Добрый вечер!
В Евангелиях от Луки и Матфея описана родословная Иисуса Христа, которая подтверждает его происхождение из колена Давидова. При этом, упомянутые Лукой и Матфеем имена предков Иисуса расходятся. Так, по Матфею у Зороавеля , одного важных из предков Иисуса, был сын Рисая, но по Евангелию от Луки , напротив, упоминается сын Зороавеля Авиуд. Одновременно в Ветхом Завете перечислены дети Зоровавеля, среди которых нет ни Рисайи, ни Авиуда. С чем может быть связано такое противоречие?
Спаси Вас Господь!
3 Ответа
Некоторые расхождения могут быть объяснены законом левирата, когда брат, умершего бездетным мужа, был обязан взять его вдову в жены и продолжить потомство брата. Юридически эти дети считались детьми покойного, а биологически - это его дети.
Ваш вопрос очень сложен и на него нет однозначного ответа. Вообще, родословие Христа от Зоровавеля до Иосифа - "темная часть" Писания и мало того, что евангелисты расходятся между собой, так и еще и в книгах Библии упоминаемые здесь имена не встречаются. Важно, что приведенные имена используются в документах межзаветного периода (то есть это значит, что имена - реальные и употребительные в III - I вв. до Р. Х.) Скорее всего, евангелисты для написания родословия использовали другие источники, которые неизвестны нам.
Что касается конкретно детей Зоровавеля, начнем с того, что евангелисты могут у поминать такие имена, которые не указаны в Ветхом Завете. В конце концов, у Зоровавеля могло быть больше детей, чем упомянуто в 1 Пар. 3 гл., и один из этих сыновей, не упомянутый в Ветхом Завете, и стал прародителем Христа.
Расхождения же у Мф. и Лк. относительно детей Зоровавеля объясняются левиратным браком (как гипотеза)