Скрыть
зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

Святые отцы

Прочие

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Ст. 20-21 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

Видите, что это не я чрезвычайное и великое говорю вашей любви, но Святой Дух, говорящий в нас. Это и Петр, первоверховный [апостол], засвидетельствовал: ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет. 1:21). Ибо, хотя мы ничтожны и недостойны, далеки от всякой святыни и от святых людей Божиих, но мы не можем отрицать дара, дарованного нам Богом.

Слова (огласительные)

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-21 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

Пророки понимали, что и о чем внушал им Дух пророческий, однако не так ясно и точно, как все в частности исполнилось. Посему и желали они видеть исполнение, как сказал Господь (Лк. 10:24). Апостол объясняет, почему пророки не истолковывали своих изречений, и одновременно показывает отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, каковое принимается у еретиков. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой. Это значит: пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения его не делали. Что пророки во время действия на них Духа Божия сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божиего, видно из того, что они подчинялись добровольно, и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило. Святые пророки, хотя и понимали, но не имели нужды изъяснять свои предсказания, как потому, что они служили другим, именно нам, так и для того, чтобы пришествие Господа было сокрыто и не подвергалось наветам от нечестивых. Наветов оно могло бы избежать силой Господнею; но, вероятно, дело совершившегося вочеловечения показалось бы призрачным, если бы несколько раз такое избежание было способом необыкновенным. Что это истинно, видно из примера новозаветных пророков, которые пророчествовали и объясняли сами себя, хотя не все. Ибо ничего такого не следует опасаться в Новом Завете. А что пророки прорицали не в исступлении, видно и из следующего. Пророки Ветхого и Нового Завета пророчествовали одним Духом. А апостол Павел говорит: если другому из сидящих будет откровение, то первый молчи (1Кор. 14:30). Из этого ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии. Посему, когда вставал другой вдохновенный, прежде говорившему повелевалось молчать, чего никто не найдет в беснующихся. Ибо как будет молчать тот, кто сам не знает, что делает? Что в пророках действует Дух Святый, об этом говорит тот же апостол Павел: одному дается Духом слово мудрости, иному пророчество (1Кор. 12:8; 10).

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 20-21 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали [пророчества], главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

Ст. 20-21 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

Это значит, что пророки воспринимали пророчества от Бога и [изрекали] не то, что сами желали, а то, к чему побуждал их Святой Дух. Они знали и понимали, что им ниспосылается пророческое слово, но смысла его не истолковывали. А то, что движимые Святым Духом пророки знали, что слово ниспослано им от Бога, ясно из того, что служили они по доброй воле: если хотели, говорили, а если нет - молчали, как, например, Иона, когда ему было велено проповедовать в Ниневии, или Валаам, когда от него требовали произнести то, что было предписано.

…Пророки знали, что ниспослано им пророческим духом и о чем они пророчат, но не [знали], как именно в точности все произойдет. Поэтому, понимая это, они желали видеть свершение [пророчеств], как говорит Господь.

Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою

С похвалою за внимательность к пророческому слову апостол соединяет указание на то, как произошло это пророческое слово и как оно должно быть разрешаемо, или толкуемо, в том же духе, в каком произошло. — Зная: вы поступаете хорошо, зная, или имея познание, о значении и важности пророческого слова в этом отношении (ср. тот же оборот речи 1Пет. 1:18). — Прежде всего: не относительно ко времени, но относительно к важности предмета речи (ср. подобный оборот речи 1Тим. 2:1). — Никакого пророчества в Писании и проч.: буквальнее в славянском — всякое, или все (ср. 2Тим. 3:16) пророчество книжное (заключенное, или содержащееся, в книге, в Писании, или в книге Священного Писания) по своему сказанию (или истолкованию) не бывает. Под именем пророчества здесь разумеется очевидно то же пророческое слово, которое обозначено и в предшествующем стихе, но, по-видимому, в более тесном значении, не как пророческая книга и совокупность книг Священного Писания Ветхого Завета, как всецелого слова Божия, а как пророчество, или то или другое пророческое изречение в книге; почему апостол и выражается здесь так — пророчество, тогда как в предшествующем стихе выразился — пророческое слово. Эта частность может иметь значение для разъяснения понятия разрешения, или истолкования, пророчества в этом стихе. — Пророчество книжное: или заключенное в книгу; по-видимому, этим словом апостол имел в виду обозначить истинность пророчества в противоположность прорицательным изречениям ложного пророчества, которые выше он назвал хитросплетенными баснями (2Пет. 1:16). — Нельзя разрешить самому собою, — по своему сказанию не бывает, разрешить — значит изъяснить, истолковать, частнее — разгадать загадочное (Мк. 4:34). По своему сказанию, — по чьему сказанию, или разрешению, разгадке? Или по разрешению самого загадочного изречения (пророчества книжного), или того, кому предлагается разрешение, самого разрешающего, или толкующего, человека; в первом случае имеется в виду при изъяснении, или сказании, самое содержание пророчества толкуемого, во втором — толкование толкующего. В первом случае выражение значит: толкуемого нельзя разрешить, или истолковать, самого по себе; в последнем — толкуемого толкующий сам по себе разрешить, или истолковать, не может. В том и другом случае для разрешения, или истолкования, пророчества нужно посредство, или посредник. Таким посредником служит или Сам Бог, вдохновляющий пророка, или сам пророк вдохновляемый. Смысл изречения будет такой: никакого пророчества в Писании разрешить самому по себе никому нельзя, кроме Самого Бога или пророка; если Бог или сам пророк не истолкуют пророчества, то его никто не истолкует, оно останется не истолкованным, не разрешенным. Бог же Сам истолковывает пророчество или непосредственно чрез самого пророка, или других пророков, или чрез исполнение пророчества в событиях, которые могут быть понимаемы и толкуемы и всеми людьми, внимающими путям Промысла Божия в истории. Относительно сих последних, то есть всех толкователей пророческого слова, или вообще пророчества, должно сказать, что для них посредством, или посредником, при толковании может быть только само пророческое слово в обширном смысле, как вообще пророческое откровение Божие в слове или в Писании Священном, то есть вообще говоря, что Священное Писание должно быть толкуемо самим Священным Писанием, конечно под руководством Церкви ветхозаветной и новозаветной. Пророческое слово вообще, как и апостольское, не может быть предоставлено произволу толковника или изъяснению всякого читателя, иначе не будет никакой твердости и верности во мнении и толковании вернейшего слова. Доказательством истинности такого положения служит и дальнейшее изречение апостола о пророческом слове, что начало и корень пророчества — во вдохновении от Духа Святого (2Пет. 1:21), следовательно, как происхождение пророческого слова от Духа Святого, так и толкование его должно быть под руководством Святого Духа, то есть самого слова Божия или Священного Писания. Даже можно сказать, что в рассматриваемом изречении (что никакого пророчества в Писании нельзя разрешать самому себе) речь идет, в сущности, не столько о разрешении, или истолковании, пророчества, сколько о происхождении пророчества, как это ясно видно из 21-го стиха, так что силу объясняемого стиха можно бы выразить так: по своему происхождению пророчество в Писании не подлежит изъяснению, или разрешению, само собою, ибо (2Пет. 1:21) пророчество никогда не было произносимо по воле человеческой; оно было невольное, Богом вдохновенное, — от Духа Божия оно должно быть и разрешаемо, или толкуемо.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Сие прежде ведуще, яко всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает. Пророчество не есть предмет собственного изъяснения, что либо такое, что могут изъяснить сами люди: но от Святого Духа.


Посему-то раньше, (1Петр.1:10-11) апостол Петр и говорил, что пророки взыскаша и испыташа – испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстях. Дух не являл им, и они сами старались догадаться, когда приидет спасение; но угадать это было не в человеческих силах, и потому дальше говорится (2Пет.1:12), что «им открыто было» (конечно не их разумом), «что не им самим» (и не их современникам), «а нам служило то, что ныне проповедано». Из этого вообще следует, что даже и сами пророки, хотя и знали и понимали ниспосылаемое им пророческое слово, однако толкования его или сказания сделать не могли, не знал ни времени, ни обстоятельств, в которых совершится предрекаемое ими грядущее. А если не могли этого сами пророки, то еще менее возможно это для их читателей. Посему благочестивый евнух, вельможа Кандакии, читавший книгу пророка Исаии, на вопрос ап. Филиппа: разумевши ли, яже чтеши? отвечает: како могу разумети, аще не кто наставить мя (Деян.8:30-31)? Посему при толковании пророчеств требуется наставление; и вообще – не всякий, купивший Библию, может изъяснять ее. Возможно, что принявшийся за это дело человек, будучи «невеждой и неутвержденным», встретит в Библии нечто «неудобовразумительное» и это «превратит» (ложно истолкует) «к собственной своей погибели» (2Петр.3:16). Отчего это происходит? От того, по словам апостола Петра, что пророчество (как и вообще боговдохновенное учение) «не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым», а мы, люди, бываем душевными и плотскими (1Кор.9:14-34); вообще – премудрость Божественного Духа настолько отстоит от человеческой, что по необходимости является нам Загадочной (Прит.1:21Кор.13:12).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-21 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

В связи с упоминанием о величии и славе Господа Иисуса Христа Апостол теперь дает, как и в первом своем послании (1Пет. 01:10-12), замечательное по своей глубине и точности раскрытие библейского понятия об истинном пророчестве. И, прежде всего, пророческое слово Апостол называет (ст. 19) βεβαιότερον, слав. «известнейшее» - более крепким, как слово более раннее, оправдываемое и подтверждаемое новозаветными событиями. Как Сам Христос Спаситель по воскресении Своем ссылался на Моисея и на всех пророков в разъяснение того, что ему надлежало страдать, умереть, воскреснуть и войти в славу Свою, так и первоверховный Апостол Петр доказательство славы и величия Господа Христа видит не только в евангельском событии Преображения Господня и апостольских сказаниях об этом событии (ст. 16-18), но в вернейшем пророческом слове, которое он здесь же уподобляет светильнику, сияющему в темном месте, чем показывается руководственное и животворное значение слова Божия в жизни грешного человечества. «Внимая, говорит (Апостол), сим сказаниям пророков, вы не обманетесь в своей надежде. Ибо в свое время они оправдаются делами, которые Апостол назвал днем, продолжая переносную речь, ибо тут же сказал о светильнике, о темном месте, которое и есть ночь. Итак, когда, говорит, наступит день, т. е. явление событий, тогда в сердцах ваших взойдет утренняя звезда, т. е. пришествие Христово, предвозвещенное пророками, и как истинный свет, осветит сердца ваши» (блаж. Феофил.). Похваляя внимательность читателей к руководству пророческого слова (ст. 19), Апостол вместе с тем желает возвысить у читателей, а вместе и у всех христиан сознание особенной важности пророческого слова, указывая на то, что произошло чрезвычайным, сверхъестественным образом и потому должно быть толкуемо, изъясняемо соответственно священной важности своего происхождения. «Пророки получают пророчества от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения не делали. Что пророки, во время действия на них Духа Божия, сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божия, видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило… А что пророки прорицали не в иступлении, видно и из следующего. Пророки Ветхого и Нового Завета пророчествовали одним Духом. А Апостол Павел говорит: «если другому из сидящих будет откровение, то первый молчи» (1Кор. 14:30). Отселе ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии» (блаж. Феофил.). Таким образом, по учению Ап. Петра, пророки «не были пассивными орудиями Духа, сознание их не подавлялось, ибо, по слову Апостола, они «испытывали» являемое им Духом (1Пет. 1:11), т. е. свободно воспринимали и уразумевали открываемое им. На одной стороне откровение от Духа, на другой - самодеятельность и индивидуальность пророков» (проф. Д. И. Богдашевский). Изобразивши, таким образом, существенные стороны истинного пророчества, Апостол в (2Пет. 2:1 и сл.), характеризует и отличает пророчество и учение ложное.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1:19-21. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

     Здесь Апостол доказывает истинность Апостольского благовестия о Христе указанием на сбывшееся пророческое откровение, на которое, как яснейшее доказательство указывал Сам Иисус Христос, потом также ссылались Апостолы, а за ними и другие учители веры, например, святой Иустин Философ, а равно и все святые отцы и учители Церкви.
     Относительно же пророчеств, сообразно со своею общею задачею, Апостол убеждает помнить, что они никогда не изрекались людьми по их только желанию, без воздействия Божия, тогда как лжеучители, подобно ложным пророкам, жрецам и оракулам, изрекают по своему произволу, хитрости и по другим неправильным побуждениям, свои басни и учения. Таким образом, очевидно, что у христиан находится несомненная истина, которая в Ветхом Завете была светом, сияющим в темноте, в христианском же учении она блестит, как утренняя звезда (Откр.22:16), свет которой сменится потом блеском истинного Солнца правды, когда настанет день Христов. А до сего времени никакое пророчество само по себе не раскроется вполне, сравн. (1Петр.1:10-11). Так как пророчества произносились по действию Божию, то и полное раскрытие их будет по воле Божией. Блаженный Августин говорит: «мы ходим во дни в сравнении с неверующими; а в сравнении с тем днем, когда воскреснут мертвые, мы находимся еще во тьме». Из сего понятно, что при изъяснении Писания необходимо внимать голосу Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О толковании и чтении Священного Писания.

Ин.5:39. Писание, читаемое без исследования, может возбуждать недоумения и могут быть некоторые места толкуемы ошибочно: 2Петр.3:16. Посему то и требуется при чтении Писания руководство более сведущих учителей и пастырей Церкви: Тит.1:9; Деян.8:30-35; 2Петр.1:20-21. Что в деле спасения необходимо не одно новозаветное, но и ветхозаветное Писание, об этом свидетельствуется: Ин.5:45-46.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible