Скрыть
Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-15 В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них

«В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов» (Деян.14:1). Опять входят в синагоги. Смотри, как они не сделались боязливее, после того, как ска­зали: «мы обращаемся к язычникам». Уже тем, что здесь было великое мно­жество (уверовавших), лишают их оправдания. «Уверовало» говорит (писатель), «великое множество Иудеев и Еллинов». Вероятно, они проповедовали и эллинам. «А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников» (ст. 2). Возбудили вместе и язычников, как будто недовольно было их одних. Почему же (апостолы) не вышли оттуда? Потому что их не изгоняли, а только притесняли. «Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (ст. 3). Это придавало им дерз­новения, или лучше, их усердие придавало им дерзновения. По­тому-то они долгое время нигде не совершали знамений. Самое то, что слушающие веровали, было из числа знамений. Этому содействовало и их дерзновение. «Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов» (ст. 4). Не мало слу­жит к осуждению тех и это самое разделение. Здесь происхо­дило то, что сказал Христос: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). «Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (ст. 5-7).

Опять, как бы нарочито желая распространить пропо­ведь, когда она получила успех, тогда и изгоняют их (апо­столов). Смотри: везде гонения производят великие блага, и го­нители остаются побежденными, а гонимые являются славными. Придя в Листру, (Павел) совершает великое чудо, воздви­гает хромого и притом громким голосом; а как, послушай. «В Листре некоторый муж», говорит (писатель), «не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить» (ст. 8-10). Для чего гром­ким голосом? Для того, чтобы народ уверовал. И смотри, с каким усердием он внимал словам Павла; это, именно, озна­чается словом: «слушал». Видишь ли его любомудрие? Хромота нисколько не препятствовала его усердию – слушать. «Взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления». Он уже обратился внутренне; между тем с другими происходило противное. На­перед исцелялись тела их, а потом уже врачевались их души; этот же не так. Мне кажется, что Павел проникал в самую душу его. «Вскочил», говорит, «и стал ходить». Знаком со­вершенного исцеления было то, что он вскочил. «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» (ст. 11-13). Но этого доселе нельзя было знать, потому что они говорили на собствен­ном наречии: «боги в образе человеческом сошли к нам». По­тому (апостолы) ничего не говорили им; но когда увидели венцы, то бросившись разодрали одежды свои. «Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки» (ст. 14, 15). Смотри, как они всегда чужда­лись славы, и не только не искали ее, но отклоняли и тогда, когда им предлагали ее. Так и Петр говорил: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян. 3:12) Также и они говорят. Иосиф говорил о сновидениях: «не от Бога ли истолкования?» (Быт.40:8) Подобным образом и Даниил: «мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих» (Дан. 2:30). И Павел всегда тоже говорил, как например: «кто способен к сему?» (2Кор. 2:16); и еще: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2Кор. 3:5).

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-3 Бысть же во Иконии вкупе внити има в сонмище иудейское, и глаголати тако, яко веровати иудеев и еллинов множеству многу. Неверующии же иудеи воздвигоша и озлобиша душы языков на братию. Доволно же убо время пребыша дерзающе о Господе свидетельствующем слову благодати своея, и дающем знамения и чудеса быти рукама их

Вкупе внити има. Не сделались боязливее, но опять вошли в синагогу. С речью обращались они обыкновенно как к иудеям, так и к еллинам. Неверующии же иудеи воздвигоша и озлобиша душы языков на братию. Возбудили и язычников, не довольствуясь тем, что сами восставали. Но апостолы не вышли из синагоги; так как их не гнали, а только состязались с ними. Доволно же убо время пребыша дерзающе… Дерзновение происходило от преданности апостолов делу проповеди. А то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес; но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

1 В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. 2 А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. 3 Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса. 4 Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. 
 

Вышедши из Антиохии, Павел и Варнава пришли в Иконию. Но здесь в то время, как подтверждаемое знамениями и чудесами слово апостолов обратило ко Христу великое множество иудеев и еллинов, неверующие иудеи так сильно стали действовать против проповедников Евангелия и новообращенных христиан, что весь город разделился: одни были на стороне иудеев, а другие на стороне апостолов.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1. В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу, и говорили так, что уверовало великое множество иудеев и Еллинов.

2. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников.

3. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, который, во свидетельство слову благодати своей, творил руками их знамения и чудеса.

4. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов.

5. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями;

6. Они, узнав о сем, убежали в Ликаонские города, Листру и Дервию, и окрестности их;

7. И там благовествовали.

В иудейскую синагогу (см. прим. к Мф.4:23): вероятно, в день субботний (Деян.13:14; Деян.13:44).
 Говорили так, проповедовали о Христе с такой силой и с таким успехом, что уверовало во Христа великое множество Иудеев и Еллинов: так как эти эллины были в синагоге иудейской, то надобно полагать, что это были обращенные из язычников в веру иудейскую, т.е. прозелиты; от них ясно отличаются далее язычники (ст. 2).
– Неверующие Иудеи и пр.: здесь произошло то же, что и в Антиохии писидийской; иудеи начали подстрекать и раздражать против исповедников новой веры язычников.
– Раздражали: т.е. «клеветали на апостолов, во многом обвиняли их, этих простосердечных представляли коварными» (Злат.). Против братьев: не только против Павла и Варнавы – природных иудеев и, следовательно, братьев им по плоти (Рим. 9:3), но и против новообращенных их них самих.

Пробыли довольно времени: попытки неверующих иудеев возбудить и раздражить язычников против принявших христианство в Иконии, как видно, не удавались довольно долго; по крайней мере, это возбуждение и раздражение не выражалось открыто в каком-либо насилии, и апостолы довольно времени смело проповедовали здесь Евангелие.
– О Господе: выражение и дальнейшая речь указывают причину, по которой они смело действовали. Господь подкреплял их слово совершавшимися через них знамениями и чудесами (ср. Мк.16:20 и прим.). «Дерзновение происходило от преданности апостолов делу проповеди, а то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов» (Феофил.).
 Народ в городе разделился: в этом, кажется, причина, почему подстрекательство иудеями язычников до времени не приводило к их цели, – народ разделился, и некоторые были на стороне апостолов; это могло удерживать до времени враждебную им часть населения от открытого гонения на них.

Наконец, враждебная апостолам часть населения городского, как языческого, так и еврейского, усилилась до того, что почувствовала себя в силе произвести открытое нападение на апостолов.
– Иудеи со своими начальниками: по все вероятности, с начальниками синагоги, архисинагогом и старейшинами, составлявшими совет при нем (см. прим. к Деян.13:15).
– Побить камнями: казнь, употреблявшаяся у иудеев. Это замечание указывает весьма ясно, что зачинщики и главные руководители этого дела были иудеи. Казнь эта употреблялась у иудеев над явными богохульниками, между прочим (см. прим. к Деян.7:57–59); вероятно, и апостолов иудеи обвиняли в этом (мнимом) преступлении. Это же замечание указывает на силу раздражения иудеев против апостолов.
– Узнав о сем: заблаговременно, пока еще не произошло условленное открытое нападение на них, но, вероятно, незадолго до сего, на что указывает кажется слово
– убежали, поспешно ушли. Вероятно, кто-либо из христиан сообщил им о грозившей им опасности. Апостолы удалились в Ликаонию, которая не столько политически, сколько этнографически считалась особой областью Малой Азии, именно: в города Листру (или Листры), к юго-востоку от Иконии, и в Дервию, к юго-востоку от Листры. В этих двух небольших городах они благовествовали, проповедовали учение Христово, а равно и в окрестностях их, т.е. по окрестным поселениям, еще менее значительным, чем эти городки. «Смотри: везде гонения производят великие блага, и гонители остаются побежденными, а гонимые являются славными» (Злат.). Общее замечание о проповеди апостолов в этих ликаонских городах восполняется далее более подробными рассказами о некоторых обстоятельствах сего благовествования.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса

Смело действуя о Господе «Это дерзновение, - говорит блаж. Феофилакт, - происходило от преданности апостолов делу проповеди, а то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов…»

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса.

4. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов.



Дальнейшее пребывание Апостолов в Иконии способствовало не только распространению веры, но и утверждению ее, особенно через чудеса, творившиеся Апостолами в подтверждение истины их проповеди, как возвещавшейся от лица Господня. Но вместе с тем укреплялись в своей злобе и враги христиан. Последствием сего было то, что весь город разделился на две части, что, конечно, говорит о великой успешности здесь проповеди Апостольской. Здесь, по словам святого Иоанна Златоуста, произошло то, что предрек Иисус Христос: «пе приидох воврещи мир, но меч» (Мф.10:34). Апостолам же придавало дерзновение то, что они совершали чудеса. «И самое то, что слушающие веровали, было из числа знамений». «А то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому способствовало несколько и самое дерзновение Апостолов» (Феофилакт).

Есть предание, что здесь была обращена ко Христу молодая язычница Фекла, именуемая равноапостольною за ее труды благовестия среди язычников. Она скончалась в старости, восприяв венец первомученицы. Память ее ублажается 24 сентября. Если в числе христиан осталось и менее половины города, то все же, несомненно, здесь положены были Апостолами достаточные семена веры, чтобы потом на ниве этой возросли столь же великие плоды, какие указываются в деяниях даже одной из здешних новообращенных. «Дерзновение (Апостолов) о Господе» являлось в данном случае тем более сильным, что оно было дерзновением о Господе, т. е. учения христианского (Деян.20:32). Свидетельство сего проявлялось в том, что Он творил руками их, т. е. Апостолов знамения и чудеса. Они проповедовали так же, как 12 учеников Христовых после вознесения, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими чудесами (Мк.16:20). Поэтому Апостолы не считали себя вправе оставлять город. Если проповеди Апостолов Иудеи могли противоречить и сопротивляться, то против знамений и чудес злоба их была бессильна. Следствием сего было то, что многие из язычников стали на сторону Апостолов. Другие остались на стороне Иудеев. Дело с притеснения доходит до открытого преследования, которое для этой партии явилось еще более возможным, когда она привлекла на свою сторону начальников. Возникло сильное стремление сначала нанести Апостолам срам, поругание (Мф.26:6); (Лк.18:32), а потом побить их камнями. Узнав о таком настроении враждебной партии, Апостолы поспешно удалились (см. у Артоболевского, стр.270–271).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible