Девять признаков деструктивного тренинга. Как отличить вредные воздействия на психику

Девять признаков деструктивного тренинга. Как отличить вредные воздействия на психику

Александр Гридасов, Наталья Рассказова

Продолжая тему деструктивных психологических тренингов, мы хотим рассказывать вам о девяти признаках разрушительного воздействия под видом психологической помощи, тренингов личностного роста, методик «саморазвития». Главное, что нужно понять человеку, впервые столкнувшемуся с психотерапией и психологическими методиками – настоящая, профессиональная психотерапия никогда не осуществляет насилие над личностью. Клиент в терапии всегда обладает свободой выбора.

Терапевт никогда не принимает решения за клиента.

Уже по первому впечатлению можно определить – профессиональный перед вами психотерапевт, тренер или же деструктивный «гуру». Понаблюдайте за поведением специалиста.

Признак первый: образ ведущего тренинга

Личность тренера, психотерапевта – ключевое звено любой практики. Больше того, личность психотерапевта – инструмент терапии. Собственный опыт, эмпатия, безоценочное отношение к клиенту, полная конфиденциальность, уважение ко всем особенностям личности – незыблемые столпы личности психотерапевта.

Чтобы было понятнее, вы можете представить «доброго волшебника» – он внимательно выслушает, всегда поддержит и даст мудрый совет. Но он никогда не использует свою силу во вред человеку. Профессиональный психотерапевт исповедует этику клятвы Гиппократа – «не навреди».

Понимание, эмоциональная поддержка, принятие, любовь к людям – это качества личности настоящего психотерапевта. Его действия – подсказать вам, что вы делаете неправильно, помочь скорректировать неэффективные программы, оказать поддержку. В результате работы с настоящим психотерапевтом ваше эмоциональное состояние объективно улучшается, в жизни происходят позитивные изменения, вы становитесь увереннее в себе, успешнее.

В результате посещения деструктивных тренингов человек начинает отдаляться от близких, совершать нелогичные действия, а главное – безоговорочно верит в авторитет «гуру», становясь похожим на сектанта.

Деструктивный «гуру» ведет себя нагло, даже жестоко по отношению к участникам тренинга. Оскорбляет их, вызывает на «ковер» перед всей группой, заставляет раскрываться без подготовки. Мы видим харизматичного, властного, авторитарного и грубого человека, который не выбирает выражений и причиняет эмоциональную боль. Тут же играет на чувстве вины – «что, ревешь, слабачка?»

С помощью «раскачки» эмоций такой «тренер» заставляет вас потерять самообладание и пытаться заслужить его одобрение. Конечная цель – вовсе не помощь, а подчинение воли участников. С целью продажи «услуг» и дальше – и это в лучшем случае.

Опасно! Если тренер оскорбляет, давит авторитетом и харизмой, подчиняет себе участников тренинга – это деструктивный тренинг.

Признак второй: сильные негативные эмоции якобы с пользой для дела

Очень часто на деструктивных тренингах люди подвергаются оскорблениям, попадают в провокации, у них пытаются вызвать агрессию – по отношению к себе («что ты такой ничтожный!»), к близким («выскажи им – как ты их ненавидишь!»), к участникам группы.

Давление, унижение, а затем похвала – типичный способ эмоциональной раскачки. Ужасно, но действия такого деструктивного тренера напоминают повадки уголовника: замахнуться рукой, а потом похлопать по плечу. Это приводит к подчинению авторитету через эмоциональные «качели». Человека унижают «ради его же блага», заставляют выполнять нелогичные действия, публично обзывать себя или, наоборот, беспричинно выражать радость, обнимать незнакомых людей…

Настоящий психотерапевт никогда не заставляет испытывать определенные эмоции и никогда не унизит клиента. Никогда.

Опасно! Унижения, эмоциональная раскачка, оскорбления – никогда не используются профессионалами, ни для какой «благой» цели.

Признак третий: хамство и грубость подаются как «уверенность в себе»

Психотерапевт научит вас «ассертивности» – умению постоять за себя спокойно и доброжелательно. Ассертивность – спокойная сила. Вежливо, с улыбкой защитить свои границы – это ассертивность, основа уверенности в себе.

На деструктивных тренингах учат нападать, а не защищаться. «Наглость – лучшее оружие», «бей первым» и прочие неуместные и вредные советы преподаются как методика борьбы с «несогласными». Стоит ли говорить, что профессиональный тренер никогда не научит «плохому» — оскорблять, унижать достоинство, использовать людей, давя на их недостатки.

Опасно! Если участника учат быть агрессивным, грубым, наглым – «все успешные люди такие», то это деструктивный тренинг.

Признак четвертый: в играх на тренинге побеждает самый агрессивный

Отсюда следует и обучение в игровой форме ценностям лиц с психопатией: право сильного – властвовать над слабым, благородство, мораль – для трусов и слабаков, «ты тварь дрожащая или право имеешь?». Психопатическая личность «идет по головам», используя любой шанс получить власть. Обмануть, применить силу, шантаж – в порядке вещей.

Подобные установки больных людей подаются как секреты успеха: быть жестким, не терять время с неудачниками, давить и использовать. Будто бы только так можно прийти к успеху. В пример приводятся известные психопатичные личности.

Все можно купить, слабых за борт – так считают «психопаты» и по подобной порочной модели строится обучение. В игре «на выживание» побеждает тот, кто презрел жалость и благородство: уплыл на последней лодке с тонущего корабля, украл еду у ребенка, солгал.

Опасно! Если на тренинге участника заставляют играть в «жестокие игры» — этот тренинг деструктивен.

Признак пятый: более слабая личность унижается, достоинство попирается

Психопаты считают достойным уважения только более сильного. Богатого, могущественного, влиятельного, ведь они в силу особенностей мозга путают уважение и страх. Поэтому можно унизить слабого, посмеяться над умственно отсталым, обмануть наивного, «отнять конфету у ребенка».

Нормальный человек уважает другую личность просто по факту ее существования, а не из страха или выгоды.

Опасно! Учат уважать силу и презирать слабых.

Признак шестой: после тренинга человек чувствует себя раздавленным, виноватым

Профессионал никогда не переложит на вас вину за все ваши неудачи. Очевидно, что человек, нуждающийся в психологической помощи или тренинге роста и так подавлен виной, страхами, неуверенностью. Преступление – давить на него авторитетом, использовать манипуляции.

Психотерапевт не имеет право использовать свою силу во вред. И не имеет права унижать достоинство, причинять эмоциональную боль. Мы повторяем это неоднократно, но это очень важно: никогда тренер не оскорбит вас. Оскорбления – эмоциональная раскачка, применяемая только на деструктивных тренингах.

«Ну что, сколько тут неудачников?» – профессионал никогда так не скажет.

Оскорбления, публичные унижения представляют собой манипулятивную технику. Неуверенные в себе люди с незакрытым вопросом созависимости чувствуют сильные чувства вины и стыда. Они и так очень критичны к себе. На деструктивных тренингах человека еще глубже погружают в эти переживания. Негативная искаженная схема мышления зацикливается и образует порочный круг – «я так и знал, я неудачник и ни на что не способен».

В группах вынуждают проявить агрессию, переступить через себя. Для того чтобы избежать переживаний сильного стыда и вины, на фоне группового одобрения он ведет себя несвойственно собственным установкам. Накричи на слабого – и вся группа одобрит. Но только не собственная совесть… Когда человек приходит домой, его состояние усугубляется – возникает еще больше вины и стыда.

Профессиональная работа сводится к коррекции слоев мышления и системы убеждений. Слой системы ценностей не трогается никогда. Никогда не будут подвергнуты сомнению и тем более нападкам общечеловеческие нравственные категории.

Никогда не будет глумления над религиозными символами, гуманизмом! Психотерапия – это очень спокойное занятие, напоминающее математический анализ схемы мышления, схемы стратегий реагирования, схемы структуры личности.

Психотерапевт – аналитик, а не харизматичный актер с замашками диктатора.

Опасно! После тренинга участник чувствует апатию, депрессию, вину и стыд

Признак седьмой: подмена понятий

На деструктивных тренингах говорят: а что каннибализм? Вот раньше ели – и ничего! А в Африке есть племена, где это не считается плохим. То есть границы хорошего и плохого размываются: воровать плохо? А кто это сказал? Кто не может сам украсть!
Мораль подавляется и нарушается. На первый план выходят деструктивные ценности психопатов. Сдираются психологические зашиты – и это называется «открыть глаза». Людей вынуждают напоказ выставлять самое сокровенное – а что тут такого?

Интимность – для слабаков! Нравственность выставляется атавизмом, благородство – глупостью, а доброта – слабостью.

Опасно! Когда черное называется белым – это деструктивный тренинг. Профессиональная психотерапия не подвергает сомнению нравственные нормы, настоящий специалист никогда, ни при каких обстоятельствах не затрагивает слой системы ценностей человека.

Признак восьмой: человек не может выйти из тренинга

Выйти из зала или выйти из интенсив-программы – запрещается. Манипуляциями и оскорблениями его вынуждают оставаться в группе и дальше подвергаться «обработке». «Уйдешь – сдашься!», «Уйдешь – все напрасно!», «Уйдешь – докажешь свою слабость» и так далее. Под давлением группы и авторитета «гуру» человек остается на тренинге, испытывая дискомфорт, но говоря себе – все в порядке, мне нравится, я справлюсь.
Ради положительного отношения по сути случайных людей, которых он и знать не знал еще вчера, человек в силу своей неуверенности старается заслужить одобрение группы. Пока он из нее не вырвется, он будет доказывать им, что он «хороший».

Опасно! Когда участника держат манипуляциями и не дают покинуть тренинг, если он этого захочет – это деструктивный тренинг.

Признак девятый: уничтожь себя!

Еще один важный признак – указания на уничтожение неугодной своей части. «Убей в себе неудачника! Заткни внутреннего слабака! Откажись от старого себя» – подобные разрушительные советы и техники несовместимы с профессиональной психотерапией и понятием «психологический тренинг». Это неверно и опасно!
При психотерапии находятся ресурсы для трансформации поврежденной части личности в здоровую часть личности, когда понимается ее значение – зачем нам была нужна эта субличность? От чего она защищает? Как правило, эта часть личности выполняет раннее негативное детское решение, которое в связи с магическим мышлением ребенка должно было способствовать адаптации к той обстановке, в которой он находился.
Например, ребенок мог отказаться от того, чтобы выражать свое чувство гнева и быть «добрым» и по этой причине вести себя неуверенно. Потому как дети не знают, что можно испытывать несколько чувств одновременно, например, любить и сердиться на того, кого любишь.
Испытывая чувство гнева (например, когда его личные границы были нарушены), и, будучи наказанным недальновидными родственниками за свое чувство гнева, он принимают решение «быть добрым» и изобретает надежный механизм того, как накапливать внутреннюю агрессию. В итоге мы видим неуверенного в себе человека, который имеет запреты на выражение чувства гнева и не умеет с этим чувством гнева обращаться.

Опасно! Призывы что-то «убить в себе» — четкий признак деструктивного воздействия.

Будьте бдительны и доверяйте только профессионалам в области психотерапии. Предметом изучения психотерапии, как медицинской дисциплины, является структура личности человека! И развитием личности может профессионально заниматься только психотерапевт.

Авторы: Александр Гридасов, Наталья Рассказова

Источник: stavroskrest.ru

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать