6 Ответов
Онтологически вернуться именно в тот, в первозданный рай, не получится.
Иоанн Богослов описал нам, что после Второго Пришествия будет новое небо и новая земля, а всё прежнее прекратится. Откр. 21:1
Поскольку Рай – это все же не просто место, а место бытия с Богом, важно не его географическое нахождение, а его смысловое содержание. И тогда очевидно, что Рай возможен – если быть с Богом. И праведных Рай ждет в вечности. Будет ли он находиться в конкретном месте на Земле или где-то еще – это ведь вообще не важно.
Если же говорить о конкретно нынешнем моменте, пока еще не наступили времена обетованные, обретение Рая - личная возможность для конкретных людей на время в той или иной степени соприкоснуться с полнотой райского блаженства от бытия с Богом, а не всеобщая возможность для всех одновременно оказаться в Раю.
Приведу несколько цитат:
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:
«Элементы рая, если можно так сказать о Царствии Небесном, присутствуют в той земной жизни, где есть любовь, красота и правда».
Протоиерей Роман Братчик, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области:
«В каком-то смысле рай на земле существует. Это Церковь. Вопрос только в том, чтобы мы в Нее вошли. Ну а если под раем понимать только материальное благоденствие, то такой рай невозможен».
Митрополит Иларион (Алфеев):
«Если мы и не можем построить рай на Земле, то это не значит, что мы не можем избежать ада на Земле. Рай — это то, что создано Богом. Ад, как в земной, так и в эсхатологической перспективе, создается свободной волей людей. Ад — это состояние противления Богу, нежелание быть с Богом, сознательный отказ от исполнения заповедей Божиих. Мы не можем создать на Земле идеальное общество, но мы можем избежать ада, создать (и это касается как целых народов, так и отдельных семей или людей) такие условия, в которых человеку будет хорошо жить. Это зависит прежде всего от того, как мы относимся друг к другу.
Моменты ощущения райского счастья у меня бывают довольно часто: прежде всего они связаны со служением Божественной Литургии. Литургия — это момент соприкосновения с Царством Божиим. Во время Литургии мы предвкушаем те блага, которые нас ожидают в Царстве Небесном. Во время Литургии Бог особенно близок человеку. В момент принятия святых Христовых Таин человек соединяется с Богом не только духовно, но и физически. И это ощущение присутствия Бога и есть моменты райской радости».