Скрыть
хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-27 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам

Смотри, с какою силою апостолы все делают. Они ра­зорвали одежды, бросились, стали взывать громко, и все это – по расположению души, по отвращению к случившемуся и в знак своей скорби. И действительно прискорбно было, поистине неутешной было скорбью то, что их приняли за богов, как будто они вводили идолослужение, которое пришли разрушить. А подстроено это было диаволом. Они же не остаются безмолвными, но что? «И мы», говорят, «подобные вам человеки». Тотчас же остановили зло в самом начале. Не сказали просто: «человеки», но: подобные вам. Потом, чтобы не подумали, что и они почитают богов, послушай, что присовокупляют: «благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». Смотри: они не упоминают о пророках, и не говорят, для чего (Бог), бу­дучи Создателем всего, попустил язычникам жить по своим законам. «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (ст. 16). О том, что (Бог) попустил, (Павел) говорит, а для чего попустил, еще не (говорит); останавли­вается пока на самом нужном, не упоминая и о имени Хри­ста. «Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (ст. 17). Смотри: он не хочет увеличивать вины их, но научает их лучше относить все к Богу. (Апо­столы) знали, что не столько должно заботиться о том, чтобы сказать что-либо достойное о Боге, сколько о том, чтобы сказать полезное слушателям. Заметь, как прикровенно он указывает и на вину их. Ведь если (Бог) столько делал для них, то они достойны наказания за то, что, наслаждаясь такими благами, не познали своего Питателя. Но он не говорит этого явственно, а только намекает, говоря: «подавая нам с неба дожди». Так и Да­вид говорил: «обогатились от плода пшеницы, вина и елея» (Пс. 4:8); и во многих других местах, когда рассуж­дает о творении, указывает на это. Иеремия также говорит сна­чала о творении, а потом о промышлении, являющемся (в нис­послании) дождей. Ими и он руководствуется в своей речи. «Исполняя», говорит, «пищею и веселием сердца наши». Пища (подается) в изо­билии, а не только в довольстве и соответственно нужде. «И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы» (ст. 18). Поэтому они еще более достойны были удивления. Видишь ли, что они о том и заботились, чтобы остановить это безумие? «Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (ст. 19). Под­линно сыны диавола! Не только в своих городах, но и вне их они поступают так и употребляют столько же усилий ко вреду проповеди, сколько апостолы к ее утверждению. «И, возбудив народ», говорит, «побили Павла камнями и вытащили за город». Здесь исполняется сказанное: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). Это больше, не­жели воздвигнуть хромого. Язычники приняли их за богов, а иудеи «убедили, и, возбудив народ»: не всем же было обычно удивление относительно их (апостолов). И смотри, в том же самом городе, в котором столько удивлялись им, они претерпевают страдания; и это было полезно для видевших. А что (Бог) для этого попустил им страдать, послушай, как (сам апостол) указывает на то, когда говорит: «я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит» (2Кор. 12:6).

«Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город» (ст. 20). Видишь ли его ревность? Видишь ли горячее и пламен­ное усердие? Он вошел опять в тот же самый город, и от­сюда делается явным, что если он (потом) и удалился, то потому, что хотел сеять слово (в других местах) и что не нужно было раздражать ярость их. Это не менее чудес про­славляло их и еще более радовало. Нигде не говорится, чтобы они возвратились, радуясь о том, что сотворили знамения, но – что удостоились принять бесчестие за имя Его. Этому научились они от Христа, Который сказал: «не радуйтесь, что духи вам повинуются» (Лк. 10:20). Истинная и чистая радость – потерпеть что-либо за Христа. Потом они посетили все те города, в ко­торых подвергались опасностям. «А на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (ст. 21, 22).

Так они говорили, так убеждали. «Утверждая», гово­рит (писатель), «души учеников». Таким образом они были утвер­ждаемы и еще более присоединялись. Предсказывали им (стра­дания), чтобы те не соблазнились, так как следовало одному и тому же быть не только с апостолами, но и с учениками, чтобы они тотчас же с самого начала познали и силу пропо­веди, и то, что и им надлежит страдать, и чтобы стояли мужественно, не удивляясь только знамениям, но еще более (укре­пляясь) против искушений. Потому и сам он сказал: «таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите» (Флп. 1: 30). Гонения следовали за гонениями, повсюду были брани, преследования, побивание камнями: каково утешение? Как они убе­ждали, в самом начале беседуя о страданиях? Но вот и дру­гое утешение. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (ст. 23). Видишь ли ревность Павла? «Помолились», говорит, «с постом и предали их Господу». Вот рукоположение с по­стом; опять пост, очищение душ наших. «Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию» (ст. 24, 25). Чтобы ученики не пали духом от­того, что принятые за богов претерпевают такие страдания, – они пришли к ним и беседовали. И заметь: наперед отхо­дят в Дервию, чтобы дать им успокоиться от ярости; а по­том опять в Листру, Иконию и Антиохию, уступая им, когда они были раздражены, и опять обращаясь к ним, когда они успокоились. Видишь ли, как они не все совершали бла­годатию, но иное и собственным тщанием? «А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили» (ст. 26). Для чего приходят опять в Антиохию? Чтобы возвестить о случившемся там. Кроме того, чрез это устрояется и великое дело: надлежало наконец открыто проповедовать язычникам; потому они и приходят воз­вестить, чтобы те могли знать об этом, – а случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками, – и чтобы они, получив потом подтверждение из Иерусалима, шли (к язычникам) открыто. Или иначе: из этого обнаруживается их не надменный нрав. Пришедши, они показывают и свое дерз­новение, так как они и без тех (апостолов) возвещали языч­никам, и послушание, так как извещают их об этом: со­вершив такие дела, они не возгордились. «Откуда были преданы», говорит (писатель), «благодати Божией». Дух повелел тогда; но известно, что принадлежащее Духу принадлежит и Сыну, потому что одна у Них власть, как одна природа Сына и Духа. «Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками» (ст. 27, 28). И следовало, по­тому что город был большой и имел нужду в учителях. Но обратимся к вышесказанному. Они поразили их самым ви­дом своим, разодравши одежды. Тоже сделал и Иисус На­вин после поражения народа (израильского – Нав.7:6). Не подумай, что это недостойно их и их благоповедения: иначе они не остановили бы такого порыва, иначе не угасили бы этого пла­мени. Так и мы да не оставляем делать то, что бывает нуж­но. Если и таким образом они едва убедили их, то чего не было бы, если бы они не поступили так? Если бы они не сделали этого, то можно было бы подумать, что они не смиренномудры и более заботятся о собственной чести. И обрати внимание на речь, умеренную в упреке, исполненную вместе удивления и упрека. Это-то особенно и остановило тех, т.е. слово: «и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому». Как бы так сказали: хотя мы – люди, но больше этих (богов), потому что они мертвы. Смотри, как они не только останавливают, но и научают, и ничего не говорят о предметах невидимых. «Который сотворил», говорит, «небо и землю, и море, и все, что в них». Свидетелями называет сами време­на. О, неистовство иудеев! Они осмелились придти к народу, столько почтившему апостолов, и побить камнями Павла. Из­влекли его за город, может быть боясь народа. «Они помолились», говорит (писатель), «с постом и предали их Господу». Учили поститься среди искушений. Не говорили о том, что они сами сделали, но «что сотворил Бог с ними». Мне кажется, что они говорили об искушениях. Пришли сюда не напрасно и не с тем, чтобы успокоиться, но предусмотрительно будучи руково­димы Духом, чтобы более утвердилась проповедь между языч­никами. Но почему, скажешь, они не поставили пресвитеров в Кипре и в Самарии? Потому что последняя была недалеко от апостолов, а первый – от Антиохии, отчего слово (там) и под­держивалось; здесь же имели нужду в большем утешении, особенно верующие из язычников, которых надлежало много научать. Они пришли научать, потому что были истинно рукопо­ложены Духом. И посмотри на ревность Павла. Он не спра­шивает, должно ли проповедовать язычникам, но тотчас же проповедует; потому он и говорил о себе: «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16).

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-18 Жрец же Диев сущаго пред градом их, приведе юнцы и (принесе) венцы пред врата, с народы хотяше жрети. Слышавше же апостоли Варнава и Павел, растерзавше ризы своя вскочиста в народ, зовуще и глаголюще: Мужие, что сия творите? и мы подобострастни есмы вам человецы, благовествующе вам от сих суетных обращатися к Богу живу, иже сотвори небо и землю и море и вся, яже в них: Иже в мимошедшыя роды оставил бе вся языки ходити в путех их: И убо не несвидетельствована себе остави, благотворя, с небесе ним дожди дая, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша. И сия глаголюще, едва устависта народы не жрети им, но отъити коемуждо во своя си

Растерзавше ризы своя. Смотри: всюду они чисты и чужды тщеславия; не только не домогаются славы, но даже отклоняют ее от себя, когда воздают им прославление. Так и Петр говорил: на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? И эти апостолы говорят то же самое, но поступают с некоторою горячностию: растерзавше ризы своя вскочиста… И мы подобострастни есмы вам человецы. Мы - люди, говорят, но мы - выше идолов; потому что они - мертвы. Видишь, каким обыкновенным явлением было у еллинов - делать из людей богов? Да и в их книгах, - где описана их древняя история, - ты найдешь, что Зевс, будучи человеком, сделал себя богом, говоря, что он - бог. Точно также и многие из римских и македонских царей назывались божественными. Поэтому нет никакого основания не верить древним сказаниям о том, что некоторые из народов были обольщены и назвали некоторых из людей богами, как и эти люди обольстились Варнавою и Павлом. И Симона волхва жители Самарии называли великой силой божией. Так как Павел не произнес имени Иисуса и не сказал: во имя Господа Иисуса востани прав, то они и предположили, что он - бог, а не служитель Божий. - Растерзавше ризы своя. У иудеев был обычай разрывать на себе одежды, когда они слышали богохульные слова. Так, когда Христос говорил, что Он - Сын Божий, Каиафа разорвал на себе одежду, говоря, что Христос произнес хулу на Бога. А так как то, что случилось теперь, было некоторым образом богохульством: то, следуя иудейскому обычаю, и апостолы сделали то же самое. Отвергнут же этот обычай потому, что он не был постановлением закона. И Господь говорил иудеям, когда они поступали подобным образом: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте, и в плачи, и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы вашя (Иол. 2:12-13). - Иже в мимошедшыя роды оставил бе вся языки ходити в путех их. Оставил, сказано; но почему оставил, апостол еще не говорит; так как останавливается преимущественно на том, что настоятельно было необходимо, и нигде еще не упоминает имени Христова. И убо не несвидетельствована себе остави Бог; потому что в каждом поколении совершал такие дела, которые руководили людей в правду. Не насилуя свободной воли, Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразумевать Создателя. Свидетелями Его апостол называет даже ежегодные дожди.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Пребывающым же им и учащым

См. Толкование на Деян. 14:19

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 15-17 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши

Почему Господь не открывает святой христианской веры иным народам, попускает им ходить своими ложными путями? Это – Божия тайна. Но по человеческому рассуждению можно сказать, что такие народы еще не достойны принять великую жемчужину – Христово учение и благодать… И нам, православному народу русскому, нужно постоянно помнить о величайшем Божием даре – святом православии, и хранить его паче всех земных благ и самой жизни. Ибо Господь за нерадение наше может отнять эту драгоценность от нас и передать другому народу, который принесет плоды духа, какие ожидает Господь… А нам будет вечный стыд и вечное мученье, согласно Божьему слову: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12:47).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. 12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. 13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. 14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: 15 мужи! Что́ вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, 16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, 17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. 18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили,


Но это великое дело Божие, совершенное апостолом Павлом во имя Иисуса Христа, породило печальное недоразумение в жителях города, язычниках, – породило в них мысль, что чудотворцы суть боги, явившиеся в образе человеческом, и они хотели принести жертвы Павлу и Варнаве, так что последним едва удалось убедить неразумных ревнителей в их заблуждении. После того апостолы беспрепятственно некоторое время проповедовали здесь слово Божие.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

13. Жрец же идола Зевса, находившегося пред их городом, приведши к воротам волов, и принесши венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.

14. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды, и, бросившись в народ, громогласно говорили:

15. Мужи! что вы это делаете? И мы подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы обратить вас от сих ложных к Богу живому, который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,

16. Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,

17. Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищею и веселием сердца наши.

18. И говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы, и идти каждому домой. Между тем, как они , оставаясь там, учили.

Жрец идола Зевса и пр.: признав Варнаву и Павла за Зевса и Эрмия, жрец вместе в народом вздумали почтить их, как богов, жертвоприношением.
– Приведя к воротам: города, а не храма, бывшего перед городом; в городе находились, по мнению народа, боги в человеческом образе, потому перед воротами осчастливленного посещением (мнимых) богов города им следует принести жертву.
– Приведя волов: жертвенных, так как вол всегда считался одним из обычных и почтенных жертвенных животных, и венки, не для возложения их на сочтенных за богов, а для украшения ими жертвенных животных перед началом жертвы, как то бывало в обычае при языческих жертвоприношениях, ибо сим думали особенно угодить богам, которым приносили жертвы, предварительно изукрашенные.

Услышав о сем: занятые проповедью и не понимая, что кричал народ по-ликаонски, апостолы не знали сначала, как видно, и о приготовлениях к жертвоприношению в честь их, какие делал жрец Зевсов с частью народа; или может быть после проповеди они возвратились домой. Известие о сих приготовлениях принес им конечно кто-нибудь из обращенных ими к Христу, и если чудо, совершенное Павлом над хромым, поразило народ, то известие о приготовлениях к жертвоприношению в честь их и о мнении народном относительно их не менее должно было поразить смиренных апостолов Христовых.
– Они разодрали свои одежды: в знак скорби и сокрушения о таком ослеплении народа, и бросившись в народ, стремительно войдя в толпу народную, собравшуюся у ворот города около жреца и приготовленных им жертвенных животных, убеждали ее оставить это предприятие. Речь их, которую, вероятно, вкратце передает дееписатель, дышит огорчением и вместе удивительно тонким тактом в суждении о языческой религии вообще, чтобы не раздражать и не волновать и без того слишком сильно возбужденного чувства народного.
– И мы – подобные вам человеки: не боги, а люди, – не божественной, а человеческой, одинаковой с вами природы; и мы проповедуем вам новое для вас учение именно для того, чтобы обратить вас от этих ложных богов, которых вы почитаете, и за которых вы почли и нас, к единому Богу живому. Не для того, чтобы принимать божескую честь, но чтобы отвратить вас от воздаяния таковой чести этим ложным богам, каковы ваши Зевс и Эрмий, мы и благовествуем вам о живом Боге, которому одному подобает всякая слава, честь и поклонение. Этот живой Бог есть творец неба и земли и моря и всего, что в них, – творец трех главных областей видимого мира со всем их содержанием, из коих каждая у язычников имела своего бога, которые были ничем иным, как олицетворением отдельных сил природы. Эта проповедь о обращении язычников к живому Богу сама собой предполагает, что путь их жизни доселе есть ложный путь, с которого им нужно обратиться на путь истинный. Почему тот путь ложный? Потому что Бог живой, сообразно премудрым планам своего мироправления и искупления всего человечества, избрав из всех народов один народ (еврейский) для особенного приготовления его к принятию Мессии, чтобы он шел правильным истинным путем, путем откровения, в прошедших родах попустил всем народам, кроме еврейского, ходить своими путями, а не путем непосредственного откровения Божия. Что эти пути – ложные пути, об этом прямо в речи апостола не говорится, но имеющий смысл для понимания – да понимает. Почему так попущено Богом, тоже не говорится; это после уже раскрыл великий апостол язычников (Рим.11:13–36). Тем не менее, оставив язычников ходить в ложных путях их, Бог не переставал свидетельствовать о Себе благодетельными явлениями в природе, – мягкое указание на то, что и язычники могли бы познать истинный путь Божий из рассматривания видимой природы (ср. Рим.1:20). «Не насилуя свободной воли, Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразумевать Создателя» (Феофил). Из этих благодетельных действий Божьих в природе указываются только те, кои имеют непосредственное отношение к жизни – дожди и времена плодоносные, явления благодати Божией более понятные особенно для простых людей.
– С неба: место особенного присутствия Божия по мнению язычников; с неба Бог подает все это, чтобы привлечь людей к небу.
– Исполняя пищею и веселием сердца наши: пища – вместо вообще телесного довольства, пища и веселье – телесное и душевное довольства; сердца – орган ощущений телесного и душевного благобытия и страданий; следовательно, здесь речь и о телесном и душевном довольстве, которые подает Бог и язычникам. Во всем этом язычники могли бы познавать истинного Бога, и обращение к сему-то Богу от богов суетных апостолы и проповедуют им, а они не разумея сего почли самих проповедников за сих суетных богов. – Едва убедили и пр.: так сильно взволнованы были страсти народа и так сильна была уверенность его, что перед глазами его боги, а не люди.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши

Апостолы доказывают нелепость обоготворения их язычниками, уверяют вообще в ложности языческих богов, вместо коих указывают язычникам Единого Живого Бога, Творца всего, Который хотя и попустил всем народам ложные пути жизни, но не лишил их возможности познать и путь истинный (ср. Рим. 1:20; 11:13-36) «Не насилуя свободной воли, - говорит блаж. Феофилакт, - Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но Сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразуметь Создателя…».

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

16. Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,

17. хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.


 

Останавливаясь на религиозном положении слушателей, Апостол Павел разъясняет отношение к ним Бога Промыслителя, давно попустившего народам приходить к Богу своими, т. е. придуманными ими самими, путями, продолжая давать им дожди, благорастворение воздуха, земли плодоносие, дающее пищу и радость. Ни обличения, ни одобрения (как в Афинах) не сказал Апостол. Но он ясно показал, что у язычников были свои пути к Богу и что Бог не оставлял их без Своего самосвидетельства никогда. Значить, они не отвергнуты Богом и теперь. Но только тот вид угождения Богу, который они хотели совершить перед ними, через заколение тельца, украшенного венками, решительно не может быть принят и одобрен.

«Смотри (говорит святой Иоанн Златоуст), он не хочет увеличивать вины их, но научает их относить все к Богу. Говорит о том, что Бог попустил, а для чего попустил, еще не говорит, ибо Апостолы знали, что не столько должно заботиться о том, чтобы сказать что-либо достойное о Боге, сколько о том, что было бы полезно слушателям. Заметь, как прикровенно указывает он и вину их, говоря: с небесе нам дожди дая, исполняя пишею и веселием, т. е. подавая пищу в изобилии, а не только в довольстве и соответственно нужде».

В послании к Римлянам, уподобляя язычников дикой маслине, Апостол Павел говорит, что язычники прилепились к благородному корню благородной маслины и тем восполнили ветви дерева Божия, вместо отломившихся от него, пока не пройдет их ожесточение и непослушание (Рим.11:13-36).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible