Здравствуйте!
В чем выражается обязанность священника как пастыря? Понятно, что священник наставляет свою паству, разъясняет православное вероучение, в случае с духовным отцом руководит ведением духовной жизни своего духовного чада. Однако в случае с незнакомым священником или священником, к которому постоянно ходишь на исповедь, в чем простираются его "компетенции"? Поясню на примерах:
Понятно, что к священнику не стоит подходит с вопросами, не относящимися к духовной жизни человека, например, "Какое мне варенье сварить, из яблок или из груш?" или переваливать на него ответственность за обыденное решение, которое стоит принимать самому: "Мне устроиться в фирму А или в фирму Б? Благословите, куда". Однако стоит ли прихожанам обращаться с житейскими проблемами, под которыми может лежать духовный выбор, чтобы священник как лицо более образованное и духовно опытное, разъяснил, какой подход к конкретной проблеме существует согласно учению Церкви, и что пойдет на пользу душе в конкретной ситуации? Тоже самое касается горя или несчастья в жизни человека. Следует ли по Вашему мнению, обращаться за утешением и наставлением? Или это уже вопросы к психологам и иже с ними?
3 Ответа
Самое главное занятие священника - богослужения, Литургия и таинства. Пастырское дело это больше задача епископа, священники помогают ему в этом.
Священники могут советовать о житейском, так как они имеют значительный опыт общения. И если есть контакт со священником, уверен, он сможет посоветовать.
Тем не менее, я знаю случаи, когда наставничество не имеет пользы, когда священник накладывает на паству обязанности, которые он сам не в силах нести. Прихожане стараются, но на износ, по мне это опасно.
Живите своим умом, а батюшку спрашивайте о духовном, о спасении, о понимании Писания, исключая перед ним выбор - вуза, домов для проживания, мужа/жены, поездок, вещей в квартиру.
Наше единение в православном приходе не вокруг изучения Писания, не вокруг добрых бесед и наставлений, а вокруг Чаши, вокруг Причастия. Это и есть Центр церковный жизни, цель нашего спасения.
К сожалению, эта задача часто уходит на второй план, но на самом деле она на первом месте. Нравственные улучшения и стремления являются только подготовкой к достойному Причастию.
Если Вы будете смотреть на свою жизнь через эту призму о Чаше, то вдруг поймёте, что духовник не нужен. Господь силой Святого Духа откроет ум на многое житейское, о чём сейчас возникают недоумения.
Спасибо!
Главная задача священника по отношению к прихожанам - помогать в вопросах духовного характера, учить основам веры, закону Христову. Ни варенье, ни трудоустройство, ни иные житейские вопросы таковыми не являются. Священник не может и должен быть специалистом во всех областях, но может быть специалистом в какой-то области, кроме духовной (например, по мирской профессии). И, действительно, может помочь советом. Но это не будет иметь никакого отношения к духовному руководству, а будет просто советом в житейской ситуации.
Если же в житейской ситуации становится вопрос духовного или морального выбора, то со священником советоваться можно. И в вопросах горя и несчастья тоже. Однако, нужно понимать, что бывают ситуации, когда нужно обращаться не только к священнику, но еще и к психологу, и даже психиатру. Хорошо, когда священник, имея опыт, указывает прихожанину на такую необходимость. Но случается, что молодого батюшку после семинарии начинают штурмовать с вопросами, на разрешения которых ему не хватает опыта. Тогда неаккуратные или неправильные советы могут даже навредить.
Поэтому нельзя дать конкретный ответ на вопрос можно ли обращаться к священнику за разрешением любых вопросов, пусть даже имеющих духовную подоплеку. Священники разные и не все имеют достаточно опыта и знаний для разрешения любых вопросов.
Спасибо!
Согласно авторитетному руководству "О должностях пресвитеров приходских", у священников четыре основных обязанности:
- Проповедь, наставление в вере и нравственности церковного народа.
- Ведение образцовой христианской жизни.
- Совершение святых Таинств.
- Молитва.
Хотя у священника есть своя сфера компетенции, обычно люди обращаются с более широким кругом проблем и вопросов, которые так или иначе имеют отношение к их духовно-нравственной жизни. И здесь бывает сложно как-то формально разделить. Другое дело, что каждый священник обладает, как человек, разным жизненным опытом, образованием, вообще взглядами на жизнь и т. п. Поэтому многое зависит от личности священника, здесь неправильно, на мой взгляд, ставить вопрос так формально. Иными словами, подойдя со своей проблемой к разным священникам, Вы получите разные советы, от общего призыва молиться и каяться, до детальной проработки Вашей ситуации. Кроме того, психологи не занимаются лечением душ, они работают с поведением, психикой, расстройствами. Священник может обладать знаниями в области психологии, а может и не обладать вовсе. И иногда очень даже хорошо обращаться и к хорошему священнику, и к хорошему психологу.
Спасибо! Да, я думаю, надо находить «золотую середину». Мне бы, наверное, хотелось, чтобы священники давали ответы на те житейские вопросы, которые переплетены с духовными проблемами, так как миряне ведут свою христианскую жизнь, «бултыхаясь» в житейском море. А совет опытного пастыря может оказаться очень даже полезным, ведь без него получается, что прихожанин даже имея доступ к сокровищам 2000летнего опыта святых отцов и учителей Церкви, «плывет» практически самостоятельно (не исключая здесь действие благодати Господа нашего Иисуса Христа, конечно) и может также по излишней ревности или наивности взвалить на себя ношу большую, чем может понести, или, напротив, по лукавству решить «и так сойдет», проявляя пренебрежение к своей духовной жизни. Взгляд со стороны бывает очень полезен.
Правда, руководство духовника и совет священника разные вещи… И мало, кто сейчас имеет духовника.
Я с Вами абсолютно согласна, что иногда «хилый» современный христианин может не выдержать «среднестатистических обязанностей», накладываемых на паству священноначалием, и может разочароваться в православии (знаю человека, который перешёл в католичество из-за, по его словам, «католической клиентоориентированности»), хотя вопрос стоит всегда в Боге, а не в чем-то другом. Однако получается очень грустно, что Церковь, сообщество христиан во главе с Иисусом Христом, без общения пастыря со своей паствой начинает внешне выглядеть, простите, как формальный образовательный кружок по изучению Священного Писания или, что еще хуже, как организация по оказанию «ритуальных» услуг. А некоторые так и думают…