Скрыть
жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 10-16, 28-29 и было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал. Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори… Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему

И вот, есть вещи, достойные похвалы в людях, но которые не могут быть у Бога. Таков, например, стыд, который есть великое украшение вины человека, и таков страх Божий. И превозносится он не только в книгах Ветхого Завета. Апостол Павел также говорит: Итак, возлюбленные… очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор 7:1). И ни стыд, ни страх не свойственны Богу. Следовательно, как определенные достохвальные черты человеческого характера не могут быть справедливо приписаны Господу Богу, так можно назвать и определенные презираемые человеческие черты, которые справедливо могут быть упомянуты в числе присутствующих в Боге, хотя, в отличие от людей, совершенно иным образом и на иных основаниях. Ибо вскоре после того, как было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, сказал Самуил Саулу о Боге: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. И этот случай ясно показывает, хотя Бог мог сказать «жалею», всё же данное слово нельзя воспринимать в смысле раскаяния человека, как мы это уже пространно здесь обсудили.

О различных вопросах к Симплициану

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 10-16,35 и было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал. Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори… И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем

Все эти свидетельства говорят о том, что нам не следует упрямо держаться за свои обещания, но нужно проверять их разумом и рассудком, потому что выбирать и предпочитать нужно то, что лучше, и именно к тому, что полезнее, нужно переходить без всякого колебания. Такое неоценимое суждение учит нас тому, что, хотя Богу исход всякого человека известен прежде его рождения, Он всё устраивает таким порядком, таким основанием и даже, можно сказать, таким человеческим чувством, что не силой Своей и не согласно Своему невыразимому предведению определяет всё и вся, но, исходя из деяний человека в определённое время, Он либо отвергает человека, либо приближает [к Себе], либо ежедневно изливает на него благодать, либо отворачивается от него.

Это показывает и избрание Саула. И хотя предведение Бога не могло не знать о его жалком конце, Он выбрал его из многих тысяч израильтян и помазал на царство. Поступая так, Он вознаграждал его за достойную жизнь в то время и вовсе не принимал во внимание грех его будущего преступления. И вот после того как он развратился, Бог, как будто, пожалел о Своём выборе, жалуясь, так сказать, человеческими словами и чувствами: Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опять же: Печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

Собеседования

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь

О том, как должно разуметь сказанное в первой книге Царств: раскаяхся, яко помазах Саула в царя. Дерзость людей безбожных, не занимающихся чем должно и упражняющихся в худом, ничего Божественного не оставляет неоскорбленным. Посему, так как и ныне предложенный тебе ими вопрос есть произведение их бесплодия, то, оставив это, выслушай истину. Сказанное: раскаяхся, яко помазах Саула в царя, - не есть клевета на Божие предведение и показывает не Божие неведение (да не будет сего!), но избыток Божия милосердия и человеколюбия. Посему, поскольку Евреи, испросив себе царя и отвергшись Бога, достойны были наказания - впрочем, не такого, какому подверг их Саул, сделавшись царем - то Бог изъявляет сожаление и об Евреях, как потерпевших тяжкие бедствия, и о Сауле, как сделавшемся для них тягостным. Посему, вина падает на их произвол, а не на человеколюбие Исполнившего прошение.

Письма. Книга I

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 11 Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. 

    Вопрос 32. Как должно разуметь сказанное: «жалею, что поставил Я Саула царем»?
 

    Неоднократно говорили мы, что раскаяние Божие есть изменение в Божием домостроительстве. Например: Бог повелел избрать на царство Саула по телесной его доброзрачности, но не потому, что Сам увеселяется телесным ростом (Он Творец и великорослых и малорослых), а в угождение народу, смотревшему на все только чувственными очами. А что Бог предпочитает часто малорослых великорослым и юных старцам, свидетель сему Закхей, который, мал будучи ростом, принял в дом свой Владыку; – свидетель Самуил, который, будучи юн, сподобился Богоявления; – свидетель Давид, предпочтенный братьям, которые были и больше и старше. Возжелав сего-то Давида поставить царем, и семени его сохранить царство, ради имевшего от него по плоти родиться Царя твари, и обращая слово к людям, Бог употребил человеческий образ речи, и сказал: раскаяхся, яко помазах Саула на царство. когда надлежало бы сказать: другому хочу отдать власть царскую, а Саула лишить владычества.

Толкование на 1-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 и было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь

Ср. XIII:8-14. И опечалился Самуил и взывал ко Господу целую ночь, прося вразумить его относительно того, как он должен поступить теперь с Саулом.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible