Скрыть
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто

Против же тех, кои надмевались пророчеством, знанием и верою, говорит: и если буду иметь пророчество, не так - как вы, но если бы узнал тайны все, вам открытые, - пусть, кроме того, дастся мне все знание, вместо малой доли сообщенного вам знания, - и пусть, сверх того, будет во мне не та малая вера, какую имеете вы, - но если буду иметь всю веру, так чтобы горы переставлять, а любви иметь не буду, - ничто я.

На 1-е послание к Коринфянам

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий

Не слышишь ли, что говорит Павел? Если имею все дарования, «аще предам тело мое, во еже сжещи е, аще языки ангельскими глаголю, любве же не имам, ничтоже есмь». Ибо дарования сии руководствуют только к совершенству; и достигшие оных, хотя и во свете, однако же еще младенцы. Многие из братии восходили на сию степень, и имели дарования исцелений, откровение и пророчество; но, поелику не пришли еще в совершенную любовь, в которой «соуз совершенства» (Кол. 3, 14), то восстала в них брань, и они, вознерадев, пали. Но кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати. А кто приближается постепенно к совершенной мере любви, но не дошел еще до того, чтоб стать узником любви, тот находится еще под страхом, ему угрожают брань и падение; и если не оградит он себя, то низлагает его сатана.

Собрание рукописей типа II. Беседа 26

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто

И смотри, с чего начинает (апостол): прежде всего с того, что они почитали удивительным и великим, то есть с дара языков, и, говоря об этом даре, представляет его не таким, какой они имели, но гораздо большим. Не сказал: «если я говорю языками», но: «если я говорю языками человеческими» (1Кор.13:1). Что значит – человеческими? Языками всех народов вселенной. Не довольствуясь и этим увеличением, прибавляет еще другое, гораздо большее, и говорит: «и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий». Видишь ли, как он возвысил этот дар и как после низвел и ниспроверг его? Не просто сказал: тогда я ничто, но: «то я – медь звенящая», нечто бесчувственное и бездушное. Как – медь звенящая? Издавая звук, но напрасно, попусту и без всякой нужды. Далее, кроме того, что не приношу никакой пользы, для многих кажусь беспокойным, тягостным и несносным. Видишь ли, как не имеющий любви уподобляется вещам бездушным и бесчувственным? Говоря о языке ангельском, (апостол) не приписывал ангелам языка, но выражает следующее: хотя я буду говорить так, как обыкновенно беседуют ангелы между собой, без нее (любви) я ничто и даже тягостен и несносен. Подобным образом и в другом месте, когда говорит: поклонится Ему «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2:10), он не приписывает ангелам колен и костей, – да не будет, – но подобием нашего поклонения желает выразить усердное поклонение ангелов. Так и здесь говорит о языке, означая не орган телесный, а известным нашим способом собеседования выражая взаимное собеседование их между собой. Далее, чтобы слова его скорее были приняты, он не останавливается на даре языков, но указывает и на прочие дары, и, показав ничтожность их без любви, потом уже начертывает ее изображение. А так как он хотел постепенно усиливать речь, то восходит от меньшего к большему; то, что поставил последним при исчислении даров, то есть дар языков, теперь поставляет на первом месте, восходя, как я сказал, мало-по-малу от меньшего к большему. Сказав о языках, он тотчас переходит к пророчеству и говорит: и «если имею дар пророчества» (1Кор.13:2). И это также (представляет) в превосходной степени. Как там указал не на языки только, но на языки всех людей и даже ангелов, и потом уже сказал, что этот дар без любви ничто, так и здесь говорит не о пророчестве только, но о пророчестве самой высшей степени. Сказав: «если имею дар пророчества», присовокупляет: «и знаю все тайны, и имею всякое познание», представляя и этот дар в превосходной степени.

Потом (апостол) переходит и к прочим дарам, и чтобы, исчисляя их порознь, не показаться тягостным, указывает на мать и источник всех их, и опять в превосходной степени: и «если, – говорит, – имею… всю веру». Не довольствуясь этим, присовокупляет и то, что Христос признал самым великим: «так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто». Смотри, как он и здесь опять уничижает дар языков. От пророчества показывает великую пользу, именно – знание таин и всякое разумение, равно и от веры немаловажное дело, именно – переставление гор; а о даре языков только упомянул и более ничего. Заметь еще, как он в кратких словах обнимает все дары, т. е. в пророчестве и вере; это потому, что чудеса заключаются или в словах или в делах. Но как же Христос говорит, что переставление гор есть самое малое дело веры, – именно упоминает об этом, как о чем-то самом малом, когда выражается так: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф.17:20), а Павел поставляет в этом всю веру? Что сказать на это? Переставить гору действительно великое дело; вследствие того и упоминает об этом; но не потому, чтобы вся вера могла производить только это, а потому, что людям грубым это казалось великим по тяжести гор. Таким образом он возвышает предмет, и смысл слов его следующий: если я имею всю веру, если даже могу переставлять горы, а любви не имею, то я ничто.

Гомилия 32 на 1-е послание к Коринфянам

Геннадий Константинопольский, свт. (†471)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто

Сказал здесь не о вере верных, всеобщей и вселенской, но о даре веры. Ибо был некий вид дарования, который одноименно называли верой, поэтому при обнаружении духовной причастности он подавался многим тогдашним благочестивым людям.

Фрагменты

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание

Не простое пророчество, но самое высшее, и знающее все тайны. Примечай же: о языках сказал, что от них нет никакой пользы, а о пророчестве, что оно знает все тайны и всякое разумение.

И всю веру

Дабы, перечисляя дары поодиночке, не показаться тягостным, перешел к роднику и источнику всех их - к вере, и притом - всей.

Так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто

Поскольку переставление гор казалось многим великим делом, то и упомянул об этом, а не потому, будто вся вера только это и может совершать. Ибо Господь усвояет переставление гор малой доле веры, когда говорит: если вы будете иметь веру с горчичное зерно (Мф. 17:20). Смотри же, как он пророчеством и верой обнял все дары. Ибо чудеса заключаются или в словах, или в делах. Не сказал: если не имею любви, то я мал и беден, но: я - ничто.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь

Эти дары внутренне, и указывают на большую близость к Богу. При всем том они не самой глубины естества нашего касаются, и не существенное сочетание с Богом означают. Пророчество – с полным ведением таин Божиих в устроении царства благодати и с полным познанием устройства мира и всех тварей, в начале их, в течении времени и в целях, к чему все ведется,– и такое пророчество все же в голове имеет свое седалище, и, когда нужно, Бог может преподать его уму, не соображаясь с тем, что происходит в сердце, так же, как заставить ослицу говорить. Следовательно, и при этом внутреннейшее может быть чуждо Бога и ближних, чуждо истинной жизни. Вера чудодейственная, горы преставляющая, предполагает великое пред Богом дерзновение; но как дела, ею совершаемые, суть внешние, и не ее собственно, а Божии, Бог же по целям промышления может действовать и чрез несовершенные орудия, не их имея в виду, а других, то и этот дар может обнаруживаться совершенно внешним образом, не быть решительным удостоверением о внутреннейшем единении с Богом и с братиями в Боге. Обычным порядком духовной жизни ни такого пророчества, ни такой веры иметь нельзя без совершенной чистоты и приискреннего богообщения; но Бог, по целям Своим, когда нужда належит, может сообщить то и другое и таким лицам, которые по внутреннему своему строю и не могли бы иметь их. Отсюда выходит, что деяния такого рода не суть удостоверители в духовном истинном совершенстве, которое совмещается все в любви, то есть можно и при них быть без любви, и, следовательно, быть ничем. Возможность таких явлений и Сам Господь подтвердил, когда сказал: мнози рекут Мне в день он: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене делающии беззаконие (Мф. 7, 22–23). Я никогда не знал вас, скажет, так как весть Господь сущая Своя. Этим выразил Господь, что, несмотря на такие знамения, творившие их не были свои Ему, а не были свои Ему потому, что воли Его не творили, или, что то же, любви не имели. Так слово Апостола сходится со словом Господа. Мысль Апостола не та, чтобы сказать, что такие дары никогда не указывают на приискреннюю близость к Богу проявляющих их, но та, что и при них возможно отсутствие такой близости, а без нее все ничто.

Святой Златоуст такие мысли высказал на это место: «Апостол не останавливается на даре языков, но указывает и на прочие дары и, показав ничтожность их без любви, потом уже начертывает ея изображение. А как он хотел постепенно усиливать речь, то восходит от меньшего к большему; то, что поставил последним при исчислении даров, то есть дар языков, теперь поставляет на первом месте, восходя, как я сказал, от меньшего к большему. Сказав о языках, он тотчас переходит к пророчеству и это также представляет в превосходной степени. Ибо как там указал не на языки только, но на языки всех людей, и даже на языки Ангелов, и потом уже сказал, что этот дар без любви ничто, так и здесь говорит не о пророчестве только, но о пророчестве самой высшей степени. Сказав: аще имам пророчество, присовокупляет: и вем тайны вся и весь разум, представляя и этот дар в превосходной степени».

«Потом Апостол переходит и к прочим дарам, и дабы не показаться тягостным, исчисляя их порознь, указывает на мать и источник всех их, и опять в превосходной степени: и аще, говорит, имам всю веру. Не довольствуясь этим, присовокупляет и то, что Христос признал великим: яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. Смотри, как он и здесь опять уничижает дар языков. От пророчества показывает великую пользу, именно – знание таин и всякое разумение, равно и от веры немаловажное дело, именно – переставление гор, а о даре языков только упомянул и более не сказал о нем ничего. Заметь еще, как он в кратких словах обнимает все дары, то есть в пророчестве и вере; это потому, что чудеса заключаются или в словах, или в делах. Вере приписывает переставление гор, не потому, чтобы вся вера могла производить только это, а потому, что людям грубым это казалось великим по тяжести гор. Апостол таким образом возвышает предмет, и смысл слов его следующий: если я имею всю веру, если даже могу переставлять горы, а любви не имею, то я ничто».

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Спасение только в Церкви Христовой


Сектанты говорят: Нам не нужно официальной Церкви, потому что верим во Христа нашего Спасителя, и Апостол посему говорит нам: (Еф.2:5,8): «благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Православный ответ:

1) Слова эти сказаны христианам Ефесским, которые принадлежали к единой истинной Церкви Христовой, а не к сектантам, составившим, помимо Христа, самодельную церковь.

2) Означает это, что Господь верующим в Церкви даровал все в полноте для спасения (2Пет.1:3-4). Но это не значит, что все спасутся, как не всякий, кто получил очень большое наследство, могущее его на всю жизнь обеспечить, будет всегда жить в достатке: иной все прокутит. Так и в спасении. Посему,

3) и разъясняется в другом месте Писания: мы спасаемся Евангелием, если преподанное удерживаем так, как Апостолы нам благовествовали (1Кор.15:1-2), а не как выдумали сектанты.

4) Что именно нельзя, отделяясь от единства любви в Церкви, спастись одной верой, видно из слова апостола: «если имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я – ничто» (1Кор.13:2). Сектанты потеряли любовь, возненавидевши Церковь Божию, горделиво выделяясь в самодельную общину, и они – ничто. Сектанты уподобляются своей верой бесам: ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19), но не спасутся, так как в гордости отделились от Бога, Ангелов и небесной Церкви, составивши свое самодельное общество, «церковь лукавнующих», прообраз сектантских церквей.

Оружие правды

Лука Крымский, свт. (†1961)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто

Если «имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (ст. 2). Видите, какое поразительное возвеличивание любви: святой апостол ставит ее неизмеримо выше даже той веры, которая может горы передвигать, даже того познания, которому открыты все тайны.

Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла

Амвросиаст (†IVв.)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто

Воистину, нет блага без любви. Ибо во славу Божию пророчествование, как о том говорит пророк Давид: Не нам, Господа, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей (Пс. 113:9). Ведь и Валаам пророчествовал, хотя и был гадатель, а не пророк; и Каиафа пророчествовал, не из заслуг, но по чину жреческого сословия; и Саул пророчествовал, когда по причине непослушания был преисполнен злого духа от Бога, но по промыслу Бога не мог понять Давида, которого хотел убить.

И знаю все тайны. Иуде не во благо пошло пребывание с апостолами и знание таинств. Ибо, враг любви, он предал Спасителя. И пророк Иезекииль указал на знание вероломным таинств небесных, когда ему было явлено громогласным голосом из Едема, сада Божия; и апостол Павел завещает драгоценные камни, которыми он таинства божественного учения обозначил: и вероломному ничто не пошло во благо, ибо, позабыв о любви, в гордыню впал.

И имею всякое познание и всю веру, а не имею любви, - то я ничто. Ибо книжникам и фарисеям ничто не пошло во благо, как о том сказал Спаситель: Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк. 11:52). Через ненависть любовь погубили, и знание низвели в ничто. Ведь и Новациан и Тертуллиан были немалого знания, но через ревнование любви союз потеряли, в раскол впали, к погибели своей произвели ереси.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто

Ап. идет от одного дарования к другому, высшему. - Пророчество - см. XII:10. - Знаю все тайны. Это разъяснение к выражению: дар пророчества. Пророк знал тайны Божественного домостроительства о нашем спасении, но, конечно, далеко не все. Ап. представляет теперь возможным существование пророка, знающего все тайны. И такой человек, по его убеждению, был ничто, если не имел в себе любви! - Имею всякое познание. Это дар знания - см. XII:8. Если бы кто имел такой дар в полном его объеме, но не имел любви, то опять такой человек был бы ничто. - И всю веру - это - дар чудодейственной веры. См. XII:9. - Переставлять горы, т. е. уничтожать всякие препятствия, стоящие на пути, как бы велики они ни были. - И так, человек может все высказать, все знать, все мочь, но все это для него лично не приносит никакой пользы, если он не имеет в себе любви. Для Церкви, для общества верующих эти дары полезны, но самих, обладающих ими, они не спасают (ср. Мф VII:22, 23).

См. также Толкование на 1Кор. 13:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Не только дар языков, но и самые высокие дары не имеют значения без любви, как напр. дар предведения, дар прозорливости и широкого ведения всех возможных тайн природы и духовной жизни, дар крепкой веры, дар милосердия и даже дар полнейшего мужества, готового на все жертвы мученичества. Здесь мысль Апостола заключается не в том, что обладающие такими дарами не имеют близости к Богу, а в том, что можно иметь эти дары и не иметь любви; между тем недостаток любви лишает достоинства все эти дары, тогда как при ней они все получают великое достоинство. Отсюда понятно, что имеющие разные дары, но не имеющие любви совершенно напрасно тщеславятся ими, как бы по-видимому ни велико было внешнее значение проявления этих даров. Напр., о имеющих дар пророчества без любви еще Сам Иисус Христос сказал: мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы, многи сотворихом? И тогда исповем им: яко николиже знах вас: отъидите от Мене делающие беззаконие (Мф. 7:22-23). Как можно иметь мученическое мужество и быть чуждым любви, это показал Саприкий, непростивший друга своего Никифора пред самым мучением и отрекшийся от Христа в то время, когда преклонил голову на отсечение. Так же могут быть ничего незначущими для вечной жизни дела милосердия и нестяжательности и вообще самая по-видимому исправная жизнь, если нет в них любви. «Надлежит знать», говорит блаж. Феодорит, «что Праведный Судия взирает не только на праведное дело, но и на цель сего дела. Многие весьма многое делают ради славы человеческой».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О добрых и худых делах.

Мф.7:16–18, 20–21. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится, или ложной: Деян.10:2–6. Закон и заповеди святы: Рим.7:12, но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18; Мф.7:19; и при истинной вере и добрых делах (Иак.2:26) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3; Рим.2:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О раздаче имения. Мф.19:21. Раздача имения не есть единственное условие для получения Царства Небесного, необходимы еще любовь: 1Кор.13:1-3, и скромность в раздаче имения: Мф.6:1-2; можно и при богатстве угодить Господу: Лк.8:2-3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О любви к Богу и ближнему.
 

Лк.10:27. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4; Иак.1:27; 2:14-17. Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто

Дары пророчества и веры коренятся глубже, в душе человека, внутреннее, и указывают на большую близость к Богу. Но и они не касаются нашей природы, и не означают самой глубины и существенного сочетания с Богом. Пророчество с полным ведением тайн Божиих в устроении Царства благодати, и с полным сознанием устройства мира и всех тварей, то есть того, что касается их происхождения, жизни и назначения, и такое пророчество все же имеет свое место в голове, и когда нужно, Бог может преподать его уму, не соображаясь с тем, что происходит в сердце, так же как заставить говорить ослицу. Следовательно, и при пророчестве внутреннейшее, сердце, может быть чуждо Бога и ближних, чуждо истинной жизни. Чудодейственная вера, горы переставляющая, предполагает великую близость к Богу.

Так как дела веры Апостолом указаны внешние, и притом Божии, Бог же, по целям промышления, может действовать и через несовершенные орудия, имея в виду не их, а других, то и этот дар может обнаружиться совершенно внешним образом, не быть решительным удостоверением о внутреннейшем единении с Богом, и с братьями в Боге. Возможность таких явлений и сам Господь подтвердил, когда сказал: Многие скажут Мне в тот день(судный) Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не твоим ли именем многие чудеся творили? И тогда объявлю им. Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делающие беззаконие (Мф. 7:22-23). Этим ясно сказано, что пророчества и чудотворения возможны и при беззаконии, и без любви.

Наконец, и самые высокие подвиги нравственной жизни – раздаяние имения и предание себя на сожигание без любви, не приносят никакой пользы подвижнику.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible