Скрыть
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;

Святые отцы

Прочие

Мефодий Олимпийский, Патарский, сщмч. (†311)

Ст. 16-17 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем

Ныне нужно приносить в изобилии чистый елей добрых дел и мудрости, очищенный от всякого влекущего долу тления, дабы в ожидании замедлившего Жениха и наши светильники также не погасли. Это замедление есть время до пришествия Христова; дремота и сон дев - отшествие от жизни; полночь -царство антихриста, когда ангел-истребитель пройдет по нашим жилищам; а раздавшийся крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему (Мф 25:6), - голос с неба и трубный звук, когда святые, по воскресении всех их, будут восхищены на облаках и пойдут в сретение Господу. Ибо, надо заметить, после этого крика встали все девы (Мф 25:7), как говорит слово Божие, то есть после голоса с небес мертвые воскреснут, как учит и Павел, когда говорит: Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, то есть телесные хижины, которые умерли, разлучившись с душами. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем - это он говорит о душах. Ибо мы, живущие, собственно суть наши души, которые вместе с телами, опять воспринятыми, на облаках пойдут навстречу Господу, неся светильники, украшенные не чуждым и мирским украшением, но светом мудрости и целомудрия, исполненным эфирного сияния подобно сияющим звездам.

Пир десяти дев

Ефрем Сирин, прп. (†373)

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде

Ибо, во время сошествия Господа нашего с неба при звуке трубы Архангела, прежде чем находящиеся тогда в живых праведники будут снаряжены новыми крылами, - прежде сего совершится воскресение мертвых во Христе.

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде

Ведь воистину смерть не была необходимой для божественного дела, когда в раю тек поток всяческих благ для первой четы, поселенной в раю. Но жизнь людей стала жалкой из-за проклятия за преступление, обрекшего человека на ежедневную работу и невыносимый стон. Требовалось положить конец зол, чтобы смерть восстановила то, что утеряла жизнь. Ведь если бы не дыхание благодати, то бессмертие было бы скорее бременем, чем благом. И если как следует рассудить, то сама смерть - дело не природы, но зла: ведь природа остается, а зло умирает… Итак, мы или понесем наказание за грехи наши, или примем награду за добрые дела. Ведь воскреснет та же самая природа, и еще более славная тем, что отдала долг смерти. Посему говорит апостол: мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Христу на воздухе и так всегда с Господом будем.

…Что же, будем ли мы праздники почитать, проводя их во вкушении пищи и питье? Но никто да не осуждает нас за пищу: закон духовен, а я плотян (Рим 7:14). Да никто не осуждает вас за пищу, или питье, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе (Кол 2:16 - 17), которое явил нам как бы в последней трубе Отческий глас с неба тогда, когда иудеи восклицали: это гром (Ин 12:29), - тело Христово, которое, с другой стороны, при последней трубе явится нам: потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела, и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.

О кончине брата Сатира

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-17 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем

Слова его означают то, что Господь, пришедши, найдет многих хри­стиан в телах еще не испытавшими смерти; и, однако, они не прежде восхищены будут на небо, как умершие святые вос­станут из гробов, будучи пробуждены трубою Божиею и гла­сом архангела. Когда же они будут пробуждены, то, соединив­шись с живыми, вместе с ними восхищены будут на обла­ках в сретение Христу на воздух, и таким образом будут царствовать с Ним всегда. Нельзя, конечно, сомневаться в том, что тела, имеющие тяжесть, могут подняться в воздух, когда по повелению Господню Петр, имевший такое же тело, ходил по волнам морским (Мф.14:29), и Илия, для под­тверждения этого упования, также был восхищен на огненной колеснице по этому воздуху на небо (4Цар.2:11).

Об утешении при смерти. Слово 1-е

Иероним Стридонский, блж. (†420)

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде

Тогда при гласе трубы содрогнется земля с народами, и ты возрадуешься. Мир жалобно возопиет, когда Господь пойдет на суд, и сонмы земнородных будут ударять в грудь. Могущественнейшие в былое время цари будут трепетать обнаженные. Предстанет на суд Венера со своим потомством. Приведется тогда неведомый Юпитер, и глупый Платон со своими учениками. Аристотелевы аргументы будут бесполезны. Тогда ты, необразованный и бедняк, возрадуешься, и воссмеешься, и скажешь: вот Распятый мой, вот Судья, Который, будучи повит пеленами, плакал в яслях.

Послания

Максим Исповедник, прп. (†662)

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде

Как говорит божественный апостол: Сам Господь… при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба. И сотворит Он отмщение Своим противникам, отделив, через святых ангелов, неправедных от праведных, проклятых от святых, или - говоря кратко - отделив идущих на поводу у плоти от тех, кто следует за Духом Божиим. И, как гласит истина божественных словес, Он воздаст на бесконечные и нескончаемые века праведное воздаяние каждому, соответственно достоинству прожитой жизни.

Мистагогия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба

Ты, говорит, не сомневаешься в том, что я говорю: и Сам Господь повелит это. Как же повелит? Во гласе Архангела, который начальствует над другими ангелами и взывает: готовьте всех, ибо Судия предстоит. Много будет труб, но Судия сойдет при звуке последней. Как у Отца на Синайской горе были и трубы, и ангелы, служившие Ему, так и Сын будет иметь это, как Царь. Или: повеление Божие сделает то, что земля возвратит тела, изменившиеся в нетление; а глас архангела, в сослужении ангелов, совершит то, что повсюду рассеянные соберутся в одно.

и мертвые во Христе воскреснут прежде

Мертвые во Христе, то есть верные. Так как они должны быть восхищены на облаках, то и воскреснут первыми. Остальные - последними, так как они не имеют ни быть восхищенными, ни встречать.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее

Что оставшиеся живыми в пришествие Господне не предварят умерших, это доказывает Апостол, представляя главные моменты того великого последнего события: явится Господь, воскреснут умершие, они и оставшиеся живыми восхищены будут на облаках в сретение Господу. В этом, самом дорогом преимуществе верующих, живые не будут предпочтены никакою особенностию пред умершими.

Яко Сам Господь. – Лицо, в коем сосредоточиваются все стремления и надежды христиан – начало и совершитель пакибытия, решитель окончательной участи всех.

В повелении, во гласе Архангелове, в трубе Божии. В этом или представляются только стороны и черты величия, благолепия и славы явления Господня в последний день, в противоположность смиренному сошествию Его для воплощения и в соответствии явлению Бога на Синае, или изображаются разные действия Божеские в возустроении всяческих в новом виде. В повелении, коим Бог, в Троице покланяемый, изречет определение, что время кончилось, настал момент, да воскреснут мертвые и все да явится в обновленном виде. Во гласе Архангелове. Божие повеление принято будет первым Архангелом, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия, – прежде Израиля, потом христиан (Дан. 9, 21; 10, 5, 13, 21; 12, 1). Принятое повеление будет возвещено гласом Архангела – прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих разгласят повеление Божие во все концы земли. Под трубою здесь разумеется не одна труба, «труб будет много; Господь же снидет по последней трубе» (Златоуст). Божиею называется она, как передающая Божие повеление, с силою Божиею действующая. Труба будет проводником силы Божией, все проникающей и все оживляющей; она возбудит умерших и соберет их вместе с живыми воедино. Труба и в Ветхом Завете была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев. 25, 9; Чис. 10, 2; 31, 6). И мертвии о Христе воскреснут первее. То же и в другом месте говорит Апостол: вострубит и мертвыи востанут нетленны (1Кор. 15, 52). Слово: первее не то значит, что прежде воскреснут умершие о Христе, то есть верующие христиане, а потом и нехристиане, как бы оставался между тем и другим воскресением какой промежуток времени, который иные расширяют даже на тысячу лет, на что никакого здесь нет намека. Апостол хочет сказать только, что прежде мертвые воскреснут, потом последует восхищение их вместе с живыми на облаках. О неверующих здесь не поминается, потому что их не касалась речь; слово Апостола к верующим было только о воскресении верующих. Но этим не исключается общее всех воскресение.

Фотий у Экумения говорит: «Господь снидет при Своем повелении, Архангеловом воззвании и возглашении труб. Повелевает Господь, Владычнее повеление провозглашает Архангел, передают его, как эхо, все чины небесные. Господь велит, Архангел передаст повеление Владыки тем, кои под Ним, а те прозвучат его во все концы мира. – И мертвии восстанут и соберутся со всей вселенной. Так подробно изображает он воскресение мертвых, чтобы глубже напечатлеть их в душах христиан. Голос Архангела повелит собраться всем ангелам и всех приготовить к принятию Судии, готового явиться. Чтобы земля отдала принятых ею изменившимися в нетление, это совершит повеление Христово, а чтоб собрать воедино рассеянных до последних земли, это сделают ангелы, по гласу Архангела, посредством трубы Божией. Прообразом этих труб служили трубы Синайские. И когда приближается Царь, трубят в трубы». Святой Златоуст: «Какое значение имеет глас Архангела? – Такое же, как и то, что сказано о девах: востаните, прииде жених. Се Жених грядет, исходите во сретение (Мф. 25, 6). Или об этом он здесь говорит, или о том, что тогда, когда ангелы будут служить воскресении, совершится нечто подобное тому, что бывает при царе. Именно, Бог скажет: да воскреснут мертвии! И это будет приведено в исполнение не силою ангелов, а силою Его слова: как если б царь повелел и сказал: пусть выйдут заключенные, и пусть слуги изведут их, то сии последние исполнили бы это не своею властию, а вследствие повеления царского. Об этом и в другом месте говорит Христос: послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их (Мф. 24, 31). – И повсюду узришь ангелов, поспешающих исполнить повеление Божие. Воскресить есть дело Всемогущего Бога, повелевающего земле возвратить вверенное, безо всякого содействия слуг, подобно тому, как было и тогда, когда Господь воззвал к Лазарю: Лазаре, гряди вон! (Ин. 11, 43), а привести воскресших будет дело слуг». Феодорит: «Сам Господь всяческих прежде всего явится сходящим с небес и повелит Архангелу возопить и воскресить мертвых. Трубы же будут повсюду звучать нечто великое и дивное. – Если при звуке, какой на горе Синайской соразмерен был с слухом живших тогда, народ не перенес чрезмерности страха, но сказал великому Моисею: глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх. 20, 19); то кто перенесет глас, который тогда прозвучит? – И мертвии о Христе воскреснут первее: мертвыми называет Апостол верных, не только уверовавших во Евангелие, но и просиявших под законом и до закона».

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святых мощах


Сектанты говорят: 1Кор.15:50: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», значит, мощи не нужны.

Православный ответ: Никто из православных не доказывает, что мощи в их нынешнем виде предстанут во второе Воскресение. Нет, они изменятся, как изменятся и тела всех людей (1Фес.4:16; 1Кор.15:52) и будут подобны славному Телу Христову (Флп.3:21).

Оружие правды

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 16-17 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем

Сам апостол Павел разъясняет: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1Кор. 15:51–52). Те, кто будет жив ко Второму пришествию Спасителя, изменятся, их тела станут нетленными. Иными словами, все, что есть в них тленного, погибнет, и они непостижимым для человеческого ума образом избегут осуждения смерти и станут измененными подобно тем, кого Господь воскресит от мертвых, поскольку все получат нетленные тела, и после Страшного Суда все мы будем восхищены на небо и всегда будем с Господом. Ясно, что мы, христиане, знаем путь от смерти к бессмертию, от временного к вечному. Все на этом пути исходит от Воскресшего Господа Иисуса Христа и от нашего отношения к Нему: от веры в Него и жизни по Его Евангелию.

Верой в Воскресшего Господа и жизнью, происходящей от этой живодательной веры, мы, живя на земле, в действительности находимся на небесах. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Флп. 3:20–21). Поскольку то, что Спаситель как Бог дал Своему воскресшему и вознесшемуся телу, Он даст и нам, даст всему человеческому роду, соделав причастниками Божеского естества (2Пет. 1:4) посредством благодатной евангельской жизни в Господе нашем Иисусе Христе, Воскресшем Спасителе и Единственном Победителе смерти, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9), чтобы и вы имели полноту в Нем (Кол. 2:10).

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Аврелий Пруденций (†413)

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде

Когда огромная труба подаст сигнал, в то время как земли будут сожжены, и расколотая ось сломает полюс рушащегося мира.

Гимны на всякий день

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде

Сам Господь И. Христос - смотри I:10. Возвещение - keleoima - общее приглашение, призыв к живым и мертвым, который, вероятно, выйдет от Самого Господа и найдет отзвук «во гласе Архангела и трубе Божией» - (ср. все это с Мф XXIV:30, 31).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 15-16 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде
Ст. 15-16 Сiе́ бо ва́мъ глаго́лемъ сло́вомъ Госпо́днимъ, я́ко мы́ живу́щiи, оста́в­шiи въ при­­ше́­ст­вiе Госпо́дне, не и́мамы предвари́ти уме́ршихъ: я́ко Са́мъ Госпо́дь въ повелѣ́нiи, во гла́сѣ Арха́нгеловѣ и въ трубѣ́ Бо́жiи сни́детъ съ небесе́, и ме́ртвiи о Христѣ́ воскре́снутъ пе́рвѣе

Представляя образ второго пришествия Господа, на основании того, что о сем открыто в слове Божием, Апостол прежде всего говорит о том, что более всего интересовало Солунян, а именно, что в чести сретения Господа Судии живые не будут иметь преимущества пред умершими, потому что в то время, когда по повелению Божию раздастся громогласная архангельская и ангельская песнь о снисхождении Господнем, тогда умершие о Христе воскреснут, и потом сойдет с неба Христос, в сретение Которому явятся все. По изъяснению св. И. Златоуста, «когда Ангелы будут служить при воскресении, совершится нечто подобное тому, что бывает при царе. Именно, Бог скажет: да воскреснут мертвые! И это будет приведено в исполнение не силою Ангелов, а Его слова, – как если бы царь повелел и сказал: пусть выйдут заключенные, и пусть слуги изведут их, то сии последние исполнили бы это не своею властию, а вследствие повеления царского. Об этом в другом месте говорит Христос: послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранных Его от четырех ветров, от конец небес до конец их (Мф. 24:37). И повсюду узрим Ангелов... Труб будет много. Господь же снидет по последней трубе». «Трубы будут звучать нечто великое и дивное. Если при звуке, какой был при Синае, народ не перенес страха (Исх. 20:19), то кто перенесет звук, который прозвучит, когда и мертвии о Христе воскреснут первее. Мертвыми называет Апостол верных, не только уверовавших в Евангелие, но и просиявших под законом и до закона» (блаж. Феодорит). «Божие повеление (по изъяснению преосв. Феофана) будет принято первым Архангелом Михаилом, блюстителем народа Божия, прежде Израиля, потом христиан (Дан. 9:21; 10:5, 13:21; 12:1). Принятое повеление будет возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих (Лев. 25:9, Чис. 10:2; 31:6) разгласят повеление Божие во все концы земли». В послании к Коринфянам Апостол говорит: «се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся» (1Кор. 15:51). А здесь он говорит, что он сообщает о воскресении мертвых на основании слова Божия. И известно, что он не раз получал от Господа непосредственные откровения (1Кор. 11:232Кор. 12:1, Гал. 1:12). «Павел все возвещает по внушению Духа», говорит св. И. Златоуст, ссылаясь на его же слова (2Кор. 13:31Кор. 7:40). Но то, что он говорит теперь, он слышал от Бога, узнавши от Христа, имея в себе самом Христа глаголющего, как говорил прор. Исаия: тако глаголет Господь (Ис. 8:11), или Иеремия: слово Господне, еже бысть ко Иеремии (Иер. 1:1). Некоторые западные толковники видят здесь ссылку Апостола на слова 3 кн. Ездры (3Ездр. 5:42). Но этого нельзя признать, по причине позднего происхождения означенной книги.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;

Что оставшиеся в живых не предварят умерших в пришествии Господнем, Апостол показывает наглядно, раскрывая даже картину второго пришествия Господа. Явится Господь, воскреснут мертвые, а потом они и оставшиеся в живых восхищены будут на облаках в сретение Господа. В этом, самом дорогом преимуществе верующих, живые не будут предпочтены никакою особенностью пред умершими.

Самое явление Иисуса Христа святой Павел изображает так. При возвещении (в слав. в повелении), которым Бог, в Троице поклоняемый, изречет определение, что время кончилось, настал момент, да воскреснут мертвые, и все да явится в обновленном виде! Повеление Божие принято будет первым Архангелом, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия (см. Дан. 9:21, 10:5, 13:21, 12:1), и возвещено гласом его прочим Небесным. Силам, которые посредством труб Божьих (ср. Лев. 23:24; Чис. 10:2, 31:6) разгласят повеление Божие во все концы земли. От звука этих труб, как от Его «да будет» (Быт. 1:3-6), воскреснут мертвые, умершие во Христе, с верою в Него, и с надеждою в Нем воскресения, прежде (в слав. первее). Чего? Прежде восхищения, взятия на облаках, в сретение Господа вместе с живыми.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible