Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
Святые отцы
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Дионисий Ареопагит, сщмч. (†96)
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога
И если кто-нибудь, видя Бога, уразумел, что он видел, то понял бы, что он не Его видел, но нечто из сущего (т.е. из существующего в созданном Богом мире), Ему принадлежащего и уразумеваемого. Сам же Он пребывает выше ума и сущности, и Ему совершенно несвойственно ни быть познаваемым, ни существовать.
Послания
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога
Так как нет ничего общего у света с тьмой, никакого согласия между Христом и Велиаром (2Кор. 6,14-15); то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться с тьмой, то есть с гнусными делами их. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Фил. 2,16), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога
Не подражай злу, но добру. «Так как нет ничего общего у света со тьмою, никакого согласия между Христом и Велиаром (2Кор. 6:14—15), то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться со тьмою, то есть с гнусными их делами. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Флп. 2:16), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, но ненавистен и отвратителен для всех» (Феофилакт). Кто делает и проч.: см. прим. к 1Ин. 3:9—10; 1Ин. 4:1; 3, 6, 8, 12, 20; 1Ин. 2:3.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-12 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно
Вместо: «я писал», έγραψα, в Синайск. код. стоит: έγραψα αν - «я написал бы». Такое чтение, находящее подтверждение и в чтении Вульгаты: saipsissem forsitan, «я, может быть, написал бы», — более отвечает смыслу текста ст. 9-10: иначе было бы непонятно: как утерялось послание, написанное Апостолом целой Церкви? При предлагаемом же чтении получается тот смысл, что, если бы Апостол написал послание всей церкви, то любящий первенствовать у них (членов этой поместной церкви) мог бы злоупотребить этим посланием, а теперь Апостол надеется обличить его лично (ст. 10). Кто был Диотреф, прямо в тексте не сказано, но эпитет «первенстволюбец», ό φιλοπρωτεύων (ст. 9), усвояемый Диотрефу, в связи с предикатами: «и сам не принимает братьев и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (ст. 10), т. е. лишает общения церковного, как еретиков, - показывает в нем председателя Церкви, недостойного, по суду Апостола, этого звания. Неизвестно, равным образом, церковно-общественное положение похваляемого Апостолом (ст. 12) Димитрия; только у Дорофея Тирского записано предание, что этот Димитрий впоследствии был епископом Филадельфийской церкви, одной из семи малоазийских церквей, упоминаемых в Апокалипсисе (III:7 и дал.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Пользуясь случаем, Апостол, восхвалив Гаия, споспешника успехов церковных, осуждает Диотрефа, который, имея возможность и силу влиять на других, пользуется этим ко вреду Церкви. Стремясь к самовластию, без прав на оное, он прибегает к силе, удаляя полезных Церкви лиц и доходя до дерзкого восстания против Апостола и того, что писалось им в его прежних писаниях. Обличив Диотрефа заочно, Апостол выражает некоторую надежду посрамить его своеволие и лично, а пока заключает, что Диотреф не только не истинный христианин, но и как бы не слышавший ничего о Боге, так как он совершает очевидное зло и притом открыто, не стыдясь своих дерзких поступков.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий