Скрыть
Подо́бенъ ему́ не бы́сть предъ ни́мъ ца́рь, и́же обрати́ся къ Го́сподеви всѣ́мъ се́рдцемъ сво­и́мъ и все́ю душе́ю сво­е́ю и все́ю си́лою сво­е́ю по всему́ зако́ну Моисе́ову, и по не́мъ не воста́ подо́бенъ ему́.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 25-30 Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему. Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия. И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: «будет имя Мое там». Прочее об Иосии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. Во дни его пошел фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его. И рабы его повезли его мертвого из Мегиддона, и привезли его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его. И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его и воцарили его вместо отца его

Пусть не думает никто, что их заслуги принижены быстротой кончины. Енох был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его (Прем. Сол. 4:11). И Иосия, который так отпраздновал Пасху Господню на восемнадцатом году царствования, что благочестием превзошёл всех предыдущих царей, не продлил жизни заслугами веры своей. Нет, но поскольку страшное разорение грозило иудеям, праведный царь был взят заблаговременно. Боюсь, что и ты за какие-то оскорбления наши взят от нас, чтобы на восемнадцатом году твоего царства ты, как муж праведный, избежал грозящего зла.

Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему.
           
            Почему об Езекии и об Иосии писатель сказал одно и то же, а именно: «
подобного ему не было царя прежде его, ... и после него не восстал подобный ему»?


Не Езекию с Иосиею и не Иосию с Езекиею сравнивал писатель, но с другими царями, которые почитались благочестивыми: с Асою, с Иосафатом, с Иоафамом, – приведя в сравнение того и другого, признал их лучшими. А если кто обращает внимание на один буквальный смысл, то окажется, что и Езекия, и Иосия превосходили и Давида, когда о том и о другом сказано, что «подобного ему не было царя». Но очевидно, что писатель Езекию не предпочел Давиду и Иосию не признал лучшим Езекии и Давида, но сравнил их с другими благочестивыми царями. А если бы кто предположил, что Езекия укорен за высокомерие, потому что сокровища свои показал вавилонским послам, то увидит, что и Иосия не во всем свободен от вины. Ибо, когда фараон Нехао ополчился против ассириян, Иосия старался помогать ассириянам и, как извещает книга Паралипоменон, фараон сказал ему: «что мне и тебе, царю Иудин? не противу тебе днесь иду воевати, но на место брани моея; и Бог рече потщатися мне; внемли ты о Бозе, Иже со мною, да не убиет тя. И не возврати Иосиа лица своего от него, но ратовати его укрепися, ниже послуша словес фараона Нехао, яже от уст Господних, но иде, да воюет на поли Магеддо. И устрелиша стрельцы фараоновы в царя Иосию. И рече царь отроком своим: изведите мене, яко изнемогох зело» (2Пар.35:21-23). А Ездра говорит так: «и посла царь Египетский к Иосии, глаголя: что мне и тебе есть, царю Иудин? несмь на тя послан от Господа Бога, на Евфрат бо брань моя есть; и ныне Господь со мною поспешаяй есть, отступи и не сопротивляйся Господеви. И не возвратися Иосиа на колесницу свою, но ратовати его усиловашеся, не внемля словесем Иеремии пророка от уст Господних; но постави противу его брань на поли с неправдою» (2Езд.1:26-29). Посему писатель не сравнивает их между собою и не ставит одного выше другого. Так разуметь слова его есть признак крайнего неразумия; напротив того, приводит их в сравнение с другими царями. События при Иоахиме, Иоакиме, Иехонии и Седекии пространнее описал божественный Иеремия, и книгу ту, по благодати Божией, истолковали мы всю. Посему почитаю напрасным делом то же самое повторять в другой раз. Иоахима же, сына Иоакимова, божественный Иеремия называет Иехониею, а книга Паралипоменон – Иоакимом. Его-то Евилмеродах, освободив из темницы, содержал в одном с собою доме и питал со своей трапезы (4Цар.25:27-30). Ибо Поражающий и Врачующий, предав его врагам, снова сподобил свободы.

Толкование на 4-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-25 И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем. Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему

Резюме ко всему повествованию о реформе Иосии, указывающее на полное ее соответствие с требованиями закона Моисеева. О вызывателях мертвых и волшебниках см. в книге А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об аномах, стр. 600-610. О терафимах - Толк. Библия, т. I, с. 89 (ср. у проф. Гуляева, с. 378). Под идолами - евр. гилулим (от гл. галал - вертеться), быть может, разумеются разной формы камешки, которые из глубокой древности, прежде чем стали делать искусственные изображения разных мнимых богов, были у народов, стоявших на низкой ступени развития, символами божества, как это и теперь встречается у диких обитателей островов Тихого океана (проф. Гуляев. с. 379).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible