4 Ответа
Дионисий Ареопагит, когда прибыл в Иерусалим, то встретил уже пожилую Богородицу. Встреча столь поразила Дионисия, что по этому поводу он отправил своему учителю апостолу Павлу письмо с такими словами:
если бы я не содержал в памяти и новопросвещенном уме моем твое божественное учение, то я признал бы Деву за истинного Бога, и воздал бы Ей поклонение, подобающее Единому Истинному Богу
В отрывке с Марфой и Марией Лк.10:38-42 мы наблюдаем их служение Христу как Богу. Церковь этим отрывком, с добавлением к нему за Литургией стихов из Лк.11:27-28 о признанном блаженстве Богородицы, отмечает особое значение Богородицы в деле спасения человечества.
Она, как мама Богочеловека Иисуса Христа, единственная из людей может сказать Ему слова "Ты Сын Мой возлюбленный" Мк.1:11, слова которые только Бог Отец может обратить к Богу Слову. Она приняла при Кресте в защиту всё человечество, что мы знаем лично, получая Её сильнейшую поддержку.
Так же, мы читаем, что сестра Мария избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Подобное служение выбрала и Богородица.
Отрывок, в привязке к Богородичным праздникам, говорит об Её Небесном статусе, о том служении, которое выбрала и которому посвятила Себя Дева Мария.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
В силу крайнего смирения Богородицы о Ней очень немного сказано в Евангелии. В данном отрывке идет речь о женском служении Христу, причем Божия Матерь совместила в себе служение и деятельное (как Марфа), и созерцательное (как Мария). Завершается отрывок ублажением лично Божией Матери и всех слушающих и исполняющих слово Божие, среди которых Она опять-таки занимает первое место.
Как видите, очень уместно читать этот текст в дни памяти Пресвятой Богородицы.
В древнем Иерусалиме на литургии на Успение читали Евангелие о посещении Девой Марией праведной Елисаветы (Лк. 1:39-56), тогда как на литургии Рождества Богородицы - Лк. 11:27-32 (как раз кусочек этого чтения сейчас входит в составное евангельское чтение на литургии в Богородичные праздники). Почему выбрано это чтение , понять несложно - ради слов неизвестной женщины "блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие"! (Лк. 11:27), которая таким образом прославила Богородицу.
В Константинопольской соборной традиции чтение литургии приобрело привычный нам вид: двум заключительным стихам 11:27–28, имеющим непосредственную связь с прославлением Богоматери, был предпоставлен рассказ о посещении Христом Марфы и Марии. Просматривается идейная связь между основной по объему частью евангельского чтения и заключительным двустишием: сестра Марфы Мария как раз в своем поведении наглядно продемонстрировала, как нужно исполнять заповедь Христа, которая выражена в заключительной фразе: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Кроме того, неслучайный выбор Церковью рассказа о Марфе и Марии для чтения на праздники Богородицы может быть связан с тем, что сестра Марфы, главная героиня эпизода, имеет то же имя, что и Пресвятая Дева, так что ее внимание к слову Божию может быть образом того, с каким вниманием и любовью слушала Своего Сына Пресвятая Богородица