Array ( )
«Мой путь к Богу». Рассказ бывшего кришнаита <br><span class=bg_bpub_book_author>Марк Марцинковский</span>

«Мой путь к Богу». Рассказ бывшего кришнаита
Марк Марцинковский


– Здравствуйте, это передача «Мой путь к Богу» и я, священник Георгий Максимов. Сегодня у нас в гостях Марк Алексеевич Марцинковский – музыкант, бизнесмен. Ваш путь к святой Церкви православной, к Господу Иисусу Христу был, скажем так, очень долгим, длинным. Но мы начинаем обычно с самого начала, с первых моментов ощущения Бога, ощущения духовного мира. Вот у Вас эта предыстория с чего начиналась?

– Я ни одной секунды в жизни не был атеистом. С самого рождения, вспоминая себя ещё пятилетним ребёнком, я всегда ощущал Бога. Я не знал, как это выразить, я не знал ни христианство, ни другие какие-то религиозные течения. Я просто ощущал всегда, что Он есть, я чувствовал эту любовь. Я помню себя, когда я верил, просто меня окутывало это изнутри ощущение, что есть Бог. И с самого детства у меня не было никакой религиозной семьи, никто меня не обучал, не рассказывал о христианстве, о Православии. Отец у меня, скажем так, такой атеистический агностик, потому что тогда ещё он был атеистом, хотя сейчас периодически, как говорит, заходит в храм – всё-таки, наверное, с возрастом что-то поменялось в голове. Мама у меня, к сожалению, типичная «православная», как у нас, к сожалению, большая часть нашей страны. То есть это два раза прийти в храм на праздник, покрасить яйца и поставить свечку – всё, на этом вся вера заканчивается, к сожалению. Поэтому никто со мной не разговаривал никогда о Боге.

И так получилось, что в подростковом возрасте и в школе, в том числе, я столкнулся с большими проблемами – в том плане, что я хотел заниматься творчеством, искусством, музыкой. У меня всегда был вопрос: вот в чём истина? Мне всегда нужна была как-то глубина какая-то, какой-то интерес к миру, познанию мира. Школа этого не даёт, школа отрубает это. Ты хочешь познать мир – она говорит: сиди, пиши синус, косинус. Зачем? Мне интересно познать Вселенную, познать мир. Я спрашиваю, в чём смысл жизни – мне отвечают: иди, пиши физическую формулу. То есть вот в этом плане я очень сильно сломался, я потерял интерес к образованию. Потому что мне хотелось познать истину, а мне не давали. Мне давали какой-то суррогат, то, что меня не интересовало. И на этом этапе я познакомился с плохой компанией, то есть с алкоголем, в частности, и я все свои вопросы начал алкоголем просто заглушать. И так получилось, что это длилось, наверное года 4-5, мы каждый день во дворе встречались, пили водку, пиво, то есть это было ужасно. И к 19-ти годам в один момент просто я проснулся, мне было ужасно плохо, меня тошнило, у меня состояние было просто отвратительное. Это не то что похмелье – это умножить в 100 раз, это была реальная ломка. Я понимаю, что, если сейчас не выпью, просто умру. У меня была еще заначка, я выпил её, меня стошнило – уже с кровью. Тогда я просто понял, что всё, вот с этого момента у меня осознание. Я поднялся, посмотрел на себя в зеркало, увидел это лицо, это грязное, убитое, пропитое, пустота… Мне 19 лет, я молодой, я был всегда симпатичный человек, симпатичный парень, и я вижу, что всё – моя жизнь сейчас на этом просто закончится, если я дальше продолжу. Я поклялся себе, Господу, что всё, на этом я завязываю с этой компанией, с этой деятельностью.

После этого я начал изучать вопросы здорового образа жизни. То есть я всегда человек фанатичный, я сразу начинаю углубляться в то, чем занимаюсь, и познакомился с профессором Ждановым сначала. Он рассказывал замечательные лекции о вреде алкоголя. Также мы с моим другом начали смотреть лекции генерала Петрова. Это «Концепция общественной безопасности», тогда он тоже рассказывал о вреде алкоголя, мировоззренческих вещах очень интересных. И потом начались лекции, именно у него есть курс лекций о том, что есть некая мировая закулиса, есть глобализация, нами всеми управляют, и там фигурировал такой момент, что одна из форм управления человечеством – это христианство, религия. То есть человек через религиозные догматы, есть эгрегориальные формы связи, то есть Церковь это большой эгрегор, некое энергетическое поле. Попы-священники этим управляют, они выбрасывают туда дезинформацию, паства это всё на энергетическом уровне схватывает, и в итоге мы все деградируем – это форма управления. Я думаю: «Точно!» Я же смотрю на священников, кто-то на машине (я их не то что не видел, я нигде вживую с ними особо не контактировал), весь этот мусор, который вбрасывают СМИ, я воспринимал христианство именно так, как нам преподносят.

Я углубился вот в эту систему мировоззрения – «Концепцию общественной безопасности», и мне очень понравилось там система деизма так называемая. Если как бы я верю Богу напрямую, зачем мне посредник, зачем мне церковь, зачем мне кто-то там из священников, зачем мне попы и так далее, если я сам могу верить напрямую Богу? То есть церковь – это зло, Православие – это самое последнее зло, потому что там они тоже всё это расписывают вплоть до Писания, они вырывают из контекста очень грамотно фразы и спекулируют на каких-то этих моментах. И тогда, соответственно, я начал познавать эту самую систему. У меня была именно моя мировоззренческая позиция деистическая, то есть я молился не Христу, не молился какому-то там Богу как какой-то известной личности в мире религиозной – я молился просто: вот Господь есть – всё, так вот я молился. И потом я начал как-то углубляться. Я такой человек, я начал интересоваться, как-то на одном месте не останавливаться: а что есть дальше, например, из чего состоит Вселенная, какие есть энергии. В итоге познакомился так ещё с одной системой: космоэнергетика. Когда я услышал, думаю: круто! То есть космическая энергия, я могу с ней работать, и я крутой же буду вообще! На меня будут люди смотреть, как на какого-то полубога, я вообще почувствовал себя суперменом каким-то. У меня было там посвящение в эту космоэнергетику, я смотрел лекции – кстати, тоже Петрова, это уже другой Петров. Первый Петров – это генерал, а второй Петров – основатель космоэнергетики вообще. Я познакомился именно с его учеником прямым, который сидел, медитировал в пещерах, который с ним везде ездил, то есть, в общем, крутой по их меркам, прямо очень крутой. Я начал нарабатывать каналы, то есть ты стоишь в комнате, слушаешь шаманскую музыку, обращаешься ко Вселенной, то есть нарабатываешь, и в итоге потом ты проходишь это посвящение, потом кого-то даже лечишь руками.

– Насколько глубоко Вы во всё это вошли?

– Я вошёл достаточно глубоко, потому что это работает, скажем так. Всё, что там есть, это действительно система не иллюзорная, потому что, например, когда проходишь посвящение, ты реально видишь образы, ты реально видишь цвет другой, как-то меняется, ты видишь всё по-другому. Но очень важный момент. Когда ты туда углубляешься, в итоге я начал видеть такое, от чего просто плохо. Ну, наверное, скажу: это бес. Образы, вот это выражение лица мерзкого, омерзительного. Лежишь, смотришь в темноте, потом оно как вспыхнет – и всё. Вот это шок. Появился внутренний страх, появилась какая-то неполноценность, появилась иллюзия: вроде ты духовно развиваешься, подмена вот этих сект, всяких течений. Самое-самое страшное слово у нас, которым в интернете спекулируют, – это духовность и саморазвитие сектантское. Человек слушает: я хочу духовно расти я хочу саморазвиваться! А они вместо Господа истинного дают суррогат. И вот я тоже попал на этот крючок. То есть начались вот эти образы, я видел там многое, чего только я не видел, вспоминать, честно говоря, страшно. И мой «наставник», скажем так, гуру мой духовный, рассказывал, как к нему приходили ночью эти «ребята» и говорят: «Братан, пойдём в окошко, мы тебя пронесём, выйди, а мы покатаемся с тобой, полетаем!» То есть они прямо склоняли его к суициду, этого парня. Кстати, забегая вперёд: он в итоге тоже воцерковился со временем, пришёл к Господу. Слава Тебе, Господи! Это, конечно, тоже чудо. Потому что, когда он в итоге (я тоже немножко забегу вперёд) сказал мне, что я воцерковился, хотя в понятии оккультиста классического церковь – это что-то: есть очень высокий уровень развития, пьедестал развития духовный – это эзотерика, это энергии, это космос, это всё; а Православие – такой примитивизм абсолютный, – то когда человек говорит тебе, который был вот …космоэнергетика…. шаманизм… ученик, такие там практики… И он в Православии – просто непонимание, как это, ты чего?

– Он раньше Вас воцерковился?

– Да раньше. И тогда я его не понял. То есть мы просто прекратили диалог, и всё. И тогда я начал активно спекулировать на Православии. Как я делал: я мог просто вырвать какую-то картинку – очень часто в интернете есть картинки, вырванные из Ветхого Завета: «убей» и так далее, и говорят: «Смотри, какая Библия! Вот какая Библия-то на самом деле, где ж там любовь-то, вот Он говорит: «Иди, убивай», понимаешь? Господь говорит, вот кто это – Яхве, Иегова?» – всё. И тогда я начал изучать Ветхий Завет. Но я его изучал довольно вырвано, то есть я его изучаю и понимаю, как я понимаю – без какого-то богословского  трактования, без здравого анализа. Я его читал с целью именно разоблачить Библию – вот с такой целью. Что ищешь, то и находишь. Я читаю Ветхий завет – действительно, много моментов, которые я не понимал, и потом начал анализировать его с Новым, и думаю: точно! Ветхий Завет написал Иегова, демон, это не бог, это какой-то придуманный людьми демон, а Новый Завет – Иисус, это уже пришедший Иисус. Но опять же я Его не считал Богом, я думал, что Он просто как один из пророков. Вот такое у меня было мировоззрение, то есть я к христианству относился именно со своей колокольни. Я не говорил, что его не существует, это иллюзия, сказка – нет. Я очень активно публично христианство высмеивал, то есть я был против христианства так сильно, что я увёл от Христа, наверное, сотни людей, тысячи – не знаю. То есть я в интернете очень известный в этом плане был человек, который выступал против именно христианского мировоззрения, снимал видео, давал картинки, разные посты, разоблачения и так далее. Вокруг меня как бы сформировалась определённая моя такая каста людей, кто это всё поддерживает.

– Я бы хотел немножко на этом моменте остановиться и уточнить. Потому что и мне самому, и другим людям бросалось в глаза: ну, предположим, я христианин, я не верю в учение Конфуция. Но я же не трачу по большей части никакого времени, чтобы опровергать или высмеивать учение Конфуция, предположим. Ладно, учение Конфуция от нас очень далеко. Есть многие вещи, которые гораздо ближе к нам, с которыми я, допустим, категорически не согласен, но у меня нет, и я не чувствую особого зуда, чтобы их постоянно разоблачать. Понятно, что, может быть, у человека есть позиция, может он один раз скажет, что – да, вот это не моё, мне это не близко, допустим, и даже мне это не нравится. Но вот стремление разоблачительства – чувствуется, что здесь что-то есть, что-то большее, чем просто, скажем так, мировоззренческое несогласие. Если Вы вспомните Ваше внутреннее самоощущение тогда – что именно подталкивало вас или, может быть, как-то подзуживало, может быть, давало как-то стимул именно на то, чтобы на это тратить значительную часть своей жизни?

– Первое – это, конечно, ложное мировоззрение, навязанное сектами. Это «КОБ», это всевозможные те же эзотерические учения. То есть ты их изучаешь, и они практически всегда про христианство говорят негативно. Почему ты как-то замолкаешь, сложно сказать, потому что христианство сегодня обсуждается, наверное, всеми и вся. То есть будь то телевидение в негативной форме, будь то эзотерика и прочие другие течения обсуждаются. И я, как человек всё-таки публичный, то есть я в тот момент уже и записывал много видео, у меня видеоблог, – я могу, наверное, признаться и сказать, что всё-таки, в том числе, это был их пиар. Но, скажем так, это искренний был пиар. То есть я реально был убеждён, что христианство – это вот то, о чём я говорил. Это моё было ярое убеждение, и мне хотелось искренне людям донести: куда вы идёте! Скажем так: я, как миссионер, – ложный миссионер, но миссионер, – я понимал и ту истину, которую я нёс, я хотел помочь людям. Эта искренность – она присутствовала. Я просто видел, когда люди многие себя вели, я видел кучу разных историй, и всё-таки первая моя мотивационная цель была как-то помочь тем, кто идёт к христианству, увести их от Христа. И даже не то чтобы от Христа Самого. Я всё-таки делил Христа и делил Церковь. Я не могу сказать, что я ненавидел Христа – такого не было. У меня, наоборот, к Нему было всегда тёплое отношение. Но именно к Церкви у меня сложился негативный отпечаток, тем более после всех лекций. Вы поймите, что это не просто десятиминутная какая-то лекция, это целый огромнейший курс подробный, с картинками, разоблачающий эгрегориальные связи, исторические моменты, вырванные цитаты. То есть ты напичкиваешь себя этим так много, что в итоге у тебя действительно складывается какая-то цельная антихристианская картина, которой ты в итоге и делишься.

Вы спросили, почему не Конфуций: потому что все секты, «КОБы», энергетики, эзотерики все не критикуют Конфуция, не говорят про японских мастеров. Все критикуют только христианство, в этом и заключена сама суть. Смысл всякого нью-эйджа, так называемой эзотерики в том, что там нет рамок. То есть ты можешь изучать всё что угодно, по сути – всё, кроме христианства, главное, это такой момент важный. Я помню, начал слушать мантры тогда, вот эту просто слушаю мантру «Харе Кришна», и я написал «В Контакте» на стене, что там мне так прикольно было, весело, и мне пишет подруга моя из онлайна, она пишет: «Ты тоже что ли Харе Кришна?» Я такой: «В смысле?» – «Ну, у тебя там мантра». Я говорю: «Нет» – «Тогда поехали с нами в храм Кришны на выходных, там весело, прикольно!» Я говорю: «Ну поехали». В общем, эти ребята меня забрали, мы на выходных поехали к кришнаитам, и вот это самое такое эмоциональное впечатление у меня вызвало. Потому что из серого, по сути, общества, из серых буден, из каких-то проблем, суеты ты только заходишь туда – красивые девочки, разрисованные, в индийских сари встречают тебя с конфетками. Парни тоже в красивых белых дхоти, с тилакой на лбу, все улыбаются, все поют тебе. То есть ты приходишь, тебе поют, тебя угощают, тебя любят. Думаешь: куда я попал, вот это общество мне нравится! Как раз я в тот момент был вегетарианец. Когда я бросил пить, бросил курить, стал вегетарианцем. Мне говорят: кришнаиты вегетарианцы. Я говорю: точно в этом истина, значит! Раз они, значит, точно, всё, вот оно! И в конце программы был прасад. Прасад – это так называемая духовная пища, предложенная божествам, которую раздавали как раз кришнаиты, и она вегетарианская. Я поел, действительно, хорошая, вкусная пища, то есть они умеют готовить хорошо, тут нечего скрывать. Тогда я увлекся очень сильно, то есть сразу начали проповедовать, сразу мне дали «Бхагавад-гиту», потом начались у нас программы по выходным. Мы ездили домой, так называемый бхакти-врикша называется, когда по выходным собираются дома кришнаиты и изучают писание.

– Вы себя стали ассоциировать с этим учением, с этой группой, с этой общиной, или Вы себя чувствовали всё-таки гостем там?

– Вначале, первый, наверное, месяц я чувствовал себя гостем. Забыл сказать, что я к этому времени, изучая космоэнергетику, шаманизм, перечитал всего Карлоса Кастанеду, все его книги. Я был, можно сказать, просто фанатиком, то есть это духовные практики, это «взгляд орла», в общем всё вот это на себе именно попрактиковал, я именно был практик. То есть я читаю какую-то кастанедовскую практику, практикую, и они реально работают: остановка диалога внутреннего, чтобы мысли не было. То есть, когда ты практикуешь постоянно, у тебя реально происходит какое-то умиротворение внутри. Это в принципе естественно: если ты ни о чём не думаешь, то нет проблемы, вот я ни о чём не думал, и проблемы куда-то уходили. И после моего первого месяца знакомства с кришнаитами, я пытался его ассоциировать как раз таки и с «КОБом», и с Кастанедой, то есть я пытался сравнивать все течения, и в итоге всё равно я сломался. Сломался под их – не то чтобы давлением, давления нет. Скорее, под практикой. Они дали сразу мне чётки, они дали мне книги, они познакомили меня с каким-то гуру, с храмом, с киртаном. И я просто начал углубляться, углубляться, и всё остальное, что было до этого, ушло на второй-третий план. Там тоже есть своё, скажем так, богословие, есть своё течение, есть свои гуру и свои лекции, и ты просто ежедневно начинаешь туда углубляться и становишься просто кришнаитом. Вот так я стал кришнаитом. После этого я начал читать те же 16 кругов. У кришнаитов есть чётки, 108 бусин на этих чётках. Они кладутся в мешочек, оттуда палец так торчит смешно, кришнаиты все ходят спальцем вот так в чётках, и на каждой бусине повторяется махамантра, это мантра «Харе Кришна».

– То есть это такая регулярная как бы практика молитвенная?

– Да, то есть получается примерно в среднем 16 кругов, это примерно 2 часа в день ты посвящаешь этой практике. Очень долго это длилось, в районе трех лет я практиковал, читал эти 16 кругов, ходил на программы, пел киртаны. Я музыкант, то есть мне было тоже приятно внимание, приятно было воспевать на гармошке, когда все поют, весь зал поёт, тоже это очень интересно было. Но мне не нравится быть формально верующим, я очень категорично и, скажем так, негативно отношусь к людям – мне лучше атеист, чем формально верующие православные. Потому что это искренне. Вот когда человек просто говорит, что он православный, его спрашиваешь какой-то элементарный вопрос – он не знает, в храм не ходит, но он себя ассоциирует – там Православием и не пахнет. Эта маска, иллюзорность меня больше пугает, чем искренность в каком-то даже лжеучении. И поскольку мне интересно было разобраться в богословии кришнаитском, то есть – а Кришна ли бог? В начале это эмоции, это общество, это любовь какая-то, это красивые мантры, это сари, это вкусный прасад. А потом ты задумываешься: подожди, а что – бог реально синий? Я смотрю на Кришну, я думаю: это бог что ли, или что? Думаю: подожди-ка… Потом я читаю мантру, повторяю мантру, а внутри ничего нет, я повторяю её, а внутри я Бога не ощущаю. Просто у меня в определённый момент осознание, что я просто как трактор, какая-то машина по перевариванию этих чёток. Я говорю просто формальные эти слова, а что я ощущаю – ничего. Я чувствую бога? Я его не чувствую. Я люблю бога? Я его не люблю, я его не чувствую так. Я смотрю на образ – его нет, я повторяю мантру – у меня в определённый момент даже пошло отторжение просто. Я её повторяю – и мне плохо, я чувствую, что что-то здесь не то, здесь что-то ненастоящее. Думаю: ладно. Говоришь с «преданными», они говорят: это нормально, это сложности в духовной жизни, это надо пройти, читай больше кругов, ходи больше на программы. Я так делал, но ничего не менялось. Формализм вот этот – почему я говорю про формализм, он остался, я не могу формально делать вещи и притворяться верующим, притворяться, что я люблю бога, а сам я его даже не чувствую. Как можно любить бога, называть себя верующим ,и быть с ним не в контакте, не любить его, не общаться с ним? А я с ним не общаюсь, я просто формально говорю какие-то слова, и всё.

В итоге после этой ситуации я начал также углубляться в богословие. И кстати, у кришнаитов даже та же самая мантра «Харе Кришна» – я открыл писание, узнал, где она вообще находится, в какой из книг. Там всего одна книга, это упоминается один раз, и то она читается задом наперёд. – Ну, так гуру сказал. А почему так мы читаем мантру? – Так сказал Прабхупада. Кстати, моё мнение о Прабхупаде. Тоже на интуитивном уровне он мне никогда не был симпатичен, все кришнаиты поклоняются ему. Если брать кришнаизм как таковой, Кришна ушел там на второй-третий план, первый план – это Прабхупада. Всегда первый поклон в храме – Прабхупаде, первая молитва – Прабхупаде, многие прямо так говорят: я молюсь Прабхупаде. То есть всегда вот этот момент меня очень сильно смущал. Я говорю: мы же вроде как бога должны любить, а почему поклоняемся всё время Прабхупаде? – Ну, он там основатель ачарьи…  – Но мы же бога любить должны! – Нет, надо гуру поклоняться. Вот такие моменты. И в итоге, изучая уже «Бхагавад-гиту», у кришнаитов есть там 4 регулирующих принципа: не пить, не курить, быть вегетарианцем, не играть в азартные игры и вести, скажем так, неблудную жизнь. То есть четыре регулирующих принципа, на чём зиждется весь кришнаизм. Я открываю «Бхагавад-гиту» – не нахожу ни того, ни того, ни того. Не нахожу, где читать 16 кругов. Я говорю: где говорит Кришна про16 кругов? Нет такого. Где говорит Кришна про 4регулирующих принципа? Нет такого. И ещё важный момент в кришнаизме. «Бхагавад-гита» тоже говорит: иди убивай, иди убивай родственников, иди убивай родных. У меня никогда не укладывалось в голове: как это так? То есть как это вообще соотнести с любовью? Я этого не мог понять.

Там можно долго рассказывать богословские моменты и моменты практичные, и самое главное – это неощущение Бога, то есть я не вижу в этом образе, в синем этом пастушке бога своего, вот ну не ощущаю, хоть убей! Ну, стараюсь, год прошёл, второй, третий, но не вижу я в нём любви, не вижу. И на этом у меня начались уже сомнения. Я нашёл сначала одного на Ютубе парня, который был кришнаитом, потом посмотрел, отец Георгий, Вашу передачу как раз с Андреем Колобовым, в которой он рассказывал свой путь. Мне тогда очень сильно помогло, потому что любое течение, любая секта, любое мировоззрение, в котором ты погряз очень на много лет, оттуда выйти практически невозможно, очень сложно. Потому что у тебя окружение такое, мировоззрение такое, образ мысли такой, образ жизни такой – ты там полностью. И ты смотришь: человек, который больше тебя там намного лет был, – и вышел. Ты думаешь: как так, почему? И когда ты начинаешь делать этот первый шаг, начинает дорога перед тобой открываться.

Тогда у меня были проблемы с бизнесом, я закрывал свою компанию, причём очень я туда много вложил денег, средств, энергии, не один миллион я туда инвестировал. Очень было всё вначале хорошо, а потом я всё это потерял в один момент, всё это шло к закрытию. И именно благодаря этой ситуации я начал задумываться опять о своём пути духовном, почему-то вот так взаимно получилось. Как-то ночью я лежал в кровати, и как-то на Ютубе просто случайно – не помню, как это было, просто какая-то мистика, – мне открылась «Херувимская песнь», и у меня просто слёзы из глаз, в душе переворот конкретный. Я лежу, у меня просто озарение какое-то, я не понимаю – я чувствую любовь, я чувствую, что христианство – это вот, оно рядом, вот Христос. Я не могу даже сейчас это описать словами, это просто надо было ощутить – эту любовь, эту гармонию, это непередаваемое ощущение. Я лежал, плакал, плакал, плакал, и у меня просто всё в глазах перевернулось. Просто как вышибло пробкой всё. Я включил другое песнопение, монашеское – я ещё больше углубился, я полночи прослушал церковные песнопения, просто как будто я не мылся никогда в жизни, и тут я в самое-самое чистое озеро вошёл. У меня начало всё как-то уходить куда-то. И потом я вопрос себе задаю: собственно, а что меня останавливает к принятию христианства? Если мне так хорошо от песнопений, если я в принципе могу углубиться туда – что меня тормозит? И у меня были серии вопросов, которые меня тормозили. Первые – это о жестокости Ветхого Завета. То есть я всегда открывал, слушал проповеди разных там гуру. И вы не поверите: то, что меня останавливало ко Христу, я нашёл ответ на вопрос за 5 минут! Я просто вбил на Ютубе «жестокость Ветхого Завета и объяснение священника» – просто пятиминутный ответ, всё логически, по полочкам, исторически, всё прямо чётко изложил. У меня шок. У меня было очень много вопросов таких. Например, творение. Мне казалось, что творение мира в христианстве очень банальное по сравнению с кришнаизмом, где есть Кришналока, духовные планеты, адские планеты, это такой описанный космос, просто там так красиво… И в христианстве: Бог создал за шесть дней, на седьмой отдыхал… И ты думаешь: ну как, ну слишком примитивно всё!.. Нет, мне нужно, чтобы это было как-то изысканно, как-то глубоко. И когда я открыл лекцию отца Андрея Кураева про сотворение мира, где он там по одному дню мог по 20 минут, расписывая всё так… Ну там, грубо говоря, он берёт даже рассказ про человека, рассказывает: Адам и Ева, что ребро переводится в том числе как «грань», что не просто в прямом смысле физическое, и ещё как грань, что это единое целое, мужчина и женщина – единое целое. И вот таких моментов очень много скопилось, и по сотворению мира у меня просто был шок. То есть, оказывается, сотворение мира христианское ещё более глубокое, чем сотворение мира ведическое! Я думаю: как так? И вот на каждый мой вопрос находил мгновенно ответ, просто мгновенно. Господь начал: вот на, смотри!

Потом я уже со своей девушкой, мы гуляли на улице, тогда я ещё в храм не заходил, я боялся. Я боялся реально зайти в храм. Мы шли с моей девушкой, на Китай-городе есть храм Космы и Дамиана. Мы мимо проходили, и был вечер, как-то остановились – не помню, то ли она, то ли я: «Может, зайдём?» – «А давай!» И я в первый раз – вот в новый дом, наверное, ты заходишь, и ты боишься, ты не знаешь, как это, что это, это же твоё, но страшно. И я зашёл, уже был конец службы, уже всё уже закончилось, до закрытия храма минут 15. Я подхожу, а был как раз день преподобного Серафима Саровского, и как раз была икона, – а я вообще зашёл в шапке, в капюшоне, не снимая, не понимая, что происходит, и женщина, которая работает в храме, меня даже не упрекнула. Она говорит: «Молодой человек, не могли бы вы, пожалуйста, иконы перевесить?» То есть из центра храма повесить на место. Я воспринял это как тоже очень позитивный знак, потому что когда я уже приехал к себе, я сам хожу в храм в Медведково, храм святого Серафима Саровского в Раеве, вот как раз Серафима Саровского тоже. И тогда я начал углубляться в христианство, потому что – да, молитва, да, сходить в храм, но есть же причастие – я слышал, что есть причастие.

– А Вы уже были крещёным?

–  Да, в детстве. В детстве, я думаю, что, как большинство детей, крестили.

– Для Вас вопрос должен быть в исповеди – первая исповедь получается. И когда Вы уже как бы узнали то, что должен быть такой рубеж, получается?

– Я готовился год к исповеди. Повторюсь: я не люблю формализм, я его не переношу. Если я что-то делаю, я должен это делать осознанно и правильно. Я нашёл в интернете право-славную онлайн-службу. Я сначала приходил в храм в воскресенье, там причащались, и в конце храма обычно ставят запивочки. Я приходил, стоял в конце храма, обычно все причащались, а я просто брал запивку и просфорку и думал, что я причащаюсь. Я звоню в православную службу, говорю: «Здравствуйте, я вот причастился». Они говорят: «Как Вы причащались?» Я говорю: «Ну, вот я в храм зашёл, в конце». Они говорят: «Это не причастие». – «Как не причастие, а что тогда?» Они начали уже объяснять. Тогда я начал готовиться уже к исповеди, я пересмотрел огромное количество видеороликов священников и литературу, и, в общем, у всех разные какие-то там слова, разные позиции на эту тему, их очень много. В итоге просто я открыл православный сайт, даже не помню название его, и там просто список грехов – перечисление. Думаю: надо выписать на бумажку, как говорили, и пойти в храм. В общем, так первый раз я пришел на исповедь, у меня довольно большой был, конечно, список. Но самое главное – это, конечно, моё сектантство и моё такое отношение к Православию, что я хулил святую православную Церковь. Об этом, конечно, мне прямо сразу говорили уже и мои знакомые, которые были христиане, и священник: это апостол Павел – гонитель, и у тебя такое озарение. Я, наверное, минут сорок исповедовался, я был как раз в будний день, то есть специально, чтобы священник был посвободнее.

– Вот что касается расставания с прошлым – потому что понятно, что Вы пришли, и Ваше внутреннее путешествие здесь Вы вполне понятно описали. А как быть с тем, что осталось позади? Потому что я думаю, Вы, наверное, всё-таки не скрывали – может быть, сразу, может быть, не сразу, но рано или поздно нужно было объясниться и с Вашими прежними единоверцами, и с теми, кто, собственно говоря, слушал Вас, доверял Вам и, может быть, находился под влиянием того, что Вы говорили ранее. Как произошло вот это, с одной стороны, расставание, а с другой стороны, объяснение?

– Вначале это было очень страшно. Хоть я всегда был довольно радикален и смел в высказываниях, всегда рубил правду-матку о чём думаю, не стесняясь. Это было очень страшно. То есть твоё окружение, реально всё окружение – это оккультисты, кришнаиты, сектанты, нью-эйдж, язычники… И тут я становлюсь теми, кого я критиковал, против кого я вы-ступал на протяжении стольких лет. Это было очень сложно сделать. Я начал постепенно добавлять просто себе  «ВКонтакте» – поскольку у меня раскрученная страница – добавлять себе картинки, связанные с цитатами православными, делать репосты из православных пабликов. Естественно, у всех там разрыв мозга, и все сначала думали, я шучу, они прямо под постами смайлики ставили: о, Марк прикалывается, наверное! Потом я поехал в Сергиев Посад и в храме мне там тоже сделали фотографию, где я на икону смотрю, я выложил, и у всех такая же реакция: ну ты и тролль, пришёл в храм потроллить, наверное! То есть люди не поняли, не верили даже, я реально уже говорю, я пишу: нет, я воцерковился. И смайлик, опять полное неверие. Потом у меня начали проскальзывать довольно чаще и фотографии, истории из храма и добавленные цитаты и так далее. Люди уже начали всерьёз думать и чувствовать: тут что-то не то с Марком. Где оскверняющие видео, где плохие картинки? И после этого мне уже пришлось записать видео, я снял видеоролик, как я вышел из секты, стал православным, и тогда он поставил все точки над «i» окончательно. Это мне очень сильно помогло, потому что в день поступало там по 20 вопросов: как так, как так?! Многие меня сразу удалили из друзей, многие меня добавили в «чёрный список» прямо сразу, то есть ненависть пошла конкретно: «Ты христианин?» – и мат-перемат такой. С этим я столкнулся довольно серьёзно, я не ожидал от своих людей, от которых, может быть не близких друзей, но хороших знакомых, что будет прямо столько ненависти. А касаемо именно кришнаизма – не могу сказать, что меня обратно зазывали, что со мной хотели вести какие-то там богословские диспуты, что они как-то меня пытались, что они плохо отнеслись. Нет. Мне кажется, им все равно, то есть – что мне всё равно, что им всё равно, там не такое течение.

– Интересное, конечно, открытие, если вспомнить, что началось с открытия того, что Вы пришли, и как бы Вас все любят, закончилось открытием того, что Вы ушли, и всем всё равно.

– Я поражаюсь, что мне за всё время, – а я уже 2 года как воцерковился, – за всё время мне ни один, кстати, кришнаит, именно из самых близких, с кем я общался, к кому ездил домой, с кем мы дружили, с кем мы танцевали, готовили прасад – ни один мне вопрос не задал: а как так получилось, почему? Просто нет и нет, пока. Всё очень просто получилось. Вот это кришнаиты. А именно оккультисты и «кобовцы», язычники – у них прямо радикализм такой, у них ненависть к христианству конкретная. Если у кришнаитов Иисус – это один из их пророков, им неважно, в кого ты веруешь. В Христа? Хорошо. Придёшь, это просто низкий уровень ещё, Христос – это сын Кришны, раз ты веришь в Христа, значит, ты всё равно тоже кришнаит, то есть вот такая логика у них, поэтому у них такой ненависти нет. А именно у эзотериков, язычников, «кобовцев» и других мировоззренческих сект  прямо сразу – нет. Там я наслушался, потому что до сих пор я веду там паблик православный и выкладываю картинки, до сих пор всплывают некоторые там прямо сразу.

– Чтобы Вы могли сказать людям, которые находятся в таком состоянии в таком отношении к христианству, поскольку Вы сами как-то это прошли и прожили, и Вы, соответственно, можете сравнить христианство: каким Вы его увидели со стороны и под определённым прочим углом зрения, и каким Вы его увидели изнутри, когда уже вошли в церковь? Что Вы могли бы им сказать – не в плане спора, а в плане предложения к размышлению?

– Есть истинное христианство, и есть иллюзия христианства. Всё, что мы видим в основном: по СМИ, в интернете, весь негатив – это всё иллюзия. Это маска, которую надевают на христианство, и которая полностью искажает весь смысл. Более глубокой мудрости, чем в Евангелии, я не встречал никогда. Хотя я прочитал много довольно книг – наверное, по оккультным, эзотерическим я прочел не то чтобы большинство, а большинство таких известных, как, скажем, Кастанеда, Зеланд, и так далее. Более глубокой мудрости я не видел нигде. Более глубинной любви Бога к человеку я не встречал никогда, полноты своего счастья, когда у тебя открывается сердце. Я два года хожу, и я как ненормальный – в хорошем смысле. Я чувствую Бога, я чувствую любовь, и я вообще не понимаю, как я жил без этого, как я жил в этом суррогате. И у меня такая благодарность, такая любовь, что мне хочется постоянно что-то хорошее кому-то сделать. Это непередаваемые ощущения.

Первое, что нужно сделать человеку, который сомневается, либо находится в этой иллюзии – это признать себя просто ребёнком и дураком, признать, что я в этом ничего не понимаю, я не читал Библию, я не читал богословие, я не читал какую-то там патрологию, литургику, я вообще ничего не знаю. То есть надо прямо назвать себя дураком вначале. Это первый момент. Потому что обычно люди считают себя очень умными в этот момент. Самый страшный человек – это не глупый человек, который не знает, а который утверждает, что он знает, а на самом деле он не знает. У нас таких, к сожалению, большинство.  Они утверждают, что они что-то знают. Надо признать, что я ничего не понимаю, я ничего не знаю, и я советую хотя бы год посвятить себя изучению Евангелия – первое; второе – посещению храма и непосредственно самих церковных Тайн. Чтобы всё присутствовало, такая была гармония. Если год вы этому посвятите, и вы не ощутите любви, у вас что-то не сложится – я очень удивлюсь. Потому что самая большая ошибка любого оккультиста, эзотерика, кришнаита – этодумать, что ты знаешь христианство. Те же кришнаиты строят свои всеубеждения о Христе через своих гуру. Гуру сказал, что Христос – это пророк, и они говорят: это пророк. Надо признать себя неправым, а это самое сложное, чтобы человек перешагнул через свое «эго» и сказал: я в этом не разбираюсь, я этого ничего не знаю, я глупый человек. Это очень сложно. Но если вы это сделаете, друзья, у вас принципиально откроются глаза на христианство, принципиально изменится мировоззрение.

– Вы знаете, здесь ещё будет такой момент. Я думаю, что и у некоторых наших зрителей, в том числе и у Ваших прошлых зрителей, это будет вопрос, который возникает при слушании Ваших слов. Они могут сказать, что – да, христианство, Христос – это очень симпатичная для нас фигура, христианство, может быть, хорошее учение, но вот церковь… Вот церковь, как же ты до церкви-то докатился? Вы знаете, как её представляют: структура просто по промыванию мозгов и вымыванию денег из кошелька, в лучшем случае и так далее. Вот с церковью-то как быть? Некоторые так и говорят: христианство – очень хорошо, я люблю христиан, некоторые говорят: люблю даже книжки читать христианские, но вот чтобы в церковь? Нет, нет, ни ногой!

– Во-первых, достаточно открыть Священное Писание и прочитать, где Христос говорит: «На сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). То есть вначале ты сталкиваешься с тем, когда ты оккультист и так далее, конечно, ты реально думаешь, вот все они говорят одну фразу: «Христос Православие, церковь не создавал». Показываешь цитату – они даже этого не читали и не знали. Второе. Меня тоже очень сильно смущала вот эта, скажем так, концепция: священники на джипах с большими пачками денег. Я начал в этом тоже разбираться. Я пошёл в храм, у меня сейчас появился друг, священник, отец Никита, который служит в храме Серафима Саровского. Я был как раз на исповеди, мы с ним уже на протяжении полугода дружим, вместе даже в кафе ходим, мы очень хорошо подружились. Он примерно мой ровесник – постарше года на 4, наверное. И я у него тоже, естественно, спрашиваю и про зарплату. Он говорит: что-то в районе 40 тысяч. То есть учитывая, что у него жена, двое детей, для Москвы, понятно, что это вообще ни о чём. И я начал других священников спрашивать, я начал читать, смотреть видео священников из сёл разных, где они выживают. Есть такой видеоканал, называется «Поп на джипе». Он в деревне, на «Ниве», которая разваливается уже, в деревне, в просто  разваливающемся доме снимает видеоблог священник. Действительно, я посещаю храмы, я начал ходить во многие московские храмы, Сергиев Посад, и смотрю: все священники что-то без машины как-то, а кто-то на машине, но такая простенькая машинка. Общаясь со священниками – никакого хамства, наглости, ничего нет, наоборот ко мне такая любовь, они меня прямо укутали так, что все вопросы помогли, подсказали, приходи. То есть я увидел принципиально иную картину, я не увидел ни какого-то там быдла на «мерседесах», я этого не увидел. Я увидел наидобрейших людей, у которых нет ни богатства, ничего, которые могли слушать мои раскаяния по полчаса и сами задавали вопрос, не то что там давай, иди, а именно даже сами не отпускали меня. Я говорю: «Батюшка, всё, я уже Вас задерживаю!» – «Нет, Марк, давай ещё!» Не отпускают, хотят искренне, сердцем, помочь, подсказать что-то. Вот что я увидел. То есть я увидел церковь любви, я увидел священников любви. Я не встретил за всё мое время ни одного какого-то там богатого попа на джипе, я это вообще не вижу. Всё, что мы видим в интернете, либо по телевизору – какие-то именно вырванные отрезки видео. Да, я не спорю, в церкви есть проблемы, это нормально, глупо это скрывать.

– Не все святые, конечно.

– Но если я возьму 100 священников, по-моему, что я увидел в реальности, ну не знаю, но 98-99 будут те, что я описывал: это доброта, это помощь, любовь, поддержка, они искренне служат Господу, искренне служат людям. Вырывают вот этот один процентик и спекулируют на нём. Я могу посоветовать прийти в церковь, познакомиться со священником, посмотреть, как реально они живут, и увидеть всё своими глазами. Вот это единственное, что можно сделать.

Комментировать