3 Ответа
Те, святые отцы (преимущественно западные), которые считали брак установлением (как и разделение полов) тесно связанным с грехопадением прародителей, признавали его временную необходимость для части человечества. На место этого брака придет новый, совершенный брак, уже не как союз двух людей, но таинственный брак каждой христианской души с ее Женихом Христом.
Однако, те представители церковной традиции, которые не связывали установление брака с грехопадением, а видели в нем прекрасное само по себе учреждение Божие, прообраз новозаветного союза Христа и Церкви, считали, что христианский брак в жизни будущего века должен преобразиться, но отнюдь не упраздниться. По словам свт. Иоанна Златоуста,
«брачная любовь есть сильнейшая... Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся… и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости» (Полное собрание творений. М., 2004. Т. 11. Кн. 1. С. 181).
При этом, плотские отношения супругов полностью упразднятся (ср.: Мф. 22:30).
Последнее мнение, как более выражающее восточно-христианское понимание христианского брака, нашло отражение в одной из молитв этого таинства: «Восприми венцы их в Царствии Твоем нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков». По этой причине, Церковь рекомендует вдовцам оставаться безбрачными, для того чтобы
«оставаться верными своим ушедшим супругам, которые живы в Господе, сохраняя брачное единство любви, которому надлежит исполниться в Царстве Божьем, ради которого они были повенчаны как муж и жена» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.)).
Протоиерей Владимир Хулап: В христианском богословии есть различные точки зрения на этот вопрос: одна на них говорит, что брак – это исключительно земное дело, другая указывает на то, что брак все-таки имеет вечное измерение. Важно помнить, что, говоря об эсхатологии, о реалиях будущего века, мы используем образы, поскольку наш человеческий язык принадлежит этому миру. С другой стороны, любовь к ближнему имеет вечное измерение, поэтому логично предположить, что союз любящих друг друга людей будет в той или иной мере причастен к нему. Поэтому апостол Павел называет любовь супругов образом отношений Христа и Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что брак — это образ Троицы, а во время Венчания Церковь молится о том, чтобы Бог воспринял венцы брачующихся в Своем Небесном Царстве. Конечно это богословский идеал, но его реализация — посильная и исполнимая задача конкретной семьи.
Источник: Брак