства в христианство. Ответ их на этот прямой вопрос был также решительный: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. С одной стороны, как ученики Иоанна Крестителя, с другой – как иудеи, знакомые с ветхозаветными книгами, каждую субботу по всем городам в синагогах читаемыми, они не могли не знать, есть ли Дух Святой, ибо Иоанн крестя проповедовал, что грядущий по нем будет крестить Духом Святым (Мф.3:11 и парал.), и из ветхозаветных писаний они несомненно должны были знать, что Дух Святой есть; следовательно, в их ответе речь не о бытии Святого Духа, не о том, будто они не знают о самом бытии Святого Духа, что Он есть, как Дух Божий; они говорят о Духе Святом в том же смысле, как у Ин.7:39 – о бытии и действиях Духа Святого в мире, дарован ли Он миру Мессией, проповеданным от Иоанна, крестил ли сей Мессия мир Духом Святым, как предрекал их учитель – Иоанн Креститель, или еще нет, т.е. они не имели сведений о всем, что произошло в Иерусалиме со времени проповеди и смерти их учителя. Нельзя думать, что они по упорству не веровали в проповеданного Крестителем Господа Иисуса, как Мессию, ибо только что они услышали о Нем, тотчас и крестились (ст. 5); нет, они просто не знали о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя. Как это случилось, представить трудно; может быть с того времени они жили в таком уголке мира, куда проповедь и даже слухи о Христе Иисусе еще не проникали, и только теперь, переселившись в Эфес, они услышали о сем, но до встречи с апостолом им, по не давности их пребывания в Эфесе, никто точно не объяснил сего. Такой ответ этих учеников, конечно, не мог не удивить апостола и он спрашивает: во что же вы крестились?. Что было предметом вашей веры и исповедания при крещении, если вы о Духе Святом даже и не слыхали, не только сами не приняли Его?
– В Иоанново крещение: в то, что составляло предмет крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. В ответ на этот ответ апостол кратко и сжато, но весьма рельефно характеризует крещение Иоанново и его отношение ко Христу.
– Иоанн крестил только крещением покаяния (см. прим. к Мк.1:4 и парал.); цель его – приготовление людей (говоря людям) к вере грядущего по нем, то есть во Христа (Мессию) Иисуса, поясняет кратко апостол; следовательно, это только приготовительное к христианскому, а не само христианское крещение.
– Услышав сие, т.е. что проповеданный их учителем Иоанном Мессия действительно пришел и есть именно Иисус из Назарета и что недостаточно одного Иоаннова крещения для вступления в царство Мессии, ученики крестились во имя Господа Иисуса, т.е. крещением христианским (см. прим. к Деян.2:38 и Мф.28:19), и по возложении на них рук Павлом (см. прим. к Деян.8:15-17) приняли Духа Святого, вследствие чего начали говорить иными языками (см. прим. к Деян.2:4; Деян.10:44-48 и парал.) и пророчествовать (см. прим. к Деян.11:27; ср. Деян.13:11Кор.14).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.

Св. Павел спрашивал у некоторых учеников: «Приняли ли они Духа Святого?» Они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Он сказал им: «Во что же вы крестились?» Из этого вопроса усматривается, что и тогда крещение совершалось с упоминанием имени Святого Духа, следовательно, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Что же значит следующее ниже выражение: (крещение Иоанново, которое приняли эти ученики, было крещением только покаяния, соединенного с ожиданием Христа), «они крестились во имя Господа Иисуса Христа»? Это значит, что они крестились не по установлению Предтечи, а по установлению Христа, согласно с Его заповедью, следовательно, во имя Святой Троицы.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый

Не слыхали, есть ли Дух Святый. Ответ странный и даже не совсем понятный и вежливый, если его понимать буквально. Конечно, они не могли не знать, что Дух Божий говорил через пророков и через Иоанна, но не знали основания нового домостроительства Божия, в котором Дух Святый обещан и дан всем в Иисусе Христе, как единственный деятель возрождения душ. Таким образом, здесь речь идет не о том, существует ли, имеет ли бытие Дух Святый, а о том, явился ли Мессия, долженствовавший крестить людей Духом Святым, явились ли и начали ли обитать на земле среди людей благодатные дарования этого Св. Духа? В том-то именно смысле и надо понимать ответ: мы даже и не слыхали, есть ли уже Дух Святый, т. е. в своих дарах на земле, среди людей? (ср. Ин. 7:39). Очевидно, они просто не знали ничего о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя, живя в каком-нибудь таком уголке мира, куда слухи об этих событиях еще не проникали, и только теперь, в Ефесе, они подробнее стали узнавать обо всем, но до встречи с апостолом, по недавности пребывания своего в Ефесе, ни от кого еще они не успели узнать обо всем поточнее.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

2. сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.


 

О пребывании Апостола Павла в Ефесе, в отсутствии Аполлоса, говорится для показания того, что учение Аполлоса было далеко от полноты и совершенства и что Павел усовершил учеников Аполлоса, почему между ними в данное время была великая разность. Апостол Павел прибыл в Ефес, обозревши многие Малоазийские Церкви, местность коих сравнительно с Ефесскою (приморской) была возвышенная, и потому Дееписатель именует страны те «верхними». Несомненно, вскоре же по прибытии в Ефес, Апостол Павел узнал об учительстве здесь Аполлоса и о том, что он проповедовал только крещение Иоанново, о чем могли поведать ему Прискилла и Акила, наставлявшие Аполлоса (Деян.18:25-26). Поэтому естественно было Павлу преподать те же наставления и прочим пришельцам из Александрии, знавшим только крещение Иоанново. И вот он спрашивает их: «приняли ли вы Духа Святого, уверовавши?». Слово «уверовавши» (πιστεύσαντες) показывает, что эти лица, как и Аполлос (Деян.18:27-28), приняты были, как верующие во Христа (Деян.18:28). Отлагательство крещения уверовавшими было и позднее. Но ученики или спутники Аполлоса не принимали крещения и возложения рук для восприятия Духа по неведению, как в начале это было и с Аполлосом. Учение о Христе (Мессии) Спасителе они знали, как явно проповедуемое, а то, что совершалось сокровенно (как таинство), того они могли и не знать, так как священно-таинственные действия, совершаемые над вновь уверовавшими, могли и не сказываться всем без разбора, ибо Христос сказал: «не бросайте бисера вашего пред свиньями, не давайте святыни псам» (Мф.7:6).

По сообщению блаженного Феофилакта, «Павел знал, что они не имели Духа Святого, но у него является желание сказать так, чтобы узнав, чего лишаются, они сами потребовали этого». Что касается до выражения учеников, что они даже и не слыхали, есть ли Дух Святой, то по изъяснению преосвящ. Михаила, это должно понимать не в том смысле, что «будто они не знают о самом бытии Духа Святого, что Он есть, как Дух Божий; они говорят о Духе Святом в том же смысле, как у Иоанна (Ин.7:39) – о бытии и действиях Духа в мире, дарован ли Он миру Мессиею, проповедуемым от Иоанна; крестил ли Мессия сей мир Духом Святым, как предрекал их учитель, Иоанн Креститель, или еще нет, т. е. они не имели сведений о всем, что произошло в Иерусалиме со времени проповеди и смерти их учителя». Но как могло случиться, что ученики Иоанна ничего не знали о Христе Иисусе? Иеромонах Григорий разрешает это так, что они жили где-то в углу темном и только перед проповедью Апостола Павла явились в Ефес, когда Аполлос уже ушел оттуда (см. стр. 374 и далее).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О святом крещении.

Мф.3:10-11,13. Иоанн крестил в воде в покаяние, но не возгнушался этого крещения и неимеющий ни единого греха Иисус Христос: Мф.3:16. Сам Иисус Христос учил, что не родившийся от воды и Духа не может войти в царствие Божие: Ин.3:5, а потому это крещение не прекращалось как во время земной жизни Спасителя: Ин.3:23, так и по Его вознесении на небо: Деян.8:35-39; 10:41-47; 19:2-5; 22:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Мф.20:22-23. Здесь крещение сравнено с чашею страдания Мф.26:42; стало быть, крещение исключительное и необязательное для всех, между тем есть крещение обязательное для каждого христианина: Мф.3:16; Ин.3:5, необходимое не только для уверовавших в слово Божие: Деян.8:35-39, но и для получивших Духа Святого: Деян.10:44-47. По крещении во имя Господа Иисyca нисходит Дух Святый и на не получивших Его: Деян.19:2-5; медлить с крещением нельзя: Деян.22:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible