Скрыть
ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем .

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

      15:23. - Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем]. 

     Вопрос 33. Почему Бог лишил Саула царства за дело человеколюбия?

     
Бог предвидел будущие его преступления, злоумышления против благодетельствующих, избиение священников, нарушение клятв, обращение к чревовещательнице. Но и одного преступления заповеди об Амаликитянах достаточно было, чтобы подвергнуть Саула решительному наказанию. Ибо должно было уразуметь сему недальновидному, что одна капля Божия человеколюбия препобеждает всякую человеческую доброту. Но когда Бог повелел наказать, этот жалкий сжалился; и когда произнесен Богом смертный приговор, он, как полагал, дарил жизнь; и когда Бог не велел пользоваться ничем из военной добычи, он из стад взял себе тучных овец и волов, а из всего прочего – лучшее. Сам положив заклятие никому не принимать пищи, или пития, хотел предать смерти преступившего зарок сей по неведению; а когда Бог всяческих наложил заклятие на Амаликитян, не за нечестие их, но за неприязнь к израильскому народу, взял себе не малое что-либо, но большую часть того, на что положено заклятие; не уцеломудрил его и пример Ахаров. Поэтому не мал, но весьма велик, грех его.
      Пророк напоминал ему слова, произнесенные им пред вступлением на царство, сказав: «еда не мал был еси пред ним, чтобы стать вождем от скиптра Вениаминова, малейшаго из колен Израилевых»? Т. е. не говорил ли ты: «не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых»? (1Цар.9:21) Однакоже Господь помазал тебя в царя над всем Израилем, «и послал тебя Господь в путь» (1Цар.15:18).
      Потом Пророк говорит, какие заповеди дал Саулу, и как он преступил их, устремившись на корысти. Ибо к осуждению его служили, не столько противозаконное милосердие, сколько ненасытность, и любостяжательность, и страсть сребролюбия, поработившись которой, преступил он заповедь. Но Саул употребил Адамово слово, ибо сказал: «послушах гласа людей» (1Цар.15:20). Так говорил и Адам: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12).
      И поскольку Саул говорил, что волов и овец взял для жертвы, то услышал от Пророка: вот не хощет Господь всесожжений и жертв, якоже послушания гласа Господня. Се послушание благо паче жертвы, и покорение паче тука овня. Яко грех есть чарование, и преогорчение – неправда, а Терафимы наводят болезнь и труды. Понеже уничижил еси глагол Господень, «и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем]» (1Цар.15:22;23). Слово Терафим Акила перевел: услужливость и взаимновзятие. А слово: чарование, думаю, указывает на неразумие некоторых. Ибо, вероятно, иные почли худым предзнаменованием, победителю не воспользоваться добычею. Слово же: Терафим поставлено вместо слова: наблюдение. Ибо, как Ефуд посвящен был Богу, и чрез него вопрошающим давалось знать, что делать; так посредством Терафимов объявлялись идольские прорицания. Ибо, в подобие Ефуду, Терафим посвящен был идолам; и о сем яснее сказано нами в книге Судей. А по переводу Акилы можно разуметь и иначе, то есть, Богу угодно исполнение повеления, а не приношение даров, потому что неприятно Ему служение вопреки Его воле, и оно уготовляет бедствия. Научая же, что определение Божие неизменно, Пророк присовокупил: «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1Цар.15:29). По сему месту разуметь должно значение слова: раскаяваюсь.
 

Толкование на 1-ю книгу Царств

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем

Самое упорство мнимых староверов против церкви и законного Собора, было такое церковное преступление, которое требовало строгого осуждения, по точному изречению слова Божия: «якоже грех есть чарование, тако грех есть противление. и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение». Вот почему Собор 1667 года решительно отверг двуперстное знамение, и осудил некрестящихся тремя перстами.

Беседы к глаголемому старообрядцу

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем

И это есть величайший порок, с которым сталкивается природа человека, ибо после прегрешения своего Саул прибегает к оправданиям куда скорее и вместо того, чтобы пасть на землю в знак признания своей вины и раскаяться. И место этой прискорбной слабости среди тяжелейших грехов, поскольку она воистину затрудняет путь грешника к раскаянию. Как сказано в 1-й книге Царств: ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-23 и отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем

См. 1-3, 10-11, 17-19 ст.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible