Array ( )
Беседа бывших протестантов, ныне православных

Беседа бывших протестантов, ныне православных

Почему выбор Православие? Где находится истинная Апостольская Церковь Христа? Предание или Писание? Отношение к иконам, мощам, молитвам святым. Ответы на вопросы или возражения протестантов по поводу Православия. Беседа с Александром Черняком.

 

Я очень рад с тобой пообщаться, познакомиться поближе. Потому что интересно всё-таки, поговорив с людьми, которые так же как и я, дошли до того, что протестантизм – это заблуждение. И такая ситуация, что многие в комментариях к моим роликам пишут: когда будут новые видео, расскажи нам что-нибудь ещё! Я думал: зачем мне что рассказывать ещё, то есть самому одному в камеру что-то вещать, и я хотел бы многими пообщаться, чтобы живые свидетели, не только я до этого дошёл, а что многие протестанты, которые долго были там и занимались, не в рядовом положении, и дошли до этого, что необходимо переходить в истинную Церковь, которую Христос создавал. Ты можешь немножко рассказать о себе коротко? Я так понял, ты живёшь в Германии, Билефельд. Я там был в 1995 году, когда учился в Христианском университете в Петербурге, мы туда ездили, там такая была миссия «Логос». Мы там ездили по церквям, я очень хорошо играю на фортепиано, там была музыкальная группа, мы там пели песни. Наш университет собирал деньги, с концертом неким собрать деньги на обучение и так далее. Я там был 10-11 дней, по Германии поездил, но в основном в Билефельде мы были. В многих церквах был я – в немецких, русских. Тогда говорили почему-то все на немецком на Богослужениях. Расскажи, когда ты вообще к Богу пришёл, в какой Церкви протестантской, в каком году обратился?

Вообще из неверующей семьи. Из верующих у меня одна бабушка была, католичка крещёная. Она первая мне рассказывала про Бога, а так вообще у меня родители никто в Церкви и никогда, и про Бога никто никогда не говорил. Где-то. когда мне было, наверное, 14-15 лет, к нам в Казахстан приехала миссия, миссия «Грейс» была. Это неопятидесятники и они первые приехали туда к нам, по городам ездили, раздавали Евангелия, Псалтири такие небольшие, тоненькие. Он прямо на улице проповедовал, этот кореец с переводчиком. И тогда многие мои друзья попали на эту проповедь. и многие уверовали тогда. И тогда я задумался, тогда первый раз открыл Евангелие, и тогда я в первый раз начал читать, и многие вещи меня задели. Например, слова Христа: что ты видишь занозу в глазе ближнего твоего, а бревна в своём не замечаешь? Я думаю: вот это да, мощные слова, это не простоя книга, и написана так давно, и так актуальна! В общем, тогда меня зацепило, я всё время думал, думал, но к Богу я так и не пришёл. И уже здесь, в Германии, я уже женился, когда семья у меня появилась, и тогда меня всё больше и больше стал Бог меня как-то привлекать, я больше стал задумываться о смысле жизни: зачем, куда, зачем и работа – дом, дом – работа – а что там, смысл какой? И вот как-то стал искать, купил себе Библию втихаря, стал читать её. В тот момент я даже и думать не мог, что есть где-то православие. Естественно, хотелось бы к русскоязычным попасть, чтобы тебя понимали. И как раз канал CNL Максимов открыл, и там проповеди эти я стал смотреть. Там был Сандей Аделаджа, то есть это уже такого же стиля, как я корейцев увидел в Казахстане, в том же направлении, мне это стало знакомо с тех времён. И стал слушать, и в общем уже принял решение: надо искать общину как-то. Естественно, молитвы Бог слышит: Бог, где моя церковь, куда мне попасть? И в одной из проповедей внизу там была строчка «русскоязычные церкви в Германии», и вот ближайший городок, община «Новое поколение», я ещё не знал, что за «Новое поколение». Как-то съездил туда один раз, там какой-то барак такой, не примечательный, на церковь вообще не похож, нет никаких куполов, колоколов и так далее, мне не понравилось. Думаю: да ну, что это за церковь? И потом в проповеди, где была эта бегущая строка, там был электронный адрес, я написал письмо. И они мне пишут, я подумал: наверное, надо приехать туда. Приехал, опять всё закрыто, а они объявляли, что в среду будет служение, и в воскресенье. Я поехал в воскресенье. В воскресенье, естественно, люди там были. Я познакомился там, поговорил, тепло приняли, как обычно они принимают. Потом жену туда привёл, ей дико было сначала. Потом как-то так получилось, мы там покаялись, как говорят протестанты, в этой церкви. Потом мы крестились, и потом я узнал, что это движение «Новое поколение» Ледяева, потом я стал проповеди Ледяева уже слушать. То есть многие сначала с Ледяевым знакомятся и приходят в «Новое поколение», а у меня было не так. Я пришёл сначала к Богу, а потом я понял, что я попал к Ледяеву. И, конечно, там Ледяев про политику, про новый мировой порядок, и я такой думаю: ничего себе, как он это в Библии находит! И я давай изучать его проповеди. Сначала, естественно это мне понравилось, это сильно, это Божие царство на земле, вот такая тема. Потом время шло, естественно, изучал Писание и увидел некоторые нестыковки в Писании. Что Писание говорит, что Иисус, и что мы практикуем, что мы утверждаем. Многие вещи можно об этом рассказывать часами, но я так хочу, чтобы ты понимал, о чём речь, ты знаешь, о чём я говорю. Ну, естественно, такие моменты, как иные языки у пятидесятников, что я видел. Например, иные языки есть, а толкования нет, и апостол Павел говорит: если говорит кто-то, то другой растолкуй. Я думаю: ладно, если Бог дал мне такой дар, иные языки, то значит, придёт и толкование, либо они должны быть параллельно, потому что у Бога не бывает, что что-то дал, а что-то недодал. Я стал на конференциях спрашивать других верующих: где толкователи, почему нет толкований, где это всё? И никто мне не может, где-то там, рассказывают, в Америке случай был, или в книгах читаешь, а на практике вживую все бормочут на этих языках, а толкования нет. Такой момент, как молитва за исцеление, например. Были случаи, что люди свидетельствуют: да, я исцелился, меня Бог от того исцелил. Ещё были моменты, когда, например, брат мне говорит: у нас там конфликт возник с пастором, у этого брата, они поругались, он ушёл и ещё одного с собой взял брата. И мне звонит, говорит: ты же, видишь он несправедливо поступил! Я говорю: конечно, да, я с тобой согласен, но это же Церковь, мы же не можем так просто, потому что пастор неправильно поступил, мы всё бросим и уйдём, это же не по-Божески, он тоже человек, он ошибается. Он мне говорит: так давай уйдём и сделаем свою Церковь, откроем чистую, на евангельских принципах, без всяких этих понтов, чисто как по слову, сами сделаем. Я говорю: но Церковь – это же не кооператив, нельзя так делать! Он говорит: а почему нельзя, он же тоже так сделал, его же выгнали из пятидесятников – он организовал Церковь, а почему нам нельзя? Я тогда подумал: а почему, правда, нельзя, если он так сделал, до него так делали, если Ледяев так сделал? И у меня такое разочарование такое внутри… А я ещё в лидерах был, меня в лидеры взяли, в лидерской команде мы отвечали за финансы, за всё. Когда на тебе ответственность, ты уже понимаешь, и назад ходу дать не так просто, ты уже там завис, как бы зарос. Но всё равно это внутри не давало, и эти слова апостола Павла «Вникай в самого себя и в учение, не переставай заниматься им, так как, поступая подобным образом, ты спасёшь и самого себя, и слушающих тебя»(1Тим.4:16). В конце концов я взмолился Богу, и Бог потихоньку мне стал открывать, я смотрел уже в Ютубе ролики. И я понял, много лет уже ещё будучи в протестантизме, что православие – действительно истинная Церковь. Но до принятия решения понадобилось много времени, года три, наверное, когда я уже утвердился, уже понял. вот в конце твой ролик посмотрел, ещё это тоже был мне такой пинок такой конкретный. Я смотрю: православный баптист – думаю, интересно! И ты рассказываешь про свидетельства, твой первый ролик, я ещё был там в общине. Спасибо тебе, ты мне, честно говоря, дал такой трамплин. Я стал искать православный храм, и оказывается, у нас тут рядом, я не знал никогда, я слышал, что есть Церковь, нашёл телефон священника, позвонил ему. А как раз такой момент был – владыка приезжал, и он занят сильно был, он меня неделю не может принять, вторую не может принять, третью не может принять. А это как раз такой момент, когда у тебя всё, когда тебе надо, а он: прости, извини. Я уже: да что это такое!.. Но, слава Богу, мы с ним встретились, он показал, объяснил мне, послушал меня. Он говорит: походи, не торопись. Я говорю: я уже созрел, мне надо креститься. Я пару раз сходил, он говорит: да, ты готов, всё. В общем, окрестил меня, потом ещё одна семья со мной ушла. Когда я уходил из церкви, конечно, пастору когда сказал, первый раз скандал у нас с ним был. Он по столу стучал, я тоже вскипел, тоже в ответ стукнул, потом как-то успокоился, решил, что надо уйти с миром, позвонил ему, сказал: давай спокойно поговорим. Он говорит, да я тоже хотел бы, спасибо, что ты позвонил. Мы с ним сели, и он говорит: да, православие, ты знаешь, – в общем как-то так за православие стал говорить. Мы с ним обнялись, все, Церковь благословила, отпустила меня. А потом, когда та другая семья тоже решила уйти, он опять стал на них также кричать: да вы что, что вы там нашли? Тоже неприятный момент, лукавство. Теперь уже два года, батюшка меня благословил, хочет, чтобы я катехизацию в храме проводил. Уровень знания и учения очень слаб

Получается, сколько ты в протестантизме был?

С 2005 по 2018 года. Конференции эти, молитвы освобождения. Я же ещё в прославлении на гитаре, то есть со сцены ты это всё видишь, когда приезжает какой-нибудь служитель мощный, «помазанный», как говорят: у него «свежее помазание Святого Духа». Как может быть у Святого Духа свежее, либо несвежее помазание? Но они говорили: «свежее помазание Святого Духа». Я много могу имён называть, и со сцены видишь, как бесы выходят из людей, это всё перед твоими глазами. Потом к этому привыкаешь, это как просто воды попить, и уже не обращаешь внимания. А внутри всё равно ты копаешься в себе, читаешь Библию, видишь, что что-то не то. А потом, когда отцов я открыл, уже начиная с того же Игнатия Антиохийского или Поликарпа Смирнского, потихоньку начал, так там весь туман этот сразу рассеивается: вот же о чём Библия!

Я тоже своему отцу или кому-то из своих родственников говорил: вы почитайте просто учеников апостолов, просто почитайте! И у тебя сразу бодрое мышление встаёт, здравое мышление. Ты понимаешь, что ты вообще не в той степи совершенно находишься. Недавно буквально мне одни протестанты в комментарии написали: почитай историю Церкви какого-то Мюллера, потом ещё историю Церкви какой-то наш богослов писал, работа какие-то у него были богословские. Я взял почитать, и он там пишет интересные такие вещи. Он пишет историю об апостолах, потом переходит на учеников апостолов, тоже упоминает Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и так далее. И он делает резюме: да, они были у ног апостолов, но они сразу же ушли от евангельской истины. Ну как так можно уйти? Они уже были у ног апостолов! Когда ты Библию читаешь, апостолы были где-то две тысячи лет назад, это одно, а тут они от апостолов научились, и как они могли уйти от истины, как это вообще можно? Ладно бы там один ушёл, я согласен, а что, они все, что ли, разом ушли? То есть раз, и они все ушли, а мы типа протестанты, вдруг возродились, мы знаем истину. Но это же вообще логике не поддаётся совершенно. Мне интересно узнать. Часто естественно задают вопросы по поводу икон, молитв святым, или крестное знамение на себе – эти вещи которых протестанты сразу же гнушаются, убегают и пугаются всего этого. Естественно, ты пришел в православие, это истина понятна. А тут раз как-то всегда учили, что православие – это идолопоклонства, что молитва святым, как мне пишут в комментариях, вызывает умерших. Как ты отнёсся сразу, и насколько ты быстро это вообще понял для себя лично?

Вообще трудно, тебе скажу. Сразу в основном иконы, материальные святыни, мощи святых – это, конечно, первое, что в православии бросается, и у тебя на виду, когда ты думаешь о православии. Естественно, тебе с этим надо разобраться. И вот в то время, когда я стал задумываться, когда я столкнулся со святыми отцами, ещё находясь в протестантизме, я, естественно, в первую очередь решил с этим для себя решить, что это такое вообще и зачем оно надо. Я купил книжку «Проповеди отца Гермогена», это такой был священник, он умер в пятидесятых годах, он был другом Алексия II, Патриарха почившего. И там я эти проповеди стал читать про Богородицу, про иконы, что вообще с точки зрения православного учения. И тогда, естественно, там те же самые места – Исх.20:5 где говорится, не сотвори себе никакого изображения, никакого кумира и так далее, –о чём вообще речь. И всё как бы по полочкам стало на свои места. И ещё один момент касательно и икон, и вообще материальных святынь: что в протестантизме совсем другое отношение к материи, к учению о материи. В протестантизме материя не может в себе нести информацию, то есть материя – это мёртвая какая-то вещь. Но в православии, как написано, я не понимал, почему апостол Павел благословлял платки, и их прикладывали к больным, и они исцелялись. То есть тут несхождение какое-то. Почему мы это не практикуем? Естественно, когда святых отцов читаешь, там все это объясняется понятно, и в его проповедях я это чётко увидел. Естественно, встали все на места эти моменты: чудотворная икона что значит, что не икона сама по себе не исцеляет, а именно как носитель Божественной благодати. Им может быть сам предмет, который носил святой, например, если этот предмет наделён этой именно Божественной благодатью, этой энергией Божественной. И тому доказательство те же мощи Елисея, если взять в Ветхом Завете, когда сбросили на него, мертвеца, тот воскрес. Всё стало на свои места. То же самое почитание святых, что у Бога нет мёртвых, все живы. Мы им молимся, потому что мы их любим, и именно эта любовь, Церковь земная и Церковь небесная открывает эту дверь. В протестантизме этого нет.

Сквозь время и пространство. В протестантизме нет связи с Церковью, которая уже там, за границами жизни земной.

Да, как будто какая-то пропасть. Человек умер, и всё, и мы его забыли, мы его не знаем. Тоже непонятно, почему такая жестокость, хотя Бог Авраама, Исаака и Иакова не есть Бог мёртвых, но живых, у Бога все живы. И казалось бы, наши старшие братья, который ушли в мир иной они же живы. И вот это в протестантизме непонятно. И когда в православии ты эту дверь тоже открываешь, ты видишь это богатство, ты видишь эту связь, Церковь земная и небесная, ты понимаешь, почему, как написано в Откровении, что под жертвенником души святых, которые вопиют к Богу. То есть там общение, и так же и мы можем молиться, они Богу дальше молятся, ходатайствуют за нас. Вот это и есть связь, вот это и есть любовь.

 Хотя также много было разных историй, что они тоже отвечают, то во сне являются, то в реальности являются. Много слышал рассказов, свидетельств об этом. Мне понравилось одно свидетельство, что в одном греческом городе то ли умер священник, точно не помню историю, но они написали епископу, что у нас нет священника, пришлите нам священника. А епископ это обращение долго рассматривал и занят был очень сильно. Потом они написали письмо: пришлите нам священника хотя бы на Пасху. Он это письмо прочитал, и тоже за неимением времени тоже это всё оставил. А потом проходит Пасха, он находит это письмо ещё раз и думает: интересно, надо узнать вообще, что-то они мне не пишут, не злятся, что я про них забыл. И он послал своего доверенного: сходи туда, узнай, нужен ещё им священник или не нужен. Тот пришёл в приход. Как у вас дела, у вас нормально все? – Нормально, спасибо вам за священника, которого вы нам послали, отличный священник, классно исповедует, классно службы проводит. Потом оказалось при исследовании, что это был святой, который уже давно умер. То есть Бог послал им человека с неба, который пришёл и исповедовал их, причащал и проводил службы, священник из Царства Небесного. Это реальная история, причём она произошла в ХХ веке буквально. Грубо говоря, есть эта связь прямая с небесной Церковью, которая в протестантизме отсутствует. И когда я перешёл в православие, тоже начал спрашивать протестантов: а как вы можете верить, доказать, что вы правильно верите, если ваши умершие не дали о себе знать, вообще дошли они до Царства небесного или не дошли? И у меня вопрос, такой про который многие протестанты в комментариях пишут. Они все постоянно говорят, что наша вера основана на Библии. Я понял, когда перешел в православие, что Священное Писание не является источником вероучения. Источником вероучения является само учение, которое было и в Библии, и в традициях, и преданиях и там всё совокупно, в общем, все в Церкви, что написано, этим является. Как ты к этому пришёл, как в голове твоей протестантской это уложилось. Почему сегодня у протестантов, которым про это рассказываешь, просто не укладывается в голове: как это есть предание, хотя в Библии я чётко показывал им в 2Фес.2:15, апостол Павел говорит, что нужно следовать Преданию, и просто не слышат, вообще ничего они не понимают: как это, какому Преданию. Они думают, что то, что апостол Павел написал, то это и есть Предание. Как ты к этому пришёл?

Я уже понял, что слово «предание» нельзя говорить, сразу такая реакция. Но вообще если подумать, то в этом слове ничего плохого нет. Меня всегда интересовало то, что Христос просто почему-то не указывал то, что протестанты говорят: Писание – это хлеб. Лука пишет в Лк.1: я тебе пишу, достопочтенный Феофил, чтобы ты был твёрдо наставлен в том учении, которое было. То есть апостол Павел говорил вообще об учении, то, что Писание полезно для научения, для наставления. Апостол Павел говорит: вникай в себя и в учение, ибо так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя. То есть само учение жизненно важно. А Иаков говорит: и прошу вас подвизаться за веру, однажды преданную святым. Или 1Ин., он пишет: итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1Ин.2:24). То есть в Сыне и в Отце естественно пребывать в Церкви, то есть то, что вы слышали от начала, самое первое, что они слышали. А тут нам новое постоянно, «Новое поколение» – это же новое. И тут несхождение начинается. Ты понимаешь, что приезжает один пастор, тебе в воскресенье рассказывает, например, о спасении. Спасение, что мы уже спасены по факту. То есть если человек покаялся, он уже спасён. Приезжает другой, например, Ледяев, он говорит: спасение – это процесс и событие как бы одновременно, то есть ты не можешь сказать, что ты уже спасён, он уже другую тему толкает. Но не может же быть так в учении! Это как в математике, дважды два четыре, и всё. И один говорит одно, другой говорит другое. И тут ты видишь действительно, что у них на руках Библия как обоюдоострый меч, и просто каждый человек, который начинает трактовать Писание, если он своими мыслями, своим умом это трактует, он обязательно попадает в этот капкан. Это меня тоже остановило сильно. Я понял, что именно эти слова апостола Павла «вникай в себя и в учение», я стал искать именно это учение. В 1Ин., «что вы слышали от начала», и я понял, что действительно надо вернуться в начало, посмотреть, пройти немножко дальше, что там говорили дальше ученики, и действительно вот это первое учение Христа, которое неповреждённое, и потом уже оттуда смотреть, что дальше. Естественно, всё это потом быстро стало на свои места. Когда ты отцов читаешь, понимаешь, что действительно учение сохранили они, то что Писание действительно вышло из учения, что Писание родилось от учения. Это уже потом историю создания канона ты уже понимаешь. Например, книга Еноха цитируется в Библии, но её нет, и ты думаешь: как так? По протестантской логике, если он пророк, седьмой от Адама, как написано, но книги самой нет, почему её не взяли? Мучает этот вопрос, почему она не в Библии, если все Писание Богодухновенно? Потом, естественно, копаешь, ищешь ответы, и таким образом приходишь к такому результату.

 Но получается же правильно, логично. Для меня было моим личным открытием то, что оно действительно логично. Потому что многие читают Писание, и многие по-разному понимают, даже в той же самой баптистской общине. Ты начинаешь разговаривать, а они Писание по-разному понимают. Естественно, человек логически мыслящий понимает, что харизматы так понимают Писание, баптисты так понимают, субботники так понимают своё Писание, у каждого своё разное понимание. И естественно, и логично, что оно делится и делится, потому что возникают такие лидеры, которые «давайте мы создадим свою Церковь, у нас своё учение!» – и такие начинают плодиться. Когда я залез в Писание, начал изучать, есть общие места из Библии, в данном случае в Новом Завете: где идёт ссылка на то, что наша вера основана на Писании? Все протестанты мне приводят, что слушай Писание, вникай в Писание, там всё для нашего спасения, это учение Христово и так далее. Я не спорю. Но где в Писании сказано о том, что это и есть источник вероучения? Я вижу наоборот, что учение является источником нашего Богопознания, основанием являются для нас апостолы. Там нигде не написано «Писание», написано, что Писание полезно – я не спорю, конечно, полезно. Но учение является первичным, получается. Соответственно, нужно не бросаться на Писание, а именно искать само истолкование Писания, то есть первичное, как оно было изначально было передано апостолам. А Писание это уже вторично, оно из учения уже вышло. Христос нигде не говорил записать Его слова, это передано устно. Хотя Бог сказал Моисею записать слова, то есть закон. В принципе в Ветхом Завете важным был закон, и поэтому иудеи не полностью изучали закон, они были к нему привязаны. А в Новом Завете Христос нигде об этом не говорит, Он передал же устно, получается. И вот начинается вынос мозга у протестантов: как это получается, что мы всю жизнь на Писании основываемся, а теперь, получается, Писание не основное, а основное Предание? Хотя само Писание ссылается на Предание. Я начал поднимать все места: Писание постоянно ссылается на Предание. Почему они привязались к этому Писанию? Писание – это истина, но это часть Предания, важно непосредственно понимание самого Писания, это сердцевина всего, как правильно понимать Писание.

Вот в этом месте гвоздь, в этом вся заноза – что действительно Библию взяли. Каждый филолог, каждый текстолог, или вот по закону герменевтики уже сейчас с этим сталкиваешься, что любой прочитанный текст автоматически интерпретируешь сам уже. Дай тексты двум разным людям с разных мест, они его по-разному расскажут. Получается, один рассказал так, рассказывает друг другу так, и вот на основании одного текста рождаются две истории. И это нормально, это наше человеческое, мы придаём окраску, мы сами творческие создания, и мы разукрашиваем. Я теперь понимаю, почему Христос не сказал: «Запишите Мои слова», потому что каждый бы такого понаписал, что мама не горюй, поэтому это именно устно. Это же как учебник для хирурга. Есть учебники, человек хочет стать хирургом, он прочитал учебник, как там надо операцию делать, и пошёл оперировать. С этого получится, что это страшное дело. Сначала он должен выучиться, а потом учебники уже как бы к этому делу прилагают.

Реально в жизни так и происходит. Хирург – это же очень серьёзная профессия, они же по учебникам не учатся. они заканчивают сначала училище медицинское, потом университет, потом ещё практику проходят и их допускают лет через семь, через восемь только к операциям. Им показывают, как это делать, им же не сказали: иди почитай учебник и режь людей, – они должны научиться это увидеть своими глазами, им передать должны им знания устно.

У нас в Германии на профессию три с половиной года учиться надо, теория с практикой. И вот Христос три с половиной года ходил с учениками, учил их, всё на пальцах показывал. И Павел тоже пишет: я три года со слезами на глазах вас учил. То есть можно просто дать Ветхий Завет, вот, изучайте, там всё написано, от сель до сель, и будешь знать. Но они же так не делали, они же шли и там оставались, учили людей, молились, объясняли, объясняли ту же самую Тору. Если автоматически ходишь, служишь, ты их не видишь, и можешь всю жизнь не увидеть. Просто я не верю. У всех людей есть вопросы. В разговорах с моими бывшими соратниками, я знаю, всех их вопросы мучают, но просто они закрывают на это глаза, и всё. Я для себя поделил протестантов на три вида. Одни, которые хотят познать истину, для них истина на первом месте; вторые, которые видят, но они не хотят покидать этот мир комфорта, выходить из зоны комфорта они не хотят, там семья, жизнь, там поколения. А есть такие, которые сразу становятся в противление и ищут уже против православия. То есть три вида: те, которые как мы, искали истину и ушли; которые знают о православии, наверное, но мне тут хорошо, мне тепло, я не хочу. А есть такие, которые действительно воюют с этим делом, это самая страшная категория, которая в богопротивничестве практически находится. А учение, естественно, Предание – это действительно то, что живое учение Церкви, то, что в Церкви есть, и то, что действительно сначала прийти надо в церковь, а потом уже открывать, как говорится, что хотел Христос этим сказать, и Церковь тебе объясняет.

Я хотел вопрос такой задать. Мне часто пишут комментаторы-протестанты, с кем я общаюсь, по работе протестантов много, и естественно вопрос всегда возникает, что не Бог создавал конфессии, это создали люди конфессии, но среди этих конфессий есть люди естественно верующие, там и православные, и католики, пятидесятники, баптисты какие-то из них, и есть истинно верующие. Я с моим отцом тоже об этом разговаривал, и он также думает, что есть значит истинно верующие люди, которые искренне верят во Христа, они, значит, спасутся, а те, которые не верят, они во всех конфессиях этих есть, то есть Церковь некая невидимая. Я всегда спрашиваю у протестантов: ну хорошо, если Церковь невидимая, где эта Церковь была до появления протестантизма? Мне, конечно, к сожалению, никто не может ответить на этот вопрос до сих пор. Все постоянные мои оппоненты начинают сразу поднимать все книжки по истории, пытаются найти протестантов до XVI века, но безуспешно. И ответ всегда звучит таким образом, что они как бы есть, мы их не видели, мы их не знаем, но они есть, они как бы должны быть. Они как бы должны быть, но их нет в истории. Я тоже так думал, когда был протестантом. Я думал: я баптист, я верю так, пятидесятник так. Когда я пришёл к Богу, мне было четырнадцать, лет это был 1990 год, мой одноклассник был пятидесятником. Я ходил на одну улицу, он ходил на другую улицу, и мы с ним общались нормально, то есть мы дружили, общались, мы считали себя братьями во Христе. Соответственно, я тоже так думал, что есть Христос и все спасутся, которые истинно верующие из разных деноминаций. Сейчас, когда разговариваешь с ними, они говорят: как это можно так, что православная Церковь, как они говорят, вы Бога себе присвоили, присвоили Библию, веру, вы в первой инстанции говорите, что только в православии спасение есть. Как ты воспринял это вообще, как ты к этому пришёл, как ты на это смотришь, спасутся ли все из разных деноминаций?

Я так же, как и ты, думал. У меня на работе был коллега, свидетель Иеговы, и был меннонит, мы втроём работали, у нас постоянно возникали такие маленькие диспуты, мы, естественно, в Бога Троицу верим – я и меннонит, и мы на него наезжали, пытались его поломать. У меннонита и у меня тоже возникали такие трения насчёт языков, насчёт исцеления, молитвы за исцеление, за освобождение. Но ещё до этого мне в Библии одно место не давало покоя, это Мф.7:22-23, где Иисус говорит: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». И я задумался: это же люди, которые именем Христа это всё делали. То есть нельзя сказать, что это были какие-то там салафиты, либо какие-то экстрасенсы. Это христиане, которые именем Христа это делали. Это может быть община моя, например, либо какая-то, которую я знаю. Баптисты это не практикуют, но зато в Библии же написано, что верующих будут сопровождать знамения, именем Моим будут бесов изгонять и так далее. Я понимал, что баптисты отвергли это, а у нас оно есть, мы это практикуем. Но кто попадает под эту категорию, это объяснить библейски, что именно Иисус говорит, что отойдите от Меня, Я вас не знаю. Как говорится, кто исповедует сердцем, верует, исповедует устами Христа, тот спасётся. То есть мы же говорим, а Христос говорит: Я вас не знаю, делающие беззаконие. И естественно молишься, но веришь, что даже если протестант молится, он в Библии найдёт ответ. И вот апостол Павел говорит в 2Тим.2:5: «не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». Естественно, речь идёт о спасении. И вот это «незаконно подвизаться» вот это и есть, именно Иисус и не знает этих, потому что они незаконно это делают, то есть это беспредельщики такие духовные. У Ледяева есть песня такая, начинается: «святой беспредел». Вот это и есть беспредел, когда человек берет Библию, это то же самое, если я куплю жезл полицейского или пистолет, который скорость машин замеряет, встану, надену полицейскую форму и буду измерять, штрафовать людей, и буду честно их штрафовать и деньги относить в городскую казну. Скажу: вот, я борюсь с нарушителями, я вам помогаю. Мне скажут: парень, ты что? А во второй раз они тебя закроют в тюрьму просто. Тут то же самое. Речь идёт о Царствии Небесном, где тоже есть иерархия, где Христос Царь, и где Он ставит Своих священников, Своих служителей. Почему в царстве Бога такой бардак должен быть? Васе, Пете не понравилось, он взял Библию, пошёл на соседнюю улицу, собрал народ, открыл Церковь, и всё, аллилуйя, они бегают, всех исцеляют. Но также не бывает, это же речь идёт о спасении людей! Речь идёт о самых серьёзных вещах, которые вообще в нашей жизни могут быть, то есть о человеческой душе. И такой бардак в Царствии Господа просто невозможен, это не Бог, Бог так не поступает. И поэтому Христос говорит: отойдите от Меня, делающие беззаконие. Чётко тут всё стало сразу на свои места. Если тебе не нравится, что-то ты хочешь улучшить – пожалуйста, иди, вникай в учение, закончи духовную семинарию, получи сан священника и делай так, как тебе Бог положил на сердце, помогай людям, спасай, приводи к спасению, служи, стань Божиим служителем. На это место именно я получил ответ, всё для меня стало ясно: один Господь, одна вера, одно крещение. Это именно важно, это именно та вера, которую Господь дал.

 Меня что поразило в православии, когда я пришёл православие: все до единого вопросы, которые меня как протестанта интересовали, все снялись. Всё логично, все чётко, понятно, всё логично. Я когда был протестантом, для меня какие-то вещи были нелогичны. Я думал, что-то не то, надо это дело изучить. Изучаю – что-то не сходится, постоянно что-то не сходилось, какие-то места на практике так, в Библии так, в истории так, где-то всё не сходилось. Как только ты пришёл к православию, у тебя всё сошлось, вся логика выстроена чётко, ясно, понятно. Даже просто взять даже место из Писания, в котором сказано, что одна вера. Одна вера, то есть мы верим одинаково. Одно крещение, то есть мы крещены одинаково, у нас одинаково крещение у всех. Соответственно, один дух, то есть мы полностью соединены в одно мышление. А как получается, что адвентист седьмого дня, пятидесятник, у них нет одного духа, одного крещения даже нет, о верах мы вообще не говорим. Где здесь Церковь, получается? И даже те люди, когда я с протестантами общаюсь из разных конфессий, что истинно верующие спасутся и это основной вопрос, но как вы можете, это написано в Библии: одна вера, одно крещение, один дух. Но поставьте между собой истинно верующего адвентиста седьмого дня и баптиста, положим. Понятно, что вы можете общаться на какие-то общие темы, которые вы поддерживаете, но если вы начнёте рассказывать о субботе и воскресении – всё, у вас одна вера закончилась, и один дух кончился сразу. Предположим, если ты пришёл из субботников в баптисты, скорее всего, тебя не будет перекрещивать. По идее да, но если ты, скажем, из православия пришёл в баптизм, тебя будут крестить однозначно, то есть крещения разные совершенно. У харизматов, я так понял, что есть ещё крещение Духом Святым у пятидесятников, в том числе. Для меня было бы поражением, когда я стал изучать историю, труды отцов Церкви, семи Соборов, что они отстаивали истину даже до таких мелочей, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, что Он исходит от Отца только, что человеческая природа Христа изучается, что они этих монофизитов анафематствовали. И ты думаешь: ну как-то так, это же вообще ни о чём просто-напросто. А протестант обычный скажет: что вы начинаете с пустопорожнего? А отцы Церкви отстаивали до мелочей истину. Когда я был протестантом, я понял, что я верю в другого Бога реально. Это должны понимать протестанты, что они как бы называют Христом Бога, но они верят в другого Христа. Это был другой Христос, их представлении о Боге искажено до неузнаваемости. Поэтому когда с ними разговариваешь об иконах, о Царстве Небесном, их представление о Боге полностью искажено.

Я ещё больше скажу. Было лукавство такое, когда мы собирались у нас в городе летом, когда собираются все Церкви, молятся за город, все – пятидесятники, баптисты, движение такое, все с шариками выходят туда. А пастор наш тогда, когда я только пришёл, к нам семья перешла из баптистов. Она разговаривает и говорит, спрашивает, как и что языки, почему. Он ей объясняет и говорит: у вас дух религиозности, ты должна от этого освободиться, и он молитву освобождения, над ней, руки возложили, и она должна отречься от этого, и она отрекается от этого, ты должна отречься, проклясть этого духа. Я думаю: как так? Ереси Царства Божия не наследуют! То есть в одном месте вроде они тоже христиане, а в деталях – вот это плохо, надо от этого освобождаться, и возлагают руки, она отрекается. Ты правильно сказал, в православии всё это выровнялось, и вот эти кубики пытаешься собрать, ничего не получается. Тут вроде вот это – не то, начинаешь в другом месте, опять не то, и это всё накапливается, накапливается. Я всегда говорю: протестантизм – это как рыба в аквариуме, ты плывёшь в одну сторону – бум, носом уткнулся в стекло, думаешь: ага, а теперь мне надо на север. Опять туда плывёшь, плывёшь, опять – бум, теперь на юг, наверное, наверх. Наверх выходишь – вода кончается, вниз, в дно упираешься. А православие – это океан. Там тоже опасностей много, но ты понимаешь, ты попадаешь в такой океан возможностей, это учение отцов, вот эта философия, богословие, и ты понимаешь, что всё становится на свои места, по полочкам, и ты развивайся, работай над собой, служи. Как это им донести, как им дать понять этот воздух, этот глоток действительно свежей воды? Они не понимают, это и обидно.

 Часто такие реплики возникает, что ты перешёл в православие – это идолопоклонство, это такая муть, это темнота средневековая. А я им объясняю, что это я был в темноте, в такой мути такой был, что страшно становится. Когда я перешёл в православие, такой свет возник. Ещё вопрос такой хотел задать. Часто мне говорят о том, что все эти православные традиции были придуманы по пути, то есть иконопочитание, почитание святых, молитвы святым, крещение младенцев и тому подобные вещи. Ты как-то это вопрос изучал? Потому что мне очень часто задают этот вопрос. Один написал мне, что я приведу тебе факты, что в IV веке крещение младенцев, иконопочитание вообще в VIII веке молитва святым и так далее. То есть всех этих традиций, ритуалов, обрядов в начале не было никогда.

Я сейчас как раз взял в руки Библию, чтобы найти это место про то, что ты говоришь. Естественно, возникает вопрос, но опять же ищешь ответ в Писании как протестант. Например, Кол. 2:19, Павел пишет: «и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». Церковь не должна оставаться на том уровне, на котором она была. Павел в другом месте пишет, что вы уже должны твёрдую пищу принимать, а у вас ещё молоко, учение о крещении. Он как бы упрекает в том, что не развиваетесь дальше духовно. И естественно если подумать, апостолы были евреи, и если даже взять эти иконы, например, у них с изображениями людей очень жёстко было, изображение человека они отвергали. И чтобы резко сразу так на иконы перейти, тем более Церковь только родилась ещё практически во времена апостольские, в Библии этого не может быть, естественно. А потом мы сразу увидим, уже взять Игнатия Антиохийского или Поликарпа Смирнского. Игнатия растерзали львы, а они бережно собрали эти святые мощи и литургию совершали в склепах, на телах мучеников. Это уже тут же было сразу, как и сказано, Дух Святой пришёл и учил их. Конечно, пока ты в рамках Библии находишься, ты не можешь оторваться от того, что дальше было в истории Церкви, трудно понять. Но вот именно такие места, которые говорят, что растёт возрастом Божиим, они говорят о том, что в Церкви было развитие. А если мы возьмём историю канона, откуда библия взялась, это тоже такая тема большая, обширная. Если ты понимаешь, что только в конце IV века появляется тот канон, и то ещё без Апокалипсиса, послание Афанасия Великого Пасхальное. а до этого-то люди все книги читали, но у них был этот критерий веры, который они открывали: а, это не пойдёт, это нет, не то. Именно действительно как предание, учение – это и есть критерий веры, на который мы можем опираться. Если Писание вот так вот взять и забрать его у протестантов, православные спокойно его опять напишут. Пусть оно будет другими словами, но по сути, по духу, по содержанию оно будет то же самое. Но если протестанты начнут писать…

Свидетели Иеговы уже написали Писание

И адвентисты тоже, и мормоны.

Я сейчас читаю книгу интересную Скабаллановича. Он пишет всю историю литургии, богослужения, начало от апостолов и так далее. И я увидел, как из истории на фактах показаны все источники, дошедшие до нас исторические, в том число Дидахе, Постановления двенадцати апостолов потом ещё завещание какое-то там, то есть самое древнее из этих всех, то, что оттуда. Все богослужения, литургия в особенности, сначала была вечерня, самая древняя, потом уже утреня появилась, они все идут оттуда, I, II век оттуда все идут, весь чин богослужения идёт оттуда, а не от того, что оно была на пути придумано. Конечно, она совершенствовалось в каком-то плане, обрастало какими-то молитвами, но сути это не меняло. Я буквально год назад узнал о том, что есть  Литургия апостола Фаддея, есть литургия апостола Марка, Иакова уже точно известна, потому что её раз или два раза в год проводят. Получается, вот они, литургии, которые идут от апостолов. И я спрашиваю протестантов: но у вас есть доказательства, что это не Фаддей написал? Доказательств нет. Один говорит: у меня сомнения что это апостол. Ну и что, что у тебя сомнения? Если у тебя есть сомнения, то предложи свои доказательства, что это не апостол. Потому что самая ранняя литургия, которая дошла, это III век нашей эры. Ещё мне интересен вот такой момент. Протестантизму 500 лет было. Я думаю: слушайте, за 500 лет и протестантизм по сути своей от своих основ веры не ушёл, у них есть основание эта Лютеровское, по сути, в основе своей протестантизм не ушёл от тех постулатов Мартина Лютера. Возьмём даже баптистов. Баптисты возникли в начале XVII века. За 400 лет баптисты, по идее, не изменились в своём понимании веры. И я вот думаю: почему от апостолов за 400-500 лет кардинально всё изменилось, такого же быть не может, ерунда какая-то получается. Не может такого быть, чтобы раз – и всё кардинально, была Церковь, все прыгали, скакали, прославляли Бога, а потом бах – в IV веке храмы, одежда, богослужения, многочасовые ритуалы. У баптистов, получается, вообще никакого искажения нет, люди изменились, что ли, святыми стали? Естественно, я натолкнулся на момент, что такого быть не может, чтобы люди так просто-напросто раз – и ушли, значит, это, получается, было с самого начала. Я натолкнулся на тему катакомб, когда нашли катакомбы христиан, а там, оказывается, все иконами увешано. А то, что уже писали молитвы святым в I веке на могилах этих мучеников и в катакомбах тоже писали: «Варвара, молись Богу о нас!» – это же молитва по сути своей. То, что совершали богослужения на мощах умерших, откуда и пошёл антиминс, это же идёт оттуда, I-II век, в конце концов. Когда я с протестантами разговариваю, они приходят к такому постулату, что как бы Церковь ушла от Христа и пришли протестанты, Лютер как бы к истокам вернулся. Ты как на это смотришь вообще, к каким истокам, или он своё придумал.

Вообще протестантизм – это самое страшное дело, что случиться могло. В принципе у Лютера, наверное, изначально своя идея благая, наверное, была. Если взять такой момент, если посмотреть, что католики натворили. Они же всё хотели догматизировать. Когда вот эта великая схизма была, они начали всё догматизировать, я вижу ещё тоже европейский менталитет такой, они всё захотят задокументировать, везде правила ввести и так далее. У восточных людей – что Бог даст, да и нормально. А вот у немцев скрупулёзность эта, везде документы, документы, и потом, если что-то не получается, опять надо эти все правила ввести, и накопилось вот это всё. Естественно, Лютер видел – там места нет вообще святому движению в духе, молитве. И естественно, в противостоянии католицизму его наука родилась и была популярна. И они тогда думали, что они могут на основании изучения текста воссоздать первоначальный смысл этого сказанного. И вот он решил и сказал: «Только Писание, и мы сейчас копнём и точно поймём, что имели в виду апостолы и всё будет нормально». А тут анабаптисты говорят: а раз так, то в Писании нет того, что надо крестить младенцев, и всё, и тут началась война. А потом Кальвин: то есть что значит в Чаше «Тело Мое, Кровь Моя» – это символы, либо настоящее? Опять следующая школа богословская. И понеслось, поехало, до сих пор.

Мне фраза понравилась: на основании только Писания может возникнуть ересь. Потому что если ты только Писание начнёшь изучать, ничего, кроме ереси, не выйдет.

Отец Даниил Сысоев сказал вообще жёстко. Он говорит: Писание вне Церкви перестаёт быть Божьим словом, Богодухновенным словом. Вв принципе я согласен. Это церковный, внутрицерковный документ. Я читал книгу самого лучшего знатока Нового Завета Брюса Мецгера, и у него есть книга «Канон Нового Завета». Он сам, кстати, протестант, методист, по-моему, или пресвитериан, но он там чётко показывает по документам, как вообще там спорили, даже решали, какую книгу взять общем. Сам канон выкристаллизовался на протяжении этих первых трёх-четырех веков. И вот он там пишет, что это действительно это продукт Церкви, это родилось в Церкви. А в какой Церкви? Естественно, в православной, какой же ещё, какая ещё Церковь? И его ученик Барт Эрман сейчас жёсткие книги пишет, но опять же протестантский принцип, что учение исходит из Писания. А он говорит, как вы можете с такого Писания, где столько противоречий, столько неточностей -это нереально, вообще, какая у вас Библия, где она. Какая у вас Библия, такая у вас и вера, и то, как её толкуют. Очень интересно его слушать, я вообще считаю, что он помог православным.

С другой стороны, если взять Писание в отрыве от Церкви, то она по идее наполнена противоречиями. И все протестанты это видят. Если пастора взять любого, у него по-любому эти противоречия есть. Он, может, скрывает, обычно так говорят так, что нас что-то недопонимали. Но если войдешь в Церковь, то все противоречия закончились, там все чётко и ясно.

Вот именно. Я хотел сказать, что нет противоречий только в православном учении. Если мы возьмём Никео-Цареградский Символ Веры и постановления Соборов, в Библии противоречий не найти этому. А так действительно, там ошибки и человеческие, и переписчики делали ошибки. Если брать только Писание, этот принцип, тогда всё рушится, разваливается.

 Допустим, что переписчики не ошиблись ещё ни разу, просто твоё понимание, твой логический мозг он начнёт читать эти Писания, у тебя будет куча противоречий. Ты возьмёшь одну книгу Ветхого Завета, возьмешь Новый Завет, у тебя будет эти противоречия сумасшедшие, ты не поймёшь, что происходит вообще. Твоё понимание, твоя логика здесь просто рушится. А когда ты входишь в Церковь, и ты осознаешь, как Бог устроил это всё, противоречий нет никаких. Мне очень много протестантов пишут в комментариях, они обычно пишут проповеди, то есть своё понимание вероучения. Они целые проповеди там высказывают, что ты ушёл от Христа. Хотелось бы обсудить такой вопрос. Обычно протестанты говорят, что нет деноминаций, что Бог не создавал деноминаций, что только вера во Христа, Христос спасает, Церковь не нужна. Даже если Церкви не будет, то Бог Христос спасает. Для чего Церковь нужна, как ты считаешь? Потому что в их понимании, я вот тоже со своим отцом разговариваю – только Христос спасает. А я говорю: тогда зачем Бог создал Церковь? Если Церковь не нужна, зачем вообще Церковь, зачем это нужно? Ты пришёл, поверил Христу, и всё, тебе Церковь не нужна, тебя Христос спасает, и всё, зачем тогда Церковь нужна. Как ты понял этот момент?

Я когда был протестантом, Алексей, я не понимал вообще, зачем Христос пошёл на Крест, если спасение просто по вере. Если я уверовал в Бога, зачем Его страдания на Кресте, зачем Он стал Человеком. Я не понимал этого, честно. Допустим, как было бы так – спасение по вере. Вот я встречаю верующего человека, как допустим во времена Нового Завета. Я верю, я вступаю в Церковь. Зачем Христос стал человеком, если мы спасаемся просто по вере? И это тоже нестыковка в протестантизме, и страдания Христа становятся бессмысленными. Но когда я понимаю, что Бог стал человеком, и Он восстановил человеческую природу, то есть Он не просто меня спас, Он как человек прошёл этот путь без греха, исполнил закон, как написано, умер, и смерть Его не может взять, потому что Он безгрешен, Он Бог. И вот теперь моя задача – через Таинства Церкви, которую Он создал, в неё войти как в ковчег спасения, причаститься Его святости, Его Святой Плоти, и при помощи Христа в Церкви освобождаться от моих страстей, от моих греховностей, потому что я сам не смогу. Его природа через церковные таинства входит в меня, Христос меня изнутри начинает освобождать, даёт мне силы. Тогда теперь понятно, зачем Христос на Крест пошёл, зачем Он стал Человеком. Самое главное, что есть в Церкви – это Тело, поэтому как апостол Павел пишет, мы от плоти Его и от костей Его. Поэтому в Евхаристии есть истинное Тело и истинная Кровь Христа. У католиков хотя бы индульгенция есть. Православные борются со страстями. Католики ввели индульгенцию: пришёл, исповедался, заплатил денежку за грех, тебя простили. А у протестантов вообще всё на халяву, ты просто поверил, и всё, спасен.

 Я спрашивал протестантов: как ты борешься со своими страстями, грехами постоянными? – Помолиться Богу. Я говорю: хорошо, иудеи тоже могли помолиться Богу, но почему-то как-то от страстей своих не освобождались. Почему Христос и пришёл на землю, чтобы человека освободить от грехов его. Не просто первородного греха, но чтобы полностью очистить, чтобы он пришёл в образ Христа. Как апостол Иоанн писал в 1Ин., что мы придём к Нему, увидим Его так, как Он есть, что мы Его дети. Иудеи тоже верили в Бога, но у них не было инструмента, а Бог Христос пришёл и дал, грубо говоря, инструменты достижения этого – таинства, когда человек соединяется реально, материально, духовно, полностью он соединяется с Богом в Таинствах, когда ты вкушаешь самое истинное Тело, реальное Тело Христово и реальную Кровь  Христову, это Его Кровь, это Его Тело, и ты вкушаешь в своё тело, и Он тебе освящает и душу, и дух, и тело само по себе. И в этом случае исходит почитание мощей, что мощи – это уже человек, как апостол Павел говорит: это не я живу, но живёт во мне Христос. А если в моём теле живет Христос, моё тело уже пропитано Богом. Это уже частица Бога, это не просто мертвечина какая-то, это уже частица Бога. Поэтому мощи святых бережно почитают, потому что это уже не человеческое тело, это уже часть божеского естества. Здесь всё логично, понятно. Естественно, человек через Таинства, соприкасаясь с Богом, освящается, обоживается, превращается в образ Христа, освобождается от своих страстей, грехов. Меня всегда убивало в протестантизме, что там все борются против курения, против выпивки, против чего-то, а против зависти, против скрытых грехов все молчат. За ненависть, за осуждение не отлучают, это нормально, это слабости, а то, что человек покурил – о, это супер грех! То есть какое-то идёт разделение грехов. А в православии всё логично. Есть смертные грехи, всё сразу стало на свои места. То есть Бог соприкасается с человеком в Таинствах. Я всегда это место не понимал, что если вы будете есть Мою Плоть и пить Мою Кровь, то Я пребуду вас и вы во Мне. Я не понимал это, а тут реально буквально так и есть, что я, вкушая эту Плоть и Кровь Его, Он реально во мне находится, и я в Нём. Это не то, что духовный смысл, это реальный смысл, буквальный смысл. Почему и причащаться нужно чем чаще, тем лучше, а не раз в месяц, как у протестантов.

В Евр.13:7 апостол Павел пишет «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Где у протестантов эти наставники, где эти, которые достигли совершенства, где они? В православии чётко – вот они, и поэтому действительно мы знаем, что святые мощи нетленны, и именно видишь жизнь Церкви живую, и вот она вся у тебя перед глазами, и столько свидетельств, и вообще в православии настолько вот эти чудеса… У протестантов чудо случилось, кричат: Маша исцелилась от насморка! Да тут столько свидетельств, просто океан, и никто не удивляется, и всё это нормально, это Бог живой, и Бог действует. Можно долго говорить.

Да, я хотел бы завершить наш разговор таким моментом. Когда я был протестантом, я не мог понять, был некий отрыв Ветхого Завета от Нового Завета. То есть Бог Ветхого Завета это был какой-то другой Бог, а в Новом Завете любвеобильный, любящий, везде Христос, милость, милосердие. А Бог Ветхого Завета это как бы закон, обряды, гнев, эти жертвоприношения, службы такие мощные. А тут бах! – получается, пришёл Новый Завет, и всё как бы разошлось, в первой Церкви ничего этого нет. А когда я стал действительно изучать, понимаешь, что вся связь сохраняется полностью с Ветхим Заветом. Бог сказал, что жертвоприношения – это установление вечное. Ребята, это установление вечное, у вас должно быть жертвоприношение! У вас есть жертвоприношение? Нет. А в православии есть, на каждой Литургии происходит бескровное жертвоприношение.

Ещё один момент. Храм небесный – там тоже жертвенник, там тоже идёт Литургия, то есть Церковь небесная и Церковь земная. Протестанты вообще потеряли этот пункт, их бесполезно спрашивать, как, зачем там жертвенник, как под жертвенником находятся.

Я и говорю, что в православии становится всё на своё место, и настолько что логично, что просто у тебя внутри содрогается, ты понимаешь, как ты заблуждался, как ты этого не видел, глаза были закрыты. Мне многие говорили, что ты будешь в православии, пройдёт какое-то время, эмоции спадут, и ты увидишь по-настоящему это православие изнутри. С одним бывшим протестантом я разговаривал, и он сказал: ты тоже всё это увидишь, гнусность православия. Может, у него плохой опыт был, не знаю. Прошло уже два с половиной года, и на каждой Литургии – это просто благодать постоянная, служба пролетает мгновенно.

Я с тобой согласен, про Литургию ты правильно сказал. То, что протестантизме это одно и тоже, вот эти проповеди, одно и тоже. И вот я думал про православие, что вот этот поп кадилом машет, они стоят там, мучаются. Сейчас каждая Литургия – это что-то новое, это что-то другое. Это не передать словами, это действительно жизнь, это духовное тебя наполняет. Ты не причастился, не исповедовался уже определённое время, и у тебя внутри какое-то беспокойство, уже начинаешь суетиться, дела отбрасываешь. Я там уже мёртвый был последние года. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» – а внутри что там, кто свят…  Вот эта гниль, застой, действительно тухлятина, я бы сказал, но другого слова нет. А теперь мы попали в учение, это действительно Христова вера, действительно Дух Святой, и ты участник этого, и ты понимаешь, что действительно попал, тут я должен быть, тут моё место, тут человек получает это именно звание своё человека, тут действительно человек стал человеком, как его Бог видит вообще. Слава Богу. Дай нам Бог мудрости, чтобы мы могли как-то это переносить наши братьям и как-то помогали это увидеть.

Я очень рад был пообщаться с тобой, что всё-таки есть ещё такие люди, которые дошли до этого, Бог вытаскивает из этих заблуждений. Я лично 27 лет там был. Конечно, это Бог вёл, но я лично по-человечески просто настолько сожалею, что я потерял столько времени, что я мог бы наслаждаться Богом и общением в Церкви уже столько лет. Но Божий такой путь, видимо. У меня моя жена перешла, всё нормально, и дети тоже. Отец мой и остальные все мои родственники там пока. Общаемся потихонечку, сложно, конечно.

Потому что нет пророка в своём отечестве, как говорится, у меня то же самое.

Был рад с тобой пообщаться.

Я тоже был рад. С Богом.

Комментировать