5 Ответов
Психология - единственная известная мне наука, не имеющая собственного предмета. Хотя в названии она имеет слово "душа", но обычные вузовские учебники по психологии обычно говорят о психических процессах, отрицая как раз само наличие у человека бессмертной души. Напротив, православная психология исходит из представления о наличии у нас души и обозначает три ее состояния (естественное, нынешнее нижеестественное и вышеестественное), выявляет различные силы души и их действие, и т.д. Аскетика же помогает привести наше естество в должное состояние.
Ознакомьтесь с книгой свт. Феофана Затворника "Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии", и тогда Вам яснее будет разница.
Или, возможно, несколько проще Вам покажется книга современного автора иерея Вадима Коржевского.
Действительно, как было отмечено выше, (светская) психология, деларируя себя, как наука о душе, решительно отрицает реальность существования этой самой души (как субстанционального начала в человеке)).
Вместе с тем, между психологией и аскетикой есть ещё одна принципиальная разница: тогда как первая, в стремлении преобразовать человека, раскрыть его личностные особенности, опирается на "человеческие" средства, вторая учит, прежде всего, искать опоры в Господе.
Опять же, учение о том, к чему и ради чего должен стремиться человек, как именно и ради чего он должен себя направлять, психология выражает иначе, чем аскетика.
«Аскетика в общем своем определении есть наука о подвижничестве или о том, как путем подвига совершается переход человека из царства диавола в царство Божие, с уяснением причин самого подвига и всех частных явлений в этом процессе перехода человека от смерти к жизни». Аскетика имеет «своим предметом выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности» (профессор Сергей Михайлович Зарин. Православная аскетика)
«Аске́тика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества. Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества. Само христианское подвижничество именуется аскетизмом»
«Аскетика не изучает внутренний мир человека так, как это делает психология и антропология. В отличие от названных наук, предметом её изучения является не «строение» человека, его природы, души, но средства и способы реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, осуществляемого в христианском подвиге при благодатной помощи свыше» (Аскетика) В основе аскетики лежит святоотеческое учение о страстях души и соответствующих добродетелях, основанное на знании о поврежденности человеческой природы.
Попросту говоря, предмет аскетики – духовное совершенствование христианина.
Предметом изучения психологии как науки в самом широком смысле является человек., при этом акцент делается на психическом уровне существования человека, хотя изучается и физический, материальный уровень, так как он в значительной степени определяет психическую жизнь.
В разных психологических школах частным предметом изучения считают сознание, мышление, бессознательное, деятельность, поведение, личность и т. д. Но несмотря на размытость предмета научного изучения, есть и общепринятое определение:
«Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности».
Так что предмет изучения психологии и христианской аскетики не одинаков. Во многом это определяется смыслами – ради чего изучают человека, на какие основы опираются, что предлагают делать с полученными знаниями. Христианская аскетика в значительной степени нравственное учение, в отличие от прагматичной психологии.
Однако если говорить о христиански-ориентированной психологии, то она является дружественной для аскетики наукой, в определенном смысле расширяющей инструментарий духовного совершенствования.
Аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией
Но
Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.
— Из книги Восемь смертных грехов и борьба с ними. Автор: священник Павел Гумеров.