Скрыть
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-18 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Посему выйдите из среды их и отделитесь, как сказал Исаия, - и нечистоты, то есть нечистаго совершения жертв, не касайтесь, - и Я прииму вас (Ис. 52:11; Соф. 3:19-20), кои были отвержены, - и Я буду вам в отца, и вы будете Мне в сынов и дочерей (Иер. 3:19; Ос. 1:11), потому что преогорчили Меня и ненависть оказали Мне сыны (Мои) издавние.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

«И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». Не сказал: «не творите нечистоты»; но, требуя от них большей точности, сказал: «даже не прикасайтесь и не приближайтесь к ней». Что же составляет нечистоту плотскую? Блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. А душевную? Нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное. Он желает, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. Смотри, вот и награда за то, – отделение от нечестивых и соединение с Богом. Но послушай еще далее: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь» (Иер. 3:19). Видишь, как пророк издревле уже предсказал о настоящем благородстве нашем, т. е. о возрождении благодатию.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И потому, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас

Не сказал: не делайте глупостей, но: и не прикасайтесь к ним. Нечистота же бывает двоякая: телесная и душевная. К душевной относятся нечистые помыслы, нечистые взгляды, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Итак, хочет, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. Выйдите из среды неверных и отделитесь, то есть живите отдельно и будьте чистыми, и тогда приму вас. Ибо, когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 17-18 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

К кому из человеков произнесено это призвание Божие? К тем, которые познали и уверовали, что назначение, данное Богом человекам при сотворении, возвращенное при искуплении, заключается в том, чтоб человеки сделались сынами и дщерями Божиими. От кого повелевает Бог отлучиться людям, желающим соделаться сынами и дщерями Божиими? От общества тех людей, которые увлечены житейскими попечениями, земным преуспеянием, земными наслаждениями, которые не обращают никакого внимания на высокое духовное назначение человечества.

Аскетическая проповедь

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Темже изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся; и Аз прииму вы

(Ис. 52:11) Выше выражено обетование; здесь предлагается условие, от исполнения которого Израилем зависело исполнение обетования Богом. Изыдите, говорит, из среды их, то есть язычников, и отлучитеся, совсем отделитеся от них, чтоб стали чуждыми вы им и они вам. И нечистоте не прикасайтеся; нечистоте, ακαθαρτου, ничему нечистому не прикасайтеся, ничему тому, что осквернено идолослужением. Древний Израиль так и устроен был: и внешним бытом, и законоположениями он был отгражден от язычников и всего языческого. Но что тогда совершалось и блюлось внешно, то у нового Израиля должно совершаться внутренно, нравственными изменениями и решениями. Что там идолопоклонство, то здесь самоугодие со всеми страстями. Что там выйти из среды язычников, то здесь оставить все дела, делаемые в угоду себе и страстям; что там нечистоте не прикасаться, то здесь отвержение и недопускание страстных помыслов и чувств самоугодливых. Здесь условие такое: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мф. 16:24)… или: иже Христови суть, плоть распяша со страстми и похотми (Гал. 5:24). Святой Златоуст говорит: «Не сказал: не творите нечистоты; но, требуя от них большей точности, сказал: не прикасайтесь и не приближайтесь к ней. Он разумеет всякую нечистоту, и плотскую, и душевную. Плотскую нечистоту составляют блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие; а душевную – нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное. Он желает, чтобы мы были чисты и от той, и от другой нечистоты. Смотри, вот и награда за то – соединение с Богом».

И Аз прииму вы. Сначала обетовал: будут Моими, затем, предложив условия, говорит: если исполните их, то прииму вы,– вы станете Моими. Прииму вы, и в свое покровительство, и в свое свойство. Возьму вас на руки и буду греть и лелеять, как мать любимое дитя. Так и бывает: кто, все отвергши, Богу присвояется, того и Бог присвояет Себе и блюдет как зеницу ока. Смотри, какое широкое употребление дано свободному произволению! Обетование дано и возвещено; но чтоб улучить его, надо сделать требуемое движение свободным произволением. Как только последует это движение, тотчас придет на него и исполнение обетования. Наглядно представляется это в притче о блудном сыне. Отец увидел приближающегося сына издалече, выбежал ему навстречу, пал на выю его и облобызал его. Так принимает Бог прибегающих к Нему в раскаянии грешников. Но принимает, когда прибегают. Прибечь их дело, и когда оно совершится, за Божиим приятием не будет остановки.

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Климент Александрийский, пресв. (†215)

И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас

Апостол повелевает, чтобы мы отстранились не от вступивших в брак, как говорят, но от язычников, еще живущих в блуде, а также от упомянутых выше ересей, как от нечистых и безбожных.

Строматы

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас

И потому выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (Ис. 52:11). Это говорил Господь чрез пророка Исаию, который утешал иудеев, бывших в плену вавилонском, предсказывая им освобождение из плена; но под образом этого освобождения от вавилонского плена он вместе предсказывал об освобождении всего рода человеческого и от плена греховного чрез обетованного Искупителя, Иисуса Христа. Пророк бывшим в плену иудеям говорил от лица Божия: выйдите из среды неверующих язычников, отделитесь от них, чтобы не участвовать в их нечестии и в их пороках, и чуждайтесь или удаляйтесь всякого их нечестия и всяких пороков их. Это повеление, произнесенное пророком от лица Божия, Апостол относит к верующим в Иисуса Христа по преимуществу; потому что христиане получают несравненно более даров Божиих, служащих к освящению и усовершению их в благочестии и добродетелях, и призываются к высшему совершенству и святости.

И Я прииму вас. Это обетование Божеского благоволения и благодатного приближения к верующим в Бога и соблюдающим Его повеления, подобно тому, какое изрек Господь Спаситель: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим (Ин. 14:23).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-18 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Как евреев пророк Исаия призывал выйти из грешного Вавилона (Ис. 52:11), так и Апостол убеждает коринфских христиан порвать общение с языческим миром. - Откуда взято выражение: «и буду вам Отцом…»? По нашему русскому тексту источником в этом случае для Апостола послужили книги Иеремии и Осии, но это едва ли так, потому что в означенных книгах такого выражения не имеется. Новейшие толкователи полагают, что Ап. здесь несколько видоизменил выражение (2Цар. 7:14), относящееся к потомку Давида.

Некоторые критики считают место (2Кор. 6:14-7:1) неподлинным по следующем соображениям: 1) здесь трактуется о таком предмете, о котором нигде во всем послании более не говорится, 2) стиль этого места мало изящен и не соответствует вообще способу выражаться, каким владел Ап. Павел, 3) стихи эти нарушают связь речи и с их устранением получается вполне связная речь: второй стих VII-й главы явится естественным продолжением 13-го стиха VІ-й главы. - Но эти соображения недостаточно серьезны. Во-первых, об увлечении Коринфян языческими пороками есть намек в (2Кор. 13:2). Во-вторых, вставочные рассуждения попадаются у Апостола нередко и в других посланиях и, в-третьих, стиль, собственно говоря, здесь нисколько не заключает в себе чего-либо необычайного для произведений Ап. Павла.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 6:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

17. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас (Ис. 52:11):

18. и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (Иер. 3:19. Ос. 1:10)».

     Древний Израиль внешним бытом и законоположениями был огражден от язычников и всего языческого. У нового Израиля должно это совершаться внутренно, нравственными изменениями и решениями. Что́ там идолопоклонство, то́ здесь самоугодие со всеми страстями. Что́ там выдти из среды язычников, то́ здесь оставить все дела, делаемые в угоду себе и страстям; что́ там нечистоте не прикасаться, то́ здесь отвержение и недопускание страстных помыслов... Смотри, какое широкое употребление дано свободному произволению... Обетование дано и возвещено; но чтобы улучить его, надо сделать требуемое движение свободным произволением, а за Божиим приятием не будет остановки» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6.17. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

Что же должен был со своей стороны сделать Израиль, чтобы получить обетованные ему Богом милости? Он должен был не только выйти из  среды язычников, совсем отделиться от них, но даже не прикасаться ни к чему нечистому, что осквернено языческим идолослужением. Что древний Израиль должен был сделать внешне, то новый должен сделать внутренно. В душе и сердце он должен отказаться от самоугодия, как идолопоклонства, выйти из среды своих страстей и не прикасаться, совершенно отрешиться, от всякой нечистоты и телесной – блуда, прелюбодеяния и всякого плотоугодия, и душевной – нечистых помыслов, сладострастных взоров, злопамятства, обмана и тому подобного, что выразил Сам Господь словами: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мф.16:24), и Апостол: иже Христови суть, плоть распяша со страстями и похотями (Гал.5:24). И за исполнение этого условия общения с Богом, обещается великая награда: и Аз прииму вы, вы станете Моими; прииму вас и в Свое покровительство, и в свое родство.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible