Известно, что йога берёт своё начало в древней Индии, её главными источниками считаются Веды (сборник священных писаний индуизма), Упанишады (древнеиндийские религиозно-философские трактаты), «Махабхарата», «Бхагавадгита», «Йога-сутры» Патанджали (раджа-йога). Позже, в средневековой Индии сформировалось учение хатха-йоги. В древних религиозных текстах йога представляется как способ духовного самосовершенствования человека путём очищения разума и контроля над чувствами и телом.
Но та йога, которая широко распространена в наши дни во многих странах, которой самозабвенно занимаются в йога-центрах и фитнес-клубах жители Америки, Европы, России, появилась лишь в ХХ веке. Она представляет собой сплав восточных религиозных практик и современных эзотерических учений. По сути, современная йога – магическая практика, так как обещает оздоровление через гармонизацию энергетических потоков, пронизывающих человека и природу. Коммерциализация йоги привела к тому, что йога выдается за оздоровительный комплекс упражнений, приправленных элементами психологических и медицинских теорий.
На своей родине – в Индии – йога мало распространена. По словам гуру школы «Мокша Йога» Ачарии Винай, йогу практикуют в основном пожилые жители деревень и монахи: «Молодёжь из мегаполисов вроде Дели или Мумбая ей не занимается, считая «старческой блажью».
«Популярность йоги в Индии, даже вопреки всем усилиям государства, направленным на превращение её в принудительный вариант школьной и производственной гимнастики, стремится к нулю. На уровне личного опыта: за 10 лет <проживания в Индии> я не встречал НИ ОДНОГО индуса, который бы в личной жизни практиковал йогу! Ни одного! Учителей (гуру) йоги – пруд пруди, особенно в туристических регионах, а так чтобы самому по собственной воле заниматься йогой – увольте» (йогин Сергей Голубицкий, ученик бомбейского гуру Лакшмана).
При этом за пределами Индии йога получила широкое распространение среди поклонников различных эзотерических учений и людей, не склонных всерьез задумываться о сущности своих занятий. Сторонники западных форм йоги (нью-эйджевской йоги и фитнес-йоги) убеждены, что йога – это способ здорового образа жизни.
Многие люди, практикующие йогу, даже не понимают смысла того, что делают. Они просто принимают на веру слова своих инструкторов, заражаясь их уверенностью в пользе йоги как практики, восстанавливающей здоровье и целостность личности, гармонизирующей отношения с миром и т. п. Но даже у тех, кто продвигает йогу как метод ЗОЖ, объяснения полезности йоги оккультны по существу. Поэтому особенно удивительно, что даже среди православных людей много поклонников йоги, искренне непонимающих, почему это йога несовместима с Православием.
Для оправдания своего увлечения сторонники йоги заявляют, что йога оказывает положительное влияние на здоровье. Йога представляется ими фактически способом «волшебного оздоровления».
Но йога – не оздоровительный гимнастический комплекс, а чуждая Православию религиозная философия.
Йога – это «система дыхательных упражнений и особой гимнастики, использующей статические позы, что должно способствовать постепенному отрешению духовного начала от телесного <…> на пути к освобождению от уз сансары <круговорота рождений и смертей>» (митрополит Иларион (Алфеев): История религий).
Занятия йогой недопустимы для православных людей. Невозможно совмещать христианскую веру с нехристианскими верованиями и практиками.
Что же касается влияния йоги на здоровье, то не существует серьезных научных исследований, подтверждающих её пользу.
С одной стороны, воздействие любой религиозной практики на здоровье человека вообще трудно исследовать, как минимум, из-за невозможности измерить глубину и качество духовной жизни. В духовной сфере слишком много факторов, непроверяемых научным методом.
С другой стороны, в йоге есть элементы, результаты применения которых можно наблюдать и проверять вполне объективно. Это касается влияния на здоровье человека психофизиологических техник, используемых в йоге (различные позы, дыхательные упражнения, фиксация зрения). И вот в этой области, которая относится уже не к религии, а к медицине, есть определенные достоверные данные.
Сами йоги приводят немалое количество якобы научных доказательств в пользу йоги. Однако фактически все существующие на данный момент исследования йоги носят частный характер, в большинстве своем они проведены поклонниками йоги и не соответствуют научным требованиям даже в той части, где это возможно. Например, исследование, выявившее выработку значительного количества противовоспалительных цитокинов у практикующих йогу в течение года (2017 год, Rashmi Supriya, Angus P. Yu, Paul H. Lee, Christopher W. Lai, Kenneth K. Cheng, Sonata Y. Yau, Lawrence W. Chan, Benjamin Y. Yung, Parco M. Siu), не учитывает большинство сопутствующих факторов и совершенно не доказывает, что эти цитокины вырабатываются именно благодаря йоге, а, например, не эффекту плацебо, или вообще под влиянием каких-то других явлений («эффекта наблюдателя», биологической обратной связи и пр.). В этом же исследовании установлено снижение артериального давления у гипертоников (каковыми и были все 97 обследуемых людей) в той группе, что занималась йогой (52 человека). Однако, опять-таки, неправомерно приписывать этот эффект йоге как таковой. Саморегуляция артериального давления может происходить, например, из-за регулярного использования дыхательных техник, которые не являются прерогативой исключительно йоги. И даже ежемесячный внешний контроль состояния в сочетании с уверенностью в пользе йоги (плацебо) мог оказать позитивное влияние на стрессовосприятие испытуемых, и, соответственно, улучшить показатели артериального давления. Не говоря уж о том, что данный опыт проводился на слишком маленькой выборке. Улучшение некоторых параметров здоровья всего у полусотни человек, да еще без учета влияния огромного количества сторонних условий, с игнорированием других возможных причин полученных результатов, не является доказательством положительного влияния йоги. То же самое можно сказать об исследовании, где сравнивали группу йогов с группой бегунов, показавшее, что йога намного эффективнее регулярного бега.
И фактически все, надо сказать весьма немногочисленные, доступные на медицинских порталах отчеты об исследованиях, «подтверждающих» пользу йоги, имеют такой же недостоверный характер. Их авторы пытаются выявить реальное улучшение качества жизни у йогинов. Однако именно это, возможно, и приводит к некорректности наблюдений – желание доказать пользу перевешивает стремление к объективности и приводит к фальсификации данных, возможно, не всегда намеренной.
Большинство же восхвалений йоги исходят от самих йогинов, обычно не имеющих никакого отношения к науке, но желающих доказать свою точку зрения. Они постоянно ссылаются на какие-то «исследования», не уточняя, о каких исследованиях речь. Или же приводят примеры частных незначительных исследований, которые всерьез научно не проверялись и не имеют никакой объективной ценности.
Более того, есть серьезные основания предполагать, что утверждения о несомненной и безусловной пользе йоги для здоровья являются выдуманными.
То, что «профессиональные» йоги болеют не меньше других людей, доказано уже давно.
«Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-х годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии, и страдают к тому же, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта» (иерей Михаил Плотников, старший преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры БФ, доцент кафедры религиоведения МФ ПСТГУ).
Во врачебной практике накоплено достаточно фактического материала, чтобы утверждать, что йога потенциально опасна для здоровья.
Ещё несколько десятков лет назад появилось понятие «йога-болезней», описание которых публиковалось в уважаемых медицинских журналах: «Неврология», «Британский медицинский журнал», журнал Американской медицинской ассоциации.
Например, в 1972 году Рич Рассел, нейрофизиолог из Оксфорда, опубликовал статью в Британском медицинском журнале о том, что некоторые позы йоги могут стать причиной инсульта у относительно молодых здоровых людей. Рассел обнаружил, что избыточные изгибы шеи, которые применяются в этих позах (например, бхуджангасана – поза кобры), могут травмировать позвоночные артерии с последующим повреждением мозга. Примеры инсульта от йоги приведены и в работе известного специалиста по реабилитации из медицинского колледжа Корнуэльского университета Виллибальда Наглера еще в 1973 году. В медицинском исследовании причин нарушений мозгового кровообращения доктор медицины Стивен Х. Ханус (Иллинойс) сделал вывод: «Йога должна рассматриваться как возможная причина инсульта».
Немало проблем у йогов возникает с суставами, вплоть до полной потери подвижности и имплантации протезов. В Америке были нелепые случаи, когда инструкторы йоги из-за проблем со спиной проводили обучение лежа. «Тепловые» упражнения бикрам-йоги повышают риск растяжений и повреждений мускулов и связок: избыточная растяжка связок не позволяет им восстанавливаться, возвращать прежнюю форму, и увеличивает вероятность их надрыва, вывихов и смещений. В результате базовой асаны «поза собаки мордой вниз» могут повредиться ахилловы сухожилия. Усиленная практика ваджрасаны (сидения на коленях) способна повредить седалищный нерв. Клиницистами даже используется особый термин: «йоговский отказ ног» (yoga foot drop).
В 2009 году ученые из медицинского колледжа Колумбийского университета опубликовали результаты опроса нескольких сотен людей. Они спросили учителей йоги и врачей: «С какими серьезными проблемами, вызванными йогой, вам приходилось сталкиваться?» Опрос показал, что самое повреждаемое в результате йоги место – низ спины (231 случай среди опрошенных). Другие часто повреждаемые места – плечи (219), колени (174), шея (110). Затем идут инсульты. В 4 случаях йоговские экстремальные упражнения привели к повреждению мозга той или иной степени.
Реальную травматичность йоги показывают и обзоры Американской Комиссии по безопасности потребительских товаров (USCPSC), обращающей внимание на то, что по мере распространения йоги, число связанных с йогой обращений в травмпункты быстро растет.
Однако, применяя йогу для своего собственного здоровья, люди редко учитывают свои противопоказания к различным позам. Подобная легкомысленность порождена иллюзией, что йога абсолютно безопасна. В «классических учебниках» по йоге (Джаганнатх Ганеш Гун «Йога-миманса», «Асаны» (1931 г); Индра Деви «Быть вечно молодым, вечно здоровым» (1953 г); Б. К. С. Айенгар «Свет на Йоге», 1965 г., Свами Шивананда, Паттабхи Джойс и Бикрам Чоудхури) эта практика представляется в радужных тонах чуть ли не как панацея от всех бед. О возможной опасности йоги в них даже не упоминается. Например, Свами Шивананда, индийский гуру и йогин, основатель «Общества божественной жизни», утверждал, что: «Настоящая йога так же безопасна как материнское молоко».
Более современные авторы уже знают о множестве пострадавших от йоги, поэтому пишут об её опасности в своих книгах, обосновывая возможный вред неправильным использованием техники:
«Я должен обратиться к некоторым практикующим хатха-йогу со строгим предупреждением. Многие люди получили неизлечимые болезни и даже сошли с ума, потому что делали упражнения йоги без приведения души и тела в надлежащее состояние. Книги по йоге полны таких предупреждений… Например, Геранда Самхита объявляет, что если некто начнет упражняться в жаркую, холодную или дождливую погоду, то это приведет к болезни; также если нет умеренности в пище и желудок более чем наполовину наполнен тяжелой пищей… “Хатха-йога прадипика” говорит, что устанавливать контроль за дыханием нужно постепенно, “как приручают львов, слонов и тигров”, в противном случае “экспериментатор будет убит”; а при любых ошибках возникают кашель, астма, головные боли, боли в глазах и ушах и многие другие болезни». «Я должен ясно сказать, что я не рекомендую эти упражнения, так как считаю, что хатха-йога очень опасна» (Эрнест Вуд «Семь школ йоги»).
В последние годы против повсеместного распространения йоги под видом оздоровительной процедуры выступают даже крупные западные йоговские гуру, предупреждающие о вреде этой практики для большинства людей.
В 2003 году Кэрол Крукофф, йога-инструктор и врач медицинского центра Университета Дюка (Северная Калифорния), рассказала о своем опыте. На одной из телепередач она демонстрировала сложную позу йоги и надорвала подколенное сухожилие. На восстановление ноги ей понадобился целый год.
Ряд откровений о том, как йога повредила их здоровью, был сделан сотрудниками известного журнала «Yoga Journal».
Редактор «Йоги» Кейтлин Куистгаард рассказала, как надорвала связку в классе йоги. По ее словам, после этого она реально осознала, как йога может не только помогать, но и калечить, о чём ранее многократно слышала от своих коллег.
Знаменитый йогин Роджер Коул, доктор философии, сертифицированный преподаватель йоги Айенгара из Yoga Del Mar (Сан-Диего), психолог, не раз писал в «Yoga Journal» и сообщал в Американском колледже спортивной медицины о том, что классические позы йоги опасны и могут повредить мышцы, связки, позвоночные диски. Коул предлагает модифицировать позы йоги для снижения рисков. Например, в «стойке на плечах» он рекомендует подкладывать под плечи сложенные полотенца, чтобы уменьшить угол между головой и телом.
Однако Тимоти МакКолл, врач, медицинский редактор «Yoga Journal», назвал стойки вниз головой, независимо от модификаций, слишком опасными для обычных классов йоги: «К несчастью, отрицательные эффекты стойки на голове могут быть крайне непредсказуемы». Сам МакКолл испытал на себе последствия пережатия нервов в результате стойки на голове. После отмены этой позы болезненная симптоматика у него исчезла. По словам МакКолла, стойка на голове способна вызвать дегенеративный артрит затылочной части позвоночника и повреждение сетчатки из-за повышенного внутриглазного давления.
Знаменитый американский йогин Гленн Блэк, обучавшийся йоге в Индии у Б. К. С. Айенгара, сам имеющий «звездных» учеников, выступил на конференции в Омега Инститьют, рассказав о собственной йога-болезни. Он многократно сообщал общественности (например, через New York Times, NBC News и др.) об огромном количестве травм от йоги, с которым он сталкивался в своей практике. Он не раз видел, как не только начинающие, но и «продвинутые» йогины калечили свое здоровье позами йоги, и сам был вынужден пройти через серьезную операцию на поврежденном йогой позвоночнике. Гленн Блэк открыто заявляет о серьезном вреде йоги для тех, кто занимается ею лишь как оздоровительной гимнастикой, и для тех, кто неправильно понимает учение йоги (себя со своими травмами он, скорее всего, самокритично относит именно к этой группе «непросветленных). Г. Блэк навлек на себя огромное количество обвинений, оскорблений и даже смертельных угроз за свое утверждение, что подавляющее большинство практикующих йогу должно прекратить ею заниматься полностью, так как йога опасна для их здоровья. По словам Блэка, йога подходит только для людей в отличной спортивной форме, нацеленных на духовные практики. Для тех же, кто надеется с помощью йоги оздоровиться, сбросить вес и т. д., вместо йоги нужна лечебная физкультура или даже лечение.
То есть «реформаторы» из йоговского сообщества не отказываются от йоги как таковой, а говорят, что весь вред от неправильного понимания йоги. Они настаивают на том, что нельзя относиться к ней как к физической дисциплине, телесным упражнениям. Они подчеркивают «духовный» характер йоги и призывают стремиться к ее «высшим ступеням»: «Миф, что безопасно делать асаны без осознанности и сознания» (Гленн Блэк).
По мнению опытных йоговских гуру, еще одной причиной вреда от йоги стало то, что из «серьезной духовной практики» она стала бизнес-системой. Это привело к появлению огромного количества «наштампованных» учителей йоги (Гленн Блэк как-то проводил аналогию с саранчой, а в самой Индии «число учителей (гуру) многократно превосходит количество местных адептов»). Инструкторы йоги в подавляющем большинстве своем не имеют медицинского образования, что не мешает им использовать йогу, выдавая её за оздоровительную технику – разумеется, без какого-либо серьезного отслеживания состояния здоровья доверившихся им «учеников». Также мало кто из учителей йоги получил специальное образование фитнес-тренера или тренера по реабилитации здоровья. И даже сертифицированного «йогического» образования эти инструкторы зачастую не имеют. Уже не раз упомянутый Гленн Блэк не скрывает того, что он не имеет никакого подтверждения своей квалификации: «У меня совсем нет документов. Я не получил сертификацию в йоге Айенгара…». «Эти сертификаты <…> ничего не стоят, потому что <…> если кто-то не обладает даром, или врожденным пониманием, или глубиной опыта, они будут просто пересказывать то, что они узнали, и применять это к встретившейся ситуации». То есть широко распространенная йога – это абсолютно бесконтрольная практика «учительства», в которой обесценивается необходимость специального образования, терапевтической и даже простой человеческой ответственности за здоровье других людей. Учителем может стать любой, кто увлечен йогой, имеет большой опыт ее использования и считает себя достаточно продвинутым для того, чтобы учить других.
При этом в йоговском сообществе есть те, кто призывает ради устранения опасности преобразовать йогу: изменить позы, использовать средства, смягчающие их вредное воздействие и т. п. Они игнорируют тот факт, что система йоговских поз завязана на оккультном представлении об «энергетических потоках» в человеческом теле:
«Нити пранической энергии пронизывают все человеческое тело. Пролегая внутри нервов, вдоль позвоночника, они соединяются в шесть чакр, в основании который расположен источник энергии огня – кундалини. Пробуждение его дарует человеку освобождение, радость, гармонию и покой, которые являются конечной целью изучения всех йоговских практик йоги» (Yoga Journal).
Классические позы йоги предназначены как раз для этого «освобождения», то есть восстановления «нарушенных энергетических потоков»:
«Асана — это положение тела, в котором, с позиций индийской философии и религии, управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле».
Причем, согласно учению йоги, асаны не просто были выбраны человеком, как самые удобные и равновесные позы (к тому же, большинство поз йоги совершенно неудобны). Асаны – это результат «божественного выбора»:
«Шива говорил о 8400000 асанах и только он знал их. Из этого числа он отобрал 84, из которых 4 являются наиболее важными и полезными» (по словам Горакшанатха — покровителя всех йогинов).
Изменение поз йоги лишает эти позы смысла.
Но таких йогов (йогинов) мало волнует, что модифицированная йога фактически перестает быть йогой: как раз они и относятся к йоге скорее как к «оздоровительной методике».
Однако в таком случае возникает вопрос: а какой смысл тогда заниматься именно йогой? Попытки сделать из йоги «оздоровительную физкультуру» нелепы, хотя бы из-за её потенциального вреда для здоровья. Есть множество разработанных врачами, безопасных для тела физических комплексов, в тот числе с использованием статических поз.
Вот слова одного опытного инструктора йоги:
«Целям, которые ставит перед собой нормальный человек, равнодушный к восточной философии, больше отвечает обычная аэробика, танцы, атлетика и другой нормальный спорт, без «духовности» в нагрузку».
Те положительные эффекты йоги, которые нередко приводят в качестве аргумента в пользу этой практики, вполне объясняются сопутствующими йоге действиями.
Например, дыхательные техники, как уже было сказано, способствуют саморегуляции и снижению уровня стресса. Но дыхательные техники можно использовать и безо всякой йоги.
Изменение режима питания (некоторые виды йоги предполагают осознанный подход к питанию и даже вегетарианство) помогает избавиться от лишнего веса. Но составить полезную диету можно и без йоги.
Более спокойное состояние, снижение уровня тревожности и прочие психологические эффекты йоги во многом связаны с внесением организованности в свою жизнь (йога предполагает систематичность занятий, четкий ритм труда-отдыха, умение переключать внимание и т. п.). Однако те же самые эффекты могут обеспечить и другие регулярные занятия физкультурой, работа над своим психологическим здоровьем и, главное, осознанная духовная жизнь.
«Многие упражнения йоги оказывают небольшое положительное воздействие на определенных людей, по крайней мере, такое, которое оказывают и упражнения других комплексов. Но, вообще говоря, эти упражнения входят в структуру индуизма и являются этапами более широкого и общего духовного восхождения. Их конечная цель – нечто большее, чем просто хорошее физическое самочувствие… Ведь и коленопреклонения нашей молитвенной традиции не являются простыми телодвижениями, а связаны с более глубокими процессами и выражают определенный настрой и состояние души, стремящейся к духовным целям; точно так же и более сложные упражнения йоги связаны с индуистскими верованиями и индийским духовным, религиозным опытом» (Архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос).
Стоит еще раз повторить: «серьезные йогины» настаивают на том, что йога «никогда не была элементом физической культуры и никогда терапевтический эффект от занятий асанами (позами) и пранаямой (дыхательной гимнастикой) не мотивировался заботой о здоровье. Более того, влияние йоги на чисто физический аспект жизни человека, в лучшем случае нейтрально, в худшем (при систематических ошибках в практике) – пагубно» (Сергей Голубицкий). Йога – это религиозная практика. На протяжении столетий она развивалась как дхарма, что в широком смысле слова означает «путь к постижению божественного», причем, путь, несовместимый с Православием.
Не стоит легкомысленно относиться к подобным предупреждениям и обманываться возможностью использовать йогу как оздоровительный метод. «Йога – это не утренняя физкультура и не модное средство держать себя в тонусе» (гуру Ачария Винай).
Духовные последствия занятий йогой обычно хорошо заметны при общении с йогинами: их мировосприятие имеет ряд характерных черт, которые мало отличаются в различных формах йоги, даже при парадоксальных попытках примирить йогу и христианство:
«Французский монах-бенедиктинец Дешане написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение… Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения, узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути… То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения…» (иеромонах Серафим (Роуз).
Точно так же практикующие буддийско-индуистскую йогу или йогу под видом эзотерической практики сконцентрированы на своих чувствах, экзальтированно открыты миру, ищут вместо Бога «духовных утешений», регулярно вводят себя в «состояние благодати», взращивают в себе невероятную созерцательную легкость, жаждут психологических или даже эзотерических, мистических откровений. «Даже свои мысли и чувства они объясняют для себя на языке йоги» (прот. Димитрий Смирнов). Всё это – вместо духовной жизни ради «единения с Триипостасным Богом в лице Господа нашего Иисуса Христа».
«Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратко сказать так: если будешь заниматься настоящей индуистской или буддистской йогой – впадешь в самообольщение – будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой также впадешь в прелесть… От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью» (священник Михаил Плотников. Йога для христианина).
Наталья Ярасова, психолог Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП