Array ( [CSuIXTp] => K5S1Jl*6.9 [PQOJLY] => 5qk_.7p [vapeTUBgjZGLf] => _ofJ1GZHhxwOp*3K [ManJewx_srW] => 2YKjoA4 [en4_locale] => ru_RU [en4_language] => ru_RU [ZNPHPSESSID] => 7434667ab6fac2d0fa2a189a4f7a5ef0 [ShHbuK] => XO0sd1g6 [RFdfXbEVk] => 7ZGT5z2 [_langs] => r [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [NTjwEdQz] => 1Mko_g [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [otrid] => S:Nb7KE0VzFcppE2SXjH_f1InYEiUcSZmBcJLaxnrY69hpRh5COkJ5kydKg83m6FekHVpD5qnwBYkyJKVIY-cZPDDqQHDmv9QMnKw5yg4nVSQZ8PpDGph-wmAcZHzM8Zih-YQ0KUo1M-59YQ5Z64nArh50lXptMO96QtOAvED99iPqtom6CGlB5LsLYPCRHRYf_5jFsNPDTwP99zNphMASrMwg79QU_UMRrJ4= [rmcookie] => S:uPFlN7v4GBvbsCKeuHkqlEoEJtgN8ApcFK3S0F6oNZ4E8haijQTSxH0XfcblfHWT0lUOtAoe9RVWsJXyTS-YYbeEHOB53kzewFZw9dcxapzeQjtG4QZvuhtloEa8u6ym-xJkgg4m-Mz5Ipwszyz7P570eNJs5Pn9fpCdDbGF1hxXiXdYX6s7TljIwjmt11F0SczNOTmMPOLwihNIZqLdYSfQgzJci42bMujyTvW2FiyC24Wfm8o0dWQoZvvmIF2khEarbiWllyAV-5FACGM79yKFh0EfF3Qrk5vTN419MtlOSrzv-hzrhVlqVFG6M0DQmBfEoa5MmSI99PYlxD6y9KpzdiAy3ze3t7RXs2y3NaRPOsoXwj_yiopzWFLrTVs2KgDpYAP-m7ABz-quvWwvBILf4WjRI8Wp8GGGXDYlLe-_F2nN1Vi5FFNSMaN6iTg6YjlF_bpQF8in1TIklg5aonDXhI4vW7pi9tG11v_WJoWp4WCtFDuaN9kvjl0xJGN2A2VS1VlgjOPYdeSZX-WPS6okTYfwdjEC1KDZdQ_8cROIcj4qSC9t1XNx_IZ0bvhK85eTT_MPHuTKSygusEeYLPcjJqedn-gvzAVCxDDm_EKFURwIz-6OMdmqVWqgW1vBmSbvNwQirOjrDRDpPQhFHD2WJogFOh8= [av_csrf] => ZRa9OiVF1Mueso6j )
Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе — <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Konstantin_Leontev/' target='_blank' title='Константин Николаевич Леонтьев'>Константин Николаевич Леонтьев</a> <br><span class=bg_bpub_book_author><a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Konstantin_Leontev/' target='_blank' title='Константин Николаевич Леонтьев'>Константин Николаевич Леонтьев</a></span>

Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе — Константин Николаевич Леонтьев
Константин Николаевич Леонтьев

I

Однажды на Афоне я разговаривал с отцом Иеронимом о тех неожиданных внутренних переменах, которые я в себе ощущал по мере того, как вникал всё больше и больше в учение Православной Церкви. Эти перемены и новые ощущения удивляли и радовали меня. Разговаривая так, я дошёл до мысли, что было бы полезно поделиться когда-нибудь с другими этой историей моего «внутреннего перерождения». Отец Иероним согласился, но прибавил: «При жизни вашей печатать это не годится. Но оставить после себя рассказ о вашем обращении – это очень хорошо. Многие могут получить пользу, а вам уже тогда не может быть от этого никакого душевредительства». Потом он, весело и добродушно улыбаясь (что с ним случалось редко), прибавил: «Вот, скажут, однако «а Афоне какие иезуиты: доктора, да ещё и литератора нынешнего обратили».

Это о действительной, автобиографической моей исповеди. Но, с другой стороны, он же находил, что можно написать и роман в строго православном духе, в котором главный герой будет испытывать в существенных чертах те же самые духовные превращения, которые испытывал я. Роман такого рода он благословлял напечатать при жизни моей, потому что многое во внешних условиях жизни было бы изменено и не было бы ясно: я ли это или не я. Мысль эта пришла мне самому, а не ему, но он её охотно одобрил, находя, что и эта форма, как весьма популярная и занимательная, может принести пользу как своего рода проповедь.

Эти беседы мои с великим афонским старцем происходили в 72 или в 71 году. С тех пор в течение восемнадцати лет я постоянно думал об этом художественно-православном труде, восхищался теми богатыми сюжетами, которые создавало моё воображение, надеялся на большой успех и (не скрою) даже выгоды. Радостно мечтал о том, как могут повториться у других людей те самые глубочайшие чувства, которые волновали меня, и какая будет от этого им польза и духовная, и национальная, и эстетическая. Все это я думал в течение 18 лет; думал часто; думал страстно даже иногда; думал, не сделал. Я ли сам виноват, обстоятельства ли (по воле Божией) помешали, не знаю. «Искушение» ли это было или «смотрение Господне», не могу решить. Мне приятнее, конечно, думать, что это было «смотрение», двояко приятнее: во-первых, потому что это меня несколько оправдывает в моих собственных глазах («Богу не угодно было»; «обстоятельства, видимо, помешали»); приятно думать, что хоть в этом не согрешил перед Богом и перед людьми. И ещё приятно не по эгоистическому только чувству, но и по той «любви» к людям, о которой я никогда не проповедовал пером, предоставляя это стольким другим, но искренним и горячим движениям которой я, кажется, никогда не был чужд. Близкие мои знают это.

В чём же любовь? Хочется, чтоб и многие другие образованные люди уверовали, читая о том, как я из эстетика-пантеиста, весьма вдобавок развращённого, сладострастного донельзя, до утончённости, стал верующим христианином и какую я, грешный, пережил после этого долголетнюю и жесточайшую борьбу, пока Господь не успокоил мою душу и не охладил мою истинно-сатанинскую когда-то фантазию.

Комментировать