Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
Для того это в отсутствии пишу, чтобы мне, когда приду к вам, суровее не поступить с вами, по власти, которую дал мне Господь для вязания на небе и на земле (Мф. 18:18).
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению
(Апостол) сознавал, что сказанное им, особенно к концу послания, строго. Выше он говорил: «Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти»; и: «и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2Кор. 10:1-2, 6); и еще: «Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» (2Кор. 12:20-21); и потом: «Я предварял и предваряю, как бы находясь [у вас] во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» (2Кор. 13:2-3). Итак, ввиду этого, равно как и многого другого, что сказано было им в их устрашение, посрамление, укоризну и порицание, он, желая оправдать себя во всем, говорит: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости». «Я желаю – (говорит), – чтобы строгость моя была только на словах, а не на деле; желаю, чтобы послания были строги, чтобы угрозы продолжались, но не приводились в исполнение». Но и в самом этом оправдании он опять делает речь свою грозною, показывая, что не он будет наказывать их, но Бог, именно, он присовокупил: «по власти, данной мне Господом»; и вместе давая опять разуметь, что не желает употребить власть свою для наказания их, тоже присовокупил: «к созиданию, а не к разорению». Впрочем, теперь хотя и сделал об этом намек, как сказал я, однако оставил им самим на размышление, что, если они не исправятся, то наказать не исправляющихся есть также созидание. А что это действительно так, сам он знал, и показал то на деле.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению
Апостол показал, что и наказание есть созидание. Ибо, когда наказывается один или двое, все собрание приобретает пользу.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению
Сильно устрашивши и выставивши угрозы, теперь представляет оправдание этого. Я потому так написал, что желаю, чтобы угрозы и строгость остались только на письме и не осуществились на самом деле; ибо я непременно накажу неисправившихся, так как Господь дал мне власть. Этим он показывает, что чрез него наказывает Сам Господь. Показывая же, что не желает пользоваться своею властью для их наказания, Прибавляет: к созиданию, а не к разорению, то есть Господь не хочет разорять, или наказывать, но созидать, то есть благотворить. Однако же наказывать неисправимых есть созидание.
Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение
Вот цель, к которой направлено было все, что говорилось в этом последнем отделении, 12, 19–13, 10. Если, говорил он, пришедши, найду неисправных неисправившимися, не пощажду. Теперь же говорит: пишу же об этом для того, чтоб мне в самом деле не поступить у вас нещадно. Никакого желания нет у меня поступить так с вами. «Желаю, чтобы строгость моя была только на словах, а не на деле; желаю, чтобы послания были строги; чтобы угрозы продолжались, но не приходили в исполнение» (святой Златоуст). Но чтобы такое желание мое исполнилось, надобно, чтобы вы во всем исправились и явились совершенными. Ибо не на поблажку вам говорю, что не хочу поступить с вами нещадно, а чтоб побудить вас самих самоохотно исправиться, а не от мер карательных. Ведайте, что власть, юже даде ми Господь, всегда присуща мне. Она дана мне на создание, а не на разорение. Если я найду вас неисправными, надобно будет исправлять вас властно, и чрез то созидать, ибо, оставив вас неисправными, я сделаю послабление вам не на созидание, а на разорение. Вы еще более расстроитесь. Итак, одно из двух: или исправьтесь, или ждите нещадного карания вас. Но все же ведайте, что я не желаю этого, но сделаю так потому, что того требует существо данной мне власти. «Все оставил им самим на размышление» (святой Златоуст).
2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению
Больше всего нуждаемся мы, сыны Церкви, на земле пребывающей, в духовном утешении. Земля, где мы живем, юдоль плача (Пс. 83:7). И в дни внешнего благополучия много скорбей у христианина – болезни тела, семейные неурядицы, скорби от завистников и клеветников и многое другое… А что говорить о временных гонениях на Церковь Божию, когда святые храмы у верующих отнимаются, а их пастыри насильно изгоняются… Христиане приходят в смущение и страх, как овцы, не имущие своих руководителей. В эти моменты скорби долг оставшихся на свободе православных пастырей и епископов – всячески утешать души верующих, по слову Господню: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима… Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! (Ис. 40:1–2, 9).
К великому сожалению и позору немало есть среди числящихся в Православной Церкви и выставляющих себя ревнителями святого православия мирян, занимающих положение в Церкви (старосты, члены приходских советов), а также пастыри и даже епископы, которые сознательно сеют церковную смуту в сердца бедных верующих. Ради своего благополучия внешнего, заглушая голос совести, эти духовные убийцы душ верующих пользуются своим ответственным положением и не к созиданию церковному, а к разорению дел Божиих. Тяжко покарает Господь этих хищных волков духовных… Блуждают овцы Мои, говорит Господь, по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их (Иез. 34:6–10). Лучше было бы вам открыто перейти в лагерь врагов Церкви, какими вы действительно являетесь, чем, прикрываясь высоким положением православных руководителей, губить доверчивые души. Открытый враг не так вреден, и верующий не пойдет за открытым неверием. А что хуже, вреднее скрытого безбожия?
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-10 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве. Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению
В дополнение к сказанному им о молитве (ст. 7-й), Апостол замечает, что ему даже приятно оказаться немощным, т. е. не проявлять своей карающей власти над Коринфянами. Если они сильны, т. е. пребывают в истинной вере, идут по пути христианского совершенства, то Апостол только радуется этому. Он и послание свое пишет им для того, чтобы укрепить их в вере: ему не хочется являться разорителем благополучия Коринфской церкви, а таким он явился бы, если бы нашел Коринфян продолжающими свою греховную жизнь. Нет, он хочет созидать, а не разорять их церковь.
Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор. 13:1
священник Николай Рудинский (†1937)
Но если пришедши к вам, найду неисправных еще не исправившимися, не пощажу. Теперь же пишу об этом для того, чтобы мне в самом деле не поступить у вас по строгости (в слав. нещадно). Никакого желания нет у меня поступить так с вами, «желаю, чтобы послания мои были строги, чтобы угрозы продолжались, но не приходили в исполнение» (Златоуст). Но, чтобы такое желание мое исполнилось, надобно, чтобы вы во всем исправились.
Знайте, что власть, данная мне Господом, при мне. Она дана мне для созидания, а не для разорения. Если вы будете неисправными, надо властью исправить вас. Иначе, оставив вас неисправными, я сделаю послабление вам не на созидание, а на разорение а тогда вы и еще больше расстроитесь.
Итак, одно из двух. Или исправьтесь, или ждите нещадной себе кары. Но все же знайте, что последнего я не желаю, и если сделаю так, то лишь потому, что этого требует существо данной мне заповеди.