Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
Святые отцы
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Экумений (†VIв.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 1-2 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими
Отсюда узнаем, что посланий апостола Петра всего два. В них напоминанием возбуждаю значит: в этих посланиях или этими посланиями я возбуждаю ваш чистый смысл. Ибо чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного, и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силой и усердием. А заповедано это чрез проповедь пророков и апостолов. Посему и Павел говорит: бывши утверждены на основании Апостолов и пророков (Ефес. 2:20). Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям. Почему же говорю о пророках и апостолах? Потому, что они возвещали и о первом и о втором пришествии Самого Господа и Спасителя нашего. Порядок речи такой: чтобы вы помнили слова, прежде реченные (ύπό) святыми пророками, заповедь (ύπό) апостолов своих, по (ύπό) заповеди Господа и Спасителя. Ибо предлог ύπό (от) относится ко всем. Почему же заповедует оживлять память о сем? Потому, присовокупляет, что страстно живущие по своим похотям бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором вместе с пророками предвозвестил и Сам Господь, и посему гнушаются нечистой жизнью их, и особенно потому, что за предсказанием не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток.
Иларий Арелатский, еп. (†449)
Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл
Чтобы не оказалось, что они сомневаются во втором послании, апостол говорит: это я [Петр] пишу его.
Экумений (†VIв.)
Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл
Из этого мы узнаем, что Петр написал всего два послания. Так следует понимать его слова: в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл
Ввиду близкой своей кончины (2Пет. 1:14) и появления наглых ругателей (2Пет. 3:3) апостол любвеобильный счел нужным написать своим возлюбленным чадам новое, второе, послание. В них, то есть как в первом, так и в этом втором послании, напоминанием возбуждаю (2Пет. 1:13) ваш чистый смысл, или чистую мысль, в противоположность мрачной, или омраченной, мысли лжеучителей. Чистый смысл, о котором говорит апостол, есть такое состояние просветленной души, когда человек действием благодати Божией очищается от всякой нечистоты духовной, в мысли — от заблуждения в учении, в сердце и воле — от греховных пожеланий и чувств, во всей жизни — от нравственных скверн, когда свет человека-христианина так светится пред человеками, чтобы ими прославлялось всегда имя Божие (Мф. 5:16; 1Кор. 5:8; 2Кор. 1:12). — «В этих посланиях, или этими посланиями, я возбуждаю ваш чистый смысл; ибо чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного, и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силою и усердием. А заповедано это через проповедь пророков и апостолов… Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям… Они возвещали и о первом, и о втором пришествии Самого Господа и Спасителя нашего» (Феофилакт).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-2 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими
Одушевленный пастырскою ревностью о спасении христиан, Апостол, ввиду близкой своей кончины (2Пет. 1:14), пишет своим духовным чадам новое, второе послание, в котором, как и в первом, он напоминанием возбуждает чистый смысл читателей (ст. 1), в согласии с целым учением пророков и апостолов и с заповедью Самого Господа, и в противоположность омраченной мысли лжеучителей (ст. 2 Пет. З:3 сл.). «Чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силою и усердием. А заповедано это через проповедь пророков и апостолов» (блаж. Феофил.), возвещавших и первое, и второе пришествие Господа Спасителя. Апостол желает утвердить и закрепить учение Евангельское в устах христиан ввиду имеющих появиться и уже появившихся лжеучителей и ругателей.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Цель напоминания Апостола о том, что он пишет уже второе послание, та, чтобы показать, что он считает предмет речи достаточно выясненным, так как предмет этот все тот же, о котором он говорил и в первом послании, т. е. что они имеют истинную благодать (1Петр.5:12) и что поэтому им только и нужно прямо, без предубеждения, и здраво относиться к христианству, не слушая еретического пустословия, а помня твердо то, о чем предсказывали пророки и что заповедовал Сам Господь через Апостолов, к которым Петр причисляет и себя, называя Апостолов «вашими» в смысле полного единения всех истинных христиан с ними.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий