Скрыть
как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 15-16 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

В своем втором послании Петр, когда призывал к святости жизни и нравов и предвозвещал, что этот мир прейдет, небо же ожидается новое и новая земля, на которой, по преданию, надлежит обитать праведникам <…> зная, что по причине некоторых не очень понятных суждений апостола Павла иные неправедные пользуются случаем, чтобы не заботиться о праведности своей жизни, так как они уверены в своем спасении, которое заключается в вере, упомянул, что в его посланиях есть нечто неудобовразумительное, что люди обращают к собственной своей погибели, как и прочие Писания.

О вере и делах

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-16 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

Некоторым кажется, что многомудрый Павел говорит нечто непонятное или неудобовразумительное, по слову святых апостолов. Нет сомнения в том, что он преисполнился высшей мудрости: ибо в нем говорит Христос.

Фрагменты

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 15-16 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

Павел в посланиях своих написал, что Петр достоин порицания, а Петр в своих посланиях признал, что Павел в тех посланиях, которые он написал, достоин восхищения. Ибо несомненно, что если б не читал Петр послания Павла, то не хвалил бы. Если же читал, то нашел, что там о нем самом говорится, что он достоин порицания. Следовательно, друг истины хвалил даже то, что он порицался, и он был рад тому, что другим не нравилось, то есть что он [был поправлен в том, что] понимал иначе, чем должен был.

Гомилии на пророка Иезекииля 2.6

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Ст. 15-16 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

Враг наших душ отклонил некоторых с прямого пути, и разделил чуждыми учениями, и научил истолковывать некоторые речения Писаний неправильно. Но истина - одна: та, что провозглашена через славных апостолов и богоносных отцов и воссияла блистающим солнцем от края до края вселенной в кафолической Церкви.

Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа 16

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Ст. 15-16 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

Те, кто вот так все Писания согласно своим собственным похотям превращают, сами себя своими страстями повреждают; ведь страдают не божественные Писания, но те, кто их фальсифицирует.

Слова (огласительные)

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-18 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь

Павел написал об этом, когда сказал: благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2:4). Если же долготерпение Божие ведет к покаянию, а покаяние для нас спасительно, то очевидно, что долготерпение Божие служит к нашей же пользе и спасению. Говорит неудобовразумительное, что нечестивые проповедуют в извращенном смысле, ибо это значит превращают. Представим один пример из всех их лжетолкований. Апостол Павел сказал: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). Извратители придали словам апостола Павла такой смысл: будем больше грешить, чтобы большее получить прощение. Делают они это на собственную погибель. Ибо как те, которые убивали пророков и апостолов, так и те, которые превратно толкуют речи их, подлежат одному и тому же осуждению. Как их убивали те, которые не желали пользы и спасения ученикам их, так и речи их извращают те, которые не желают, чтобы кто-нибудь получил чрез них спасение. Своим утверждением называет веру в Господа. Наконец, как первое послание заканчивает молитвой, так и во втором просит им возрастания в вере Господней.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Спасение только в Церкви Христовой


Сектанты говорят: Флп.1:15-19. Можно и сектантам проповедовать, верить и спасаться по своему, и Апостолы тому радуются.

Православный ответ: нет, не рады Апостолы, и нельзя сектантам отдельно учить, потому что ап. Павел говорит о тех, которые «притворно», по зависти и любопрению проповедуют, а сектанты лживо проповедуют против Церкви Божией, извращая Писание (2Пет.3:15-17).

Оружие правды

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 15-16 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

По данной ему премудрости, как если бы сказал: не по мудрости, которой научился, но по мудрости, которую воспринял от Божества на пути [в Дамаск].

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

Ст. 15-16 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

Долготерпение Божие ведет к покаянию, а покаяние для нас спасительно. Значит, конечно, и долготерпение Божие на пользу нам и во спасение.

Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

Во всех посланиях: так как апостол Петр писал свое второе послание незадолго до своей кончины, которая последовала в Риме одновременно с апостолом Павлом, то можно полагать, что в то время были уже все послания апостола Павла написаны и, без сомнения, известны были Петру (исключая разве второго послания к Тимофею, также в самом конце жизни апостола Павла написанного), а потому Петр мог говорить о всех посланиях Павловых своим читателям. Но были ли они все собраны вместе в одном составе, когда апостол Петр писал свое, неизвестно в точности; вероятно, полного определенного и однообразного состава их не было, но все они могли быть, без сомнения, известны апостолу Петру. — Он говорит об этом: то есть о втором пришествии Христовом, о кончине мира и стоящих с ними в связи событиях и о наставлениях и увещаниях относительно твердости в вере, о постоянстве в добрых делах и проч. В которых есть нечто неудобовразумительное: слово в которых можно относить и к посланиям, в которых есть неудобовразумительное и — к предметам учения, в которых есть нечто неудобовразумительное; более — к последним, чем к первым, каковы особенно все предметы учения, касающиеся последних времен и событий. Неудобовразумительное нечто: не по существу самого учения, которое, как сама истина, просто и всем доступно в общем, но по особенной глубине тайн веры, которые, как тайны, не поддаются постижению ума, как, например, тайна кончины мира, второго пришествия Христова, о которых говорит апостол, и т. п. — Это неудобовразумительное невежды и неутвержденные, вместо того чтобы, подчиняясь вере, принимать в простоте ума и сердца, превращают, искажают перетолкованием и тем изменяют истинный смысл их, повреждая учение истины. Кажется, апостол имеет в виду более введенных и вводимых в заблуждение, чем вводящих, лжеучителей и насмешников, для характеризования которых апостол, кажется, употребил бы более сильные выражения (как 2Пет. 2:14 и под.), хотя, может быть, имел в виду и самих лжеучителей, судя по сильному выражению, — к собственной их погибели, которым характеризует апостол несколько раз в этом же послании самих лжеучителей (2Пет. 2:1, 3). Они поступают так, то есть превращают, или искажают, послания апостольские и места из них к собственной их погибели, потому что неправильное, или искаженное, толкование, как противное здравому учению веры, может и должно сопровождаться для них лишением участия в Царстве Христовом, или отсечением от Церкви (Гал. 1:8) и лишением вечного блаженства. Как и прочие Писания: разумеются, вероятно, частию и апостольские писания, как Евангельские, так и собственно так называемые апостольские, частию ветхозаветные писания и по преимуществу пророческие, на которые указывает апостол и в этом послании (2Пет. 3:2; 2Пет. 1:20).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

В нихже (в посланиях св. апостола Павла) суть неудобь разумна некая, яже ненаучени и не утверждени развращают, якоже и прочая писания , к своей погибели им.



Причина, почему в посланиях ап.Павла, равно как и в прочем Писании, нечто извращается, указывается здесь двоякая: с одной стороны, свойство самого Писания (в нем есть неудобь разумна некая), с другой – свойство тех, которые извращают (они ненаучени, невежды, и неутверждени). Что в Писании есть много неудобовразумительного, об этом сказано нами по поводу 2Пет.1:20. Главная причина этого заключается в том, что разум Божий безмерно превосходит разум человеческий. Теперь вникнем в свойство тех, которые извращают Писание. В том ли смысле называются они ненаученными, или невеждами, что не умеют читать, не знают грамоты? Конечно, не в том: читать они умеют, не лишены и рассудка, необходимого как для того, чтобы правильно изъяснять, так и для того, чтобы к собственной погибели извращать Писание. Остается понимать их ненаученность в том смысле, что они не усвоили главных истин Христова учения. Подобна сему и неутвержденность их: она состоит в том, что они не стоят в этих истинах так твердо, как должно. Итак свойство и – в то же время – вина извратителей Писания состоит в том, что они берутся толковать Писание, не получивши научения и утверждения. Как получается это научение, кем производится утверждение? Чтением ли того Писания, которое еще не изъяснено, еще может быть извращено? Очевидно, нет. Из Лук.1:3-4  мы знаем, что апостолы прежде писания наставляли в учении устно, словесно, писание же присоединяли лишь потом, с тою целью, чтобы наученные и утвержденные, как Феофил, уразумели основание воспринятого ими учения. Итак, сначала должно идти устное научение или утверждение, совершаемое данными от Христа учителями и пастырями, а потом уже чтение и сообразное с тем научением разумение и изъяснение Писания. Если же пойдешь другим путем, приступишь прямо к чтению и толкованию без руководства ранее воспринятым научением, то и с Писанием заблудишься и придешь к погибели.


Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания

Суммируя все сказанное о кончине мира и о том, как христиане должны относиться к этому предмету, Апостол еще раз убеждает верующих - в ожидании явления своего пред Судиею Господом быть неоскверненными и непорочными в мире (ст. 14) и памятовать ранее (см. 2Пет. 3:9) сказанное Апостолом, что единственно по долготерпению Своему и по желанию спасения всем людям Господь медлит с Своим судом над миром, и что все христиане, считая это спасительным для себя, должны соответствующим образом пользоваться временем для своего духовного совершенствования (ст. 15а).

Теперь (ст. 15б) после ряда собственных доводов и увещаний Апостол Петр, для утверждения читателей и всех христиан в святости жизни в ожидании второго пришествия Господня, ссылается на авторитет возлюбленного брата, т. е. соапостола, Павла, который по данной ему премудрости написал им, т. е. малоазийским христианам, о подобных же вероучительных предметах, что может относиться, например, к посланиям: к Ефесянам, к Галатам, к Колоссянам, к Тимофею - все в Малой Азии. А так как далее (ст. 16а) Апостол привлекает и все вообще послания Апостола, то, по контексту речи, естественно разуметь также оба послания к Солунянам с их учением о втором пришествии Господа и его признаках, о воскресении мертвых, о тайне беззакония, об антихристе. Сославшись на свидетельство Ап. Павла, Ап. Петр одновременно и утверждает великое церковно-каноническое значение посланий великого Апостола языков (по данной ему премудрости) и, вместе с тем, предостерегает против неправильного понимания этих посланий и возвышенных вероучительных и нравоучительных предметов (напр., о законе, благодати и христианской свободе и под.), замечая: в них есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Известно, что и сам Ап. Павел жаловался, что некоторые лжеучители для оправдания своего лжеучения искажали смысл его посланий (2Сол. 2:2). Таким образом, святое желание Ап. Петра послужить общему делу спасения христиан побудило его упомянуть об Ап. Павле и его писаниях. Совершенно превратно усматривали некоторые (представители новотюбингенской школы) в этом упоминании Ап. Петра об Ап. Павле намерение поддержать свое достоинство, будто бы униженное заметкою Ап. Павла об Ап. Петре в (Гал. 2:11 сл.). Уже самое название возлюбленный брат, усвояемое Ап. Петром великому Апостолу языков, говорит о совершенном отсутствии какой-либо борьбы между двумя первоцерковными апостолами, о полном братстве обоих апостолов во Христе и о совершенном согласии и взаимном содействии в деле проповеди Евангелия. Что Апостол Петр знает все послания Павловы (кроме, быть может, второго послания к Тимофею, написанного Ап. Павлом в самом конце жизни), это не удивительно при взаимообщении обоих апостолов, и фактическое сходство первого послания Ап. Петра с Павловыми посланиями к Римлянам и Ефесянам «объяснимо только при предположении знакомствам Петра с писаниями Апостола языков» (проф. прот. Д. И. Богдашевский). Вполне понятна и известность Павловых посланий читателям посланий Ап. Петра при широком обмене отдельных поместных церквей апостольскими произведениями, свидетельство о чем имеется в послании к Колоссянам (Кол. 4:16).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3:14-16. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

      
После множества разных доводов к убеждению христиан в необходимости святости жизни, в ожидании явления Господня, Апостол Петр наконец ссылается на Апостола Павла, как также учившего Малоазийских христиан в посланиях, писанных в их пределы: к Ефесянам, Галатам (Гал.1:8), Колоссянам, Тимофею и др. (2Тим.2:10; 3:1-13), и особенно во 2-м послании к Солунянам, во 2-й главе, где говорится, между прочим, о признаках второго пришествия Христа, антихристе, тайне беззакония и т.п. Сославшись на свидетельство Павла, Апостол Петр, пользуясь случаем, утверждает великое церковное (каноническое) достоинство посланий Апостола языков, а вместе предостерегает против неправильного понимания их, к которому прибегали некоторые для оправдания своих лжеучений, на что, как было сказано, жаловался и сам Апостол Павел (2Фес.2:2).
      Таким образом, искреннее желание послужить общему делу спасения побудило Петра упомянуть об Апостоле Павле, а не какие-либо личные виды, явившиеся вследствие упоминания Апостола Павла о Петре (Гал.2:11), как утверждают некоторые неправославные толкователи, односторонне понимающие учение Апостола Павла.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О любви к врагам.

Мф.5:44–45. Здесь говорится о любви к личным врагам, но к врагам общественного порядка – нарушителям святыни храма Сам Христос отнесся строго: Ин.2:15–17; предостерегали и св. Апостолы от врагов истинной веры и благочестия: Иуд.18:23; 2Петр.2:1–3; 3:16–17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О ложных учителях.

Мф.7:13–15. Врата тесны бывают для тех, кто не любит мирские похоть плоти, очей, гордость: 1Ин.2:15–16, а например «к лукавым делателям», «отступникам от веры» и т. п. эти слова не относятся, но о них говорится: 1Тим.1:3–7; 4:1–2; 2Тим.4:3; 2Петр.2:1–3; 3:16–17; 1Кор.8:2. Лжепророки приходят для прельщения в овечьей одежде, т. е., по внешнему виду ничем не отличаются от овец – пасомых. Пастыри Церкви носят одежду отличную от пасомых.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании священных изображений.

Ин.3:14. Медный змей сделан был по повелению Божию: Числ.21:8-9; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завете и на крышке ковчега: Исх.30:1,6-8. Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т. е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4. Но этот случай не дает повода к отрицанию почитания креста и св. икон, как нельзя, например, уничтожить Священные Писания только потому, что его некоторые люди извращают: 2Петр.3:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О толковании и чтении Священного Писания.

Ин.5:39. Писание, читаемое без исследования, может возбуждать недоумения и могут быть некоторые места толкуемы ошибочно: 2Петр.3:16. Посему то и требуется при чтении Писания руководство более сведущих учителей и пастырей Церкви: Тит.1:9; Деян.8:30-35; 2Петр.1:20-21. Что в деле спасения необходимо не одно новозаветное, но и ветхозаветное Писание, об этом свидетельствуется: Ин.5:45-46.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible